История джуна: как я работал в Xsolla и ушёл за полгода до «команды бигдаты»
Бывший PHP-разработчик из Xsolla рассказывает, с какими трудностями сталкиваются джуниоры после курсов и что он думает о массовых увольнениях.
@xsolla.russia / Instagram
Николай Г.
об авторе
Николай Г. — @feycot в Twitter. О себе говорит, что он программист, наставник, ментор и вечный джуниор. Окончил курсы PHP в Hexlet, работал бэкенд-разработчиком в Xsolla.
Я работал бэкенд-разработчиком в Xsolla с ноября 2019 по март 2021 года. Xsolla — моя вторая работа программистом. На первой я продержался восемь месяцев и знатно устал: отпуск не брал, а зарплату мне не поднимали. В компании даже не было внятной стратегии и чётких процессов — типичный стартап. В то время я как раз проходил курсы PHP в Hexlet.
Эта статья — субъективное восприятие автора, которое отражает его мысли и взгляд на ситуацию в тот момент, когда прошли массовые увольнения в Xsolla.
Эйчары из стартапа узнали, что я обновил резюме, и спросили: «А куда ты собрался?» Я ответил, что в компании атмосфера не очень и мне захотелось узнать, сколько программисту с моим опытом могут предложить другие работодатели. Однако сам никому не писал, ждал входящих предложений. И иногда ходил на собеседования.
Эйчар из Xsolla нашёл меня на «Хабр Карьере» и предложил работу. Кстати, сервис советую всем — он гораздо лучше, чем HeadHunter. На собеседование я ехал в топовый район Перми — офис компании находится напротив художественной галереи.
К собеседованию я готовился, но толку от этого не было. Приехал на интервью пораньше, сел в кафе и открыл «Грокаем алгоритмы»: читал про бинарный поиск, структуры данных, методы решения задач, хэш-таблицы и всё в таком духе. Думал, это поможет.
Собеседовали меня двое тимлидов из разных команд. Я был уверен в себе, много говорил, много спрашивал — а вот меня спрашивали меньше. Интересовался всеми деталями: какую среду разработки используют, как устроены процессы, код, тесты и контроль версий — всё по чек-листу хороших инженерных практик.
В тот раз меня не взяли, но через пару недель пригласили на собеседование в другую команду. На новом собеседовании я уже общался только со своим будущим тимлидом. Провалил несколько вопросов, после чего он показал мне весь список и попросил сказать, на какие я смогу ответить. Там было что-то про ООП, алгоритмы и тому подобное. Я знал только половину, а чтобы выучить остальное, мне понадобилось бы полгода-год.
После этого были второй и третий этап — сначала встреча с техническим директором, потом с командой. Мне задавали вопросы разработчики, тестировщики, менеджеры проектов и product owner — все приятные люди. В конце мы обсудили зарплату и условия: я прокачиваю знания, а компания оплачивает мне курс по программированию в Hexlet.
С трудом прошёл испытательный срок и целый год погружался в процессы
Когда я вышел на работу, тимлид был в отпуске, но мне сразу назначили наставника, который помогал и отвечал на все вопросы. Проект показался сложным. Да ещё и в офисе Xsolla не хватало свободных мест, в итоге меня посадили с другой командой — недалеко от моей, но всё равно не очень удобно. Из-за этого я начал зажиматься.
Для работы мне выдали iMac, хотя до этого я сидел на Windows и Linux. Пришлось осваивать PhpStorm — эта IDE уже стала рыночным стандартом, однако я никогда раньше ею не пользовался.
Мой испытательный срок длился три месяца: за это время я должен был разобраться в проекте и подтянуть знания по матрице компетенций джуна. После этого меня ждала аттестация. Я пытался понять проект, но обучение откладывал — уделял ему меньше времени, чем нужно. В итоге чувствовал себя старым ослом, который просто не вывозит.
В матрице знаний джуниор-разработчика было много лишнего. Туда попало немало популярных вопросов по ООП, алгоритмам, структурам данных, выражениям. Причём в жизни едва ли используется хотя бы половина. Мне было тяжело загрузить всё это в голову, поэтому что-то я понял, а что-то заучил и забыл.
Аттестацию я худо-бедно прошёл — правда, запорол предметную область. Мидлы и сеньоры из моей команды задавали вопросы по матрице компетенций — про алгоритмы, программирование, сети и Agile. А потом провели оценку 360° и порекомендовали подтянуть знания и фокусироваться на том, что важно для команды. Мне всё это было тяжело, и я увлёкся фронтендом — хотелось изучить его для себя.
Испытательный срок закончился, и я мог расслабиться до лета, когда все массово подтверждают или поднимают свои грейды. Однако сама необходимость учиться меня беспокоила, потому что в офисе трудно сосредоточиться. Нередко я шёл попить кофе и зависал на час с «плойкой», а не учился. Из-за этого адаптация проходила с пробуксовками, на дейли я тупил, не видел общей картины, плохо декомпозировал задачи, иногда стеснялся задавать нужные вопросы или наоборот — доставал коллег ерундовыми.
И тут случился локдаун — нас на неделю отправили в отпуск, а потом перевели на удалёнку. Я взял из офиса iMac, мышь, клавиатуру и классное кресло, в котором почти год просидел в режиме 24/7. Процессы тоже перетекли в онлайн: дейли проводили в Google Hangouts, а общались в чатах. На некоторое время мне стало легче, потому что дома получалось работать в комфортном темпе.
Однако у удалёнки тоже есть свои минусы: например, грань между домом и работой стирается. Чтобы закрывать задачи в срок, я просиживал до ночи, просыпался за 5 минут до дейли — и всё это повторялось ежедневно. Пытался ограничивать себя, но график сбился полностью. Я чувствовал, что выгораю.
До защиты грейда было время, и я думал: «Возьму отпуск и буду учиться». Не вышло — вместо учёбы я играл в World of Warcraft Classic на официальном сервере и щемил Альянс в Сумеречном лесу.
Летнюю защиту я провалил. Это был позор: я ничего не знал и отвечал ещё хуже, чем в первый раз. Пересдачу поставили на осень, потому что летом я готовился к Xsolla School, где должен был читать лекцию про CI/CD и развёртывание приложений.
Xsolla School — это такая фабрика стажёров во фронтенде, бэкенде, дата-аналитике, документации и QA. Тренеры из компании учат их, а потом ребята делают свои проекты. Некоторые остаются работать в Xsolla.
Тем же летом меня попыталась схантить другая компания, но я не прошёл собеседование. Зато мне сказали, на что обратить внимание, если хочу у них работать и быть скилловым ровным пацаном.
Осенью я защитил свой грейд и остался джуниором. Чтобы поднять зарплату, нужно было готовиться по матрице мидла или сеньора. У джуниоров вопросы более общие и академические, у мидлов и сеньоров — прикладные.
Но в какой-то момент Xsolla сделала обучение более формализованным — запустили стандартный флоу и раскатали его на всех. Каждую неделю бот ставил два часа в календарь и в эти часы любой сотрудник мог учиться. План обучения составлялся в специальном приложении — там же можно было отслеживать свой прогресс. В итоге получилось что-то вроде continuing education. В нашей команде и до этого была определённая культура обучения — тимлид горел этой темой и поддерживал нас, а мы старались выделять время на освоение новых знаний и навыков.
Помимо двух часов в неделю компания давала возможность посещать курсы и конференции, а те, кто этой возможностью пользовался, старались шэрить знания: пересказывать основные инсайты или делиться полезными материалами.
В моей команде один час в день разрешали тратить на Alignment — реализацию целей, которые помогали бы нам расти внутри компании и мэтчить личные цели с целями бизнеса. Я хотел для себя поучаствовать в нескольких конференциях, защитить матрицу джуниора и по возможности освоить что-то из компетенций мидла. А для компании — научиться закрывать задачи быстрее и качественнее.
Перед Новым годом мне отменили защиту грейда, потому что я всё сдал осенью. В итоге я расслабился, писал код, изучал продукт и получал от команды положительный фидбэк. Но всё равно что-то меня беспокоило.
Я хотел понять, чем хочу заниматься и куда расти. Я постоянно общался с тимлидом один на один: мы давали друг другу фидбэк, составили для меня план роста, расписали, что важно изучить и прокачать, что поможет развиваться и усилить команду. Кстати, если у вас нет таких встреч, требуйте их — они и правда помогают расти.
В процессы я погружался почти год. За это время выстроил в голове схему работы и начал стабильно пилить фичи. Не скажу, что проект был сложный — скорее непривычный.
Знакомые советовали увольняться, а не терпеть бюрократию
Когда я общался с программистами из других компаний, они говорили: «Ты чего ерундой занимаешься, постоянно какие-то экзамены сдаёшь? Иди в нормальное место». У них не было никаких матриц, зарплаты росли, а получали они намного больше меня.
Но сначала прозрачная механика роста грейда в Xsolla привлекала — ведь на предыдущей работе у меня такого не было. Я просто закрывал задачи и не мог себя оценить. А в Xsolla я согласился на такие условия и попал в стабильную, хотя и дискомфортную обстановку. Правда, в итоге оказалось, что такая бюрократическая схема меня просто достала.
Ещё я чувствовал себя белой вороной: вокруг были опытные ребята из универов, а я — позавчерашний выпускник курсов без технического образования, который и алгоритмов-то толком не знает. Из-за этого было трудно общаться с коллегами. Например, я предлагал какую-то идею, а мне нередко отвечали: «Ничего ты не понимаешь, у тебя опыта не хватает». Конечно, не настолько прямо, но ощущалось именно так.
Основатель Xsolla Агапитов сам учился в ПГНИУ на механико-математическом. У моего тимлида и ребят из команды тоже было техническое образование. Да и вообще, в компании мало самоучек или выпускников курсов.
Я окончательно решил уволиться, когда понял, что двигаюсь не туда: как если бы все ехали по шоссе, а я, как дурак, — по просёлочной дороге. Да и мои знакомые стали уходить из Xsolla — в основном из-за низкой зарплаты. Многие уволились перед Новым годом. А я смотрел на них и чувствовал себя говном — например, когда знакомый разработчик с куда меньшим опытом, которому приходилось объяснять элементарные вещи, переходил в другую компанию и начинал получать вдвое больше меня.
Несмотря ни на что, была стабильность и хорошая команда
Вообще, в Xsolla был хороший коллектив. А тёрки случались только из-за репозитория, в котором работали сразу две команды — спорили, кто из нас делает ерунду. Иногда возникали разногласия между отделами и командами. Например, мы делаем одно, а потом всё бросаем и резко берёмся за другие задачи, но такое было нечасто.
У каждого продукта в компании есть своя команда, тимлид и product owner. Тимлид отвечает за техническую часть, продакт — за бизнесовую. Продукты объединяются в направления: например, подписки, внутриигровые сервисы и платежи. У каждого направления есть business head, который работает над монетизацией. Над ними — CEO. Между обычным программистом и CEO, Александром Агапитовым, три-четыре уровня менеджеров. Штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе, а офис разработки — в Перми.
Некоторые сотрудники совмещают несколько позиций: один человек может быть и тимлидом, и product owner в разных командах. У таких ребят всё время занято встречами, они постоянно в делах и даже не могут с тобой пообщаться. То есть они не справляются с рабочими обязанностями, но в помощь им никого не дают или не могут найти.
В Xsolla есть медицинская страховка, официальное трудоустройство и стабильность — поэтому кто-то из ребят брал ипотеку и уже не мог уволиться. Были и дополнительные плюшки: корпоративные мероприятия в офисе и на удалёнке, забота со стороны компании, всякие ништяки летом, осенью и на Новый год.
В целом работалось спокойно. На моей памяти была только пара «пожаров», когда к продукту подключали крупного партнёра и при этом что-то ломалось, а нам приходилось это чинить.
Меня бы точно сократили, но я ушёл раньше
Когда началась история с сокращением и «командой бигдаты», больше всего в интернете возмущались люди, которые вообще не знают, как была устроена компания. А мнение — оно же как задница: есть у каждого, но не обязательно её всем показывать.
Некоторые даже умудрялись написать, что Xsolla берёт до 40% комиссии с каждого платежа — это, конечно, неправда, иначе Ubisoft, Twitch и другие гиганты никогда не стали бы с ней работать. И хотя компания частная, она всегда держала слово. Если что-то написано в договоре — то можно быть уверенным, что его условия будут соблюдаться.
Конечно, больше всего пострадал HR-бренд компании. Мне жаль эйчаров, которые так долго работали над ним — годы их работы вылетели в трубу.
Конечно, топов в компании ценили больше, чем программистов. Да они и обходились дороже — а их ошибки сильнее били по финансам компании. Поэтому они сохранили работу, а рядовые сотрудники оказались на улице.
Если бы я продолжил работать в Xsolla, то точно попал бы в список отчисленных. Всё-таки я в этой истории совсем не Д’Артаньян.
Меня расстроил негатив, который сторонние люди начали публиковать. Надеюсь, пострадавшим всё компенсировали. При этом HR-бренд — RIP, а хозяин — барин.
P. S. Я благодарен ребятам, с которыми работал в Xsolla, особенно своей команде. Каждый научил меня чему-то новому, верил в меня, помогал в трудных моментах. Сейчас моя работа больше связана с обучением, чем раньше. Я сам учусь и помогаю учиться другим.