Код
#статьи

Релокейт жив: куда ещё можно уехать (пока)

Реальные истории: как принимают айтишников в Швеции, Германии, Финляндии и других странах. И что нужно, чтобы туда попасть.

Иллюстрация: Ryan Dam / Kevin Woblick / Global Residence / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

В феврале некоторые эксперты прогнозировали, что у россиян и белорусов будут проблемы с европейскими визами. Да и у нас, чего скрывать, на сердце было неспокойно.

С тех пор прошло полгода, и ситуация более или менее устаканилась. Во всяком случае, все касающиеся России и Беларуси правки уже внесены в соответствующие законы стран ЕС, а новых вроде не предвидится.

Мы решили посмотреть, что изменилось с тех пор, и сопоставить их с историями конкретных людей. Они рассказали, как и куда переезжали из России и Беларуси, с какими сложностями столкнулись и как их решали. Смотрите, вникайте — вдруг пригодится.

Германия

Де-юре

Правительство Германии освободило россиян, работающих в IT, от так называемой «индивидуальной оценки» — довольно сложной процедуры предварительного одобрения заявки от работодателей, которую проводит федеральный департамент занятости.

Кроме того, для граждан России до 30 сентября продлено глобальное разрешение на доступ к рынку труда, которое позволяет получить долгосрочную трудовую визу автоматически, не обращаясь за разрешением к чиновникам. Правда, доступна эта опция только тем, кто устроен в немецкую компанию и зарабатывает не менее 43 992 евро в год. По сути, это аналог широко известной общеевропейской системы Blue Card.

Но и это ещё не всё: теперь немецкие посольства принимают к рассмотрению электронные копии документов, отправленные по email, а не запрашивают оригиналы. Это логично: почтовое сообщение между странами временно не работает.

Чтобы ускорить процесс оформления и переезда за границу, для сотрудников одной компании могут организовать групповую визовую встречу. С февраля по начало мая этого года россиянам выдали более 600 виз длительностью более 90 дней.

Де-факто

Ассир Битохов

Data Analyst в Xometry

Планировал переезжать осенью, но из-за недавних событий пришлось ускориться: российские банки оказались под санкциями, и немецкой компании, где я работал по контракту с возможностью релокации за границу, стало сложно переводить мне зарплату.

Остановился на варианте с Blue Card. Она чуть лучше обычной рабочей визы — более лояльные условия и очень быстрый путь к ПМЖ. Да и оформить её проще, чем рабочую визу по заявке от работодателя.

Документы собирал несколько недель: понадобились заполненная анкета, рабочий контракт и диплом — его даже на немецкий можно было не переводить, так как мой вуз котируется в Германии.

От работодателя требовалось предоставить три бумаги: техническое описание вакансии, письмо с гарантией моего дохода и письмо в МИД о том, что я очень нужен компании.

У Blue Card есть порог по зарплате, который каждый год повышают. Но, находясь на сеньорской позиции, пройти его легко. Все документы, необходимые для переезда, можно заполнять на английском. На сайте есть информация о том, как это делать.

В результате оформил всё за три дня, без проволочек — и сразу улетел в Германию. Добирался, как все, через Стамбул, потому что других вариантов сейчас нет. Рейс был долгим, около девяти часов. Ни на одной границе меня не проверяли, только пересчитали наличные, когда вылетал из РФ.

Германия — самая активная в плане выдачи Blue Card страна: например, с 2012 по 2018 год их здесь оформили 104 тысячи, то есть 95% от всех выданных в ЕС. Причём в топ-10 получателей входят граждане России и Украины. В общем, если вы переехали и устроились в немецкую компанию и зарегистрированы как налогоплательщик, вам будут только рады.

Вакансий очень много. Мне на LinkedIn регулярно пишут различные берлинские стартапы. Работать удалённо из России сейчас не выйдет из-за санкций, но релоцироваться — без проблем. Что особенно радует, в Германии не принято говорить о чужой национальности — это считается дурным тоном. Поэтому русофобии я тут не встречал.

Швеция

Де-юре

С 1 июня в Швеции выдают новый вид на жительство; он позволяет оставаться в стране до девяти месяцев, занимаясь поиском работы, и открывать бизнес. Перевезти с собой семью в этот период не получится, но это станет возможно после того, как трудовой договор будет у вас на руках.

Подать заявление можно, только находясь за пределами страны. При этом у вас должна быть возможность уплатить сбор безналичным способом. Все подаваемые документы нужно перевести на английский или шведский язык.

Оформление по этой процедуре производится только для специалистов со степенью магистра и выше. Все дипломы в обязательном порядке проверяются Шведским советом по высшему образованию (UHR).

Кроме того, для переезда за границу необходимо подтвердить свою финансовую состоятельность — на банковском счёте должно быть от 13 тысяч шведских крон (около 1300 долларов) на каждый месяц проживания плюс деньги на обратный билет.

Получили предложение? Заключайте трудовой контракт — и можете рассчитывать на рабочую визу. Правда, здесь трудовое законодательство изменилось не в пользу соискателя: нельзя запрашивать разрешение на работу, не имея подписанного контракта (раньше было достаточно оффера от работодателя), а продлевать его теперь нужно каждые два года (раньше срок действия был четыре года).

Де-факто

Фёдор Лисоченко

Software Engineer

Утром 24 февраля мы с женой посмотрели новости и поняли: нужно уезжать. То есть буквально: решили, что, как только мне поступит оффер с релокейтом, — сразу принимаем. Однако на деле получилось не так быстро, как хотелось. Возникла заминка до середины апреля: куда ехать, как всё организовать?

Сначала предложили временно улететь в Индию, сделать там документы и перебраться куда-то ещё. Но с этим вариантом не сложилось, зато возникло два других: Ирландия и Швеция.

Наш бизнес очень тесно связан со Стокгольмом: многие из нашей команды ездили туда в командировки, там исторически расположен наш офис. Поэтому выбор для большинства из нас был очевиден.

Для релокейта компания наняла аутсорсера, специализирующегося на Fast Track — программе ускоренного переезда. Они взяли на себя полное сопровождение — от проверки документов и коммуникации с посольством до помощи с поиском жилья и регистрацией на месте. Никаких требований по уровню образования предъявлено не было, дипломы вообще не входили в список необходимых документов.

Почти все ребята собрали и передали все документы к концу мая. Один из них сдал биометрию 7 июня — и уже через неделю аутсорсер сообщил, что 15 июля мой коллега может переезжать за границу. То есть весь процесс занял чуть больше полутора месяцев. Многие уже получили разрешение на въезд. Особенно легко тем, кто не состоит в браке и не имеет детей.

Мне понадобились: загранпаспорт, свидетельство о браке с нотариально заверенным переводом на английский или шведский язык, свидетельство о рождении на каждого ребёнка, резюме, доверенность на компанию, которая занимается оформлением.

У моего загранпаспорта истёк срок — и это замедлило мой релокейт. Дело в том, что живу я в Санкт-Петербурге, а прописан в другой области. Пришлось дополнительно потратить три месяца.

Собрать и подать все документы я смог лишь 20 июня. Со дня на день меня должны пригласить в Москву на сдачу биометрических данных — и примерно к началу сентября смогу уехать.

Финляндия

Де-юре

Иностранцы с высшим образованием и члены их семей могут получить ВНЖ всего за 14 дней. Главное условие — ваша сфера деятельности должна быть востребованна в Финляндии.

Подать заявку можно на странице миграционной службы. Если вы релоцируетесь к финнам и оформляете Blue Card, работодатель в течение двух дней обязан внести ваши данные в Enter Finland for Employers.

Всего за семь лет было подано более 500 тысяч заявок на ВНЖ по трудовому договору, из них принято более 90%.

Де-факто

Роман Синицын

Middle Python Backend Developer

После 24 февраля я уехал по туристической визе в Финляндию и искал работу уже на месте. У меня было три месяца на то, чтобы оформиться. Работодатели связывались нормально, никакого негатива и предвзятости я не ощущал.

В результате получил оффер от финской компании через LinkedIn. Когда прошёл собеседование, меня спросили о местонахождении и миграционном статусе. Отсутствие вида на жительство их не смутило: пообещали сделать контракт для миграционной службы.

Благодаря этому я оформил ВНЖ как специалист. На него может претендовать любой работник финской компании, который получает больше 3000 евро в месяц до вычета налогов. Для переезда за границу понадобились только загранпаспорт, контракт, подписанный работодателем, и подтверждение оплаты пошлины за ВНЖ. Она составляет 380 евро, и большинство работодателей вносят её самостоятельно. Ни диплом, ни языковой сертификат не обязательны, но заметно повышают шансы на успех.

Переезжать так быстрее всего — документы рассматривают примерно месяц, а по другим схемам — до года. Делать всё через консульство ещё быстрее — там нет очередей, поэтому бумаги могут оформить даже за неделю. Внутри Финляндии очередь около 120 человек. Посмотреть, какое у вас место, можно прямо на сайте.

Если у вас есть диплом, я бы рекомендовал перед переездом его апостилировать и перевести на английский. Его можно приложить к заявлению в миграционную службу.

Оффер мне выслали в середине марта, а уже в конце апреля я получил вид на жительство и вышел на работу. Ждать карточки ВНЖ пришлось ещё около четырёх недель. Повезло, что я уже находился в Финляндии и мог легально перемещаться и работать внутри страны.

По-серому здесь квартиры не сдают. Всё должно быть официально оформлено: договор, платежи в налоговую, поэтому без счёта в банке сложно арендовать жильё. В некоторых случаях можно договориться с владельцем об оплате первых месяцев наличными, но рассчитывать на этот вариант не стоит. Мне понадобилось два месяца, чтобы получить все документы, с которыми я мог открыть счёт и зарегистрироваться по месту жительства.

Финским я не владею. А английский у меня такой же, как у большинства знакомых мне айтишников: хорошо читаю, могу более-менее писать, но разговаривать очень тяжело, практики нет. На работе к этому относятся толерантно: обещают, что за пару месяцев я подтяну и разговорный.

Литва

Де-юре

Министерство экономики и инноваций предлагает компаниям из Беларуси и России, которые ранее работали в Литве, перенести туда весь бизнес и перевезти сотрудников по упрощённой процедуре.

Без приглашения от работодателя переехать в Литву IT-специалистам довольно затруднительно.

Де-факто

Марианна Минич

Фронтенд-разработчица в EPAM, амбассадор Women Techmakers, в IT-комьюнити продвигает идеи доступности в веб-разработке.

Twitter

В середине марта компания решила вывезти российский офис со всеми сотрудниками, чтобы мы могли выполнять обязательства перед зарубежными заказчиками. Часть команды сразу отправили в длительные командировки, а дальше — релокация. Нам предложили переехать в одну из нескольких стран: в Грузию, Армению, Узбекистан, страны Балтии и даже экзотические Колумбию, Мексику и Вьетнам. В середине марта я подала заявку на переход в литовский офис.

С момента подачи до переезда прошло три месяца. За это время уезжающие объединились в уютное комьюнити, где все друг другу помогали: морально поддерживали, давали советы по оформлению документов, делились опытом решения бытовых вопросов.

Компания помогла подготовить необходимые бумаги и покрыла часть расходов. Принимающая сторона была на связи практически постоянно, поэтому мы знали нюансы зачисления детей в школы и детские сады, уплаты налогов и аренды жилья и решали проблемы заранее.

Особого стресса от предстоявшего переезда у меня не было: для меня это шанс познакомиться с очередной страной, сменить обстановку. Сейчас я уже месяц живу в Вильнюсе — и всё ещё с трудом осознаю, что эстафета с поездками за визой, подачей документов на ВНЖ, переездом, поиском квартиры и выполнением рабочих задач закончена. Смена места жительства отнимает много сил. Быстрее вернуться в строй помогает рутина: для меня это созвоны с коллегами, любимый подкаст, переписка с родителями, домашние привычки — например, варить кофе в турке и покупать цветы.

Альтернативные варианты

В планах

Многие разработчики и IT-компании пока выбрали промежуточные страны, из которых они планируют потом переехать в страны Евросоюза. Особенно популярны для эмиграции ОАЭ, Грузия, Турция, Армения, Сербия и Казахстан — вылететь туда проще и быстрее.

Обосновавшись в них, люди пытаются оформить визы и ПМЖ в Шенгенской зоне. У большинства нанимателей эти процессы не отлажены и проходят совсем не так, как хотелось бы сотрудникам.

Де-факто

Дмитрий Шмаков

докладчик и организатор MoscowJS, Frontend Engineer и Community Leader в Revolut

Сейчас моя цель — Дубай. Надеюсь, что перееду в конце сентября. Там буду выбирать — остаться или ехать в Европу.

Выбор стран для эмиграции невелик. Страны Балтии закрылись — например, ребята из Bolt, которые раньше сидели в Эстонии, сейчас вынужденно работают из Грузии.

Моя компания решила краткосрочно вывезти всех сотрудников в Турцию и Армению, потом релоцировать в Европу — в основные офисы. Изначально хотели переезжать в Португалию, но потом выяснилось: подать туда документы на рабочую визу нельзя ни в Армении, ни в Турции. Нужно ехать в Москву. Ведь в Армении нет португальского посольства, только консульство, а в Турции португальское посольство вообще не делает рабочие визы.

Вернуться в Москву на подачу документов после февральских событий могут не все сотрудники. Поэтому добавили возможность оформления в Испании и Дубае, где довольно высокие зарплаты и нулевые налоги. Нашли компанию-спонсора и собирались там оформлять справки для переезда в Европу. Но в Дубае помешал форс-мажор: умер президент ОАЭ, и все госучреждения в начале мая перестали работать на 40 дней. Вообще. Из-за траура. А когда он кончился, возникли огромные очереди.

С релокейтом в Португалию тоже возникли трудности. Компания уверяла, что нам не нужны апостили на дипломы, а в начале июня выяснилось, что апостилировать их требуется при переезде в любую страну, подписавшую Гаагскую конвенцию, и Португалия в их числе. А вот Германия, как ни странно, — нет, поэтому компания даже начала рассматривать её.

Из-за необходимости делать апостиль срок оформления затянулся ещё на три месяца. Сейчас это главная проблема уезжающих: по моей оценке, именно за этим едут 80% айтишников, которые возвращаются в страну. Официальный срок оформления — 45 дней, но реально получается минимум три месяца. Либо можно выезжать в регионы и пробовать оттуда. Например, в июле апостилированные дипломы получают те, кто подал их ещё в середине и конце марта.

На этом сложности не заканчиваются. Например, у нас есть счастливчики, которые заказали все документы ещё до февральских событий. Часть из них уже в Португалии. По прилёте им требуется открыть локальный счёт, а это огромный квест — пока никто из моих коллег его не прошёл.

Начинается замкнутый круг: чтобы устроиться на работу, нужен счёт, для открытия счёта нужно иметь резидентство, а для резидентства нужна работа. Зарплату там можно получать только на местные карты.

Изначально я стремился попасть в Англию. Но сейчас там практически перестали выдавать рабочие визы: всем в нашей команде, кто пытался подать документы из Армении, пришёл отказ. Так что по-прежнему надеюсь на вариант с Дубаем: если я получу там золотую визу и ПМЖ на 10 лет, я смогу рассчитывать и на британскую визу.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована