Код
#истории

Как капитан дальнего плавания увлёкся машинным обучением: интервью из Панамского канала

После 26 лет работы в море Александр понял, что упёрся в карьерный потолок, и стал искать себя в IT. Его мечта — сделать мир вокруг чуточку лучше.

Иллюстрация: freepik / wirestock / TravelScape / Freepik / And Machines / math / Tyler Maddigan / Alex Knight / Joshua Aragon / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Александр Сурков

Россия, Грязи


Пройденные курсы


Достижения

Параллельно работе в море развивает карьеру в машинном обучении и уже создал свой первый коммерческий проект в области искусственного интеллекта.


Александр вышел с нами на связь прямо с судна: сейчас он и его команда совершают рейс в Тихом океане, недалеко от Колумбии, и идут в Магелланов пролив. Кстати, именно эти места описаны в любимой книге Александра «Дети капитана Гранта».

В интервью Александр рассказал:


«Однажды я провёл на судне десять месяцев»: о карьере в море и обязанностях капитана

— Александр, давайте сперва поговорим о вашей основной профессии. Расскажите, почему вы решили стать моряком? У вас морская династия?

— Да, по маминой линии. Моя семья родом из Мурманска: в море ходили и дед, и бабушка, и прабабушка, а мама — и вовсе родилась на пароходе. А мой дядя, кстати, до сих пор работает в море.

Но всё же морская династия в меньшей степени повлияла на выбор профессии. Большую роль сыграла растерянность: в девяностые, когда я оканчивал школу, найти себя было сложно, занятий по профориентации никто не проводил. Поэтому, когда многие мои знакомые пошли в мореходку, я просто отправился за ними.

В первые годы учёбы и работы я не был уверен в правильности своего выбора и только годы спустя, уже в торговом флоте, полюбил работу моряка всей душой.

— Как устроена карьера моряка? С чего она начинается?

— Сперва учишься в колледже или университете и проходишь морскую практику. Нарабатываешь опыт в нижних чинах — юнгой, матросом, кадетом. Чтобы получить рабочий диплом, нужно отходить в море 12 месяцев.

Дальше устраиваешься вахтенным помощником капитана, а затем — старшим помощником капитана. После учишься вновь, уже на капитана, и добиваешься повышения. Каждая новая ступенька в должности подтверждается экзаменами и выдачей сертификата. Вообще, мы, моряки, постоянно обновляем или освежаем свои знания — так что деменция нам точно не грозит.

— Вы получали образование для работы в рыболовном флоте, но в итоге работаете в торговом. Как так вышло?

— Я ушёл из рыболовного флота в начале двухтысячных. Слишком большая нагрузка! Рыбаки по полгода, а то и больше не видят земли и своих семей. Однажды я провёл на судне десять месяцев и тогда-то осознал, что такой формат мне не подходит. После этого целый год отдыхал на суше и раздумывал, нужно ли мне вообще возвращаться в море.

В итоге решил попробоваться в торговом флоте и не промахнулся. Прикипел к работе, начал расти и дошёл до потолка в профессии — стал капитаном.

— Чем вообще занимается капитан дальнего плавания? Кроме того, что красиво стоит на мостике в костюме.

— Ха-ха-ха, ну красиво постоять — это, конечно, важно! А если серьёзно, у капитана есть три главных заботы. В порядке возрастания приоритетности это: забота об экипаже, забота о судне и забота о грузе. Экипаж всегда должен быть здоров, одет-обут, накормлен и находиться в хорошем физическом и эмоциональном состоянии. Я слежу за этим и отдаю указания помощникам: врачу, повару. Так как мы много времени проводим в однообразных условиях на корабле, еда — важный фактор, она и настроение задаёт, и на здоровье влияет.

Кроме того, я организую свободное время экипажа, которого на корабле довольно много. Сами посудите: на работу и с работы ездить не нужно — ботинки надел, из каюты вышел, пять минут — и ты на рабочем месте. От хозяйственных обязанностей вроде готовки-уборки-мойки, мы освобождены другим персоналом. Наконец, пойти некуда — вокруг море. А книги и компьютерные игры со временем надоедают.

Вот и приходится придумывать занятия для интересного времяпрепровождения и сплочённости команды. Смотрим фильмы, играем в настольные игры. Сейчас, например, по вечерам устраиваем покерные турниры — не на деньги, разумеется, на интерес. Но всё равно очень увлекательно 🙂

— Остаются ещё два пункта: забота о судне и забота о грузе.

— Заботиться о судне — значит следить за тем, чтобы оно всегда находилось в рабочем состоянии, было исправно и на ходу. Здесь мне помогают механики — в машинном отделении они работают с техникой, обеспечивающей движение корабля, при необходимости ремонтируют и некоторые палубные механизмы. Матросы же — контролируют внешнее состояние судна: моют, красят, обслуживают. На стоянке в порту ещё отвечают за швартовку, погрузку и выгрузку груза.

Ну, и наконец, забота о грузе. Это самая главная задача капитана. Я обязан обеспечивать безопасность перевозимого груза — выбирать такой маршрут, чтобы избежать шторма, возможных нападений (в некоторых водах до сих пор орудуют пираты!).

Вообще, список других задач у капитана огромный — так в двух словах и не перечислить. И всё же, подводя итог, хочу сказать, что на капитане лежит самая большая ответственность. Именно он отчитывается перед руководством и принимает решения во время нестандартных ситуаций. Да, пока плавание идёт по плану, штурман наблюдает за погодой и приборами, следит за курсом, а помощник капитана — за командой и судном. Но, как только случается форс-мажор, — за дело берётся капитан.

«Я был в центре шторма»: об опасностях моря и обычаях моряков

— А часто в море случаются форс-мажоры?

— Да постоянно! Море и форс-мажор — это синонимы. Вот даже сейчас у меня тут полный завал. Я даю вам интервью, а в Панамском канале пробка, не пройти. Нужно искать обходные пути. Придумали обогнуть Южную Америку, но это не так-то просто. Не на машине из Питера в Москву скататься 🙂

Оцените масштабы: до следующего порта таким путём мы будем идти 35 дней, а значит, нужно пополнить запас воды и продуктов. А где его пополнять, если тут всё дорого! Но и без запасов дальше не поедешь… И вот мне, как капитану, приходится принимать решения.

Вдобавок ко всему капитан — это представитель своей страны. В море встречаются самые разные национальности: нужно обладать тактом и умением договариваться, чтобы всегда находить компромиссы и избегать конфликтов.

— Вы попадали в ситуации, опасные для жизни? Например, в шторм?

— Конечно. Невозможно ходить в море и не попасть в шторм! Самый большой на моей памяти случился в наших водах, у острова Сахалин. Нас нормально так потрепало, корабль не справлялся с силой стихии — не хватало ходовых мощностей. В какой-то момент судно просто потащило на берег, прямо на скалы. А потом ветер, наоборот, развернул нас вдоль берега, и мы попали в центр циклона. Как в кино: снаружи бушует шторм, а в центре — ни ветерка. Это явление ещё называют глазом бури.

Вспомнил ещё: однажды мне пришлось проходить через пролив Дрейка — это место считается самым штормовым на Земле. Торговые суда давно там не ходят, лишь туристов изредка привозят, чтобы показать архипелаг Огненная Земля. А вот в Советском морском флоте был такой обычай: если прошёл пролив Дрейка в шторм, сидя на бочке и не упав, можешь вставить себе серьгу в ухо — настолько ты крут. А у норвежских моряков было принято после этого красить мизинец в чёрный цвет.

— И как вы, проходили пролив, сидя на бочке?

— Мы оказались там в хорошую погоду, да и судно всё-таки было уже не советским, а современным. Но в целом я пролив Дрейка прошёл, так что, считаю, серьгу могу вставить 🙂

«Капитан — это как тимлид в команде разработки»: чем судовождение похоже на работу программиста

— Почему вы задумались о смене профессии?

— Я бы сформулировал иначе: я задумался не о смене профессии, а о параллельном развитии в другой, новой области. Я люблю море, и оно даёт мне очень много, но на позиции капитана я упёрся в потолок — всему научился. Почти не сталкиваюсь с задачами, которых раньше не выполнял: всё-таки работаю в сфере уже 26 лет. Даже успел справочник по перевозке негабаритных грузов для своей компании написать!

Видимо, у меня такой склад личности: мне постоянно нужно развиваться и учиться. Вершины «морской» лестницы я уже достиг и вот, решил оглянуться: чему ещё могу обучиться, в какой профессии себя попробовать?

— И вы выбрали программирование. Почему?

— А вот нравится мне. Ещё в школе я обожал математику и информатику. И потом, уже когда ходил в море, иногда что-то придумывал, кодил. Как я уже говорил, на судне приходится постоянно себя чем-то занимать в свободное время. Кто-то учится на гитаре играть, а я вот — программировать.

— Есть что-то общее между работой судоводителя и программиста?

— Удивительно, но да. Во-первых, обе профессии связаны с точными науками — тут-то мне и пригодился мой технический склад ума. Во-вторых, работа и капитана, и программиста требует постоянного поиска нестандартных решений, изобретения нового. Ни там ни там нет какого-то определённого набора операций, которые ты ежедневно проводишь годами. Везде нужно включать фантазию.

Приведу пример: вот сейчас мне надо решить, каким курсом повести судно. В грузе, что мы перевозим, заинтересованы американцы и немцы. И вот я придумываю наилучшее решение для обеих сторон, связываю их и договариваюсь.

— Чем-то похоже на взаимодействие в команде разработки!

— И правда похоже. Можно сказать, я на своём корабле выступаю тимлидом: постоянно поддерживаю связь с другими отделами, а наш общий проект — перевозка груза. И все ждут релиза 🙂

«Разместил резюме, и мне написали»: о дипломе и первом коммерческом проекте

— Почему из возможных IT-профессий вы выбрали machine learning?

— Мне кажется, что за этим направлением будущее. Сейчас сфера машинного обучения ещё очень молода, но при этом стремительно развивается. Каждый год тысячи люди обучают искусственный интеллект и он становится всё умнее и умнее.

А ещё у меня есть мечта, и мне показалось, что в сфере machine learning она наиболее осуществима. Я хочу создать или сделать что-то полезное, двинуть мир вперёд и… оставить после себя след.

— Ого, прекрасная мечта! На каком вы сейчас этапе?

— Я окончил все курсы внутри профессии, защитил диплом и даже успел реализовать один коммерческий проект с использованием machine learning. Вот вернусь из текущего рейса — займусь общением с Центром карьеры, буду искать проекты, в которых смогу развиваться и дальше.

— А какие проекты вам интересны?

— Ну, скажем так… деньги для меня не в приоритете. Море позволяет зарабатывать. Поэтому буду искать те проекты и команды, которые приблизят меня к мечте: разработке какой-то крутой инициативы, полезной для мира и людей. Возможно, займусь некоммерческими проектами или даже интеллектуальным волонтёрством.

— Александр, а расскажите, пожалуйста, о вашей дипломной работе: в чём она заключалась?

— Я сделал нейронную сеть, которая умеет распознавать эмоции на видео. Завершил проект совсем недавно, и вот сейчас, когда мы останавливаемся на берегу с хорошим интернетом, потихоньку загружаю её на GitHub. Пока, конечно, работает неидеально (из-за метадаты), но для учебных целей достаточно.

— Вы также упомянули проект, над которым уже успели поработать за деньги. Поделитесь: как нашли и что делали?

— Уже во время обучения я разместил своё резюме на HeadHunter и на «Авито». С последней платформы мне как раз и написали с предложением сделать нейросеть, которая будет распознавать пустые и гружёные вагоны РЖД. Конечно, я согласился.

Взял большой датасет, написал программу. Проверил, что всё работает, и получил деньги. Правда, пока этот проект ещё не реализовали, но я думаю, что в итоге он всё же увидит свет. А так, как вернусь — буду искать ещё. Портфолио с дипломным проектом есть, а теперь — ещё и релевантный опыт.

— Какие ещё профессиональные компетенции планируете нарабатывать?

— Мне нравится всё, что связано с deep learning — глубоким обучением. Сейчас в основном это распознавание изображений. Хочу сильнее погрузиться в это направление. Личных вызовов для специалиста там гораздо больше.

Если в обычном машинном обучении нейросеть выполняет простые действия: выводит формулу, что-то считает, ищет закономерности в данных, то в глубоком алгоритмы гораздо мудрёнее, они похожи на процессы, происходящие в человеческом мозге. Обработать данные на основе уже существующей даты, учесть множество факторов.

В deep learning нейросеть обучается непрерывно. Это завораживает.

Как моряку быть хорошим мужем и отцом: личный опыт Александра

— Есть такое мнение, что моряку из-за долгого отсутствия на суше непросто построить семейную жизнь. Правда ли это?

— Скажу за себя: я больше десяти лет счастливо женат, и для нас с женой моя работа скорее удачный фактор для совместной жизни. Судите сами: ведь что чаще всего разрушает отношения? Скука, рутина! А в нашей морской семье её нет: за четыре-пять месяцев отсутствия мы с супругой успеваем так друг по другу соскучиться, что по моём возвращении чувствуем себя прямо как в самом начале отношений.

Разлука лишь подкрепляет любовь: вдали чувства усиливаются — ты скучаешь, вспоминаешь о хорошем, строишь планы на будущее.

А ещё мы с одним коллегой недавно посчитали: моряк в среднем проводит по четыре-пять месяцев на работе, а потом — три-четыре дома. На суше — всё время посвящает семье, дому, детям. Суммарно за год выходит, что мы проводим с близкими в два, а то и в три раза больше, чем те мужчины, кто каждый день работает с девяти до шести и раз в год ходит в отпуск.

Александр с семьёй
Фото: личный архив Александра Суркова

— Вы счастливый отец дочери и сына. Собираетесь ли как-то увлекать их вашими профессиональными интересами — морем и программированием?

— У нас с супругой политика свободы. Мы не собираемся принуждать детей продолжать морскую династию или создавать новую, программистскую. Но о своих увлечениях я, конечно, расскажу, и в красках. А дальше — выбор за ними.

Хочу, чтобы они сами узнали себя. Чтобы занимались по-настоящему любимым делом и были счастливы. Думаю, как подрастут — свожу к профориентологу. Хороший специалист, которого нам всем так не хватало в юности.

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Python-разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована