Код
#истории

«Надоело быть мелкой шестерёнкой»: история инженера по тестированию Глеба Аладьина

Раньше Глеб работал в корпорациях, но везде сталкивался с рутиной. Тогда он решил кардинально сменить профессию и стать QA-инженером. Получилось.

Иллюстрация: freepik / Freepik / Luca Bravo / Vadim Bogulov / Romson Preechawit / Vishnu Mohanan / Kostiantyn Li / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Глеб Аладьин

Россия, Ульяновск



Достижения

Выучился на инженера по тестированию всего за год и с нуля. После учёбы устроился на оплачиваемую стажировку в крупную международную компанию.



ссылки


Глеб рассказал:

  • как повысил спрос на облачный сервис и улучшил жизнь таксистов;
  • что помогало совмещать учёбу с работой;
  • как впервые от и до проверял сайт на ошибки и уязвимости;
  • что отличает работу в международной IT-компании;
  • что думает о везении, востребованности IT-специалистов и своём будущем.

«Продажи сервиса резко пошли вверх»: за что мне благодарны таксисты и крупная телеком-компания

В начале своего профессионального пути я строил карьеру в корпорациях. Проработал два года в «МТС» специалистом по поддержке клиентов, также занимался документооборотом. До определённого момента эта работа мне очень нравилась. Она научила меня превосходить ожидания — как руководства, так и собственные.

Однажды за один квартал я увеличил продажи до уровня, превысившего показатели всей команды.

Ещё один кейс, которым я до сих пор очень горжусь, был связан с продвижением продукта «МТС Облако». Несмотря на то что этот сервис позволял сохранять фото и видео в хранилище даже без подключения к интернету, он не пользовался высоким спросом у клиентов.

Я задумался, как использовать эту фичу для увеличения продаж, и начал изучать вопрос. Обнаружил, что те же таксисты редко используют внутренние видеорегистраторы компаний, хотя потребность в безопасности у них, безусловно, есть. Помнил это даже по своему опыту: когда-то очень давно, из чистого интереса, я недолго работал водителем.

Нащупав эту боль, я сформулировал уникальное торговое предложение: с нашим облачным сервисом таксистам не нужно будет тратить время на долгую выгрузку с регистратора и беспокоиться о том, что в процессе у них расходуется интернет-трафик и садится заряд на смартфоне — всё загрузится за минуту и в режиме офлайн.

Я лично помог отладить работу с облаком примерно десяти таксистам — все они остались счастливы и пообещали рассказать о сервисе своим коллегам. А дальше сработал эффект сарафанного радио: продажи продукта резко пошли вверх. Так я устроил настоящий праздник на работе в предпоследний рабочий день перед новым, 2019 годом.

Глеб (посередине в чёрной футболке) с друзьями около замка Гарибальди в Тольятти
Фото: личный архив Глеба Аладьина

Затем я ушёл в «Альфа-Банк» и проработал там два с половиной года как специалист по работе с клиентами. Эта работа научила меня прямолинейности.

Я понял, что говорить с людьми открыто и честно — это лучший способ коммуникации.

А после «Альфа-Банка» устроился специалистом по документообороту в «Авито», где проработал три года. Там я освоил программы «1С» и закрепил навыки коммуникации — на этот раз уже взаимодействуя с руководством.

Однако на каждой из работ я сталкивался с одной и той же ситуацией: за полгода я глубоко погружался в процессы, а потом мой интерес резко угасал. Начиналась рутина. Когда это в очередной раз повторилось, я понял, что должен что-то поменять в своей жизни. Тем более меня уже не устраивала та заработная плата, которую я получал.

Мне надоело быть мелкой шестерёнкой в огромной системе. Я хотел стать одним из главных механизмов большой машины.

Тогда-то я вспомнил, что с детства мечтал попробовать себя в IT.

«Важно не нарушать свой внутренний распорядок»: как менялись мотивация и дисциплина во время учёбы

Изначально я планировал стать фулстек-разработчиком и даже приобрёл соответствующий курс. Однако очень быстро перегорел: я всё куда-то торопился и хотел как можно быстрее выучиться, хотя при этом на старте даже не имел базового понимания того, как устроено направление.

В общем, я довольно скоро понял, что с профессией ошибся — фулстек-разработка мне не совсем подходила. Тогда я пересмотрел свои планы и решил отучиться на тестировщика.

Дополнительным стимулом к выбору тестирования стал живой пример перед глазами: одна моя знакомая самостоятельно выучилась на QA-специалиста, используя только видеоролики в открытом доступе. Это окончательно убедило меня, что стоит попробовать и приобрести курс.

Сперва учился каждый день. Но вскоре поддерживать такой ритм стало тяжело — я начал уставать и терять энтузиазм, даже забрасывал обучение на какой-то период. Всё-таки трудно на ежедневной основе обрабатывать большие объёмы новой информации, выполнять практические задания, да и в целом — находить на всё это время.

Но сколько бы я ни откладывал учёбу, всё равно каждый раз возвращался к ней и ощущал, как возобновляется интерес.

При этом даже после пересмотра учебного графика мой распорядок дня всё равно оставался напряжённым: я заканчивал работу в шесть вечера, затем примерно до трёх ночи слушал лекции и сдавал практические. И так день через два. На понимание одной формулы мог потратить три часа. Наверное, было бы легче, имей я профильное образование.

Конечно, я не высыпался и сильно уставал, но стремление освоить новую профессию сильно поддерживало мою мотивацию. Мне было важно не нарушать свой внутренний распорядок. Я договорился с собой: даже в самые трудные дни буду уделять учёбе хотя бы 15 минут. И часто, начав с этих 15 минут, я не замечал, как проходили три или даже пять часов.

Самым сложным оказалось привыкнуть к специфике онлайн-формата обучения. Мне хотелось получать мгновенную обратную связь, но ответ от куратора приходил только на следующий день, а иногда и через один. Ждать было трудно: хотелось как можно скорее получить оценку, перейти дальше, окончить курс и искать, наконец, работу.

С другой стороны, я прекрасно понимал, что торопиться не стоит, ведь «быстро» не всегда означает «хорошо». Обучение требует времени. Хоть процесс и казался мне долгим, это был важный этап в моём развитии.

К тому же такой объёмный курс я на самом деле прошёл довольно быстро — всего за год.

«Намного больше, чем просто проверка»: почему потратить полгода на итоговый проект — это нормально

Мой итоговый проект был командным: я участвовал в нём в роли помощника главного инженера по тестированию. Вместе с разработчиками мы с нуля создавали интернет-магазин: продумывали его планирование и структуру, занимались вёрсткой и, наконец, публиковали его в общем доступе.

Перед последним шагом я, конечно же, тщательно проверял сайт — что он соответствует всем заявленным требованиям, не имеет ошибок и безопасен в использовании. Тестировал ресурс на граничных значениях, проверял адаптивность в мобильной версии и делал многое другое.

Процесс тестирования оказался невероятно увлекательным.

Строго говоря, мне было важно не просто убедиться в том, что сайт работает корректно, но и оценить его с точки зрения клиента, а также удостовериться, что магазин неуязвим к попыткам взлома и данные пользователей всегда останутся в безопасности.

На реализацию итогового проекта ушло около полугода. Из-за того что я совмещал обучение с работой, я мог уделять ему не более 3–5 часов в учебный день. Думаю, будь у меня больше свободного времени, я бы завершил проект месяца за два.

Фото: личный архив Глеба Аладьина

До обучения я был совершенно не знаком с миром тестирования. Мне казалось, что это что-то вроде «сломать сайт, потыкать кнопочки». Конечно, я ошибался. Как оказалось, тестирование — это намного более объёмный процесс, чем просто проверка на ошибки.

Теперь я уверен, что точно знаю, из каких обязанностей состоит работа тестировщика и сам процесс тестирования — как веб-приложений, так и программного обеспечения.

«Все мои коллеги из разных стран»: о преимуществах работы в международной компании

Сейчас я стажируюсь в международной IT-компании «Ре-Сим» на позиции QA-специалиста уровня джуниор. Вакансию увидел на HeadHunter и сразу откликнулся. Здесь разрабатывают уникальные программные продукты для нефтегазовой индустрии.

У нас две команды тестировщиков, а все задачи распределяет тимлид. Одна группа занимается поддержкой и обработкой обратной связи от клиентов, другая — сбором и передачей информации от разработчиков.

Пока что моя главная задача — наблюдать за командами и получать новые знания, перекладывать их на практику. Разбираться в особенностях продукта и том, как он устроен.

Каждый день на работе приносит мне новый интересный опыт.

А ещё очень круто, что все мои коллеги — из разных стран: России, Африки, Исландии и даже из Аргентины. Я понял, что мне интересно взаимодействие с людьми из других культур. Это развивает меня не только как специалиста, но и как личность. Заставляет задумываться об изучении новых языков и в целом мотивирует расти дальше, целиться на международный рынок.

Руководство компании очень внимательное: здесь не просто дают материал, а действительно беспокоятся о том, чтобы каждый новый сотрудник хорошо его освоил, ищут индивидуальный подход. Подход к вводу в должность в этой компании однозначно намного выше, чем в большинстве других, где я работал.

«Удача не приходит просто так»: о профессии, её обратной стороне и главной мечте

Профессия инженера по тестированию сейчас весьма востребована. В России, как известно, вообще остро ощущается дефицит программистов: многие специалисты уехали и компании активно ищут новые кадры.

В основном бизнес не смущает, что эти специалисты, те же QA-инженеры, только что окончили курсы — ведь их можно дообучить и удержать в компании на долгий срок. Это выгоднее, чем нанимать более опытных сотрудников из других стран (к уровню senior это утверждение не относится).

Однако есть и обратная сторона. Некоторые компании, стремясь сэкономить, предлагают низкую зарплату за довольно сложную работу. К сожалению, это сильно усложняет поиск подходящего места.

Глеб с девушкой на 9 Мая
Фото: личный архив Глеба Аладьина

Ещё одна частая проблема в сфере — невнятные технические задания. Их не любит ни один инженер по тестированию. QA-специалистам необходима подробная и точная информация. Чем менее конкретны ТЗ, тем больше вопросов возникает — это отвлекает разработчиков и может сдвигать сроки релиза. Приходится уточнять, исправлять, дорабатывать, а компании в результате несут огромные финансовые риски.

Конечно, не всё сводится к рациональной конкретике. В работе инженера по тестированию есть место и удаче. Но даже она во многом зависит от уровня подготовки и точно не приходит просто так. Какие-то важные знания могут пригодиться в самый неожиданный момент, но их можно вспомнить и применить, только если вы уже усвоили их ранее.

То, что кажется «случайной удачей», на самом деле почти всегда результат ранее приобретённой информации. На мой взгляд, эта закономерность справедлива не только в работе, но и в жизни.

Моя цель — стать сильным QA-экспертом. Понимаю, что для её достижения потребуется не менее пяти лет упорного труда, но вперёд двигает мечта: однажды достичь уровня таких всемирно известных IT-специалистов, как Павел Дуров и Стив Возняк.

Мне хотелось бы иметь такой поток клиентов, который позволил бы открыть свою компанию. И, конечно, меня также привлекают финансовые возможности, которые даёт этот профессиональный рост.

Независимо от дальнейших событий, самое важное, что дала мне новая профессия, — это глубокие знания и разнообразный практический опыт, которые пригодятся в любой области. Даже если однажды я решу уйти из тестирования в программирование, уверен, мне уже будет проще переквалифицироваться и изучить языки.

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Инженер по тестированию Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована