Код
#статьи

SCRUM 2020: простой, открытый, обобщённый и похудевший

Похоже, обновлённый гайд сделал Scrum доступнее, и не только для программистов. Выясняем, что поменялось и не маркетинговый ли это ход.

В документе описан порядок проектной работы в команде: как поставить цель и спланировать работу над продуктом, выстраивать отношения между разработчиками, контролировать прогресс и так далее. Правилa Scrum периодически обновляются — их рекомендуют всем скрам-командам. Сейчас вышла пятая версия — мы рассмотрим её основные положения.

Справка о Scrum ↓

Справка о Scrum

Что такое Scrum и зачем изучать руководство?

Представьте жилой дом. Стены, крыша, фундамент — это каркас, на котором всё держится. Без каркаса не получится сделать ремонт и жить в квартире.

Командный проект похож на жилой дом. Чтобы получить результат, нужно сначала установить правила, по которым будет работать команда.

Scrum — набор правил для управления проектами. От них желательно не отклоняться — нарушение часто приводит к управленческим ошибкам и снижению эффективности. Если компания выбирает Scrum, ей важно следить за обновлением руководства. Ниже — вебинар по основам внедрения Scrum-подхода.

Как управлять проектами с помощью Scrum. Спикер: Владимир Завертайлов — директор студии «Сибирикс»

Подробный обзор нового руководства

Команда превращается в единый механизм

Старое руководство часто провоцировало конфликты интересов между владельцем продукта и командой разработчиков. Владелец продукта ставил в приоритет цели бизнеса и заказчиков, а разработчики старались не завалить срок или снять с себя ответственность за некачественный результат.

Было: Scrum 2017

Владелец продукта встречается с заказчиком и соглашается за два месяца выпустить сайт вместе с мобильными приложениями под iOS и Android.

После встречи он проводит командное совещание, перечисляет технические требования и игнорирует возражения разработчиков о нереалистичности цели.

Команда приступает к работе и смещает акцент с качества на скорость разработки. В итоге все в проигрыше: заказчик не получил нужный продукт, владелец продукта потерял заказчика, а разработчики лишились работодателя.

Новое руководство решает проблему противостояния разработчиков и владельцев продукта. Последние отвечают за результат, а разработчики помогают с планированием: предупреждают о завышенных ожиданиях, проблемах и помогают выпустить продукт без потери качества.

Владелец продукта может делегировать свои обязанности кому-то из членов команды, но это не освобождает его от ответственности. Если что-то пойдёт не так, он не сможет перекинуть вину на другого сотрудника.

Стало: Scrum 2020

Владелец продукта встречается с заказчиком и получает предложение: за два месяца нужно выпустить сайт и приложения под iOS и Android.

После встречи он проводит командное совещание, перечисляет технические требования и выслушивает возражения разработчиков. Владелец продукта и разработчики составляют альтернативный план, который позволяет достичь цели. Например, договариваются увеличить срок и вместо двух месяцев поставить шесть.

Затем владелец продукта назначает новую встречу с заказчиком и пробует договориться о других условиях с учётом возможностей команды. Все в выигрыше: заказчик получает качественный продукт, владелец продукта укрепляет доверие заказчика, а у команды появляется стабильная работа.

Если договориться не получается, то всё равно все в выигрыше: заказчик экономит время, владелец продукта не тратит ресурсы на заранее убыточную сделку, а команде не нужно жертвовать качеством и делать плохую работу.

Ещё в руководстве сделали акцент на кросс-функциональности скрам-команд — условии, что у всех участников достаточно квалификации для решения поставленных задач. Некомпетентные люди затягивают разработку на неопределённый срок, и это мешает планировать работу над продуктом.

Скрам-команда состоит из профессионалов, поэтому в коллективе не должно быть сотрудников, которые не уважают коллег или критикуют их работу. Конфликты мешают разработчикам взаимодействовать и создавать устойчивые командные связи: переходить в неизменном составе в новый проект, не тратить время на адаптацию и точнее прогнозировать результат.

У всех участников скрам-команды есть свои обязанности и приоритеты. Раньше из-за этого конфликтовали, теперь на первом месте стоит общая цель

Команда фокусируется на цели продукта

Раньше, чтобы спланировать спринт, команда задавала два вопроса: что нужно сделать и как. Ответы превращались в задачи, которые в произвольном порядке распределяли между разработчиками. В таком планировании цель спринта не всегда учитывала цель продукта, команда могла затягивать разработку из-за ненужных действий.

Было: Scrum 2017

Есть задача: за шесть месяцев выпустить сайт с приложениями под iOS и Android. Шесть месяцев — крайний срок, после которого заказчик запускает рекламу и планирует продавать свои услуги через мобильные приложения.

Команда делит задачу на шесть спринтов и выбирает такой порядок:

1-й спринт: разработка сайта.

2-й спринт: тестирование сайта.

3-й спринт: разработка iOS-приложения.

4-й спринт: тестирование iOS-приложения.

5-й спринт: разработка Android-приложения.

6-й спринт: тестирование Android-приложения.

На первый взгляд, проблемы нет и не будет, если разработчики с первого раза всё сделают хорошо. Но если разработка любого мобильного приложения затянется, заказчик не получит результата.

В новом руководстве на первом месте стоит вопрос: «Почему или в чём ценность спринта?» Каждый спринт должен соответствовать цели продукта:

  • Если цель продукта ясна, то команда может переходить к планированию и думать над списком задач для каждого спринта.
  • Если цель неясна, то команде нужно уточнить задачу и собрать дополнительную информацию о продукте.
  • Если цель спринта не совпадает с целью продукта, то такой спринт не нужен — это лишняя работа, которую можно не делать.

После того как команда сформулировала цели, нужно определить первый шаг. Важно всегда начинать с задач, которые несут наибольшую ценность для продукта.

Стало: Scrum 2020

Задача: за шесть месяцев выпустить сайт с приложениями под iOS и Android. Шесть месяцев — крайний срок, после которого заказчик запускает рекламу и планирует продавать свои услуги через мобильные приложения.

Определяем цели, которых можно достичь в рамках одного спринта:

1-й спринт: разработка сайта.

2-й спринт: тестирование сайта.

3-й спринт: разработка iOS-приложения.

4-й спринт: тестирование iOS-приложения.

5-й спринт: разработка Android-приложения.

6-й спринт: разработка Android-приложения.

В задаче заказчик акцентировал внимание на мобильных приложениях — это повод собрать дополнительную информацию о продукте. Узнаём следующее: бизнес не сможет работать без мобильных приложений. Сайт важен, но у него второстепенные функции: это ресурс с информацией о компании и дополнительная площадка для скачивания мобильных приложений.

Учитываем цель продукта, расставляем приоритеты и получаем такой план:

1-й спринт: разработка iOS-приложения.

2-й спринт: тестирование iOS-приложения.

3-й спринт: разработка Android-приложения.

4-й спринт: тестирование Android-приложения.

5-й спринт: разработка и тестирование сайта.

6-й спринт: резервное время на доработку мобильных приложений.

Понимание цели продукта позволило скорректировать цели спринтов: мы вынесли на первое место создание мобильных приложений и заложили время на их доработку, то есть сосредоточили усилия команды на главной задаче.

Второстепенную задачу по разработке сайта мы сократили по времени и поставили на последнее место. Бизнес может обойтись без сайта, а сайт без хорошо проработанных мобильных приложений — бесполезная трата усилий.

Фокус на цели продукта избавляет команду от постоянной занятости, когда все разработчики пишут какой-то код, находятся полный день в офисе и не создают ничего ценного. Принципы Scrum не допускают лишней работы.

Авторы руководства считают, что хороший продукт сложно выпустить с первого раза. Поэтому вместо лишних действий рекомендуют закладывать время на доработку основных функций. Лучше выпустить и протестировать несколько версий приложения с пятью основными функциями, чем надеяться на одну идеальную версию с десятью.

Цель спринта и расстановка приоритетов в списке задач зависят от цели продукта. Если скрам-команда не приносит пользы, то в ней нет смысла

Команда имеет право на самоуправление и отказ от формальных процедур

Предыдущее руководство напоминало неточную инструкцию. Если команда пробовала внедрить Scrum без сертифицированного скрам-мастера, то рисковала неправильно трактовать отдельные положения руководства. Так появлялись формальные ритуалы, которые не помогали, а мешали работе.

Было: Scrum 2017

Что предлагало руководство: команда должна ежедневно собираться на 15-минутную встречу, чтобы синхронизироваться и обсудить цели спринта.

На встрече каждый участник отвечает на три вопроса: что он сделал вчера, что планирует делать сегодня и какие проблемы мешают реализовать составленный план.

Под этим подразумевалось, что команда должна ежедневно контактировать, не отставать от графика и совместно решать проблемы.

Как это превратилось в ритуал: команда ежедневно собиралась на встречу и вместо обсуждения рабочих задач делала акцент на том, чтобы не выйти за рамки 15-минутного лимита, — времени, прописанного в руководстве.

Чтобы успеть провести совещание, один из участников по кругу задавал остальным одинаковые вопросы и получал краткие механические ответы:

— Что сделано: задача 15 и 20.

— Что запланировано: задача 25 и 30.

— Какие проблемы: никаких, или проблема находится в процессе решения.

Результат: команда ежедневно теряла время и не получала никакой пользы. Разработчики оставались наедине со своими проблемами, а у руководителей создавалось ложное ощущение, что работа над продуктом проходит по плану.

Новое руководство отменяет все формальные процедуры и разрешает команде использовать любые полезные в работе инструменты. Их можно подбирать самостоятельно, исходя из задачи.

Стало: Scrum 2020

Команда договаривается ежедневно собираться на утренние совещания и в свободной форме обсуждать проблемы продукта. Совещания не ограничены по времени и длятся по необходимости от пяти минут до нескольких часов. На встрече каждый участник говорит о проблемах и вместе с командой ищет решения. Если проблем нет, все идут работать.

Результат: команда концентрируется на решении проблем и использует совещания для ускорения разработки.

Скрам-команда может как угодно организовать работу над продуктом и отслеживать прогресс. Главное — чтобы принятые правила никто не нарушал.

Формальные процедуры нельзя противопоставлять комфортной командной работе. Удобство важнее правил Руководства

Мнение экспертов о новых правилах для скрам-команд

Мы попросили практиков прокомментировать Scrum Guide 2020 и объяснить, какие изменения им понравились, что ухудшилось и могут ли IT-команды использовать обновлённый Scrum без помощи сертифицированного скрам-мастера.

Начнём с того, стоит ли нанимать скрам-мастера для внедрения нового Руководства. Ответ зависит от того, как команда работает сейчас:

  • Если в команде классический Waterfall, люди по 30 лет работают в проекте и никто не хочет ничего менять, то самостоятельно перейти на гибкие методики работы с проектами вряд ли получится. В этом случае важно своевременно пригласить скрам-мастера, способного изменить систему.
  • Если речь идёт о только что сформировавшемся коллективе, который готов пробовать и экспериментировать, то скрам-мастера может заменить тимлид или кто-то из руководителей.

Скрам-мастер — это роль, которая по силам кому-то из участников команды. Но такой подход сработает только в случае, если выбранный участник будет разбираться в Scrum: как минимум прочитает несколько книг, изучит новую версию Руководства и посетит несколько тренингов. По-другому не получится.

Самое сложное — наладить Scrum-процесс с нуля. Если команда готовится к большим изменениям, я бы советовала нанимать скрам-мастера. В начале должен быть человек, который понимает Scrum и точно знает, что и для чего делать. Он сможет аргументировано донести и объяснить идеи Scrum каждому участнику команды.

Если изменения небольшие, команда новая, а руководитель разбирается в Scrum, то можно попробовать обойтись своими силами. Если после внедрения Scrum управлять проектами стало проще и эффективнее — это успех. Результатом должен стать работающий процесс и готовый продукт, а не соблюдение правил ради самих правил.

Виктория Писаренко

Scrum Master / Agile Project Manager, Мюнхен; работает в проектах автоиндустрии, основатель Victoria’s Business Secrets Academy.

Scrum родился из практики: наблюдений, проб и опыта команд. Здорово, что Руководство обновляется. И хотя эти изменения кажутся небольшими, за счёт них можно лучше понимать и применять фреймворк.

Наверняка многие обратили внимание, что в новом Руководстве появилась Цель Продукта и что из Ежедневного Скрама убрали три вопроса, слепое следование которым превратило многие команды в зомби.

Я бы хотела выделить три неочевидных изменения:

  • Scrum официально вышел за пределы разработки софта: в Руководстве убрали специфическую терминологию. Здорово, что больше команд могут увидеть для себя возможности в том, чтобы попробовать Scrum.
  • Скрам-мастер теперь не лидер-слуга. Этот термин в русском переводе звучит странно в связи с тонкими различиями между «служить» и «обслуживать». Теперь скрам-мастер — «настоящий лидер, который служит скрам-команде и всей организации».
  • Также скрам-мастер больше не фасилитирует События Скрама, а «убеждается в том, что они происходят, позитивны, продуктивны и не выходят за рамки ограничений по времени». Это очень важное изменение, которое корректирует неправильную трактовку ответственности скрам-мастера как «ведущего» встреч».

В целом новое Руководство побуждает команды и лидеров свериться с первоисточником и спросить себя: насколько в нас жив дух игры?

Юлия Аникеева

Скрам-мастер, Scrumband. Работала с «Альфа-банк», «АльфаСтрахование», «Ростелеком», «Крок»

Мнение автора: новое руководство — способ монетизации услуг скрам-мастеров

Во время подготовки материала меня не покидало ощущение, что Scrum Guide 2020 появился с подачи маркетологов — в документ добавили несколько полезных изменений, но основная часть связана с популяризацией Scrum. Приведу несколько аргументов, с которыми не обязательно соглашаться.

Scrum для всех. Новое руководство написали простым языком, чтобы привлечь широкую аудиторию. Авторы убрали IT-терминологию и позиционируют Scrum как удобный инструмент для всех компаний, где работу над продуктом можно разделить на этапы и распределить между небольшими командами.

Scrum стал более гибким. Вместе с простым языком руководство предлагает вольное истолкование всех положений Scrum. Например, в предыдущем разделе мы разобрали ситуацию с ежедневным собранием, когда вместо пятнадцати минут и трёх стандартных вопросов команда общается сколько нужно и на любые темы.

Scrum попал в зависимость от скрам-мастера. Простой язык и вольное истолкование годятся, если команда умеет работать со Scrum. В этом случае она берёт лучшее из нового руководства, заменяет устаревшие правила и продолжает двигаться к цели. Когда команда только знакомится с методологией, возникает проблема: участники понимают, какой нужен результат, но не знают, как к нему прийти. Появляется зависимость от скрам-мастеров — людей, которые, по мнению авторов руководства, должны отвечать за внедрение и правильное использование принципов Scrum в командах.

Вот неполный список обязанностей скрам-мастера:

  • Отвечать за эффективность команды: организовать коучинг, налаживать самоуправление, следить за кросс-функциональностью разработчиков, устранять организационные препятствия.
  • Делать так, чтобы работа над проектом не выбивалась из срока, не распылялась на лишние задачи, не теряла в качестве и соответствовала цели продукта.
  • Помогать владельцам продукта определить главную цель, подготовить список задач для каждого спринта и наладить общение с заказчиками.
  • Налаживать связь между несколькими командами.
  • Популяризовать Scrum.

Скрам-мастер — новая профессия, в которой пока мало хороших специалистов. Как правило, для отдельной команды их приглашать дорого. Поэтому возникает проблема: если компания не планирует переводить все подразделения на Scrum и не может позволить себе скрам-мастера, то ей сложно правильно трактовать положения нового руководства. Без этого Scrum превращается в набор бесполезных формальных ритуалов.

На мой взгляд, авторы специально сделали руководство абстрактным, чтобы заработать на переаттестации действующих скрам-мастеров и аттестовать новых. Это плохо тем, что тимлиды многих IT-команд останутся без помощи скрам-мастеров и не смогут внедрить методологию, даже если захотят.

Скрам-мастер становится ключевой фигурой, без которой внедрение Scrum — сверхсложная задача

Как с этим жить

Scrum — эффективная методология, которая требует индивидуальной настройки под каждую компанию и команду. Если есть задача с нуля перейти на Scrum, то изучением нового руководства не обойтись — понадобится опытный скрам-мастер, способный адаптировать методологию под цели команды.

Ситуация меняется, если не нужно переходить на Scrum с нуля. В этом случае даже частичное внедрение скрам-технологий поможет повысить эффективность любой IT-команды. Поэтому призываю тимлидов, текущих и будущих руководителей не зависеть от скрам-мастеров, а изучить Scrum и оценить его преимущества в работе над собственными проектами.

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Python-разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована