Как научиться программированию на Python: гайд для детей и их родителей
Игры, интерактивные тренажёры и задачи вместо скучной зубрёжки.
Python — один из самых популярных языков программирования в мире, и неспроста: у него понятный синтаксис, а возможности практически безграничны. С его помощью создают веб-сайты, игры, приложения с искусственным интеллектом и даже управляют роботами.
Для детей Python — это идеальный старт в мир программирования: он учит логическому мышлению, навыкам решения задач, развивает креативность и открывает двери в востребованную профессию будущего — разработчик.
Мы собрали популярные ресурсы, которые помогут ребёнку научиться писать код на Python: от книг и онлайн-тренажёров до игр и ИИ-помощников.
Содержание
- Почему стоит выбрать Python для изучения программирования
- Какие книги будут полезны в обучении
- Где найти видеоуроки
- Онлайн-платформы для изучения Python
- Игры для обучения Python
- ИИ-помощники и искусственный интеллект
- Как выстроить процесс обучения для ребёнка
Почему стоит выбрать Python для обучения ребёнка
Python — самый популярный язык программирования в мире. Это подтверждают профессиональные индексы: TIOBE, PYPL и IEEE Spectrum. Он используется в веб-разработке, анализе данных и data science, геймдеве, автоматизации и во многих других отраслях IT. Можно с уверенностью сказать, что Python и дальше будет востребован.
Кроме популярности, Python для детей стоит выбрать и из-за других плюсов: простого синтаксиса, большого количества готовых библиотек, понятных сообщений об ошибках и активного сообщества разработчиков. Поговорим про них подробно.
Простой синтаксис. Python изначально разрабатывался так, чтобы код читался как обычный текст. Благодаря этому ребёнок, изучая язык программирования, сразу видит, что делает программа и как она реагирует на команды. Посмотрим на пример:
print('Привет')Даже если мы не знаем Python, то сразу понимаем, что код выведет на экран надпись «Привет». В отличие от многих других языков программирования, здесь всего одна строка и понятная функция.
Большое количество готовых библиотек и модулей. Это готовые наборы кода, с помощью которых ребёнок может добавлять различную функциональность в свой проект без необходимости самостоятельно их писать. Например, модуль Turtle помогает рисовать простые фигуры и изучать циклы, а библиотека Pygame — создавать собственные мини-игры.
Точные сообщения об ошибках. Если код написан неправильно, то учащийся увидит понятную информацию о том, где именно он сделал ошибку и в чём её причина. Благодаря этому легко всё исправить.
Большое и активное сообщество. У Python огромная аудитория разработчиков разного уровня, поэтому почти на любой вопрос уже есть готовое решение: статья, видеоразбор, кусок кода или обсуждение на форуме. Поэтому в случае сложностей можно быстро решить их и продолжить обучение.
Читайте также:
Книги для изучения Python
Сейчас существуют сотни книг, объясняющих сложные вещи в программировании простыми словами, в них много примеров и практических заданий, которые помогают освоить Python шаг за шагом. Мы собрали для вас четыре полезных издания, которые подойдут для разного возраста и уровня подготовки.
Python для детей
Год: 2022
Издательство: «МИФ детство»
Автор: Джейсон Бриггс
Отличная книга для старта. Автор объясняет основы языка через короткие примеры и задачи, не отвлекаясь на лишние детали. После каждой главы — упражнения, а в конце книги — два проекта: мини-игры, написанные с помощью модуля Turtle и библиотеки Tkinter.
Python для детей и родителей
Год: 2021
Издательство: «Бомбора»
Автор: Брайсон Пэйн
Книга для совместного изучения Python детьми и родителями. Автор разбирает базовые темы и показывает, как с помощью библиотеки Pygame написать собственную игру. Материал подаётся с увеличивающимся уровнем сложности, но каждый новый шаг опирается на предыдущий. Поэтому ребёнок точно справится.
Учим Python, делая крутые игры
Год: 2021
Издательство: «Эксмо»
Автор: Эл Свейгарт
Вместо сухой теории ребёнок пишет простые игры и через них узнаёт, как работают переменные, циклы, условия, графика и другие возможности Python. Уровень сложности постепенно повышается — от лёгкой игры «Угадай число» до многоуровневого «Царства драконов».
Программируем с Minecraft. Создай свой мир с помощью Python
Год: 2017
Издательство: «МИФ детство»
Автор: Крэйг Ричардсон
Необычный формат: обучение построено через знакомую многим детям компьютерную игру. Команды Python здесь напрямую влияют на мир Minecraft — можно строить дома, менять ландшафт или перемещаться по карте. Это делает процесс обучения увлекательным даже для тех, кто обычно не любит читать учебники.
Что выбрать? Если нужен плавный старт и классический формат обучения — начните с Бриггса. Если ребёнок любит игры, то подойдёт Пэйн или Свейгарт. Ричардсон — вариант для тех, кто уже играет в Minecraft.
Видео для изучения Python
Видеоуроки помогают быстрее разобраться с языком программирования: ребёнок видит процесс на экране, повторяет его шаг за шагом и сразу понимает, как работает код. Такой формат полезен тем, кому проще воспринимать информацию наглядно, а не по книгам. Собрали для вас три популярных канала, которые помогут продвинуться в изучении Python.
Гоша Дударь
Канал разработчика-практика. На нём есть видеокурс по Python для новичков, а также отдельные уроки по созданию игр и ботов. Подходит тем, кто начинает с нуля.
Хауди Хо™ — Просто о мире IT!
Канал с акцентом на обучение начинающих через практические проекты: видео помогут создать сайт, ИИ-помощника для компьютерной игры или онлайн-чат на Python.
Иван Викторович
Канал учителя информатики высшей категории. Есть мини-видеокурс по Python с нуля, уроки по созданию игр и подготовки к экзаменам. Хороший выбор для подростков, которые планируют профессионально заняться разработкой в дальнейшем.
Онлайн-платформы для изучения Python
Онлайн-платформы дают то, чего не хватает книгам, — интерактив. На них ребёнок пишет код, сразу видит, как этот код работает, проходит мини-уроки и выполняет задания в комфортном для себя темпе. Такой формат помогает поддерживать интерес за счёт игровых механик и наглядных результатов. Мы собрали популярные сервисы, которые подойдут для первого знакомства с Python и пошагового обучения.
CodeMonkey
Скриншот: CodeMonkey / Skillbox Media
Язык обучения: русский и английский.
Платформа: браузер любого устройства. Удобно на ПК.
Подойдёт для тех, кто только начинает осваивать программирование.
Есть триал-версия. После этого — 10 долларов в месяц при ежемесячной оплате, и 7 долларов в месяц при годовой оплате.
CodeMonkey — онлайн-платформа с заданиями, рассчитанными на детей от семи лет. Там можно решать головоломки и писать код в блочном или текстовом режиме. При блочном программировании команды задаются с помощью визуальных блоков, указывающих необходимые действия. В текстовом режиме используется Python. Модули открываются последовательно без возможности пропустить уроки с блочным режимом.
Codesters
Скриншот: Codesters / Skillbox Media
Язык обучения: английский.
Платформа: браузер любого устройства. Удобно на ПК.
Подойдёт для тех, кто уже знает основы Python.
Есть триал-версия на 30 дней. После этого — стоимость зависит от количества учеников и формируется по индивидуальному запросу.
Codesters — онлайн-платформа, где дети учатся писать код, чтобы управлять действиями персонажей и анимацией. Сочетание текста и визуального результата помогает ребёнку быстрее понять, что делает программа и как она работает.
CodeSpark
Скриншот: CodeSpark / Skillbox Media
CodeSpark — это интерактивное приложение для детей 3–10 лет, которое помогает изучить основы программирования через игру и визуальное мышление. Ребёнку предлагаются головоломки, мини-игры и творческие задания, например написание собственных историй. Уметь читать при этом необязательно: интерфейс построен на картинках и простых командах. Однако некоторые надписи и диалоги не переведены на русский язык.
Игры для изучения Python
Если ребёнку интереснее играть, чем читать или смотреть инструкции, стоит попробовать игры, где программирование встроено в сам игровой процесс. В них код управляет героями, дронами и целыми мирами.
CodeCombat
Язык интерфейса: английский.
Платформа: браузер любого гаджета. Удобно на ПК.
Бесплатно.
CodeCombat — популярная игра для изучения Python. Ученик управляет персонажем с помощью кода, исследуя вымышленные миры, сражаясь с врагами, решая задачи, прокачивая уровень персонажа и собирая лут.
Ошибки подсвечиваются, а уровни построены как миссии с пошаговым повышением сложности. Можно играть бесплатно в браузере на любом устройстве.
The Farmer Was Replaced
Язык интерфейса: русский и английский.
Платформа: Windows.
Бесплатно.
The Farmer Was Replaced — игра из Steam, в которой на ферме работает робот. Управлять им можно только с помощью кода на Python. Учащийся прописывает ему действия — от полива до уборки урожая — и видит, как робот выполняет их на фермерском поле.
CodeStrike
Язык интерфейса: английский.
Платформа: Windows.
Бесплатно.
CodeStrike — приключенческая игра с несколькими миссиями. Чтобы их пройти, придётся бродить по уровням, запускать дроны, открывать двери и сражаться с врагами. Все эти действия игрок задаёт с помощью кода на Python.
ИИ-помощники для изучения Python
Когда ребёнок изучает программирование и пишет код, бывает трудно понять, почему программа не работает. И родители не всегда могут помочь, так как не каждый из них разработчик. Раньше приходилось искать ответы в книгах, видео и на форумах. Теперь помочь в обучении могут нейросети: они объясняют ошибки, дописывают куски кода и помогают лучше понять, как всё устроено.
Один из лучших вариантов ИИ для новичков — Replit. Это онлайн-среда, в которой можно работать с браузера любого устройства. Базовый тариф доступен бесплатно, но число проектов в нём ограничено до десяти.
Работа в Replit идёт в одном окне, в котором есть несколько вкладок: превью приложения, если у него есть графический интерфейс, редактор с поддержкой Python и консоль для запуска проекта. Но главное отличие Replit от стандартных сред разработки — чат для общения с ИИ-помощником. Нейросети можно задавать вопросы, просить её проанализировать или дополнить код, а также вместе искать и исправлять ошибки.
Скриншот: Replit / Skillbox Media
Кроме Replit для обучения используют чат-боты с искусственным интеллектом — например, ChatGPT от OpenAI или Copilot от Microsoft. Им можно задавать вопросы по программированию: попросить объяснить тему, показать пример кода или помочь исправить ошибку. Главное в работе с ними — не просто копировать куски кода, а разобраться в том, почему они именно такие.
Как выстроить систему обучения для ребёнка
Хаотичные попытки «научиться программированию» часто быстро заканчиваются из-за того, что дети теряют интерес. Чтобы этого не случилось, важно следовать основным принципам обучения.
Использовать проектный подход. «Пройти» программирование полностью невозможно — всегда будут новые инструменты и библиотеки, которые ребёнок не знает. Поэтому сфокусируйтесь на отдельных проектах, а не на изучении всей теории. Например, с ребёнком можно создавать мини-игры, запустить чат-бота или запрограммировать модель из набора LEGO. Главное, чтобы у проекта был конечный результат и чтобы он был интересен.
Выбрать несколько основных источников информации и не пытаться попробовать всё. Если постоянно перескакивать между платформами, курсами и книгами, то можно запутаться. Выберите вместе с ребёнком то, что ему нравится. Например, если он играет в Minecraft, то отлично подойдёт книга «Программируем с Minecraft» Ричардсона, а если любит видеоформат, то подберите один из популярных каналов.
Следуйте за интересом ребёнка. Дети учатся быстрее, когда видят смысл в задаче и это их увлекает. Поэтому можно ориентироваться при выборе проектов на их интерес. Например, написать программу, которая следит за выходом новых видео по любимой игре, или создать генератор мемов.
Поддерживайте ребёнка, но не делайте задания за него. Если что-то не работает — задавайте вопросы, направляйте, но не пишите код вместо ребёнка. Навык поиска ошибок и их самостоятельное решение — ключевой элемент обучения.
Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!