Как программисту найти работу в Финляндии и получить вид на жительство
Разработчик Олег Климаков рассказал, как устроился в финскую IT-компанию и чем европейская корпоративная культура отличается от российской.
сайт LINGsCARS
Олег Климаков
эксперт
об авторе
Senior software engineer в компании Varian, пишет на Angular. Ведёт личный блог, любит писать код и путешествовать.
Найти работу мне помог прокачанный LinkedIn. Соцсеть заблокирована в России, но ею можно пользоваться через VPN. В LinkedIn есть много русско- и англоговорящих рекрутеров. Один из них и написал мне: вкратце рассказал о компании и скинул ссылку на вакансию.
Как проходило собеседование
Это была финская компания Varian с офисом в России. Она разрабатывает оборудование для лечения рака — сложное, дорогое железо и ПО к нему. Кроме того, у Varian есть веб-приложение, в котором пациенты взаимодействуют со своими врачами. Компания искала сотрудника с опытом в Angular. Можно было начать работать удалённо, а потом, когда закончатся ковидные ограничения, переехать в Финляндию. Меня такой вариант устраивал.
Спойлер: мы сразу договорились о переезде — на удалёнке я не работал.
Через две недели рекрутер связался со мной ещё раз и мы договорились о собеседовании… которое я благополучно пропустил, потому что неправильно сохранил дату и время в календаре. К моему удивлению, ребята сами мне написали и перенесли встречу на неделю.
На первом интервью я общался с рекрутером, а через несколько дней — с тимлидом и моим будущим коллегой. Мы поговорили довольно душевно, и меня не мучили слишком сложными техническими вопросами. Во время собеседования рекрутеры сразу дали обратную связь и рассказали, что им понравилось в моих ответах.
Эта встреча сильно отличалась от привычного собеседования в российской компании. У нас редко дают обратную связь, а сам процесс похож на университетский экзамен. От вас требуют, чтобы вы точно называли термины и цитировали теорию из учебника. Бывает, кто-то даже пытается самоутвердиться за ваш счёт.
А тут было круто. Мне дали небольшую задачу на лайвкодинг, потом мы вместе обсудили решение и я получил обратную связь. На этом созвон закончился — на всё ушло около часа. Общались и разбирали задания только на английском — в компании почти нет сотрудников из России. Это повысило уровень стресса, но тем не менее всё прошло нормально.
После собеседования я встретился с CTO, чтобы обсудить общие технические вопросы. Поговорили об архитектуре приложений, подходах к проектированию, Scrum, Agile, как в компании выстроены процессы и как я выстраивал их на предыдущих местах работы. Уже на следующий день мне прислали оффер, а после — обратились к коллегам с прошлой работы за рекомендациями.
Как я выбирал из двух офферов
Как только я получил оффер от Varian, сразу же пришёл ещё один — от немецкой компании. По заголовку понятно, куда я в итоге пошёл, но всё же расскажу, как выбирал между Хельсинки и Мюнхеном.
Хельсинки
Проект начинался 7 лет назад как небольшой стартап. Его купила компания Varian, а потом и сама Varian вошла в состав Siemens Healthineers, который в основном занимается радиологией и лечением рака.
Меня позвали делать портал для пациентов, которые проходят реабилитацию и терапию. Они общаются с врачами, оставляют обратную связь и ведут дневник состояния. Так они делятся тем, что с ними происходит и не чувствуют себя одинокими. Например, у пациента болит голова, а он не знает — нормально это или нет. Тогда он пишет врачу, а тот проводит консультацию или выписывает направление на анализы и профилактические процедуры.
Вот что привлекало меня в Varian:
- интересный и социально значимый проект;
- возможность прокачаться в мобильной разработке — конечно, это не нативная разработка, но опыт деплоя в маркетах тоже полезен;
- коллеги с более развитыми скиллами — можно набираться опыта и быстрее расти.
Мюнхен
В Германии тоже был крутой проект с машинным обучением и Data Science. Компания ищет зарегистрированные патенты и помогает клиентам сэкономить деньги. Дело в том, что для регистрации патента нужно сначала оплатить довольно дорогую заявку. А если похожий патент уже оформлен, то оплаченную заявку отклонят и деньги не вернут.
У компании есть своя обученная нейросеть на Python со сложными математическими алгоритмами, а фронтенд на Angular — туда и позвали.
В мюнхенской компании я нашёл два плюса:
- работа с Machine Learning — круто, хотя задачи в основном такие же, как и те, что я выполнял раньше;
- можно было встать у руля команды — мне нравится выстраивать процессы, но больше хочется расти в разработке.
В Германии мне не предложили никакой помощи с переездом: даже не оплачивали дорогу и жильё на первое время. Мы с семьёй смогли бы переехать и без этого — денег хватало, но тут важны внимание и забота со стороны работодателя.
И хотя в Финляндии было больше плюсов, выбор оффера дался нелегко. В Германии и Финляндии высокий уровень жизни и много возможностей, в том числе и в социальной сфере. Пришлось проштудировать около 50 рейтингов, сравнить инфраструктуру стран и даже изучить статистику по осадкам и солнечным дням. В итоге я остановился на Финляндии: страна показалась более интересной, а проект Varian — более социально значимым.
Не буду лукавить — оффер Varian мне тоже понравился больше:
- предложили зарплату выше;
- предоставили всю необходимую технику;
- оплатили расширенную страховку, помимо крутой почти бесплатной государственной медицины;
- при желании можно было переехать в офис в Хельсинки с сауной и безлимитным пивом на кухне.
Кроме того, компания компенсирует значительную сумму моих расходов:
- на обеды;
- на курсы, литературу и конференции;
- на сотовую связь и безлимитный интернет 5G;
- на жильё в первое время;
- на оформление визы и билеты на самолёт.
Как проходит оформление вида на жительство
Когда я получил оффер, сразу же решил переезжать. Мы с женой тогда ещё только встречались, но решили расписаться и переезжать в официальном статусе семьи. На подготовку ушло три месяца: в первый месяц отлёживалось заявление в ЗАГСе, во второй месяц — менялись документы, а в третий посольство рассматривало заявление на получение визы.
Чтобы жить в Финляндии, нужен residence permit, по-русски — вид на жительство. Это карточка, которая позволяет находиться в европейской стране дольше, чем разрешено шенгеном, и работать на европейские компании. Мне её выдали на два года — затем нужно будет продлить. Подать заявление на residence permit можно, только если ежемесячная зарплата до вычета налогов превышает 3000 евро.
Работник сам оформляет все документы. Вы подписываете с компанией контракт, они присылают его на почту и направляют вас в посольство — получать визу. А дальше вы смотрите на сайте посольства, какие документы надо перевести и где поставить подписи.
Список довольно стандартный:
- контракт с работодателем;
- диплом или трудовая книжка с релевантным опытом;
- свидетельство о браке, если переезжаете с женой или мужем;
- загранпаспорт;
- фото 47 × 36 мм.
Все копии должны быть переведены и нотариально заверены, а на копии свидетельства о браке должен стоять апостиль. После того как вы соберёте все документы, отсканируйте и загрузите их в сервис EnterFinland. Потом со всем этим пакетом можно идти в посольство.
В посольстве говорят по-русски. Там у вас попросят оригиналы документов, отсканируют их и отправят ждать решения Migri.
Совет: регистрируйте встречу для получения residence permit заранее! Например, мы не ожидали, что нужно самим подбирать и назначать время, и думали, что нас пригласят после электронной проверки. Оказалось, нужно записываться за две недели.
Как прошёл переезд
Как я уже сказал, компания платит за жильё первое время и компенсирует затраты на визу. Подача документов для оформления вида на жительство стоит 450 евро с человека, что гораздо дороже туристической визы.
Мы хотели минимизировать затраты на новом месте. Поэтому для переезда я купил бокс на крышу автомобиля, чтобы запихнуть в него 50 кг разных вещей. Мы вывезли всё: гриль, два робота-пылесоса, мониторы. У нас были огромные чемоданы и забитое заднее сиденье.
Во время переезда я постоянно был на связи с представителями компании и писал, на каком этапе нахожусь. Если что-то затягивалось, меня поддерживали и говорили: «Не переживай, мы хотим с тобой работать и ждём. Место остаётся за тобой. В крайнем случае перенесём срок контракта». Я всё равно переживал, потому что хотел начать работать как можно скорее. Изначально я должен был выйти на работу 1 июля, но не успел, поэтому выход перенесли на 1 сентября.
Друзья из Европы рассказали, что европейские компании привыкли ждать сотрудников по три месяца. Если человек получил оффер, он предупреждает компанию, что собирается уходить, но может работать в ней ещё полгода. Или три месяца отработать в старой компании и ещё на три уйти в отпуск. И всё это время новый работодатель его ждёт.
От смены работы я совсем не потерял в деньгах, хоть у меня и была зарплата выше рынка. В Финляндии жить дороже, но мы с женой к этому готовы. Пока я не оценивал затраты и не получил первую зарплату, но, думаю, сильного стресса не будет.
Чем финские IT-компании отличаются от российских
За то небольшое время, что я работаю в Varian, я успел заметить несколько приятных отличий от отечественных IT-компаний.
Заботливое руководство. Мы приехали 1 сентября, и я сразу же сообщил об этом руководителю. Он написал, чтобы я не беспокоился и не бежал сразу же на работу, а заезжал в квартиру и обустраивался. На следующий день я съездил в офис и забрал технику, которую мне выделили. Ещё день всё настраивал.
Потом целый день были созвоны, на которых мы планировали следующий квартал и обсуждали моё обучение. В обед команда пошла тусить в парк и жарить сосиски. Я должен был оставаться на самоизоляции и, к сожалению, не смог к ним присоединиться, чтобы пообщаться в неформальной обстановке.
Много отзывчивых и вежливых людей. Меня представили коллегам на созвоне, в котором участвовало около 40 человек. Я провёл небольшую презентацию: рассказал о себе, зачем приехал и чем буду заниматься. После созвона коллеги стали писать в личку и в общих чатах: «Будут вопросы — обращайся. Поможем и подскажем». Меня никогда не покидает ощущение заботы, поэтому работать в компании очень комфортно.
Компания заботится о развитии сотрудников. В российских компаниях тоже можно развиваться, но там сотрудник предоставлен сам себе, поэтому, скорее всего, придётся выбивать оплату курсов и конференций. Здесь же всех опрашивают в начале квартала: что собираемся изучать, на каких конференциях выступать и какие сертификаты получать. При этом руководство само мотивирует сотрудников. У многих в нашей команде есть сертификаты Amazon. Я пока скептически к этому отношусь, но, возможно, со временем надумаю что-нибудь получить.
Взаимное уважение. Однажды я обсуждал с коллегами статьи для своего блога. Меня все поддержали и сказали, что я просто обязан делиться своим опытом. Здесь нет NDA, никто не ограничивает вашу свободу слова, и когда вы пишете о компании, ничего не нужно согласовывать. Всё это сильно отличается от атмосферы закрытости в российских IT-компаниях.
Когда я спросил, используют ли на рабочих местах приложения для записи экрана, коллеги вообще удивились, что такое где-то есть. Скорее всего, в Европе подобные способы слежки за продуктивностью сотрудников вне закона.
Кстати, моя жена с весны работает на удалёнке — тестировщиком во французской компании. Она описывает европейскую корпоративную культуру теми же словами: отзывчивость, взаимное уважение и забота о сотрудниках.
Если хотите переехать в Европу — начинайте прямо сейчас
Я рекомендую чаще проходить собеседования и не ждать подходящего момента.
На переживайте, если не знаете финский: в Финляндии многие говорят на английском, даже в маленьких магазинах. И на самом деле всем плевать на ваши ошибки в разговорной речи — главное донести и понять информацию. Никто не будет мучить вас правилами произношения или стыдить за перепутанные времена. Например, у иностранцев для всего, что было в прошлом, есть Past Simple, и они везде его используют. Если не знаете английский — подтяните, но академический уровень тут не нужен.
На прошлых работах мне оплачивали обучение в Skyeng. Я занимался раз в неделю по 45 минут, чтобы иногда практиковаться и не забывать язык. Этого было достаточно для собеседования. Конечно, день созвонов на английском был настоящим испытанием. Мне приходилось фокусировать внимание, потому что через 10 предложений я терял мысль и суть разговора. Думаю, такая проблема есть у многих, кто знает язык на базовом уровне, и к этому в компаниях относятся с пониманием.
Многие думают, что когда-нибудь придёт «подходящее время»: они выучат язык, освоят нужные технологии и начнут откликаться на вакансии. Я бы советовал не тянуть, потому что подходящее время уже пришло. На европейском рынке труда благоприятная обстановка — надо искать работу и переезжать. А с видом на жительство в Европе намного легче путешествовать, поэтому советую не бояться, а пробовать.