Мобильные войны: история операционных систем для смартфонов
Как рождались, развивались и умирали мобильные операционки.
Фото: picture alliance / Getty Images
В начале 2010-х между корпорациями завязалась ожесточённая борьба за рынок мобильных устройств. В «королевской битве» приняли участие такие гиганты, как Apple, Nokia, Motorola, LG, Sony Ericsson, HP, Microsoft, и совсем ещё зелёный Google.
Чем всё закончилось, вы наверняка и сами знаете: смартфоны Apple покорили мир, а гугловский Android сегодня установлен почти на 80% мобильных устройств. Но давайте вспомним, как это было.
Дедушка Symbian
Двадцать лет назад при покупке сотового телефона люди обращали внимание не только на дизайн, ёмкость аккумулятора, разрешение экрана и качество камеры. Всех интересовали дополнительные фишечки: где-то был диктофон, где-то записная книжка, где-то музыкальное приложение для создания собственного рингтона, а где-то игра «Змейка». Этих ваших апп-сторов не было и в помине, а первоначальная функциональность оставалась с покупателем навсегда.
Приятным исключением были КПК (карманные персональные компьютеры) с большим количеством приложений и поддержкой многозадачности. Правда, мало кто представлял, зачем всё это простому человеку. Поэтому КПК были скорее игрушкой для богатых, деловых и занятых.
Подразумевалось, что главная функция карманных персоналок — делать заметки во время совещаний, а основное приложение — записная книжка. Обычно там был браузер, небольшой набор офисных программ, игры и ещё что-нибудь. Довольно долго в КПК не было даже разъёма для сим-карты. Но со временем сотовые телефоны и КПК объединились в одно устройство — смартфон.
В нулевых рынок ОС для смартфонов был практически монопольным — почти всю нишу занимала Symbian, которой пользовались Nokia, Samsung, Motorola, Sony Ericsson и другие. Эта операционка оставалась лидером вплоть до 2010 года.
Изначально Symbian была написана на С++, но потом появилась поддержка Java, Python и других языков. Она не имела собственного графического интерфейса — любая работающая с ней компания могла выстраивать платформу под себя.
Правда, Symbian довольно долго не подпускала к себе маленькие компании; попасть в число разработчиков было невероятно сложно. Поэтому почти десять лет на рынке доминировали три главные версии.
S60 — модификация Symbian под Nokia. Работала сначала на кнопочных, а потом на сенсорных телефонах. Главной её фишкой к 2001 году был магазин приложений. К сожалению, размер экрана у разных «нокиевских» моделей сильно различался. Это создавало дополнительные проблемы — по сути, под каждую модель нужно было делать собственный интерфейс. Поэтому приложения никогда не обновлялись, и новых в магазинах тоже не было — разработчики предпочитали писать сразу для следующей модели.
UIQ — разработка Sony Ericsson и Motorola. Поддерживала всего два разрешения экрана, что несколько облегчало разработчикам жизнь. Приложения для UIQ можно было писать на C++ и Java. Поздние версии платформы поддерживали ввод с помощью стилуса.
MOAP — платформа для телефонов Fujitsu, Sony Ericsson Japan, Mitsubishi и Sharp. Туда не пускали сторонних разработчиков — компании предпочитали сотрудничать с собственными специалистами. Так что о МОАР мало что известно.
Интерфейсы у разных производителей серьёзно различались, приложения, написанные для одной платформы, не работали на другой, а их постоянные исправления и улучшения отнимали у разработчиков кучу времени и сил. Именно это и погубило Symbian, когда на рынок вышел серьёзный конкурент — Android.
В 2009 году, когда стало понятно, что конец близок, Symbian опомнилась и решила привлечь максимум союзников: исходный код системы выложили в открытый доступ, к разработке приложений пригласили всех желающих, а вместо кучи интерфейсов оставили один. Но это не помогло.
В 2011 году Nokiа, основной владелец системы, перешла на Windows Phone, и история первой мобильной ОС закончилась.
iPhone и iOS: как сделать культ из ничего
9 января 2007 года Стив Джобс презентовал первый айфон — и это, как считают миллионы фанатов Apple по всему миру, перевернуло индустрию.
Ирония в том, что первый айфон был плох даже по меркам своей эпохи. Он не поддерживал стандарт 3G — в то время новейшее слово в мобильной связи. Пользователям предлагался только морально устаревший EDGE. В смартфоне не было MMS и Bluetooth, зато хватало проблем с безопасностью и грубейших технических недоработок. Легендарный App Store, кстати, тогда ещё тоже не придумали.
Первые айфоны были, по сути, айподами со звонилкой. Деловое сообщество смотрело на них с презрением и предпочитало куда более навороченные BlackBerry. Но Стив Джобс плевать хотел на деловое сообщество. Он перепридумал саму концепцию смартфонов: теперь они предназначались не для работы, а исключительно для развлечения. Так с тех пор и повелось.
Одним из главных секретов успеха стал мультитач, позволивший обращаться с экранным контентом как с реальными объектами: прокручивать, поворачивать, увеличивать и уменьшать их простыми движениями пальцев.
Первые полтора года даже не было известно, какая в iPhone операционка. Apple утверждала, что там стоит урезанная десктопная ОС, к которой Джобс принципиально отказался подпускать сторонних разработчиков: поначалу он считал, что у его подчинённых вполне достаточно компетенций, чтобы «сделать красиво».
Слегка скорректировать свои взгляды и отказаться от принципа «кушайте что дали» его заставили громкие успехи Android. По большому счёту настоящая история айфонов и iOS началась лишь тогда, когда App Store открыли для сторонних разработчиков.
Новички начинают и выигрывают
В 2005 году Google купил стартап Android Inc., который разрабатывал мобильные ОС на основе Linux. Через два года корпорация объявила о создании Open Handset Alliance (OHA) — альянса разработчиков, призванного создать стандарт свободного ПО для мобильных систем.
Сергею Брину и компании удалось решить довольно нетривиальную задачу: привлечь на свою сторону производителей мобилок, которые раньше использовали Symbian. Слишком уж соблазнительной была идея единой, открытой и совместимой с любыми устройствами системы.
Последним адептом Symbian оставалась Nokia, которая пыталась реанимировать дышащего на ладан пациента, но и её оптимизма хватило лишь на несколько лет.
В ноябре 2007 появился первый пакет для разработчиков Early Look и эмулятор Android. Через год вышло первое устройство на ОС, а ещё через три Android стал самой популярной мобильной ОС в мире. Этот статус он сохраняет до сих пор.
Фундамент победы закладывался просто: Android был самым доступным и демократичным. Он сохранил философию свободного ПО, но по качеству получился достойным коммерческим продуктом.
В Google организовали комьюнити со всей доступной информацией, проводили конкурсы на лучшее приложение с многомиллионными призами, дали разработчикам доступ ко всему, что их интересовало. В конце концов именно эта бизнес-модель стала отраслевым стандартом.
Старые кони борозду портят
В начале 2000-х своя мобильная ОС появилась и у Microsoft. В эпоху кнопочных смартфонов она занимала второе место по популярности после Symbian. В 2010 году компания спохватилась и выпустила собственную систему для сенсорных телефонов — Windows Phone. Угадайте: кто из ведущих производителей мобильных устройств решился поставить и на эту тёмную лошадку?
О да — это снова была Nokia, решительно, из последних сил отвергавшая Android и прямо-таки по-ленински предпочитавшая ходить другим, альтернативным всем рыночным трендам, путём. Правда, и она сдалась в 2017-м.
Microsoft пыталась сделать свою систему удобной и универсальной. Последняя попытка случилась в 2015 году, когда объявили о создании UWP — универсальной платформы Windows. Подразумевалось, что новые приложения будут одинаково успешно работать на любых устройствах с Windows: десктопах, смартфонах, планшетах и других устройствах. Более того, компания создала мосты — утилиты, переводящие приложения, выполненные на Android и iOS, в Windows.
Но что-то пошло не так. Приложения не стали универсальными. Мост для Android так и не заработал. Конец был немного предсказуем: в 2019 году Microsoft перестала поддерживать неудачную Windows Mobile 10.
webOS: держаться в тени
webOS — мобильная операционная система на основе Linux, выпущенная компанией Palm в 2009 году. Она сразу ориентировалась на сенсорные телефоны и ввела новшества, которые до сих пор используются в Android и iOS. Например, карточки с экранами последних открытых приложений — они нужны для переключения между задачами.
К сожалению, webOS никогда не пользовалась особой популярностью. Её установили всего на несколько устройств.
В 2010 году HP купил и webOS, и Palm. Корпорация открыла исходный код ОС, создала магазин приложений и планировала установить систему на все свои смартфоны, планшеты и ноутбуки. Но этого так и не случилось. Причины не разглашались, но, скорее всего, дело было в популярности Android.
На пике webOS в 2010 году в её магазине было около 10 тысяч приложений.
В 2013 году HP продала систему LG. webOS существует до сих пор — она используется в умных телевизорах и холодильниках LG.
KaiOS: не сенсором единым
Самая современная из систем, упомянутых в этой статье. Разработана в 2017 году. Вы будете смеяться, но это система для кнопочных смартфонов.
Дело в том, что основная статья расхода аккумулятора смартфона — сенсорный экран. Кнопочные телефоны расходуют намного меньше энергии и оперативной памяти. Поэтому они до сих пор существуют и даже популярны, особенно в развивающихся странах: допустим, в Индии KaiOS занимает второе место по популярности, опережая iOS.
Чтобы стабильно функционировать под KaiOS, телефону требуется всего 250 МБ оперативной памяти. В результате он может долго работать автономно.
Вместо заключения
За последние 20 лет в мире появилось множество операционных систем. Невозможно описать их все в одной статье. Большая часть из них пропали так же легко, как появились.
Android сумел привлечь на свою сторону производителей техники и разработчиков, iOS — пользователей. Поэтому они победили. У webOS были все шансы на успех, но ей не хватило ресурсов. А Symbian сразу была миной замедленного действия: сложная, глючная система с закрытым кодом держалась на плаву ровно до появления более качественного конкурента.
Ну и остаётся пожелать успеха KaiOS. Кнопочные телефоны выглядят смешно, зато хорошо вписываются в популярную концепцию экономии ресурсов. У системы есть шансы на успех.