«Моей профессией всегда было подмечать ошибки»: как учитель стала тестировщиком
Раньше Мария преподавала языки детям с ограниченными возможностями, а сейчас делает карьеру в IT, где в том числе продолжает работать с соцпроектами.


Фото: личный архив Марии Снегирёвой

Мария Снегирёва
Россия, Смоленск
Пройденные курсы
Достижения
Прошла стажировку по новой специальности в «Пятёрочке» и теперь работает младшим тестировщиком в «Братстве кодеров».
✅ Помощь
Мария рассказала:
- почему ушла из преподавания;
- как успешно совмещала обучение и работу;
- с какими трудностями сталкиваются джуны на собеседованиях;
- какие разные подходы к написанию технической документации существуют;
- как ютуб-канал о кино помог ей найти друзей и хобби.
«Энтузиазм энтузиазмом, но хочется, чтобы хватало на жизнь»: что привело преподавателя языков в IT
— Мария, до тестирования ты работала учителем иностранных языков. Почему когда-то выбрала эту профессию и решила преподавать?
— Как сейчас помню: в пятом классе школы у нас начался английский и учительница вошла в класс и заговорила на этом языке. Тогда я сказала себе: «Я тоже так хочу». И с тех пор придерживалась этой мечты.
Поскольку бюджетного переводческого факультета у нас в Смоленске не было, решила реализовать свою любовь к языку через преподавание. Тем более моя мама тоже преподаватель с сорокалетним стажем. Она всегда подбадривала меня в выборе нашей профессии, говоря: «Правильно, так и язык будешь знать, и преподавать сможешь».
Правда, поступила я в итоге на кафедру французского, а не английского языка, как изначально хотела. Причина простая — не хватило бюджетных мест.
— Получается, мама отчасти вдохновила тебя на выбор профессии. А как всё оказалось на деле? Тебе нравилось преподавать?
— Очень! Я бы, возможно, так и осталась в школе, если бы не обстоятельства. В какой-то момент нам существенно понизили зарплату, а я работала с детьми с ограниченными возможностями… Это была любимая, но оттого не менее тяжёлая работа. И тогда я для себя поняла: энтузиазм энтузиазмом, но хочется, чтобы на жизнь тоже хватало.
Впервые я задумалась о смене профессии во время пандемии — тогда можно было за полцены выучиться на любую IT-специальность по государственным льготам. Но я пожалела денег и не рискнула. И только недавно решилась поставить на карту всё. Не пожалела.

— Почему ты решила уйти в IT, а не зарабатывать репетиторством, как делают многие учителя?
— Мне хотелось стабильности: работать в одном месте и получать ожидаемый доход. Бесконечные поездки туда-сюда по городу, постоянные отмены занятий, поиск учеников — через всё это я уже проходила и сильно устала.
К тому же сфера IT всегда влекла меня. В детстве, как только у меня появился компьютер, я сразу же начала лазить по разным сайтам и изучать их. Помню, однажды наткнулась на одну очень красивую страницу, посвящённую Гарри Поттеру, и так впечатлилась, что даже сохранила её себе на рабочий стол.
Только потом заметила, что вместе с сайтом скачался ещё какой-то большой файл, внутри которого был код. Так я узнала, что существуют языки программирования.
Позже начала потихоньку обучаться и программировать простенькие сайты. Даже участвовала в школьных конкурсах.
— Ого! Почему же тогда ты выбрала тестирование, а не пошла в бэкенд-разработку?
— Я понимала, что не стану программистом. Думала поступить на учителя информатики в педагогический, но меня осадили: мол, у тебя проблемы с математикой. Зато для тестирования глубокое знание кода и математики не обязательно.
Ещё одна причина в том, что я, как учитель, очень внимательна к ошибкам: причём всегда не только исправляла их у детей, но и в качестве хобби любила искать киноляпы в фильмах.
Поэтому и решила, что тестировщик — идеальная для меня профессия, в которой я смогу реализовывать свои природные склонности и, что важно, сделать жизнь других людей, конечных пользователей приложений или сайтов, удобнее. Нашла программу и приобрела курс.

Читайте также:
«Я всегда была той, кто исправляет ошибки, а тут выпал шанс их предотвратить»: о первых шагах
— Как тебе удавалось совмещать обучение с работой?
— Обычно я занималась после рабочего дня и на каникулах. Хорошо к тому же, что у учителей 56 дней отпуска в году! Их использовала для самых сложных моментов — начального погружения в тестирование и подготовки итоговой работы.
Помогало не терять мотивацию ещё и чётко поставленная цель — сменить профессию. Я очень выгорела на прошлой работе и понимала, что больше так жить не хочу.
— Сложно было влиться в учёбу?
— Вообще нет. Дело в том, что параллельно работе в школе я также работала в EdTech — методистом в «СберОбразовании». Там в мои обязанности входило в том числе взаимодействие с админкой, поэтому ещё до курса я уже успела немного «прощупать» сферу IT и онлайн-образования изнутри.
Единственное, с чем возникли сложности, — это работа с Postman: для меня это абсолютно новая программа, в отличие от тех же инструментов DevTools, с которыми я уже была знакома. Помогли обучающие ролики на YouTube и консультация с преподавателем Skillbox — он доступно мне всё объяснил.
— Какая часть обучения понравилась тебе больше всего?
— Пожалуй, подготовка дипломного проекта. В его рамках мы тестировали сайт для конечного пользователя. Мне, как человеку, который регулярно пользуется большими площадками типа Wildberries и пишет в техподдержку с просьбами исправить баги, это было особенно интересно. Ведь наконец мне выпал шанс эти ошибки не просто исправить, а предотвратить.
Я писала тест-кейсы, документацию — кстати, этот опыт пригодился мне очень скоро, когда я устроилась в образовательный проект «Пятёрочки». И, конечно, я обращаюсь к нему и сегодня, на текущем месте работы.

Скриншот: личный архив Марии Снегирёвой
— В «Пятёрочку» ты устроилась уже тестировщиком?
— Да, я работала над проектом «Школа питания» — это платформа, которая помогает учителям обучать школьников здоровому рациону и образу жизни. Нашла объявление о стажировке в одном из телеграм-каналов и подалась.
Меня довольно легко взяли. Думаю, у начинающих специалистов из регионов есть своеобразное преимущество — московские компании часто берут их без опыта из-за финансовой выгоды: специалисту не из столицы можно поменьше платить.
В целом, первая работа по новой специальности была довольно лёгкой — не могу сказать, что сталкивалась с какими-то особыми вызовами. Чего не скажешь о задачах, которые выполняю сейчас 🙂
«Самое сложное в большой команде — совпасть по времени с лидом»: о новом месте работы
— А где ты работаешь сейчас?
— Я младший тестировщик в компании «Братство кодеров». Для поиска уже не стажёрской, а серьёзной позиции обратилась в Центр карьеры Skillbox — там мне помогли грамотно составить резюме. Потом я разместила его на HeadHunter и начала откликаться на разные вакансии.
Меня несколько раз звали на собеседования, но большинство из них проходили тяжело. Например, как-то меня интервьюировали на позицию мидла, хотя я сразу обозначила, что уровень у меня джуновский. В итоге, когда не смогла ответить на какие-то вопросы, надо мной просто посмеялись 😕

Изображение: личный архив Марии Снегирёвой
А вот в «Братстве кодеров» собеседование прошло комфортно: вопросы мне задавали только по резюме, ориентируясь на мои текущие знания, без лишнего давления. После я успешно выполнила тестовое — подготовила чек-лист — и меня взяли.
— Сложно было осваиваться на новом месте уже в качестве полноценного тестировщика?
— В целом нет. Я очень дружелюбный человек и всегда легко нахожу общий язык с людьми. И коллектив здесь соответствующий — все приветливые, никакой токсичности.
Все понимают, что новый сотрудник — как ребёнок, которому нужно время на адаптацию. Первое время его надо «водить за ручку», это нормально.
Самое сложное при работе в большой команде — совпасть по времени с лидом. Мой работает на нескольких проектах, поэтому бывает так, что я пишу свой вопрос с утра, а получаю ответ только ближе к вечеру.

Изображение: личный архив Марии Снегирёвой

Изображение: личный архив Марии Снегирёвой
Ещё у нас с коллегами оказались разные представления о том, как оформлять документацию. В Skillbox учили, что нельзя писать «работает некорректно» или «приложение ругается», потому что это не исчерпывающее описание ошибок. А в моей текущей компании используют именно такие формулировки.
Пришлось перестраиваться, но это не проблема: если что-то непонятно, я всегда могу уточнить любой момент у коллег или почитать техническую документацию компании.
— Над какими проектами ты работаешь?
— Я тестирую платформу «ПРОСобытие» — это система видеомониторинга автопроисшествий на дорогах Москвы. Камеры фиксируют инциденты, а дальше с помощью нейросети платформа определяет их тип: с участием пешеходов, ДТП, возгорание и иное.
Разобраться в этом оказалось сложнее, чем я думала, — камер и происшествий очень много. Но мне нравится, и я максимально вовлечена, поскольку проект социально значимый. Для меня, как для бывшего учителя, это вдвойне ценно.
— Какой прогресс ты заметила за несколько месяцев работы? Что изменилось в твоих навыках, самоощущении?
— Я стала лучше писать баг-репорты, оформлять тикеты, работать с документацией и тестами. В целом постепенно расту с каждым днём.

Также очень активно прокачиваю свою внимательность — ежедневно приходится следить за всей поступающей в чаты информацией, а там её очень много. Тут помогает только практика.
«Выгода от смены профессии не ограничивается доходом»: о хобби и планах на будущее
— Мария, каким ты видишь своё будущее в IT?
— Безусловно, хочу глубже прокачать скиллы в тестировании: освоить автотесты и в ближайшее время дорасти до мидла.
Если говорить о более долгосрочных планах — думаю о том, чтобы освоить UX/UI-дизайн. Но пока что дизайн — скорее просто хобби. Я веду ютуб-канал, для которого постоянно делаю обложки, и это процесс приносит мне большое удовольствие.
— А чему посвящён твой ютуб-канал?
— Кино. Это моя большая страсть ещё с тех пор, когда в школе я впервые посмотрела фильмы Квентина Тарантино. Тогда я посчитала, что раз видела несколько известных лент, то разбираюсь в индустрии 🙂 Уже потом, когда завела свой канал и начала по-настоящему следить за фестивалями и премьерами, поняла, что это, конечно, далеко не так.
Сейчас я продолжаю расширять свой кинокругозор — делаю обзоры на новинки и тематические подборки фильмов, пересказываю в канале интересные книги о кино. У меня около 1400 подписчиков — это немного, но вполне достойно для канала, продвижением которого я особо не занимаюсь. Плюс некоторые из этих подписчиков стали моими хорошими друзьями, с которыми мы всегда можем обсудить своё увлечение.
Конечно, в будущем хотелось бы монетизировать это хобби — возможно, начать публиковать видео в VK. Но пока я сосредоточена на развитии в IT.
— Ты перешла в IT, чтобы больше зарабатывать. Твои ожидания оправдались?
— Да! Я работаю дистанционно и получаю достойную зарплату. Понятно, что всегда есть куда стремиться, ведь в IT зарплаты могут быть просто космическими. Но для меня выгода от смены профессии не ограничивается только ростом дохода. Я рада, что сейчас работаю в экологичном коллективе, который меня вдохновляет.
В преподавании я достигла своего потолка — получила все необходимые категории, и дальше расти было особо некуда. Сейчас я каждый день общаюсь с людьми, до уровня и знаний которых мне хочется тянуться, — это здорово мотивирует.