Катя Петрова: «Хорошие конференции организуют не только люди с серьёзными лицами»
Ведущая подкаста Podlodka и соорганизатор конференций Podlodka Crew рассказывает, как попасть в их команду и стать спикером.
Иллюстрация: John Ogilvi / Mark McConnor / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
Катя Петрова
об эксперте
Product Marketing Manager в JetBrains, Women Techmakers Ambassador, руководила командой дизайн-систем в Avito, соорганизатор подкаста Podlodka и IT-конференций Podlodka Crew.
Из-за пандемии почти все мероприятия перешли в онлайн. Когда ввели ограничения, мы придумали Podlodka Crew и с тех пор провели уже более 50 мероприятий. Я расскажу, как попасть в программный комитет, стать спикером и зачем выступать на конференциях.
Что такое Podlodka Crew и как она появилась
Идея Podlodka Crew возникла спонтанно — как это часто происходит с классными проектами. Каждый из нас, ведущих подкаста Podlodka, уже не раз выступал на конференциях и участвовал в работе программных комитетов, поэтому мы знали, что происходит на рынке. Плюс у подкаста Podlodka уже была сформированная аудитория, интересы которой мы понимали, — наши слушатели и подписчики.
Шёл 2020 год, и наша логика была такой: все сидят дома и, скорее всего, скучают по коллегам и живым мероприятиям. Конференций в офлайне в ближайшее время не будет, значит, нужно проводить их в онлайне — на тот момент эта идея звучала довольно свежо :)
Однако мы решили проводить не классические конференции на пару дней, а интенсивы длиной в три недели. Podlodka должна была стать частью жизни людей в ситуации всеобщей IT-удалёнки. Первые конференции провели для тимлидов, потому что каждый из нас тогда был тимлидом. Мы понимали, какой контент будет полезен, и сами могли поделиться опытом.
Позже мы стали проводить конференции и по другим направлениям:
Конференция — сложный проект, и для её успеха нужно, чтобы всё сошлось: спикеры подготовили качественные выступления и вовремя вышли в эфир, а участники получили доступы и разобрались с платформой. Так что организатор конференций — это своего рода project manager.
Но всё-таки самая сложная сторона конференции — продуктовая. Зрителям нужен интересный и полезный контент, который не устареет в ближайшее время и будет цеплять. Задача усложняется тем, что в онлайне людям труднее концентрироваться, а ещё они устают от ограничений и однообразия. Поэтому мы каждый раз придумываем яркую обёртку и добавляем интерактивные форматы, чтобы усваивать полезную информацию было легче и веселее.
Лучше один раз увидеть конференцию, чем тысячу раз прочитать о ней, поэтому поделюсь с вами подборкой любимых докладов:
- Публичное собеседование QA-лида. Руководитель отдела качества «СберМаркета» Алексей Петров публично собеседовал ведущую тестировщицу «КриптоПро» Ольгу Артемьеву.
- Битва кейсов «Как измерить редизайн». Разбор кейсов от пользователей на тему оценки эффекта от редизайна: метрики, UX и влияние на бренд.
- Перформанс-линч frontend-проектов. Анализ производительности зрительских проектов с Николаем Рябовым и Артёмом Беловым.
- Воркшоп «Как Xcode билдит проект». Практика по Xcode от Тимофея Солонина из Avito.
- Лайвкодинг: Реализуем макет на SwiftUI. В этой сессии Вадим Булавин в прямом эфире накодил несколько экранов Reddit-клиента, используя SwiftUI.
- «Как устроена автоматизация тестирования приложений в Avito». Алексей Шпирко, руководитель релизной команды, рассказал, как они автоматизируют тестирование мобильных приложений в Avito.
- Воркшоп «CI/CD для твоего стартапа». Александр Аносов рассказал и показал, как реализовать простой CI/CD для iOS-проекта на GitHub Actions.
- Воркшоп по самопрезентации на собеседовании. Артём Гусев — о том, как тимлиду рассказывать о своих навыках и достижениях на собеседованиях.
- Показательное собеседование тимлида. Егор Толстой рассказал, как тимлиду найти работу.
Как попасть в команду Podlodka Crew
Сначала мы всё делали самостоятельно, но постепенно стали привлекать людей со стороны и делегировать задачи. Нам пришлось строго формализовать все процессы и принципы создания хорошего контента, чтобы помочь команде быстрее погрузиться в работу.
На каждом направлении в Podlodka Crew есть программный комитет, который выбирает темы, форматы сессий и экспертов. Мы предоставляем собственную платформу, инструменты и знания о том, как организовать классный сезон. У нас есть свои критерии качества, по которым мы оцениваем навыки экспертов, качество доклада и интересность формата.
Работа над каждым сезоном требует довольно много времени, поэтому состав программного комитета часто меняется. Не все готовы отрабатывать сезон за сезоном в плотном графике и совмещать с полной занятостью на основной работе. У нас часто открываются вакансии и появляются свободные места в программном комитете. Как и выступления спикеров, работа в программном комитете оплачивается.
Чтобы попасть в команду Podlodka, достаточно написать кому-нибудь из команды (например, мне :)) и сказать, что хотите работать с нами — вполне вероятно, что мы подойдём друг-другу. Работа в программном комитете Podlodka Crew даёт много возможностей:
- общаться с крутыми экспертами, вместе создавать полезный контент и быть в курсе всех тенденций индустрии;
- получить опыт в организации мероприятий, который пригодится и в других сферах жизни;
- поработать в команде таких же заряженных и недушных ребят и девчат!
Как стать спикером Podlodka Crew
Формат наших заявок немного отличается от традиционных call for papers, когда участники предлагают свои темы, а их потом распределяют в зависимости от технологии. Программный комитет Podlodka сам придумывает тему сезона и формат контента.
Например, на конференции для тестировщиков мы можем обсуждать автоматизированное тестирование. Мы специально берём узкую тему и раскрываем её за две недели так, чтобы каждый участник получил полезные, практичные инструменты и сразу же смог применить их в работе. Мы не очень любим формат «винегрет из знаний», когда слушатель нахватался всего по чуть-чуть и не знает, что со всем этим делать. Конференции Podlodka больше напоминают мини-курс по технологиям и различным практикам.
Большая часть выступлений в Podlodka Crew ориентирована на мидлов, но джунам и сеньорам тоже будет на что посмотреть. Обычно мы сами ищем спикеров — используя свой нетворк или изучая уже существующий контент (доклады, статьи, подкасты) по темам сезонов.
Если вы хотите выступить, напишите нам в твиттер и расскажите о своём опыте. Мы обязательно вам ответим. Конечно, если найдётся более опытный спикер с релевантным опытом или с более интересным докладом, ПК выберет его — количество слотов ограничено. Но даже в этом случае вы познакомитесь с программным комитетом и, возможно, получите приглашение на следующую конференцию. Чтобы повысить шансы на успех, приложите к сообщению свои статьи, записи выступлений и подкастов, на которые вас приглашали.
Я считаю, что крутой спикер обладает не только сильными ораторскими навыками (что, бесспорно, очень важно!), но в первую очередь ценным опытом, который будет полезен зрителям. Поэтому перед выступлением важно получше узнать свою аудиторию и её потребности.
Ещё желательно уметь удерживать внимание слушателей, говорить живо и интересно, справляться с волнением. Всё это прокачивается только на практике или на специальных тренингах. Так, на некоторых конференциях спикерам дают несколько уроков по ораторскому мастерству — нанимают преподавателей.
Кому нужны конференции
IT-конференции полезны разработчикам разных грейдов.
Разработчикам из маленьких и средних IT-компаний, стартапов и аутсорса. Тем, кто попал на стажировку в крупную компанию, повезло. Обычно там неплохо налажен обмен знаниями, поэтому сотрудники растут быстро. Но в большинстве компаний слабо выстроен процесс обучения молодых разработчиков, а ещё есть риск закиснуть на типовых задачах. На конференции можно восполнить пробелы в знаниях и развиваться не только вглубь, но и вширь.
Сеньорам и опытным программистам. Инженеры с большим опытом чаще выступают на конференциях или участвуют в программном комитете, а не сидят в зрительском зале. Но даже сеньоры не могут быть одинаково хороши во всём сразу — им будет полезно послушать доклады о новых технологиях и фреймворках, трендах индустрии.
Мы со своим подкастом Podlodka любим ездить по конференциям. Раньше мы так привлекали новых слушателей, а сейчас просто общаемся, получаем фидбэк от слушателей и заряжаемся энергией. Например, недавно съездили на конференцию в Ростов-на-Дону. Мероприятие проходило на открытом воздухе, а участникам выделили бассейн — лучший способ перевести дух между докладами :).
Хорошие конференции организуют не только люди в костюмах, с серьёзными лицами. Они могут проходить и в классной расслабленной атмосфере. Так, например, было в Ростове: гости слушали доклады, участвовали в дискуссиях, а в перерывах пили коктейли, били татухи и плавали в бассейне.
Мы тоже использовали нестандартные подходы, когда делали офлайн-конференцию Saint AppsConf. Хотелось добавить веселья — ведь люди ездят на конференции не только за знаниями, но и за движухой. Мы придумали активность: в течение всей конференции участники зарабатывали внутреннюю валюту — апскоины.
Банкноты выдавали за вопросы на докладах, победы в конкурсах и квизах. В конце конференции мы провели аукцион и разыграли разные прикольные штучки: от мерча до экскурсии по JetBrains с Виталием Брагилевским. Виталию отдельный респект за то, что всегда вписывается в такие авантюры.
Мы думали, что люди начнут в одиночку тратить накопленные монетки. Но в итоге все 300 участников разбились на две большие группы — скинулись деньгами и пытались выиграть пакет мерча. Это было очень смешно: сидят серьёзные разработчики, которые получают «по 300k в наносекунду», кидаются игровыми купюрами и пытаются выиграть толстовку.
Такую атмосферу не воссоздать в онлайне, поэтому живых мероприятий сейчас не хватает. Надеемся, что пандемия закончится, ограничения снимут и мы снова сможем посещать и организовывать классные конференции. Но даже тогда Podlodka Crew будет жить, ведь и у онлайн-формата есть свои плюсы. Конференция легко интегрируется в повседневную жизнь и доступна по всему миру, а значит, опытом сможет делиться гораздо большее количество участников, чем в офлайне.