Лицензии Creative Commons: что это такое, как они работают и какие бывают
Подробный разбор лицензий Creative Commons от эксперта по вопросам интеллектуальной собственности.
Иллюстрация: rawpixel.com / freepik / Freepik / Joshua Woods / Unsplash / pixel2013 / Pexels / Дима Руденок для Skillbox Media
В 2001 году американский издатель Эрик Элдред, профессор права Лоуренс Лессиг и профессор электротехники Хэл Абельсон, вдохновлённые идеями Ричарда Столлмана, создали первый набор лицензий Creative Commons для видео- и аудиозаписей, текстов и изображений. Так началась революция в авторском праве.
Для чего нужны лицензии Creative Commons
В 2002 году создатели Creative Commons выпустили пресс-релиз, в котором анонсировали новые лицензии и объявили цели организации:
«Наши инструменты помогут художникам и писателям сделать свои произведения доступными и бесплатными для общества. Если артист захочет открыть свою музыку для некоммерческого использования, наши инструменты переведут эти намерения в „машиночитаемую“ форму.
В процессе создания нашей модели мы вдохновлялись движениями Open Source Initiative и Free Software Foundation. Их красота в том, что они основаны на согласии владельцев авторских прав, независимо от каких-либо законодательных актов, и мотивированы прекрасной смесью личной выгоды и духа сообщества. Выбор между личными и общественными интересами — ложный. Если вы достаточно умны, то сможете заработать на открытости».
Пресс-релиз Creative Commons
Creative Commons Licenses (ССL) сразу поддержали многие организации и авторы, в том числе Массачусетский технологический институт, Университет Райса, сооснователь OSI Эрик Реймонд и писатели Кори Доктороу и Брэндон Сандерсон. Уже к 2003 году под лицензиями CCL распространялось около миллиона произведений.
В 2005 году Creative Commons запустила проекты в науке, а в 2007-м — в образовании. Ещё через два года CCL стали основными лицензиями для всего контента «Википедии». Тогда же Creative Commons выпустила CC0 — инструмент для досрочной передачи работы в общественное достояние.
По данным на 2011 год, в составе партнёрской сети Creative Commons функционирует более 100 организаций в более чем 70 юрисдикциях по всему миру.
Изначально лицензии CCL были заточены под американское законодательство, так что их нужно адаптировать под правовую систему других стран. Этим занимается группа International Commons (iCommons). Она разрабатывает ported-версии лицензий, учитывающие правовые особенности государств.
Какие есть особенности у лицензий Creative Commons
Главная фича CCL — более свободное использование произведений, охраняемых авторским правом. Даже фраза копирайта скорректирована соответствующим образом: вместо стандартного «All rights reserved» в CCL пишут «Some rights reserved».
Тексты лицензий постоянно совершенствуют и переводят. Законодательство разных стран, в том числе России, признаёт их как особую разновидность договоров присоединения в авторском праве.
CCL помогают авторам по умолчанию предоставлять пользователям наиболее важные права использования — право на копирование, распространение и переработку — при соблюдении лицензионных условий.
Чтобы выбрать, под какой лицензией выпустить своё произведение, автору нужно ответить на следующие вопросы:
- Разрешает ли он коммерческое использование произведения?
- Разрешает ли он переработку произведения?
- Если да, то будет ли он использовать принцип ShareAlike?
CCL не затрагивают другие положения авторского права. Они никак не влияют на свободное использование произведений, в том числе на принцип добросовестного использования (fair use) в англо-американской доктрине. Если какие-то способы использования прямо не предоставлены лицензией CC, пользователь должен получить отдельное разрешение на них у автора.
Лицензии Creative Commons обязывают пользователей указывать на всех копиях автора лицензионную ссылку и все уведомления об авторском праве. У них довольно необычный «трёхслойный» дизайн:
- Первый слой — Legal Code. Это привычный юридический текст, схожий со стандартным лицензионным договором и не слишком понятный простому пользователю.
- Второй слой — Commons Deed: краткое описание лицензии, доступное для понимания без специальных юридических знаний и навыков.
- Третий слой — Digital Code: машиночитаемая краткая версия юридического текста. Его сделали специально для того, чтобы компьютерные программы могли распознавать условия лицензии автоматически. Digital Code используется поисковиками и хранилищами (Google, Flickr, Jamendo, «Викискладом» и так далее), а также различными редакторами видео, музыки и изображений. Описание CCL, доступное для понимания программой, назвали CC Rights Expression Language (CC REL). Оно позволяет создавать «цифровые метки» для произведений в формате RDF (Resource Description Framework).
Какие бывают лицензии Creative Commons и как они устроены
CCL складываются из комбинаций четырёх базовых элементов:
- Attribution (BY) — требование указывать автора, уведомление об авторских правах, источник, ссылку на лицензию и на оригинал, если работа производная.
- NonCommercial (NC) — только некоммерческое использование.
- NoDerivs (ND) — переработка произведения запрещена.
- ShareAlike (SA) — переработка распространяется на условиях той же лицензии.
Существует шесть комбинаций и, соответственно, шесть типов лицензий:
1. CC BY. Лицензия с минимальным количеством ограничений. Предоставляет право на копирование, распространение и переработку произведения, в том числе в коммерческих целях. Лицензиар не вправе отзывать эти разрешения, пока лицензиат исполняет условия лицензии. К обязательным условиям лицензии относится:
- указание авторства, уведомление об авторских правах;
- уведомление о лицензии и ссылка на лицензию;
- уведомление об отказе от гарантий;
- обозначение изменений, внесённых в произведение;
- то, что в отношении предоставленных лицензией прав на произведение лицензиат не вправе устанавливать технические или юридические ограничения для других пользователей.
2. CC BY-SA. К описанным выше условиям добавляется ShareAlike — требование выпускать производные произведения на тех же условиях, что и первоначальное произведение. Это может быть та же CCL или совместимая с ней лицензия.
3. CC BY-ND. К условиям CC BY добавляется запрет на распространение созданной лицензиатом переработки произведения. Нужно уточнить: пользователь вправе переработать произведение, но исключительно для личного пользования, без распространения как в коммерческих, так и в некоммерческих целях.
4. CC BY-NC. К условиям CC BY добавляется запрет на коммерческое использование. Если пользователь сомневается, будут ли его действия нарушать этот запрет, CC рекомендует обратиться за разъяснениями к правообладателю или выбрать произведение под другой лицензией.
5. CC BY-NC-SA. Комбинация запрета на коммерческое использование и требования распространять производные произведения под той же или совместимой лицензией.
6. CC BY-NC-ND. Включает два запрета: на коммерческое использование и на распространение производных произведений.
CCL — простые (неисключительные) лицензии, сублицензирование по ним не допускается. Территория их действия — все страны мира, а срок действия равен сроку действия авторских прав на произведение. Они не подлежат отмене: лицензиар не может отозвать лицензию, если однажды выпустил под ней произведение.
Все шесть типов лицензий снабжены стандартными условиями об отказе от гарантий и ограничении ответственности (произведение предоставляется по принципу «как есть»).
Помимо них, есть ещё два протокола, работающих в пространстве общественного достояния (public domain), — CC0 и Public Domain Mark.
CC0 — инструмент, позволяющий автору передать произведение в долгосрочное общественное достояние. Другими словами, автор отказывается от прав имущественного и неимущественного характера в полном объёме — включая право на защиту. В отличие от лицензий CC, которые сохраняют за авторами все права, не переданные по лицензии (Some rights reserved), CC0 закрепляет полный отказ от прав (No rights reserved). При этом отказ от авторских прав не затрагивает любые права иного рода: патенты, товарные знаки, персональные данные и тому подобное.
Самые яркие примеры СС0:
- Europeana — европейская цифровая библиотека.
- Figshare — позволяет исследователям публиковать результаты исследований в удобном для цитирования, поиска и совместного использования виде.
- Open Goldberg Variations — «Гольдберговские вариации» Баха в исполнении Кимико Ишизаки.
- Metropolitan Museum of Art — более 375 тысяч изображений из коллекции музея и данные о более чем 420 тысячах музейных объектах, охватывающих период более пяти тысяч лет.
Очевидная проблема СС0 — действующая в большинстве стран мира система авторского права. Во-первых, она не разрешает отказаться от личных неимущественных прав (моральных прав автора). Во-вторых, некоторые законодательства могут ограничивать отказ от имущественных прав.
CC0 не адаптирована к законодательству какой-либо конкретной страны, поэтому отказ от прав возможен, только если это не противоречит закону страны.
Public Domain Mark (PDM) — знак общественного достояния. Им можно отмечать произведения, которые не ограничены авторским правом. Он удобен для учреждений культуры, обладающих крупными коллекциями произведений.
CC рекомендуют использовать PDM только в отношении тех произведений, которые перешли в общественное достояние по всему миру.
Произведения могут иметь так называемый ограниченный статус общественного достояния по разным причинам. Например, в некоторых странах могут действовать нетипично длинные сроки охраны. В других сроки действия авторских прав могут зависеть от различных формальностей. Наконец, перечень охраняемых авторским правом объектов (произведений) может различаться в разных законодательствах.
Как лицензии Creative Commons работают в России
В нашей стране CCL действуют с 2011 года, официальным представителем Creative Commons стал Институт развития информационного общества.
Под этими лицензиям распространяются материалы сайтов Президента России, мэра Москвы, Республики Башкортостан, издания «Частный корреспондент», проекта «Научный корреспондент» и другие.
В России действуют международные версии лицензий; адаптированных к российскому законодательству версий не создавалось. Из-за этого между российскими юристами часто возникают разногласия.
В 2014 году Гражданский кодекс РФ дополнили статьёй 1286.1 об открытых лицензиях на произведения науки, литературы и искусства, чтобы разрешить споры по поводу легальности CCL в российском праве.
Многие отечественные правоведы и до принятия этих поправок утверждали, что российское законодательство имеет все необходимые условия для признания этих лицензий. В первую очередь это принцип свободы договора, закреплённый в статье 421 ГК РФ, а также участие России в международных соглашениях по авторским и смежным правам, на базе которых выпущены международные версии лицензий CC.
Однако даже новая статья Гражданского кодекса не разрешает некоторых противоречий между текстами CCL и требованиями российского законодательства. К этим требованиям относится, например, обязательная письменная форма лицензионных договоров, указание сторон договора, запрет на отказ от личных неимущественных прав автора, таких как право на неприкосновенность произведения.
Сторонники CCL отмечают, что письменная форма в данном случае соблюдается, и ссылаются на статью 160 ГК РФ:
«Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю».
Это означает, что лицензии CC могут признаваться заключёнными в письменной форме в рамках российского законодательства, а из их текста можно определить стороны договора.
Личные неимущественные права автора, согласно ГК РФ, считаются абсолютными и неотчуждаемыми: автор не может их передать кому-либо и не может от них отказаться даже по доброй воле.
Однако сторонники CCL считают, что, если автор по собственной воле ограничивает реализацию своего личного неимущественного права, это не противоречит законодательству. Например, он даёт безусловное согласие на внесение изменений в произведение — и тем самым ограничивает своё право на неприкосновенность произведения.
Ещё больше вопросов вызывает CC0, предполагающая не просто ограничение, а отказ от авторских прав.
Поскольку лицензии Creative Commons — это не совсем обычный юридический инструмент, то к их толкованию и применению нужно подходить с учётом целей, для которых они создавались. В то же время они возвращают нас к необходимому балансу интересов авторов и пользователей.