Как веб-разработка изменила мир
И как веб-программисты создали реальность, в которой мы оказались.
Мы живём в эпоху интернета. Но сам по себе интернет — это просто физические каналы связи между устройствами по всему миру. А все сайты, приложения и сервисы — это веб. Именно веб сделал мир таким, каким мы видим его сегодня.
Давайте немного окунёмся в историю и вспомним, какой была окружающая реальность ещё лет 15–20 назад и что именно изменилось с развитием веб-технологий.
Хранение файлов: облака вместо дисков и флешек
Было. Файлы хранили только у себя на компьютере. Для этого покупали жёсткие диски больших объёмов, а что-то писали на болванки. Если данные нужно было сохранить надёжно, их приходилось записывать в несколько разных мест.
Поделиться с кем-то файлом было целой историей. Что-то лёгкое отправляли по электронной почте или в мессенджере. Потяжелее — приходилось загружать на файлообменник, причём и загрузка, и скачивание занимали кучу времени. А ещё чаще файлы вообще носили друг другу на дискетах или компакт-дисках.
Хранить данные в интернете было неудобно по нескольким причинам:
- Скорость сети была слишком низкой, чтобы что-то загружать и скачивать напрямую.
- Не было подходящих алгоритмов шифрования, которые бы защищали данные людей от кражи именно в вебе.
- Хранение в интернете отличается от хранения на флешке. Для этого нужны системы распределения дискового пространства и доступа к файлам, пользовательские интерфейсы, которых тогда ещё просто не было.
Стало. В 2002 году Amazon запустил сразу несколько веб-сервисов, в том числе связанных с облачным хранением. Но это были инструменты для бизнеса, которые позволяли перенести часть инфраструктуры в облака. Простые люди воспользоваться этим не могли.
А в 2007 году появился Dropbox — облачное хранилище для личных данных. Тогда он был ещё сырым, но уже работал — позволял загружать свои файлы в виртуальную папку и отправлять ссылки на эти файлы другим. Постепенно появились и другие сервисы облачного хранения, и теперь мы можем:
- хранить гигабайты и даже терабайты данных в облаке, не забивая место у себя на компьютере;
- создавать в интернете резервные копии, чтобы важные файлы не пропали;
- открывать файлы с любого компьютера и смартфона где угодно;
- делиться любыми данными, просто отправляя ссылки;
- редактировать файлы онлайн прямо в облаке, без скачивания и использования специальных программ.
Общение: соцсети вместо примитивных чатов, форумов и звонков
Было. Когда интернет появился и начал развиваться, общаться в нём было не очень удобно. В основном способы общения сводились к четырём вещам:
- Электронной почте. Кроме деловой переписки, тут вели и неформальные беседы: обменивались письмами, как по обычной почте, только быстрее.
- Форумам. Тут между собой общались часто незнакомые друг с другом люди. Была структура: разделы, темы, аккаунты и чёткие правила. Здесь люди делились своим творчеством, обсуждали прочитанные книги, рассказывали анекдоты и задавали вопросы обо всём на свете. Общение шло не в реальном времени — иногда ответа можно было ждать неделями.
- Мессенджерам. Их было немного, особой популярностью пользовался ICQ. Там общались с друзьями и заводили знакомства.
- Чатам. Здесь одновременно общались десятки людей, часто незнакомых друг с другом.
При этом не теряли популярность классические способы связи. Интернет был доступен далеко не всегда, особенно на телефоне, и часто проще было позвонить или отправить СМС.
Стало. Форумы и переписки по email не исчезли. Но это уже не основное средство общения — ими пользуются реже, для каких-то специфических задач.
Появились соцсети: в 2006-м запустили Facebook* и «ВКонтакте», и постепенно люди стали уходить туда: ведь в социалках можно и общаться лично, и вступать в группы, и просто делиться своими мыслями и творчеством.
Мессенджеры долго существовали параллельно с соцсетями и в их тени — там переписывались в основном по работе, и многие вообще сменили переписки ICQ на диалоги «ВКонтакте».
Но в последние несколько лет мессенджеры эволюционировали и резко рванули вперёд. В них появились общие чаты, каналы-блоги, звонки, стало можно заводить знакомства и обмениваться файлами. Сейчас о мессенджерах всё больше говорят как об «убийцах соцсетей» — именно в них смещаются основные коммуникации.
Фильмы, сериалы и музыка: стриминговые сервисы вместо телевизора и скачивания на диски
Было. Если ты любил сериалы или телепередачи, без телевизора было никуда. Пропустишь — потом жди повтора. С кино было попроще — фильмы продавали на дисках, и у киноманов дома были целые коллекции.
Ещё, конечно, процветало пиратство. Правда, не со зла — найти лицензионные диски в России было непросто, а посмотреть что-то официально в интернете — просто невозможно. Приходилось скачивать фильмы и сериалы, в основном с торрентов, а потом записывать на болванки.
С музыкой была та же история — либо покупай, либо качай.
Причина этого очевидна — слишком медленный интернет не позволял смотреть видео онлайн. Его едва хватало на переписки и чаты, а о мультимедиа и речи не шло. Но даже когда интернет стал быстрее и дешевле, резкого взрыва стриминга не произошло. Оказалось, что для трансляции видео онлайн нужно придумывать новые алгоритмы и создавать сайты с подходящими интерфейсами — чтобы пользователям было удобно. Этим и занялись веб-разработчики.
Стало. Мы смотрим и слушаем онлайн всё что угодно: телешоу, кино, сериалы и подкасты. Группа выпускает новый альбом — и в этот же день он на всех стриминговых сервисах. Выходит новый сезон сериала — и его можно смотреть на специальной платформе. Необходимость что-то скачивать и хранить пропала.
Кроме того, веб-разработчики сделали стриминговые сервисы умными. Те умеют запоминать место, где был остановлен просмотр, рекомендовать похожие фильмы или блокировать сериалы для взрослых на детских аккаунтах. Сейчас всё это кажется обычным, но для создания тоже потребовалось разработать особые алгоритмы.
Покупки: интернет-магазины вместо походов в торговые центры
Было. Нужно что-то приобрести? Иди в магазин. Не продаётся в твоём городе? Тебе сильно не повезло, шанса это купить почти нет.
Если у компании и есть сайт, то всё, что нужно сделать, — позвонить им, уточнить наличие и договориться о заказе. Удобный каталог, корзина, оплата онлайн — такое было только у крупных магазинов. Да и ассортимент товаров, которые продавались таким способом, был невелик, а доставка больше напоминала рулетку.
Если ты сам владелец магазина или производства, всё тоже не очень весело. Клиентов можно искать только рядом, и в каком-нибудь маленьком городе шансов хорошо заработать у тебя немного.
Стало. Сначала веб-разработчики создали интернет-магазины. Для этого им пришлось придумать и запрограммировать много разных вещей, которые давно стали для нас привычными:
- каталоги товаров с функциями группировки по категориям и сортировки;
- корзины, из которых можно сразу сделать заказ;
- онлайн-оплату;
- другие мелочи: личные кабинеты, функции сравнения, рекомендации и тому подобное.
В итоге теперь мы можем сравнивать товары, оплачивать онлайн, заказывать доставку и покупать всё что угодно откуда угодно. Предприниматели тоже в плюсе — ведь они продают товары по всему миру практически без географических ограничений.
Поездки на машине и прогулки по городу: онлайн-навигаторы вместо бумажных карт
Было. Чтобы куда-то пройти или проехать, нужно было хорошо знать маршрут. Если слегка заблудился — приходилось спрашивать или доставать бумажную карту.
Чуть позже появились офлайн-навигаторы. В них загружали электронную карту — но никто не ручался, что она ещё актуальна.
Стало. Есть десяток разных навигаторов, которые работают в режиме онлайн. Их карты постоянно обновляются — можно узнать, открыт ли ещё магазин, какой у него график, принимают ли там оплату картой.
Навигаторы умеют сами строить маршруты. При этом они учитывают перекрытые улицы, пробки и дорожные работы. Можно приехать в абсолютно незнакомый город с одним смартфоном — и вы точно не пропадёте. Даже дорогу у местных спрашивать не придётся.
Что дальше
Сегодняшняя реальность — это только начало. Десять лет назад нельзя было представить, что мы будем хранить терабайты информации в облаках, а любимые сериалы смотреть в интернете — в любое время, на смартфоне, планшете и SmartTV. Или делать кучу других вещей: заказывать такси прикосновением к экрану, вести бухгалтерию онлайн, получать справки от государства на электронную почту.
Мир быстро меняется. Не предсказать, что будет завтра, в следующем году, через десять лет. Вдруг у каждой, даже самой маленькой фирмы появится свой сервис или приложение, у каждого сайта — свой искусственный интеллект? А если офлайн-программ не станет вовсе — только через интернет? И не исключено, что интерфейсы сайтов будут не на экране — и станут выводиться прямо в мозг.
Что бы нас ни ожидало в интернете будущего, делать это будут веб-разработчики. С каждым годом специалисты в этой сфере нужны всё больше — чтобы создавать новые сервисы, разрабатывать технологии и алгоритмы, оптимизировать приложения и придумывать, как сделать веб проще, удобнее и доступнее.
Приблизить будущее может каждый. Достаточно просто выучиться на веб-программиста — и вы станете работать над сервисами, приложениями и функциями, которых пока никто не может даже вообразить. Кстати, сейчас это можно сделать дистанционно — в онлайн-бакалавриате от Skillbox и РАНХиГС.