Код
#статьи

Тим О’Райли и его зоопарк: как стать самым популярным издателем в IT

Он нарастил хвост шимпанзе, напугал всех пауками, жабами и гадюками и выпустил те самые «книги с животными».

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media

Среди всего многообразия типажей в истории IT особо выделяются два: чудак-интеллектуал а-ля Столлман и хваткий гений-провидец вроде Стива Джобса. Но есть человек, соединяющий в себе и то, и другое. Это Тим О’Райли, один из главных мыслителей Кремниевой долины, основатель легендарного и мегауспешного издательства компьютерной литературы O’Reilly Media, организатор крупных конференций.

Именно О’Райли стоял за главными техническими изобретениями последних 30 лет. Его компания начала работать над электронными книгами задолго до появления Kindle и запустила первый коммерческий веб-сайт. Это он раскрутил опенсорс-движение, Web 2.0 и много чего ещё. Хотя поначалу ничего столь громких достижений не предвещало.

Сила дилетанта

Интерес к познанию проявился у Тима ещё в детстве — ему довелось буквально на собственной шкуре прочувствовать, что такое наука. В 14 лет он принял участие в эксперименте по изучению болезни Вильсона. Отец, учёный и исследователь, вживил Тиму в руку радиоактивную медь и каждый день отслеживал её метаболизм в организме.

«Обучение было для меня всегда чем-то вроде наркотика».

Тим О’Райли,
в интервью inc.com

Тим О’Райли
Фото: Wikimedia Commons

Путь в IT тоже получился довольно нестандартным. В 1977 году знакомый О’Райли, венгерский инженер Питер Брайер, попросил его помочь с составлением резюме.

Не имеющий, в отличие от многих коллег по Долине, никакого технического образования и никогда прежде не видевший компьютера, Тим справился с этим настолько хорошо, что Питер быстро нашёл работу.

Более того — когда ему поручили написать техническое руководство по эксплуатации цифрового оборудования, Брайер вновь обратился к приятелю. Несмотря на полное отсутствие хоть каких-то знаний об IT, О’Райли решил попробовать.

«Думаю, это была моя лучшая работа как технического писателя, потому что я ничего не знал. Я просто читал материалы, пока не начинал видеть паттерны».

Тим О’Райли,
в интервью wired.com

К 1983 году новоиспечённый технический писатель уже настолько хорошо разбирался в компьютерах, что решил открыть собственный бизнес по составлению инструкций, пособий и прочей технической документации к ПК. Так на территории бывшего амбара возникла компания O’Reilly & Associates, где собрались умные и увлечённые молодые люди.

Момент был выбран удачно — персональные компьютеры только входили в моду, поэтому спрос на околокомпьютерную литературу был ажиотажным.

Вскоре Тим придумал ноу-хау, которое впоследствии принесло ему миллионы. Клиентам, которые сохраняли за ним авторские права на те пособия, которые писала для них фирма О’Райли, предлагали немалую скидку.

Поначалу Тим просто перепродавал их другим клиентам, но в 1985 году отважился тиражировать их на широкие народные массы. Здесь тоже не обошлось без небольшой революции в издательском деле.

Компьютерные пособия выпускали и до O’Reilly & Associates — но прежде это были очень дорогие, занудные и совершенно непонятные неподготовленному читателю талмуды.

О’Райли стал первым, кто мог не только разобрать любой программный продукт до мельчайших подробностей, но и рассказать об этом нормальным человеческим языком: живо, интересно, а главное — так, чтобы было ясно даже ребёнку. Сам автор описывал свой бизнес-подход так:

«Вся наша модель была исследовательской. Мы мало чего знали, и это нам помогло. Наша сила была в невежестве».

Эту манеру быстро переняла вся команда O’Reilly & Associates:

«Стиль был разговорный — простой и понятный. И ещё мы считали, что рассказывать надо всё целиком, а не то, что проще».

Один из первых сотрудников O’Reilly & Associates, в интервью для wired.com

В 1988 году O’Reilly & Associates подготовили двухтомное руководство по библиотекам X Window. Когда они показывали его вендорам, многие спрашивали, нельзя ли купить копию для себя. Примерно в это же время в MIT готовилась конференция по X Window, и О’Райли решил рискнуть.

«Накануне мероприятия мы отправились в местный копицентр и напечатали около 300 руководств. Утром, ни у кого не спросив разрешения, мы поставили в лобби столик с табличкой, что книги по Xlib будут доступны в 16:30. К четырём уже стояла очередь из 150 человек. Они буквально кидали в нас деньги и передавали кредитки над головами других. И тогда мы поняли, что издательство может стать большим бизнесом».

Тим О’Райли,
для wired.com

Интернет грядёт

Дело процветало не только благодаря спросу и смекалке О’Райли, но и во многом благодаря его неопытности. В основном конкуренты продавали книги со скидкой в 20%. Тим не смог придумать ничего лучше, как сбить цену на 40%. Конечно, книжные магазины не могли пройти мимо такого предложения и просили ещё больше книг, что в итоге шло на пользу издательству.

The Whole Internet User’s Guide & Catalog by Ed Krol
Изображение: O’Reilly Media

Однако самый большой куш О’Райли сорвал благодаря своему таланту провидца. Он чувствовал, что будущее — за интернетом. Но в начале 1990-х многие считали веб сугубо нишевым продуктом для правительства и университетов. О руководстве для массового пользователя никто даже не задумывался. О’Райли смог опередить время и даже в какой-то степени создать будущее. Он нашёл никому не известного автора по имени Эд Крол, который написал небольшой «путеводитель» — The Whole Internet User’s Guide and Catalog. За один год Тим превратил этот гайд в книгу.

Тема была новая, и, чтобы как-то привлечь читателей, он разослал по экземпляру всем членам Конгресса США. Конгрессмены, в свою очередь, пригласили его выступить. Но перед этим О’Райли вызвали в IT-департамент Конгресса и строго предостерегли:

«Старик в костюме-тройке и с тростью сказал: „Мы не хотим, чтобы ты слишком воодушевил их насчёт интернета, потому что мы не собираемся его им отдавать“. Но я вышел и всё равно зажёг всех».

The Whole Internet User’s Guide and Catalog стал бестселлером с тиражом в 250 000 экземпляров в год. Сам Тим видел в этом не только источник прибыли, но и шанс рассказать всему миру о безграничных возможностях интернета как нового канала коммуникации. Так он приобрёл репутацию интернет-эксперта.

Вместо того чтобы почивать на лаврах, О’Райли пошёл ещё дальше. Он поставил компьютеры в книжных магазинах, чтобы покупатели могли лично ознакомиться с интернетом. Компьютеризировать торговлю оказалось не так уж и сложно. Проблема была в другом: показывать было особо нечего.

GNN: первый факап и ловля рыбы на клубнику

К 1992 году, когда вышло первое издание The Whole Internet User’s Guide and Catalog, во всём мире насчитывалось не больше 200 веб-сайтов. И все они были некоммерческие: их создатели открывали их исключительно ради забавы и не зарабатывали на них ни цента.

О’Райли и здесь пошёл своим путём: он нанял разработчиков, чтобы сделать первый в мире (как утверждает Тим, по факту HotWired появился раньше) коммерческий сайт. Его назвали The Global Network Navigator (GNN). Это был продвинутый по тем временам ресурс с HTML-форматированием, графикой, скриптами и встроенными апплетами.

Его главной фишкой стал первый в истории каталог ссылок на существовавшие в то время интернет-ресурсы. Проект обошёлся в два миллиона долларов — огромная сумма для компании с оборотом в семь миллионов. Фактически на это ушла вся прибыль О’Райли за два года.

Так выглядел The Global Network Navigator в 1993 году
Источник

Поэтому, когда в 1994 году студенты из Стэнфорда Джерри Янг и Дэвид Фило обратились к О’Райли за инвестициями для своего проекта — Yahoo!, бизнесмен был вынужден отказать. Через год Yahoo! стоил около 300 миллионов долларов, а О’Райли продал GNN компании AOL за 11 миллионов долларов. Другой на его месте рвал бы волосы на голове, а его это ничуть не расстроило.

«Если бы мы продержались до пика, эти акции стоили бы миллиард долларов… Деньги — это топливо во время путешествия. Плохо, если закончится бензин в середине пути, но путешествие — это не тур по бензоколонкам. Нужно уделять внимание деньгам, но не должно быть всё только ради них».

Тим О’Райли,
в интервью inc.com

Он пытался показать, что предпринимательство — не менее глубокий инструмент познания мира, чем греческая философия. О’Райли вспоминает, как один инвест-банкир посоветовал ему меньше заботиться об интересной работе, а больше думать о зарабатывании денег, и привёл следующую метафору:

«„Ты же не ловишь рыбу на клубнику. Даже если тебе нравится клубника, рыба любит червячков, поэтому тебе тоже нужно их использовать“, — сказал банкир».

Тим О’Райли,
в интервью inc.com

Поначалу этот совет казался вполне разумным: кто будет спорить, что покупатель должен получать то, что ему нужно. Но, подумав, О’Райли пришёл к другому выводу.

«Тихий голос внутри меня сказал: „Всё, что мы всегда делали, — это ловили рыбку на клубнику. И это работало!“ Мы пытаемся найти нечто подлинное внутри себя, позволяя этому вести нас к родственным душам в мире, а их — к нам. Мне нравится думать, что, если понадобится, мы сможем ловить рыбу на червя, но в целом мы фермеры, а не рыбаки, и клубника — то, что надо».

Тим О’Райли,
в интервью inc.com

О’Райли против Столлмана

В 1998 году была создана Open Source Initiative — организация, распространяющая идеи и практики опенсорса. Её участники привлекли О’Райли, чтобы тот помог им с продвижением. Несколько месяцев спустя Тим организовал широко разрекламированный саммит, на котором рассказали о сути нового явления. На саммите был автор Python Гвидо ван Россум, который так объяснил важность всего, что там произошло.

«О’Райли понял, что свободное ПО гораздо важнее для интернета, чем многие думают. Распространено мнение, что интернет в основном построен на проприетарном ПО, но на самом деле многие важнейшие вещи не проприетарные: Sendmail доставляет 80% всей электронной почты, BIND (Berkeley Internet Name Daemon) выполняет большинство переводов имён в IP-адреса, Apache — веб-сервер №1, самое популярное программное обеспечение для шифрования — PGP, три наиболее часто используемых языка сценариев — Perl, Tcl и Python, и так далее».

Гвидо ван Россум,
отчёт о конференции

Если основатель Фонда свободного программного обеспечения Ричард Столлман больше заботился о лицензиях, О’Райли решил, что по мере перехода ПО с компьютеров на серверы они перестанут иметь значение. Для него на первом месте была возможность распространять ПО на любых условиях, которые нравятся разработчикам.

«Давайте на время перестанем думать о лицензиях. Давайте перестанем думать, что это суть того, что важно для открытого кода».

Тим О’Райли,
интервью для InfoWorld, 2003 год

В то время как Столлман стремился ограничить разработчиков путём внедрения разных лицензий, О’Райли считал, что свободы должно быть как можно больше.

«Мой подход скорее прагматический, чем моральный. Open Source — это отличная методология разработки, которая ведёт к созданию лучшего ПО и формированию сообществ вокруг этого ПО. Выпуская программы с открытым исходным кодом, вы вносите вклад в общее здоровье сообщества программистов. Вы получаете выгоду от всей экосистемы, а не только от вклада сообщества в ваш собственный конкретный проект».

Тим О’Райли,
из письма Столлману

Те самые обложки

Первые книги издательства О’Райли распространялись по почте. Это были листы бумаги, скреплённые обычными скрепками, и с простыми коричневыми обложками. Но когда пришло время книжных магазинов, требовалось как-то выделиться среди тысяч других.

Обложка с долгопятом
Изображение: O’Reilly Media

Первый иллюстратор, которого нанял О’Райли, предложил вариант с яркими цветами и геометрическими фигурами. Эта идея никого не впечатляла. Тогда один из авторов позвал свою соседку, графического дизайнера Эди Фридман. Та, взглянув на названия книг и термины из мира UNIX — Vi, Sed, AWK, YACC, Perl и тому подобные, — сказала, что эти слова ей напоминают названия из популярной тогда игры Dungeons and Dragons.

А потом ей на глаза попались гравюры вековой давности с изображениями животных. Эди решила, что они прекрасно сочетаются с диковинными терминами UNIX. Это её так воодушевило, что все выходные она рисовала эскизы обложек. Реакция сотрудников издательства была неоднозначной.

«Некоторые работники O’Reilly были в шоке: им показалось, что животные странные, уродливые и немного пугающие. Но Тим сразу оценил — ему понравилась причудливость зверей, он решил, что книги будут выделяться на фоне предложений других издательств. Так всё и началось».

Эди Фридман,
A short history of the O’Reilly animals

Благодаря этим обложкам и Фридман, и О’Райли многое узнали как о животных, так и о своих читателях — в частности, выяснилось, что те весьма неплохо разбираются не только в IT, но и в зоологии.

«Однажды я неправильно прочитала надпись на гравюре и ошибочно решила, что на ней изображён шимпанзе. Мы получили лавину писем от читателей, в которых они сообщали нам, что у шимпанзе абсолютно точно нет хвостов».

Эди Фридман,
A short history of the O’Reilly animals

Муж одной читательницы пожаловался на то, что они использовали паука на обложке и внутри книги Webmaster in a Nutshell. Его жена страдала арахнофобией, поэтому читатель заклеил обложку и все изображения пауков внутри книги. Другой клиент прислал гневное письмо, в котором сообщил, что никогда не зайдёт на одну из страниц сайта издательства, потому что на ней изображена змея. Оказалось, это была страница «Как сделать заказ». Пришлось заменить змею на милого кролика.

А ещё в ходе работы дизайнеры поняли, что многие животные, изображённые на гравюрах XIX века, в ХХ веке оказались под угрозой исчезновения — например, тигр из книги «Изучение редакторов vi и Vim», лори из книги «sed & awk», черепаха настоящая каретта из книги «Начало работы с CouchDB», тигр из книги «Запуск Mac OS X Tiger», африканский слон из книги «Hadoop: The Definitive Guide».

Долгопят — животное-талисман
Изображение: O’Reilly Media

Животным-талисманом О’Райли стал долгопят. Фридман выбрала его для руководства по редактору Vi — казалось, что долгопят с выпученными глазами выглядел как человек, который очень долго редактировал тексты. Впрочем, и другие обложки выходили не менее меметичными — например, жуткая суринамская жаба на издании Windows XP Annoyances for Geeks.

Легендарная суринамская жаба
Изображение: O’Reilly Media

В 2016 году O’Reilly Media выпустила отдельную книгу, посвящённую животным с обложек — «The O’Reilly Animals: An Adult Coloring Book».

Писатель, хакер и герой

Сегодня Тим О’Райли — один из самых влиятельных мыслителей в Кремниевой долине. Сфера его интересов выходит далеко за пределы IT. Ещё в 1981 году он написал биографию писателя-фантаста Фрэнка Герберта, автора серии «Дюна», позже получил грант на перевод греческих басен.

Потом были концепции «Веб 2.0», «правительство как платформа» и «архитектура участия». Эти разные доктрины преследуют одну большую цель — изменить мир.

«В какой-то мере суть бренда O’Reilly — это история о хакере как герое, ребёнке, который играет с технологиями, потому что любит их, но однажды попадает в ситуацию, когда его призывают пойти и изменить мир».

Тим О’Райли,
интервью Forbes

О’Райли ведёт довольно простой образ жизни. У него пара белых лошадей, за которыми он любит ухаживать, он печёт коржики и подаёт их с клубничным джемом, который тоже делает сам.

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Python-разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована