Код
#истории

«В программирование я вкладываю душу так же, как и в музыку»

Максим посвятил жизнь музыке, но не нашёл, как достойно зарабатывать на этом. Ему повезло: второй музыкой для него стало программирование.

полина суворова для skillbox

Максим Кирпичников

Россия, Красноярский край, пос. Дубинино


Пройденные курсы


Достижения

Сменил работу учителя в музыкальной школе на профессию разработчика, устроился на удалёнку, обрёл свободу творчества и увеличил доход на 150%.



В интервью Максим рассказал:


— Как сложилась твоя история с музыкой?

— Я сочинял музыку даже в детстве. Мне было лет пять, и когда я играл в игрушки, я напевал разные мелодии. Родители это увидели и отдали меня в музыкалку. После колледжа я собирался поступать на композитора в институт музыки, но не попал туда и пошёл учиться на пианиста. А потом стал учителем в музыкальной школе.

О жизни современного музыканта

— Почему? Кроме школ, музыканта совсем нигде не ждут?

— Если ты не сделал карьеру пианиста-исполнителя — а хорошими исполнителями становятся далеко не все музыканты, — ты, как правило, идёшь преподавать. Ещё можно стать концертмейстером — я пробовал, но не задержался. А в школах учителей всегда ждут. Где-то педагогов не хватало совсем, и в какой-то момент я работал сразу в трёх музыкалках: одна была в городе, другая в посёлке, где я живу, и третья в селе в тридцати километрах от моего дома.

— Каково быть учителем музыки?

— Сначала я был полон сил и представлял, что работа будет похожа на мою практику в колледже, что ученики будут смотреть на меня с открытыми ртами и восторженными глазами. Но в жизни оказалось не так: ученикам ничего не надо, да и родителям тоже — они приводят детей на уроки, чтобы их чем-то занять. Если бы дети слушались меня, может быть, я до сих пор бы преподавал.

— Работа учителем как-то влияла на твоё собственное творчество?

— Сначала у меня была небольшая нагрузка, и на сочинение музыки я находил время. А когда я набрал дополнительных учеников, его не осталось совсем. Приходилось много работать, и всё чаще хотелось быть подальше от музыки. Произошла профдеформация. Поэтому я рад, что график стал свободнее!

Сейчас я потихоньку сочиняю — очень медленно, правда. И делаю это в своё удовольствие. Раньше я играл на пианино, потому что мне за это платили, и часто работал с произведениями, которые мне не нравились, но деваться было некуда. Теперь всё по-другому.

— Не скучаешь по прошлой работе?

— На самом деле я никогда не любил преподавать, просто после колледжа другого выбора не было. Сейчас я отношусь к тому времени как к пройденному этапу. Но иногда я скучаю по своим ученикам. Потому что есть те, к кому я привязался. С ними работать было интереснее, чем с другими.

На концерте. Максим за пианино

Из учителей музыки в программисты

— Почему ты всё-таки решил сменить свою профессию после столь долгих лет?

— Всё просто — меня уволили из одной школы. Эти организации у нас обычно бюджетные, и когда бюджет сокращают, то начинается сезон увольнений. Я долго думал: стоит ли бросать стабильную работу и менять её на неизвестность. Но тогда я слишком устал постоянно ездить с одной работы на другую и стал подыскивать что-нибудь на удалёнке.

Мне раньше нравилось программирование, и я решил, что стоит попробовать именно его. Я решил, что нужно выучиться, и тогда мне всё станет понятно. Получилось!

— Сложно было перейти от творческой профессии к технической?

— Для меня программирование — это тоже творчество. Любую программу я пишу с отношением не просто как к какому-то коду, — я пытаюсь вложить в неё свою душу. Просто творческая работа программиста протекает немного в другом русле.

— В итоге ты уже устроился на работу?

— Да! Мне помог центр трудоустройства Skillbox. Сначала они составили резюме и устроили меня на стажировку в благотворительную компанию. Там я набрался опыта командной разработки, который недополучил на курсах. Потом моё резюме разослали работодателям. Меня пригласили на работу в компанию на удалёнке. Я три месяца совмещал преподавание в музыкальной школе и ночную работу разработчика. В процессе успел убедиться в том, что разработка — это моё. Считаю, что мне просто очень повезло.

Новая профессия — новое мироощущение

— Изменилось самоощущение после перехода из музыкантов в программисты?

— Как только я начал общаться с другими ребятами из IT, я стал ощущать себя частью огромного движения. Мы учим друг друга и даём советы. В преподавании всё наоборот: молодых педагогов не так много, а старые не хотят принимать новые технологии. Например, в моём классе дети читали ноты с планшета, а не с бумаги: им так было удобнее. Но многие мои коллеги принимали такое в штыки. Сейчас, на новой работе, я чувствую, что мои идеи никогда не остаются без внимания.

— Теперь вокруг тебя совершенно другой мир? :)

— Теперь я чётко осознаю, что я отвечаю за все косяки. Когда я работал педагогом и ребёнок не мог сыграть на экзамене произведение, это была не только моя недоработка, но и ребёнка тоже. Но в глазах других педагогов, членов комиссии, виноват был я. И это для меня сложный момент, потому что вроде как я пытаюсь, вкладываю душу, однако… А теперь, если я налажал, мне и исправлять.

Итальянский проект, с которым работал Максим. Он перевёл сайт на новый интерфейс, сверстал новые страницы, настроил систему платных подписок, админку, исправил баги и недоработки.

— Ты освоил frontend-разработку и нашёл работу. Какую теперь ставишь перед собой задачу?

— В первую очередь я стремлюсь стать более или менее хорошим специалистом в области бэкенд-разработки, но подумываю и о разработке игр. Это моя детская мечта. Возможно, там пригодятся мои навыки музыканта и композитора.

Музыка, как и программирование, — это целая наука»

— Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у программирования и музыки?

— И там, и там человеку необходим развитый ум. В музыке ты должен знать, как и с какой громкостью взять ту или иную ноту, понимать, что ты хочешь вложить в мелодию, — это нужно постоянно анализировать, причём соображать быстро. В программировании то же самое.

Профиль и авторские композиции Максима на сайте promodj.com

Любое музыкальное произведение, как и компьютерная программа, строится по своим законам, по своей логике. Каждая часть программы влияет на другую, и это очень похоже на структуру какой-нибудь симфонии. В симфониях есть отрывки, звучащие более спокойно, есть сыгранные напряжённо, и есть кульминация, к которой всё движется. Все части идут в строго определённом порядке, и если его не соблюдать, произведение будет звучать скомканно. То же можно сказать и про код.

— Скажи мне как программист и музыкант: как ты относишься к попыткам искусственного интеллекта писать музыку без участия человека?

— Я считаю, что программа всё равно никогда человека не заменит: человек, помимо своих знаний и опыта, вкладывает в музыку что-то своё, незримое, душу. Я как музыкант к этому очень чутко отношусь.

— И последнее: музыка — она в душе?

— Да, однозначно. Мне кажется, что человек становится музыкантом тогда, когда он её слышит повсюду. Даже когда я пишу код, я не могу делать это в тишине. Я либо проигрываю в голове какую-нибудь мелодию, либо включаю её, либо напеваю. Когда я пишу музыку, я перестаю замечать минуты и даже часы! Я могу просидеть полдня, подбирая гармоничные звуки.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована