Код
#Мнения

«Царь во дворца»: кто такой ИТ-продюсер и как им стать

Продюсеры — это не только ребята из шоу-бизнеса в леопардовых шубейках. Павел Шерер рассказал, кто такой ИТ-продюсер и как войти в профессию.

Westend61 / Getty Images

Павел Шерер

эксперт

об авторе

Продюсер, аналитик, продуктовый дизайнер
ИТ-решений, академический руководитель на магистратуре РАНХиГС.


Ссылки


Профессия ИТ-продюсера пришла из энтертейнмента и кино. Там продюсер — главный человек: он отвечает вообще за всё и почти всегда конфликтует с режиссёром, ведь его задача — сделать продукт не только качественным, но и прибыльным.

В ИТ продюсер тоже организует проекты на всех уровнях — это что-то вроде расширенной версии продакт-менеджера.

Что делает ИТ-продюсер

Особенность профессии продюсера в том, что он работает на нетиповых проектах, а в них не может быть конкретного регламента действий. Например, схема стандартного проектного процесса выглядит примерно так:

Изображение: Цифровая артель Eleven

Но в работе со сложными проектами я ни разу не следовал ей досконально, так как в этом случае всё индивидуально и зависит от сложности задачи. Где-то даже дизайн-макеты не нужны, а где-то придётся полгода формализовать и придумывать новые бизнес-процессы. На одном проекте я сам занимаюсь проектированием, техническим или UX, а на другом нанимаю архитекторов и дизайнеров. Факторов миллион, и ключевая функция продюсера — как можно раньше определить все эти факторы и принимать решения с их учётом.

Если немного упростить, то управление проектом для продюсера выглядит так:

1. Договориться с клиентом об условиях. Тут много всего: юридические и бухгалтерские моменты, состав и порядок работ, обязанности клиента и так далее.

2. Если надо — добиться максимальной вовлечённости клиента в проект. С компаниями и ребятами, которые говорят: «Я вам деньги плачу, просто сделайте красиво, не хочу вникать», — даже не начинаю работать.

3. Рассчитать риски и максимально снизить неопределённость. Для этого я организовываю проектирование и аналитику, провожу необходимые исследования. Что-то делаю сам, а на какие-то направления нанимаю людей.

4. Определить, кто за что отвечает в проектной команде, и раздать задачи. Это не всегда просто — порой я обращаюсь за консультациями к другим специалистам. Например, нужно передавать потоковое видео с двухсот камер, да ещё с AI-обработкой в реальном времени. Я ещё не работал с такой задачей — а значит, буду искать спецов, которые введут меня в курс дела.

5. Набрать команду под проект. Минус готовых команд в том, что рано или поздно они подгоняют требования продукта под свои компетенции. Например, если команда не работала с голосовыми интерфейсами, она либо сделает их не очень хорошо, либо вообще от них откажется. Но чаще всего проблема будет во всяких интеграционных штуках: «Мы не будем юзать эту либу или сервис, потому что у нас никто её не знает, возьмём альтернативную». А ведь искомые либа или сервис идеально вписались бы в проект и позволили бы сделать более качественный продукт — причём быстрее и дешевле.

6. Организовать работу. Составляю регламенты, настраиваю трекеры, системы контроля версий, чаты, боты, DevOps и вот это всё.

7. Контролировать работу и следить, чтобы проект соответствовал документации. Часто в этом мне помогает интегратор или технический продюсер, как линейный или исполнительный продюсер в кино. Он организует мелкие процессы, объясняет команде непонятные моменты по документации, помогает в планировании.

Пункты 3, 4 и 5 часто идут параллельно. На каждом этапе проекта нужны разные люди и компетенции.

Чтобы управлять сложными проектами, необходимо жёсткое планирование и учёт. Поэтому я использую разные инструменты менеджмента и разработки. Вот основные:

  • Планировщики — Google-календарь, Todoist, Notion, Confluence.
  • Трекеры и системы управления проектами — Jira и другие.
  • Облачные сервисы для работы с документами — Google Docs и Google Sheets.
  • Среды разработки — PhpStorm или Android Studio.
  • Сервисы для прототипирования и разработки интерфейсов — Figma и другие.
  • Мессенджеры — раньше был Slack, а сейчас Discord.

Каким проектам нужен ИТ-продюсер?

На самом деле, большинству проектов такая роль не нужна, потому что они простые и управлять ими может тимлид. Но если речь идёт о проектах сложных технически или организационно, то без ИТ-продюсера не обойтись. Например, есть масса офлайновых продуктов или бизнесов, которым надо автоматизировать процессы, повысить эффективность сотрудников, сократить расходы.

Типичный случай: бухгалтерия каждую неделю вручную собирает и пересылает руководителю отдела продаж данные о закрытых сделках. А он на этих данных рассчитывает зарплаты и премии сейлзов. Но это, во-первых, очень долго — пока бухгалтерия соберёт отчёт, пока РОП его разберёт. Во-вторых, неизбежны ошибки и опечатки. В третьих, много лишних людей узнаёт размер чужих доходов.

Решение простое: автоматизируем создание и отправку отчётов из 1С. На стороне продажников настраиваем приём и обработку данных, формирование отчётов по сделкам и дополнительным параметрам. Например, по личному рейтингу сотрудника — тут можно интегрироваться с BI-системой. Потом эти отчёты автоматически уходят обратно в 1С для начисления зарплат и премий.

Это всего лишь один процесс, а обычно их больше сотни. И вот когда нужно оцифровать сразу пачку процессов в одной компании, на помощь приходит ИТ-продюсер.

Чтобы оцифровать сложный продукт, можно пойти двумя путями: нанять команду, которая решит задачу под ключ, или попытаться сделать это своими силами. У обоих вариантов есть недостатки.

Если нанимать подрядчиков, раздуется бюджет, так как придётся искать сразу несколько команд: разработчиков, UX-дизайнеров, бизнес-аналитиков и так далее. К тому же у разрозненных команд разные цели, методологии и подходы. Поэтому их необходимо координировать, иначе они будут конфликтовать, а пострадает продукт.

Собрать собственную команду тоже не всегда получается. Даже у ИТ-гигантов не хватает нужных специалистов по некоторым направлениям — приходится искать людей на стороне. А когда небольшие компании закрывают задачи неподходящими (зато своими) кадрами, фейлы неизбежны. И, как я говорил выше, рано или поздно команда начнёт подгонять функции продукта под свои возможности — и он снова пострадает.

Но есть третий путь — нанять ИТ-продюсера. Это полностью вовлечённый в процесс человек, который отвечает за сроки, бюджеты и качество. Конечно, чем быстрее и дешевле я выдам результат, тем больше заработаю, однако это не должно мешать качеству и бизнес-задачам — для продюсера очень важна репутация. Если же продукт некачественный и убыточный, мне придётся покрыть потери из своего кармана.

Из чего складывается доход ИТ-продюсера

Как правило, ИТ-продюсер не сидит на фиксе, а его доход складывается из процента от оборота, гонорара и процента от прибыли, если он выполнил все задачи. Правда, эти факторы встречаются не на каждом проекте — всё зависит от сути проекта, клиента и договорённостей.

Чтобы успешно запустить проект, нужен авторский надзор. Для этого ИТ-продюсер работает в связке с суперпроджектом, интегратором процессов. Это такой «зампродюсера»: он контролирует, где какие задачи висят, следит за их выполнением и за тем, чтобы проектная команда выполняла работу в соответствии с изначальным замыслом и документацией. Однако, в отличие от продюсера, суперпроджект получает фикс.

Я часто езжу в командировки — нередко в начале недели я даже не могу спрогнозировать, где окажусь в пятницу. Ежедневно у меня проходят один-два дейли. В редких случаях — три. Дейли я провожу, только когда проект находится в активной фазе. Если же до неё ещё не дошли, я занимаюсь проектированием вместе с аналитиками и дизайнерами.

Как становятся ИТ-продюсерами

Чтобы продюсировать ИТ-проекты, нужно хорошо знать менеджмент и представлять процесс разработки, а также разбираться в продукте и понимать интересы бизнеса. Обязателен бэкграунд в аналитике и организации процессов. Не помешают скиллы в дизайне и программировании.

Я начинал работать фронтендером, потом стал фулстек-разработчиком. Когда технологии усложнились, постепенно перешёл в дизайн, UX и аналитику. Прокачавшись в этой сфере, я начал читать лекции и выступать. И в какой-то момент попал в бизнес-аналитику. В итоге я дорос до ИТ-продюсинга — это стало возможным благодаря моей полипрофильности и пониманию всех ИТ-процессов, необходимых для создания продукта.

А один мой партнёр пришёл в ИТ-продюсинг из бизнеса: в прошлом у него была своя компания по разработке мобильных приложений. Когда он понял, что расти больше некуда, то стал продюсером. Ведь в мобильной разработке ты рано или поздно скатываешься в операционку, а он хотел придумывать и делать продукты, заниматься масштабными и крутыми проектами.

Хотите стать ИТ-продюсером и придумывать крутые продукты? Проще всего войти в профессию через разработку — выберите курс по любому из популярных языков программирования в Skillbox и начните учиться уже сейчас.


Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована