Код
#статьи

IT в медицине: одинокие роботы, врачебные ошибки и «часы для сердца»

Медконсультант рассказал, как нейросети исправляют ошибки врачей, что происходит с медтехом и почему роботы не могут найти работу в поликлиниках.

Фото: Khaled Desouki / Getty Images

Дарья Баженова

Медицинский консультант в IT, врач общей практики, ведущая подкаста IT Way. Координатор всероссийского проекта IT Way в Перми.


Победитель региональной программы «Умник-2019». Спикер на конференции Merge 2022 в Иннополисе.

В интервью Дарья рассказала:


Проводник айтишников в мире медицины

— Даша, расскажи, кто такие медицинские консультанты в IT и чем они занимаются.

— Инженеры, программисты и заказчики медицинского оборудования и ПО часто консультируются с врачами. Например, о том, как устроены и работают человеческие органы, как действуют препараты и так далее.

У IT-специалистов не всегда есть время, чтобы глубоко погружаться в анатомию, биологию и химию, да им это и не нужно. Задача консультантов — ответить на вопросы технарей и по возможности направить разработку в нужное русло.

— Очевидно, что цена ошибки в медицине высока. Требуются ли разработчикам знания в биологии, анатомии, химии и других областях науки для работы в медтехе?

— Безусловно, необходимо разбираться в той области, в которой ты создаёшь продукт. Именно поэтому IT-специалисты либо сами начинают вдаваться в подробности, либо обращаются за помощью к таким проводникам-консультантам.

Набор конкретных знаний зависит от назначения продукта. Биология и химия нужны, чтобы спрогнозировать действие вещества внутри организма, анатомия — для разработки протезов и так далее.

Я консультировала инженера, который собирал ЭКГ-аппарат. Он прочитал четыре медицинские книги о работе сердца, но всё равно не был уверен в своих знаниях. Иногда просто нужно пообщаться с человеком, который в определённых вопросах более компетентен.

Как уйти из медицины в IT и подкастинг

Почему ты выбрала медицину?

— Я захотела стать врачом ещё в детстве. Наверное, сыграло роль представление о женщине как о хранительнице домашнего очага. Надо уметь лечить мужа, детей или хотя бы оказывать первую помощь. С другой стороны, я очень люблю IT, но не инженерно-техническую сторону, а аналитическую: патентные исследования, консультации, общение и вот это всё.

— Как же ты влюбилась в IT?

— Всё началось пять лет назад. Моя подруга, журналистка, поехала в Ульяновск на форум IT Way. Она рассказала мне про крутую атмосферу, которая там царила, и я тоже решила поучаствовать.

Форум проходил на территории летнего лагеря. Участники в течение пяти дней обучались по четырём направлениям: программирование, дизайн, «железо» и менеджмент. Они писали приложения, придумывали стартапы и создавали роботов. Например, десятилетний мальчик собрал машинку на пульте управления, а другие ребята написали игру — онлайн-футбол.

Я познакомилась с основателем IT Way Павлом Калашниковым (@kalashnikovisme). Этот человек, как чёрная дыра, засасывает всё своё окружение в IT :) Однажды он позвал меня соведущей в подкаст, а потом я подключилась к другим проектам IT Way.

Постепенно, общаясь с инженерами и программистами в рамках проектов IT Way, я поняла, что не хочу быть врачом. IT открывает гораздо больше возможностей — даже для тех, у кого нет технического бэкграунда.

Как пермские студенты могли стать конкурентами Apple

— Расскажи о проекте, с которым ты победила в программе «Умник»?

— Это были часы для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. Как Apple Watch — только круче :) Их основу составляет нейросеть, которой «скармливают» данные пациентов с кардиологией.

Смертность от острого коронарного синдрома (ОКС) составляет примерно 30%, а на то, чтобы довезти человека с приступом, есть всего полчаса. В случае возникновения приступа устройство отправляет сигнал ближайшему охранному предприятию. Выездная бригада увозит человека в течение трёх-пяти минут, где бы он ни находился: дома, на даче или в лесу. Также часы должны были мониторить состояние организма и выдавать, например, полезные дозировки препаратов.

Мне очень нравилась эта идея. Я всегда мечтала сделать что-то революционное, в духе Илона Маска. Часто смерть — это не только страшно, но и глупо. Если можно снизить влияние человеческого фактора, выиграть у болезни время — то этим обязательно надо пользоваться.

На защите проекта молодая девушка спросила: «Не слишком ли дорого будут обходиться ваши часы?» При этом на руке у неё блестели Apple Watch последней модели. Удивительно, что люди готовы тратить на развлечения больше, чем на здоровье.

К сожалению, на рынок устройство так и не вышло. Гранты в «Умнике» составляют всего 500 тысяч рублей, а этого хватает разве что на бизнес-план. Мы хотели продать идею «Лукойлу», но там ею никто не заинтересовался. Зато после «Умника» я ещё больше захотела уйти в IT.

Как IT помогает пациентам и врачам

— Перейдём к медтеху. Какие современные решения уже используются в отечественной медицине и какие есть проблемы с их внедрением?

— Я живу в Перми, и первое, что приходит в голову, — медицинские роботы пермской компании Promobot. Они измеряют уровень сахара и кислорода в крови, температуру тела, артериальное давление и пульс. Предполагается, что в дальнейшем роботы будут проводить ещё и первичный опрос пациентов.

Звучит здорово, но если мы зайдём в поликлинику, то увидим, что к роботу лишь раз в полчаса подходит молодёжь, а возрастные люди банально его боятся. Поэтому технология не окупается и все измерения по-прежнему проводят врачи.

Вторая проблема — информативность опроса пациентов (сбор анамнеза). Практически всегда врач на приёме при одном только виде пациента знает, о чём он его будет спрашивать. Это человеческий фактор, профессиональный опыт, который быстрее позволяет обнаружить проблему и найти решение. К сожалению, на данном этапе роботы не смогут ускорить работу врачей.

Ещё мы видим попытки внедрения телемедицины, но тут тоже есть подводные камни.

— Телемедицина — это когда врач проводит приём по видеосвязи?

— В том числе. Например, Teladoc Health обследует и консультирует пациентов на собственной платформе, а некоторые компании обещают определить заболевание даже по телефону. Всё равно что позвонить соседке и пожаловаться на свои болячки :)

Я скептически отношусь к таким консультациям. Думаю, поставить точный диагноз по видеосвязи могут только психотерапевты.

К телемедицине также относятся электронные рецепты, электронная очередь и доставка лекарств. То есть всё, что как-то связано с электроникой и медициной.

Кстати, о телемедицине и её проблемах мы подробно рассказывали в одном из выпусков IT Way Podcast.

— Какие медицинские проблемы помогает решать IT и какие новые технологии уже используются врачами?

— Я бы выделила два направления: улучшение качества жизни пациентов и оптимизацию работы врачей.

Бионические протезы. Это один из самых ярких примеров технологического чуда в медицине. Нам хочется, чтобы протезы были не просто «кукольными руками», а чтобы ими можно было брать, двигать и бросать предметы. Более того, пациенты хотят ими чувствовать. Так, в 2013 году агентство DARPA представило первый протез с обратной связью, который подключается напрямую к нервным окончаниям.

Роботы-хирурги. Первые модели появились ещё в середине 1980-х, они помогали устанавливать пористые имплантаты. Сегодня их используют в малоинвазивной хирургии. В России роботы тоже участвуют в операциях, но пока в качестве ассистентов. Всё-таки хирург, который провёл сотни операций, пока более эффективен, чем самая дорогая машина.

С другой стороны, робот ничего не забудет внутри пациента. Такой внимательный ассистент, который пересчитывает материал, подаёт инструменты, что-то держит и двигает, мог бы пригодиться.

Раннее выявление онкологических заболеваний. Часто рентгеновский снимок грудной клетки здорового человека трудно отличить от снимка больного. Поэтому позднее выявление онкологии — распространённая врачебная ошибка. С другой стороны, люди проходят флюорографию раз в два года, делают рентгеновские снимки — это огромный датасет.

Нейросети позволяют заметить отклонения там, где человеческий глаз что-то пропустит. Через них проходят миллионы снимков, и с каждым разом они всё более точно определяют не только онкологию, но и кисты, пневмониею и туберкулёз.

Нейросети не ставят диагноз, но заставляют внимательнее взглянуть на снимок. По закону «электронные помощники» не имеют права выставлять диагнозы. Как и с анализом крови — лаборант не может написать, что у пациента анемия. Он только подчёркивает патологические показатели, чтобы их оценил врач.

Оптимизация процессов в больницах. Это очень популярное направление, которое поддерживается государством. Вспомните хотя бы электронную очередь, которая есть и в банках, и в МФЦ. Другой вопрос — как эти технологии внедряются. У нас есть электронные очереди и электронные рецепты, и тем не менее 20 из 40 человек всё равно приходят за рецептами в больницу и дерутся за место в очереди.

Распознавание речи. Многие сталкивались с неразборчивыми записями в карточках и рецептах. Мне почему-то частенько присылают фотографии с просьбами в стиле: «Ты же врач? Расшифруй» :) Некоторые компании разрабатывают системы, которые что-то записывают, пока врач осматривает пациента. По сути, они заменяют медсестёр, поэтому с введением таких систем количество рабочих мест сократится.

Про единую базу данных здравоохранения

— Когда ты сказала про оптимизацию, на ум сразу пришли медицинские карточки, которые надо заводить в каждой больнице, открепление и прочие вещи. Почему нельзя просто сделать единую базу данных?

— У нас в Перми есть база данных муниципальных поликлиник «ПроМед». Но частные клиники не имеют к ней доступа, как и государственные — к данным частных клиник. Поэтому, если пациент приходит к частному венерологу, никто об этом не узнает, кроме работников клиники.

«ПроМед» создали в 2012 году. У детей, рождённых в 2012-м и позже, там записана вся история болезни. Никаких бумажных карточек — даты всех посещений и информация о хронических заболеваниях пациентов хранятся в базе. Это действительно очень удобно, но реализация оставляет желать лучшего. У «ПроМеда» большое количество пользователей, и любой сбой может всё поломать.

Другая проблема — человеческая лень. Иногда врачи просто не хотят вносить данные. Самые ответственные понимают, что когда-нибудь им пригодится эта информация. Другие просто копируют жалобы из одной карточки в другую, а ведь жалобы помогают проследить динамику заболевания.

В теории единая база данных всем упростит жизнь. Например, когда житель Перми придёт на приём в московскую поликлинику, врач легко сможет посмотреть его историю болезни. Сейчас же врачам доступны данные только в своих регионах. И то лишь там, где есть системы вроде «ПроМеда».

— Планируется (или планировалось) ли внедрение единой базы данных для всей системы здравоохранения?

— Государство хочет получать и изучать деперсонализированные данные о заболеваниях — если судить по дорожной карте цифровизации. Поэтому единая база данных была бы кстати.

Я видела, как работает «ПроМед». Его вполне можно рассматривать как «черновик» такой системы. «Черновик» — потому что её ещё нужно дорабатывать.

Вот какие требования предъявляются к системе:

  • Удобность — врачу должно быть комфортно в ней работать.
  • Оптимизированность — она не должна сильно нагружать компьютер.
  • Информативность — должна хранить полную историю заболеваний пациентов.
  • Актуальность — врачи должны регулярно заполнять её актуальными данными.

На один приём выделяется 12 минут, и врач не должен тратить 10 из них на заполнение документации и изучение интерфейса программы. Кроме того, в больницах стоит далеко не самое производительное «железо». Чтобы система заработала во всей системе здравоохранения, она не должна быть слишком требовательной с технической точки зрения.

С последним пунктом, как я сказала ранее, тоже беда. Даже у нас в Перми данные вносят несистематично. И это несмотря на то, что заведующие поликлиник лично контролируют процесс.

Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Python-разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована