В поисках стабильности: как веб‑разработчик переезжал из Крыма в Европу
В 2014 году Сергею Чистякову пришлось переехать из Крыма в Европу вместе с женой и грудным ребёнком. Теперь он живёт в Словении и ни о чём не жалеет.
Иллюстрация: Rick Rick / Unsplash / Colowgee для Skillbox Media
Сергей Чистяков
об эксперте
Веб-программист. Эмигрировал из Украины в Сербию, а потом в Словению. Любит путешествовать.
Я программирую со школы. Уже в 18 лет устроился бэкенд-разработчиком в местное рекламное агентство, где поддерживал сайты отелей и медучреждений. Там я проработал пять лет, дорос до тимлида и напрочь выгорел. Потом ушёл в отпуск и начал искать новое место — так и началось моё путешествие длиною в пять лет.
Удалённая работа в британской компании
Друг предложил поискать вакансии на аутсорсе — сказал, что меня оторвут с руками и ногами. Украинских программистов постоянно убеждают на тренингах по тимбилдингу, что все ИП и контрактники — лжецы. Но я всё-таки доверился, и буквально в течение недели на меня вышли представители британской компании и пригласили на собеседование.
На первом интервью проверили уровень английского — тогда он был довольно низкий, но я пообещал подтянуть. Потом дали тестовое: сверстать сложную страницу для страхового агентства. На задание ушло три вечера.
Последним этапом было техническое интервью по CSS-запросам. Когда я его прошёл и получил оффер, то сразу же решил уволиться с прежнего места. Правда, всё же пришлось отработать ещё месяц. Но я не терял времени зря — зарегистрировал ИП и открыл счёт в банке.
Аутсорс-компании заключают с программистами договор подряда. Он похож на трудовой, но в нём не прописывают рабочие часы и отпуска, а указывают зарплату за год или месяц до вычета налогов. Договор заключают по двум причинам: чтобы было официальное основание для оплаты счетов за работу программиста и чтобы исключить прямой контакт программиста с клиентом. Далее каждый месяц выставляется счёт с реквизитами для оплаты на имя аутсорс-компании.
С октября 2013 года я уже работал на фултайме в новой компании. Там я тоже был фулстеком, но зарабатывал в пять раз больше. Мы делали сайты, похожие на приложения для iPad. В 2014 году, после крымских событий, мне предложили переехать в Киев или Белград, потому что переводить деньги в Крым работодатель не мог.
Сначала я уехал в Украину. Там начались проблемы с крымской пропиской: я не мог платить налоги и даже пойти в больницу. Это уже потом столицу Крыма перенесли в Херсон и сделали свободную экономическую зону для бывших крымчан. А в начале 2014 года никто не знал, что делать и как жить. Поэтому мы решили перебраться в Европу.
Остановка первая. Сербия
Переезд в Белград обошёлся дорого. Мы не знали города и не могли подобрать хорошую съёмную квартиру, поэтому сильно переплачивали за аренду не лучшего жилья. До крымских событий я мог за неделю купить телевизор и последний iPhone без ущерба для семейного бюджета. Теперь приходилось экономить.
Отдельная большая статья расходов — налоги, которые намного превышают украинские и российские. Так как я был индивидуальным предпринимателем, то брал всю налоговую нагрузку на себя — она доходила до 45%, поэтому доходы упали в два раза. К тому же ушли греческие клиенты, с которыми я работал как фрилансер: из-за кризиса у них закончились деньги.
Релокация всегда связана с финансовыми потерями. Можно сказать, это шаг назад как минимум на пару лет. Обычно переезжают те, кто на родине достиг стабильно высокого дохода и хочет расти.
Первые два года нам пришлось нелегко: четырёхмесячный ребёнок на руках, а вокруг ни родственников, ни друзей — полная социальная изоляция. Это было настоящее испытание. Дополнительной работы тоже не хватало. Иногда старые знакомые подкидывали заказы или я находил их сам. Дети были ещё очень маленькими, поэтому ходить по собеседованиям и учиться было тяжело.
Так я работал в компании два года, подрабатывая на фрилансе. За это время я подтянул английский и твёрдо решил найти работу с более высокой зарплатой.
В Сербии мне сразу не понравилось. Поэтому я решил, что через несколько лет мы обязательно оттуда уедем. Но через два года я нашёл хорошую работу, денег стало больше. Я купил машину, и мы ещё три года путешествовали по Балканам. Образовалось такое болотце стабильности, в котором ничего не хотелось менять. Сейчас кажется, что мы задержались в Сербии, — можно было переехать гораздо раньше.
Остановка 2. Словения
Когда мы в первый раз приехали в Словению как туристы, я проникся местной природой, красотой и порядком на улицах. В тот момент я твёрдо решил переехать сюда и начал искать работу на LinkedIn и через знакомых. На меня вышли менеджеры словенского агентства и пригласили на собеседование.
Как проходило собеседование
Во время первого интервью проверяли уровень английского, чтобы определить, могу ли я общаться с клиентами по телефону или меня хватит только на переписку. К тому моменту я уже достаточно прокачал разговорные навыки, поэтому меня допустили к созвонам.
Потом дали тестовое задание, но почти сразу же его отменили и бросили меня на реальный проект — «тушить пожары». Видимо, компания очень нуждалась в программистах. Они были готовы взять кого угодно — лишь бы сдать проект в срок.
Мы делали интернет-магазин дорогого нижнего белья. Мне сразу доверились как старому знакомому, открыли доступы и отправили работать. Сначала я переживал, потому что всегда отношусь к работе слишком серьёзно. Но всё получилось. Сразу после запуска на сайте пошли продажи и магазин заработал десятки тысяч долларов.
Некоторое время я работал на фрилансе и ездил в командировки в Словению. Ближе к релокейту, когда меня переводили в штат, тимлид провёл техническое собеседование. В основном он задавал вопросы по алгоритмам и паттернам. Их я и подтянул, пока жил в Сербии :)
Когда я приехал в Марибор, мы пообщались с руководством о моих планах и опыте. Одно интервью незаметно прошло во время small talk на офисной кухне, пока мы обсуждали приведение типов и нюансы сложения десятичных дробей.
Как мы получали визу
Я мог переехать только по Blue Card — это форма визы, которая позволяет сразу перевезти с собой семью. Есть ещё национальная виза, по которой сначала переезжаете вы, а через год — жена и дети. Нам этот вариант не подходил.
Blue Card получить сложнее, чем национальную визу, — выше требования к зарплате, обязательно официальное трудоустройство, нужно платить огромные налоги. На этом я тоже потерял много денег. К счастью, представители компании помогли выяснить, какие документы нужны для визы, перевели их и нострифицировали диплом.
Чтобы устроить иностранца, словенская компания должна сначала выставить вакансию на биржу труда. Если за два месяца никого не получится найти, то можно нанять иностранного сотрудника. Компания слепила вакансию специально для меня: искали разработчика с десятилетним опытом, знанием английского, русского, сербского, хорватского и украинского. С такими требованиями уж точно ни один словенец бы им не подошёл.
Когда мне сделали оффер, мы пошли в административную единицу подавать документы на визу. Вот, что понадобилось:
- предварительный трудовой договор с работодателем;
- договор найма жилья с регистрацией;
- страховка;
- справка об отсутствии судимости, за которой пришлось ехать в Украину.
Я подал документы и стал ждать решения. Визу выдали в течение месяца, что довольно быстро, и я подал документы на членов семьи:
- свидетельства о рождении детей с переводом;
- свидетельство о браке с переводом;
- выписка с банковского счёта — доказательство, что у меня есть деньги на случай, если сразу уволят;
- страховка на каждого члена семьи.
Виза на одного человека стоила 90 евро. Ещё 150 евро отдали за переводы документов на словенский, нострификацию и страховки.
Ещё нужно было открыть счёт в банке для перечисления зарплаты. С этим тоже были проблемы, потому что за год до этого произошёл скандал из-за счетов, через которые российские бизнесмены отмывали деньги. В результате даже с украинским паспортом стало трудно открыть счёт. Ещё забавный момент: у меня в паспорте стояла симферопольская прописка, а в европейской банковской базе города Симферополя не было. К счастью, в банке вошли в положение, разблокировали поле и вручную указали город.
Как подготовиться к переезду
Дам несколько советов тем, кто хочет устроиться на работу и переехать в другую страну.
Договоритесь обо всём заранее. Не ждите от работодателя, что он возьмёт всю ответственность за ваш переезд. Договоритесь на берегу, что входит в релокационный пакет, какие будут зарплата и налоги. Хорошие компании высылают документы для переезда вместе с оффером, и в них всё подробно прописывают.
Запаситесь денежной подушкой. Когда я переезжал в Сербию, у меня её не было, потому что всё произошло внезапно. Ко второму переезду я её подготовил, но недостаточно толстую. Желательно иметь хотя бы 1000 евро в месяц на человека, на семью с детьми лучше отложить не менее 4000 евро. О ценах на продукты можно не беспокоиться: в Европе они дешевле, чем в Москве, Питере и тем более в Крыму.
Отложить деньги на аренду. Если планируете снимать дом или апартаменты в Европе, придётся внести депозит и выездные выплаты. Я внёс 1800 евро за три месяца — то есть за три месяца должен предупредить хозяина, что буду съезжать. Кроме того, я внёс депозит в размере 1200 евро — его возвращают при выезде, если с жильём всё в порядке. Вместе с оплатой первого месяца аренды вышло 3600 евро.
Изучите репутацию компании. Безопаснее, если вы устраиваетесь в крупную компанию, которая существует на рынке хотя бы 5–7 лет. Скорее всего, у неё есть деньги, чтобы платить вам зарплату, и опыт оформления документов для иностранной визы. Если допустить ошибку в документах, вас депортируют, поэтому устраиваться в иностранные стартапы — опасное занятие.
Переезжайте по трудовой визе, только если нет других вариантов. Трудовую визу ещё называют рабской. По ней вы не смените работу и не откроете бизнес. С Blue Card, если у вас есть постоянная работа, ИП можно открыть сразу, а уже через год уволиться и полностью уйти на фриланс. Я договорился с агентством, что в дальнейшем буду работать с ними как ИП: так налоги снизятся с 45% до 10%.
Внимательно выбирайте медицинскую страховку. Если увлекаетесь экстремальными видами спорта, убедитесь, что страховка всё покроет. Потому что спорт обычно не входит в стандартный пакет, и в случае травмы можно разориться в больнице. Помните: медицина в Европе очень дорогая.
Выбрать страховку можно на сайтах страховых компаний. Есть несколько фирм, которые работают по всей Европе: Grawe, Triglav и компании при местных банках. Страховка нужна, чтобы получить визу — сначала туристическую, а потом постоянную.
Хочу ли я вернуться в Крым
Я не сильно скучаю по родным краям, но иногда приезжаю в гости к родственникам и друзьям. Возможно, если бы переезжал из Москвы или Питера, то мне не хватало бы инфраструктуры. Ведь Европа, по сравнению с крупными городами, — это уютная деревня. Но я вырос в провинции, поэтому мне и в Словении хорошо.
Каждый раз, когда я возвращаюсь на родину, пограничники напоминают мне, кто я такой и откуда взялся. И каждый раз я думаю, что больше сюда не вернусь.
После реформы 2016 года украинские пограничники ведут себя очень по-европейски. А вот пограничники с российской стороны постоянно спрашивают, почему я уехал, и удивляются, когда говорю, что в Крыму нет работы. Я для них — предатель родины.
С детьми тоже есть сложности. Например, у второго ребёнка свидетельство о рождении сербское, а гражданство — украинское. Поэтому на крымской границе постоянно приходится спорить и ругаться.
Тем не менее даже после всех переездов я считаю, что ругать свою родину нельзя. Попробуйте пожить хотя бы год в другой стране, вернуться и понять, где лучше. Это куда полезнее и интереснее, чем сидеть на месте и жаловаться. Кто знает: быть может, вы найдёте новый дом и начнёте любить родину издалека — будете скучать по ней, а не ругать.