Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Код
#истории

«Нелинейный опыт — это моя суперсила»: путь маркетолога-аналитика Влады

За пару лет в новой профессии Влада выросла из стажёра в старшего аналитика. Всё благодаря обучению, бэкграунду в разных сферах и любопытству.

Фото: личный архив Влады Мицюк

Влада Мицюк

Россия, Санкт-Петербург


Пройденные курсы


Достижения

Повысила квалификацию в аналитике и выросла до старшего маркетолога-аналитика.


Влада рассказала:


«Бралась за новые задачи и не боялась вызовов»: как быстро вырасти в профессии

— С момента нашего прошлого интервью прошло чуть больше года. Что поменялось в твоей жизни за это время?

— Я пришла в свою компанию на стажёрскую позицию, на момент прошлогоднего интервью доросла до маркетолога-аналитика, а сейчас уже старший маркетолог-аналитик, претендующий на руководящую должность. Сильно вырос объём задач, изменилось их содержание. Конечно, возрос и мой авторитет в компании. Это очень крутые перемены!

Если раньше я занималась в основном автоматизацией рутинных процессов, то сейчас участвую в стратегических сессиях. Не могу сказать, что вхожу в состав управляющей компании, но обеспечиваю аналитическую поддержку при принятии решений на самом высоком уровне. Плюс я сопровождаю все направления: и международное, и внутреннее, и core бизнеса, и его ответвления.

— Впечатляющий рост! Как тебе удалось добиться такого всего за пару лет?

— Ну, во-первых, я крутая :) Во-вторых, я пришла в компанию не со студенческой скамьи, уже с определённым пониманием того, что такое бизнес и как он работает. Я могу говорить с работодателем на одном языке и применять знания из ВЭД к новым задачам.

Конечно, поначалу было сложно адаптировать этот опыт к специфике компании. А она непростая — B2B в промышленности. Даже специалисту с большим опытом в аналитике нужно время, чтобы вникнуть и начать приносить пользу компании. Мне помогло то, что у меня очень любопытный и гибкий ум.

В-третьих, я никогда не перестаю учиться. За этот год я прошла курсы во ВШЭ по комплексу маркетинга в компании, где закрыла пробелы в маркетинге и стратегическом планировании. А ещё изучила основы бизнес-процессов в ИТМО, чтобы лучше понимать, как устроена компания, на что обращать внимание, что и как можно улучшить.

Фото: личный архив Влады Мицюк

Сейчас я осваиваю финансовый менеджмент. Это необходимость, так как в мои обязанности вошёл анализ конкурентов, в том числе их финансовой отчётности и прочих данных. Нужно хорошо разбираться в цифрах, чтобы делать выводы, на основании которых управляющая компания сможет принимать решения.

В-четвёртых, мой работодатель по-хорошему требовательный. Он чётко знает, какого результата хочет, и ему неинтересны отговорки. Иногда такой подход может восприниматься как давление, но в основном он мотивирует и помогает раскрывать новые грани себя.

Наконец, поддерживало внутреннее ощущение того, что «я крутая». Мне хотелось показать всем, что это не только моё мнение и что я не просто стажёр после онлайн-курсов, а специалист, который реально может многое. Поэтому я с энтузиазмом бралась за каждую новую задачу и не боялась вызовов.

Сейчас я чувствую, что то, как меня воспринимают в компании, наконец-то начинает совпадать с моим внутренним восприятием себя.

«Классические лиды не работают»: о маркетинг-аналитике в B2B

— Ты прошла множество дополнительных курсов, в том числе по маркетингу. Объясни человеку со стороны, зачем дата-аналитику маркетинг?

— Тут мы подходим к очень интересной теме, которую я называю «вселенной аналитиков».

У большинства людей довольно смутные представления о том, кто такие аналитики и чем они занимаются. Мол, ты аналитик, значит, что-то анализируешь, а что именно и как, далеко не всегда понятно. И сами аналитики не всегда могут чётко описать, где располагается их зона ответственности.

Я, например, маркетолог-аналитик. Это не совсем то же самое, что классический дата-аналитик, который работает с большими массивами данных, поднимает их из хранилищ с помощью Python или других инструментов, создаёт ML-модели. В моей работе эти инструменты тоже есть, но они не основные.

Ещё есть market-research-аналитики, которые исследуют рынки: основных игроков, поставщиков, заказчиков, потенциал отрасли, востребованность того или иного продукта. Это тоже часть моей работы.

Есть маркетинговые аналитики в диджитале — они работают с конверсией, метриками, кликами, показами в ленте. У меня таких задач нет, но я консультирую коллег-эсэмэмщиков и подсказываю, на какие показатели ориентироваться, потому что у нас B2B, где классические SMM-схемы плохо работают.

Есть финансовые аналитики, которые анализируют отчётность компаний, оценивают перспективы сделок или партнёрств. Это роль, которую я сейчас постепенно примеряю на себя.

Есть бизнес-аналитики — они исследуют процессы, находят в них поломки и предлагают варианты оптимизации. А продуктовые аналитики занимаются метриками продукта.

Я собрала по кусочку из каждого направлений — если не функциональность, то как минимум инструментарий. Была забавная история — недавно коллега порекомендовал меня на вакансию гейм-аналитика, хотя я предельно далека от геймдева. Но, читая описание вакансии, я думала: «О, вот это я умею, а вот это смогу быстро подтянуть». Меня даже позвали на собеседование, но, как выяснилось, компания ожидала от меня геймификации взаимодействия с пользователем, что совсем не моё.

Вообще, у каждой компании своё понимание того, кто такой аналитик и какую функциональность он должен обеспечивать. Поэтому задачи часто могут не совпадать с названием вакансии.

— При этом, несмотря на множество ответвлений, классические инструменты дата-аналитики нужны в каждом из этих направлений?

— Они точно помогают сформировать нужную систему мышления. Я не стала классическим дата-аналитиком, к чему меня готовил курс, но многие подходы из обучения я всё равно регулярно применяю.

Этим летом, например, я ездила на конференцию для системных и бизнес-аналитиков, которые формально занимаются совсем незнакомыми мне задачами. Но благодаря базе, полученной на обучении, я органично вписалась в их компанию, понимала, о чём идёт речь, и могла продуктивно участвовать в разговоре.

— В начале интервью ты упомянула, что за последний год стала брать на себя больше новых и интересных задач. Каким проектом или результатом ты гордишься больше всего?

— Один из них связан с анализом конкурентов. У компании уже был доступ к определённым данным, но они простаивали, потому что никто не понимал, что с ними делать дальше. Я смогла заставить эти данные «говорить» и конвертировала цифры в полезные инсайты. Генеральный директор был в восторге: наконец-то из отчёта можно было сделать выводы, которые реально помогут в принятии решений и стратегическом продвижении.

Кроме того, за время работы мы провели пять стратегических сессий, где я обеспечивала аналитическую поддержку: делала отчёты по состоянию рынков и внутреннему положению компании. Многие цифры, которые раньше казались «невидимыми», я сумела «поднять» и презентовать так, чтобы получилась комплексная картина.

Отдельный интересный кейс был связан с таможенной статистикой. Так как я по образованию специалист таможенного дела, мне поручили задачу по анализу импорта и экспорта конкурентов, и я с ней справилась, превратив массив данных в наглядные и понятные руководству дашборды.

— Здорово, что опыт в таможенном деле тебе пригодился, хотя сейчас ты уже маркетолог-аналитик. Кстати, какие особенности ты замечаешь у аналитики в этой сфере?

— Важно с самого начала понимать рынок, для которого ты делаешь аналитику. В моём случае это B2B в промышленности — тут классические лиды не работают. Здесь нет моментальной конверсии, есть переговоры, тендеры и годы выстраивания отношений с заказчиком. Деньги от подписанного контракта ты зачастую видишь не сегодня и не завтра, а через семь лет — это типичный цикл, например, в атомном строительстве. Поэтому в таких сферах оценить вклад маркетинга сложнее, чем в быстром ретейле. Первое время мне не нравилось, что нельзя было просто взять и применить все знакомые мне инструменты, а приходилось глубоко погружаться в отрасль, чтобы понять её контуры и механизмы. Но в итоге именно это и дало результат.

Поэтому мой главный совет — не закапывайтесь в инструменты. Начинайте с определения и понимания бизнес-целей и подбирайте методы, отталкиваясь уже от них.

«Это не перфекционизм, это поиск»: о саморазвитии и планах на будущее

— В прошлом интервью ты говорила, что активно применяешь в работе ИИ и хочешь расти в этом направлении. Как изменился твой уровень владения нейросетями за год?

— В прошлом году я буквально пользовалась всем подряд: нейросетями для генерации звука, видео, изображений, — мне хотелось попробовать всё, что предлагает индустрия. Сейчас уже почти невозможно охватить все нововведения, поэтому я применяю только нейросети, которые действительно нужны мне в работе.

Например, для подготовки аналитических записок я использую Notebook LM и Gemini. Ещё у меня есть интересный проект: я разрабатываю внутреннюю систему для аналитической поддержки, интерфейс и часть софта которой создаю с помощью ChatGPT. В этом мне пригодились знания с курса: понимание процесса создания приложений позволило мне задавать правильные вопросы, а это главное в освоении нейросетей.

Да, бывает, что нейросеть выдаёт ложную информацию, но важно понимать: хороший результат возможен только тогда, когда у тебя в голове есть чёткий образ того, что именно ты хочешь получить. Поэтому собственная экспертность в любом случае необходима. А в систематизации, поиске паттернов и ускорении работы ИИ может стать незаменимым помощником.

— Ты упомянула, что примеряешь на себя роль финансового аналитика. Что вдохновило тебя освоить эту сферу?

— Я стала ловить себя на мысли, что мне не хватает знаний для проектов по работе с отчётностью. Мне захотелось не просто уметь складывать цифры, а понимать реальное положение дел и видеть связи между теми или иными показателями.

Для меня стало открытием, что выручка и чистая прибыль — это далеко не всегда ключевые показатели «здоровья» компании. Нужно комплексно анализировать отчёты о прибылях и убытках, баланс, отчёты о движении денежных средств. Когда я анализировала конкурентов, раньше я упускала эти аспекты. Теперь буду к ним внимательнее.

Сейчас я оперирую огромными цифрами и курирую множество направлений: энергетическое подразделение компании, международный бизнес и продвижение в Узбекистане и Казахстане… Мне, как человеку, который привык работать с метриками и показателями, очень хочется оценивать себя по ним же, но в таких масштабах это очень тяжело. Я не могу «оцифровать» собственное влияние здесь.

Поэтому я стала поглядывать в сторону продуктовой аналитики. Всё-таки в этой сфере всё более заземлено: вокруг продукта выстраивается и стратегия, и маркетинг, и анализ конкурентов.

Влада на профессиональной выставке в Ташкенте
Фото: личный архив Влады Мицюк

— Ты привыкла «оценить себя по метрикам». Не переживаешь, что с таким подходом можно перейти грань между саморазвитием и перфекционизмом?

— Это не перфекционизм, это поиск. Каждый новый курс открывает для меня новые грани профессии, новые области, в которые хочется углубиться. Раньше мне казалось, что мой разношёрстный и нелинейный опыт — это минус. Теперь я понимаю, что это, наоборот, моя суперсила. Мои главные достижения, даже на текущем месте работы, возможны именно благодаря тому, что я могу опираться на знания и опыт, которые формально не входят в мою функциональность. Это позволяет мне смотреть на задачи в таких ракурсах, в каких никто другой не может.

Возможно, я слишком много беру на себя. Но я чувствую, что во мне есть нереализованный потенциал и он не обязательно лежит прямо в том направлении, где я работаю сейчас. Поэтому я продолжаю расширять кругозор, чтобы понять, где ещё я могу быть полезна и хороша.

И советую всем: не бойтесь учиться и менять карьерную траекторию. Когда я только начинала учиться, семья и друзья считали это странным решением. Мол, зачем тебе это, чего ты от этого ждёшь. Но именно этот шаг позволил мне уйти с прошлой работы, что я считаю одним из лучших решений в своей жизни.

Именно решение попробовать новое и применить знания на практике помогло мне обрести уверенность в том, что у меня получится всё, что бы я ни задумала. И не страшно, если какая-то профессия или обучение не стали конечной точкой вашего пути и тем, о чём вы мечтали. В любом случае вы стали на шаг ближе к тому, чего вам действительно хочется.





Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Data scientist + ИИ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована