Глеб Михеев: кому от конференций жить хорошо
Зачем ходить на ААА-конференции и как стать докладчиком.
Иллюстрация: Toppng / Annie для Skillbox Media
Задачи у всех конференций по большому счёту примерно одинаковые — чтобы спикеры выступили, а люди послушали и получили пользу. Я расскажу о своём видении и о том, как я к нему пришёл.
Как всё начиналось
FrontendConf входит в группу конференций Олега Бунина «Онтико». Изначально мы были одним из тематических потоков РИТ++ — самой крупной IT-конференции в России. Сама же РИТ++ родилась, когда ребята из Mail, Rambler и «Яндекса» и других наших топовых компаний того времени собрались в баре, чтобы обсудить инжеренку, нагрузки и делились опытом.
Благодаря этому они сформировали комьюнити, которое вылилось в масштабную конференцию с разными потоками и направлениями. Поток по фронтенду довольно быстро получил название ClientSide, а курировал его небезызвестный евангелист фронтенда в России Вадим Макеев. Вы его хорошо знаете по многочисленным выступлениям, блогу, одному из крупнейших подкастов по фронтенду Web Standards, а также одноименному каналу с новостями из мира фронтенда — «Веб-стандарты».
Потом конференцию переименовали во FrontendConf, она стала самой крупной на РИТ++ и занимала два зала из пяти. В это время руководить ею начал Андрей Яманов и конференция впервые прошла как самостоятельное мероприятие.
Именно тогда я попал в программный комитет, который в дальнейшем мне и предложили возглавить. Как любой уважающий себя разработчик я словил синдром самозванца, но спустя пару недель взял себя в руки, подумал и решил, что отвечать за программу столь знакового события в жизни российских фронтендеров — честь для меня. Сейчас уже почти четыре года, как мы вместе с нашим офигенным программным комитетом занимаемся подготовкой программы.
Чем мы отличаемся от конкурентов
Конференции делятся на несколько типов:
- Организованные компаниями. Например, «Яндекс» организует «Я люблю фронтенд». Чаще всего их делают, чтобы выстроить свой HR-бренд;
- Комьюнити-формат. Собирается группа людей из конкретного сообщества, приглашает спонсоров, получает от них площадку и устраивает конференцию. Цель — пообщаться в пределах комьюнити. Обычно такие «междусобойчики» стоят дешевле крупных мероприятий и попасть на них легче;
- Масштабные конференции. Известные в индустрии и дорогие события, на которые съезжаются гости и спикеры со всей страны, — например, то, что организуем мы :)
В классе AAA-конференций мы идём ноздря в ноздрю с JUG, как Pepsi-Cola и Coca-Cola: если взять набор характеристик и выставить по ним коэффициенты, то значения получатся примерно равнозначными.
Конечно, у больших мероприятий есть много преимуществ перед локальными.
Сильный программный комитет. В него входят крутые ребята: руководители компаний, топ-менеджмент, СТО. Их задача — позаботиться о спикере и его подготовке, помочь сделать действительно крутой доклад. Во FrontendConf работу участников программного комитета оплачивают. Их время стоит дорого, но у ребят и ответственность выше, и понимание бизнеса более глубокое.
Лучшая проработка докладов. Сначала мы проводим ознакомительный созвон, а потом решаем — берём ли спикера в программу или нет. Зато отобранным ребятам помогаем сделать доклад максимально полным и интересным, подать идею с разных сторон, раскрыть тему как можно шире, чтобы это сделало лучше жизнь других людей. А рабочие кейсы спикера мы вшиваем как практическое подкрепление общей концепции.
Мы можем довольно сильно менять доклады, чтобы повысить их ценность: в отличие от региональных конференций и тусовок внутри комьюнити, у нас есть на это силы и ресурсы. Кроме того, на региональных конференциях выступления часто повторяются, и в этом нет ничего страшного. А мы стремимся отбирать действительно уникальные темы, которые нигде ранее не звучали.
Не хотелось бы, чтобы гости говорили, что уже видели большую часть программы в интернете. Мы советуем спикерам обкатать доклад на небольших митапах и локальных конференциях, как на открытом микрофоне. Это помогает улучшить его качество и получить обратную связь. Так человек может отшлифовать материал и понять, сработала ли его подача, правильно ли подобран нарратив.
Крутые спикеры и больше интересных активностей. Ещё один плюс масштабных мероприятий — afterparty, конкурсы от партнёров и другие плюшки, которые мы можем себе позволить. Кроме того, к нам приходят действительно авторитетные спикеры, которых затащить на небольшую местную площадку сложно — для бюджета организаторов даже оплата перелёта из Москвы или Питера бывает значительной тратой.
ААА-конференции — это своеобразный айтишный Диснейленд, крутое приключение и возможность соприкоснуться с масштабным и весёлым событием. Например, когда после пандемии мы сделали первый офлайн, был абсолютный восторг: народ прилетел, сдав все тесты и преодолев барьеры в виде прививок и ПЦР. Собрались люди — довольные, счастливые, тусовались-обнимались.
Ещё одно забавное воспоминание с той конференции. У нас есть формула, по которой мы рассчитываем, сколько пива и закусок брать на afterparty. Обычно выходит примерно три бутылки на человека: кто-то приезжает на машинах, кто-то вообще не пьёт. Купленного хватает на два-три часа — это ровно та скорость, которая нужна, чтобы случился качественный нетворкинг. А на постпандемийной вечеринке все напитки разлетелись за 30 минут! Это показатель того, как сильно люди хотели тусоваться и общаться в офлайне после длительных карантинов и запретов.
Что изменилось в последнее время
Проблемы с гостями. Зарубежных спикеров мы перестали приглашать с 2020 года — слишком много ограничений. Сначала закрылись границы из-за пандемии, теперь возникли проблемы с перелётами. Но наши ребята ничем не хуже, к тому же у них нет языкового барьера, а опыта в их докладах не меньше! Что выравнивает, а зачастую даже повышает ценность для слушателей — они больше мыслей уносят с собой.
Проблема нашей любви к иностранным гостям — в «советском комплексе»: заграничное — априори классное. Но это не всегда так. За рубежом на конференциях обычно практикуют очень базовые выступления. К тому же я считаю, что гости конференции должны думать только над тем, что им говорят, а не пытаться перевести услышанное — это лишняя когнитивная нагрузка, которая усложняет понимание. Поэтому даже из-за рубежа мы стараемся привозить русскоязычных ребят с интересными докладами.
Неопределённость. Как и многие другие, мы попали в кризис. Турбулентность, стресс, эмоции — всё как у всех. Не знаешь, что будет завтра с долларом и с рублём, где и над чем будешь работать и будешь ли. В этой ситуации спикерам сложно давать гарантии, что они в ноябре где-то выступят. В придачу часть из них уехала из страны. Как следствие — набирать их стало сложнее. Количество потенциальных докладчиков уменьшилось, и это чувствуется — приходится прикладывать больше сил, чтобы собрать крутую программу.
После февраля искать тех, кто готов выступить, стало особенно проблематично. Многие говорили: какие конференции, о чём вы? «Как я могу думать об этом?» — это распространённый и абсолютно справедливый ответ.
Но самое плохое, что можно сделать в текущей ситуации, — отменить все мероприятия, снять с себя ответственность, отказаться расти и развиваться. Подкасты, статьи, митапы, конференции должны происходить, особенно сейчас. Людям нужно помогать. Надо не забывать, что вы не просто тешите своё эго докладом, подкастом или конференцией, а ещё и приносите пользу. Люди от вас получают знания и вдохновляются.
Сейчас по-прежнему есть спикеры, которые везде ездят и хотят выступать. Но есть и те, кто решил пока притормозить из-за своего психологического состояния или из-за страха общественного порицания. Хотя многие постепенно возвращаются к выступлениям, запускают конференции по регионам.
Мидлы — наша главная ЦА
Согласно статистике, основная доля посетителей нашей конференции — мидлы. Но за последние три года она снизилась с 50 до 40%. При этом доля джунов растёт: если раньше их было не более 9%, то сейчас это уже порядка 35%. Остальные участники — сеньоры, техлиды и технические директора.
Помимо технических вопросов, у нас часто рассказывают про лайфстайл и развитие. Мы уделяем много времени инженерной культуре и вопросам, не связанным напрямую с написанием кода: как развиваться, растить команду, нанимать сотрудников и так далее. Это не основные темы, но они тоже крайне полезны для инженеров.
Профит от конференций есть для всех разработчиков, но для некоторых он более ощутим.
Мидлы — основная целевая аудитория ААА-конференций. Для сеньоров и выше это как летний лагерь в детстве: вы знакомитесь с людьми, вас развлекают и кормят. А мидл за два дня получает хорошо подготовленную, структурированную, полезную и актуальную информацию, отдыхает и попадает в огромное комьюнити единомышленников. Все, кто вас окружает, выбрали ту же профессию, сталкиваются с теми же проблемами, что и вы.
Я хорошо помню, как сам впервые попал на HighLoad++ в 2008 или 2009 году. Я был тогда тем самым среднестатистическим мидлом. Полученный объём знаний, концепций, точек зрения серьёзно расширил мои горизонты. Особенно запомнился доклад спикера из Badoo о том, как хитро они нарезают горизонтально и вертикально таблицы, реплицируют, руками выносят индексы и выдерживают какие-то просто непомерные на тот момент для моего понимания нагрузки!
Конференции помогают мидлу перестроить мышление, посмотреть на свою работу с новой стороны.
Допустим, раньше вы понятия не имели, как организовать разработку больших приложений так, чтобы с ними могло работать много команд. Прослушав серию докладов про микрофронтенды, вы начинаете понимать, как это всё работает, что происходит в рантайме, как поставляются изменения, как следить за целостностью версий вашего кода и внешних зависимостей. Вернувшись с конференции, вы меняете свой подход к работе, ускоряете работу своей команды и безумно растёте благодаря этому.
Или вы не понимали, как оптимизировать сборку ваших приложений, куда смотреть, зачем всё так сложно, и восклицаете: «Ах вот почему монорепы и фича-слайс!» Вроде слышали что-то, вроде даже читали, что это полезно. А на конференции посетили доклад человека, который у себя в компании последние пару лет обслуживает огромные приложения, — и всё становится понятно и не так уж сложно.
Конференция позволяет увидеть не просто конкретные проблемы вашего кода, а их причины. Немного чужого опыта, знаний и точек зрения — и вы достигаете момента рефлексии над собственной работой. Начинаете замечать слабые места и то, что нужно изменить.
Сеньоры и техлиды благодаря конференциям могут провалидировать свои знания. Есть такая аббревиатура — FOMO. Расшифровывается как fear of missing out — страх что-то упустить. Чтобы реально не упускать технические новинки, важно постоянно читать большой объём статей. Либо можно прийти на конфу, и там вам расскажут обо всём новом, что появилось в индустрии, — технологиях, инструментах, проблемах и их решениях.
Не менее важная фича для ребят уровня «сеньор+» — нетворкинг. Им нужны общение и новые знакомства с людьми из индустрии. Это позволяет в случае возникновения нетривиальной проблемы быстро найти эксперта и попросить у него совета. Согласитесь, серьёзное подспорье.
Джунам без коммерческого опыта, скорее всего, от такой конференции будет мало пользы. Будет сложно и непонятно, а обсуждаемые проблемы окажутся слишком далёкими и надуманными. Новичку в IT полезнее глубже разобраться в матчасти и больше практиковаться в базовом написании кода. На конференциях об этом практически не говорят.
Джун+ или мидл-. Между этими грейдами тонкая грань, потому что в разных компаниях их возьмут на разные позиции. Для них наша программа будет не менее полезна. Мы видим, как растёт экспертность молодой аудитории — повальная цифровизация ежегодно повышает количество рабочих мест, что приводит к кадровому голоду. Бизнесы страдают — им сложнее нанимать, они понижают входную планку и делают стажёрские программы, чтобы справиться с вызовом нашего времени — нехваткой специалистов. Наш программный комитет каждый год проводит исследование рынка, мы выявляем основные проблемы бизнесов: что больше болит в разработке, каких знаний и понимания концепций не хватает и, как следствие, — какие доклады будут наиболее полезны.
Зачем нужны конференции
Во-первых, вы прокачиваете скиллы — особенно если вы докладчик. Говорят, что человек понимает тему лишь тогда, когда может объяснить её другим. Так и есть: когда вы готовите доклад, вы «копаете» глубже, находите закономерности, структурируете информацию, а попутно выясняете много нового.
Во-вторых, вы укрепляете личный бренд. Это упрощает наём, делает вас заметнее на рынке. Отдельная тема — нетворкинг. Из спикеров формируется тусовка. Быть её частью классно, потому что эти ребята постоянно с кем-то общаются, куда-то ездят и много что знают. Выступая с докладами, вы попадаете в «семью». Есть и социальная миссия. На конференции вы объяснили, как что-то работает, — и изменили чью-то жизнь к лучшему. Плюсик в карму :)
В-третьих, это не только работа, но и развлечение. Мы с Андреем Смирновым любим ездить на региональные конференции, потому что это хороший повод путешествовать по стране. Приехали в Омск или Пермь, познакомились с кучей ребят, потусовались, выступили, погуляли по городу.
Наконец, это позволяет избавиться от синдрома самозванца. У многих разработчиков такая проблема: они знают, что ничего не знают. Когда много выступаешь, начинаешь чаще рефлексировать, больше в себя веришь и адекватнее оцениваешь свои знания и умения.
Как выступить хорошо
Проблемы с выступлениями банальны и предсказуемы.
Плохая подготовка. Есть такое выражение: удача — одолжение подготовленному. Это о том, что не бывает везения, есть только подготовка. Секрет прост: нужно подойти максимально серьёзно. Мысль «я сейчас что-то быстро напишу, а потом будь как будет» — не пройдёт, выйдете на сцену и провалитесь.
Мы с этим боремся: проводим несколько прогонов, пока не увидим, что доклад получается, приглашаем на очные прогоны, чтобы спикеры послушали друг друга, дали обратную связь, почувствовали сцену и подружились. Площадку ещё строят, а мы сидим и слушаем доклады снова и снова.
Это секрет, который вообще не секрет. Тяжело в учении, легко в бою. Нормально делай, нормально будет. У нас был докладчик, который первый раз выступал и вошёл в топ-3 докладчиков. Почему? Он 24 раза прогнался.
Много текста на слайде. Если вы набросали на каждый слайд текста как у Льва Толстого, то люди читают, а не выступление слушают. Читают и забывают, зачем они тут, кто ты и зачем выступаешь. Теряют нить твоего выступления, уходят в телефон и не возвращаются.
Слишком мало информации в презентации. Если у вас пять тезисов, на каждый из них должен быть свой слайд. Так и вам проще, и слушатели читать наперёд не будут. Тезисы должны быть достаточно детализированы, чтобы вы в любой момент могли увидеть слайд, вспомнить нарратив и продолжить с любого места. При этом не нужно слишком сильно усложнять.
Проблемы со структурой. Хорошо структурированный доклад очень упрощает выступление, потому что главная задача на сцене — это не думать (внезапно). Начали думать во время выступления? Поздравляю: вы не подготовились!
Выступление — это стресс, вы стоите перед большой аудиторией. А когнитивная функция — не самая быстрая в человеческом организме, поэтому важно помочь себе не задумываться, а быть в потоке. Это позволит легко двигаться по тексту и избежать логических заковырок.
Подражание дикторам. Часто люди деревенеют на сцене, считают, что выступать нужно так, будто вы ведёте новости. Это неправильно. Вы не диктор, у вас нет в этом опыта. Вы выйдете и провалитесь. Лучше выступайте как в баре, когда рассказываете что-то друзьям, — с шуточками, прибауточками. Только, конечно, без нецензурной лексики и неуместных шуточек. Их уберите, а всё, что осталось, смело используйте на сцене.
Борьба со словами-паразитами. Поверьте, лучше они, чем мычание в попытках подобрать слова. Не надо. Пусть поток слов будет естественным. Вам так будет комфортнее, и выглядеть вы будете энергичнее.
Страхи. Да, выступать — это действительно большой стресс. Спикеры с опытом по десять лет волнуются не меньше, чем новички. Просто они знают, как это работает, поэтому их стресс контролируемый. Если вы хорошо подготовились и знаете свою тему, страхов и стресса будет гораздо меньше.
Многие боятся не ответить на какой-то заковыристый вопрос. Но задайте себе вопрос: кто на сцене стоит? Кто управляет залом? Мяч на вашей стороне. Всегда можно отправить обсуждение вопроса в кулуары, или перефразировать его так, как тебе удобно, или поблагодарить и переключиться дальше. На самом деле это не так страшно, если понимаешь, что не знать ответа — допустимо.
Вы всегда можете сказать: «Классный вопрос. Честно, я не знаю ответа. Давайте попробуем в кулуарах вместе с этим разобраться. Я расскажу, как у нас, а вы выскажете своё мнение».
Плохое владение темой. Кажется, это банальный совет: не брать тему, которую не знаешь, а то облажаешься. Но бывают ситуации, когда докладчик приходит и говорит, что прочитал статью и хочет всем об этой теме рассказать. Мы объясняем, что говорить на выбранную тему придётся не меньше 30 минут без запинок. «Представляете, какая это большая ответственность. Может, не надо?» Мы всегда оцениваем экспертность спикера.
Пул удачных тем меняется каждый год
Обычно спикеры предлагают рассказать либо про что-то очень новое, что у всех на слуху, либо про вышедшие пять лет назад фичи и тулзы, в которых они успели набраться опыта.
Хороший пример — микросервисная архитектура. Считается, что эта концепция вышла в массы ещё в 2011-м и стала популярной, потому что это очень прикольный архитектурный приём, который решает самую большую проблему — масштабирование.
Представьте, что у вас большое приложение: сложно, долго, неудобно. Чтобы упростить работу, надо поделить его на куски. Как говорится, съесть слона по частям.
С 2016 года в индустрии все начали петь оды микросервисной архитектуре, но использовали её лишь единицы. А теперь всё больше разработчиков строят на её основе архитектуры своих приложений. Новаторы прошли опытный круг, разобрались, как это работает, и хотят об этом рассказать.
Аналогичная история с другими технологиями. В 2013 году появился FrontOps для логирования кодов, аудитов, работы с производительностью, безопасностью сборки и деплоем для фронтенда. В этом случае мы говорим о том, как удобно разрабатывать большие приложения, автоматизировать, собирать, выкатывать в бой и анализировать работу.
Чтобы подбирать темы, нужно хорошо понимать контекст, причём не только за последние пару лет. Ведь за долгие годы фронтенд приложений стал гораздо сложнее. То, что мы писали 15 лет назад, абсолютно не похоже на то, что мы пишем сейчас.
Ни дня без неформата
Бывают экзотические, но интересные идеи. Например, в этом году один из докладчиков расскажет, как он в браузере написал нейросетку, которая подыгрывает ему, когда он играет на гитаре.
Рассказывали у нас и об опыте программирования микроконтроллеров на JavaScript, и о том, как с помощью машинного обучения анализировать свои зависимости.
Один парень делал доклад о том, как проводил квест на нескольких этажах с множеством комнат и тремя сотнями участников. Нужно было сделать так, чтобы приложение распределяло людей по комнатам, притом что интернет был не везде. И подобрать алгоритмы, чтобы каждый игрок исполнял собственный сценарий, но при этом исключалась бы ситуация, что десять игроков одновременно придут в одну комнату. Когда у приложения появлялся доступ в интернет, с сервера прилетали корректировки, куда кого перенаправить.
Казалось бы, при чём здесь фронтенд? Но такие доклады переворачивают сознание. Понимаешь, что можно было совсем иначе применять алгоритмы, и начинаешь более хитро смотреть на собственные задачи. Умение взглянуть на рутину под новым углом — одна из основных ценностей конференции.
Зашоренность — это дорого и неэффективно, она мешает решать сложные задачи. Шоры нужно снять. Этому нас и учат доклады, которые, как кажется на первый взгляд, непонятно зачем нужны.
В прошлом году у нас выступал Лёха АйТиБорода. Он рассказал о том, как, будучи интровертом, создал свой YouTube-канал, и как ему это помогло в профессии. Темы а-ля «а что, если» и публичная рефлексия воодушевляют слушателей. Такие лёгкие и запоминающиеся доклады мы любим ставить на заминку. У нас даже есть для них внутренний термин — «закрывающий доклад».
Три года назад выступала Настя Калашникова. Она психолог для IT-специалистов. На сцене Настя рассказывает классные вещи: как быть в ладах с собой, как расти, почему нам бывает плохо, почему мы выгораем. Она говорит о постоянном давлении, о том, что Scrum с нами делает. Такие выступления мы тоже любим.
Ещё один интересный доклад — разработчик «Тинькофф» Дима Королёв рассказывал, как они свои банкоматы программируют на JavaScript и React. Да, вы будете удивлены, но каждый раз, когда вы снимаете деньги в банкомате, перед вами браузер =)
Постоянно ищем баланс
Нам важно, чтобы не было докладов на одинаковые или похожие темы. А если мы всё-таки берём одинаковые, то это должен быть суперсет: один спикер рассказал о проблеме, второй предложил своё решение, третий показал кардинально другой подход.
Мы пытаемся собрать программу, максимально разнообразно, чтобы она была разной по темпу. После обеда даём темы чуть проще, чтобы были силы переварить сложные утренние.
В программном комитете происходят настоящие сражения — мы даже ругаемся. Можем по 30 минут орать друг на друга, яростно жестикулируя. Но в итоге всегда приходим к консенсусу. Я верю, что это результат вовлечённости и небезразличия к тому, что мы делаем. Это позволяет делать программу лучше.
У программного комитета нет регламентированного чек-листа по оценке тем, всё происходит в потоке. Но ключевые критерии такие:
- Ценность — главный критерий: будет ли этот доклад полезен слушателям?
- Нарратив — как спикер доносит информацию?
- Практичность — насколько этот кейс применим в реальной жизни?
Допустим, человек хочет поделиться опытом решения проблемы с помощью Angular. А мы видим, что в этом докладе специфики самого Angular, по сути, нет. Просто задачу решали в контексте этого фреймворка.
Мы фокусируемся на концепции, стараемся деконструировать её, дать слушателям системное понимание, предлагаем привести для подкрепления пример из своей практики и дать решение. В итоге тема превращается в интересную структурированную вещь.
Виральность — мерило ценности. Один из критериев сильного доклада — он должен решать проблемы человека так, чтобы тому захотелось поделиться этим с другими.
Основной покупатель — бизнес
Даже в в бородатом 2009-м, когда я работал в NVIDIA, у нас было огроменное приложение, напоминающее современную микросервисную архитектуру. Тогда это казалось диковиной, а сейчас любой маркетплейс очень сложен, и оцифровываются огромные компании из реального сектора экономики.
Даже банальный с виду видеоплеер типа YouTube — невероятно сложная штука. Эта сложность заставляет нас совершенствовать подходы и архитектуру. Людей нужно этому учить, спрос огромный. Гости приходят с конференции заряженными на успех — и сразу начинают использовать новые подходы в работе, приносить пользу. Поэтому бизнес и оплачивает конференции сотрудникам: взамен можно удешевить процесс разработки.
99% билетов на наши мероприятия покупают компании. Основной спрос на темы тоже формируют они. Цель программного комитета — понять, что нужно бизнесу, от чего страдают разработчики, и помочь им это исправить.
Мы не можем работать как образование, которое будет год или два чему-то обучать. Наша задача — за два дня приоткрыть глаза, максимально расширить горизонт: «Смотри, чувак, — the world is your oyster». Вот как это работает.
Например, мы можем рассказать, как писать мобильные приложения на веб-стеке или зачем нужен TypeScript в области стабильности приложения. Бизнес не диктует нам список тем — мы сами выясняем, что ему нужно, и предлагаем решение. То, что нужно бизнесу, полезно и разработчику, потому что повышает его ценность и стоимость на рынке.
Мы постоянно общаемся с другими компаниями, встречаемся в баре с ребятами, которые там работают, и обсуждаем, что у кого происходит. От этих знаний зависит наш фокус. Например, если мы узнаём, что потребность в разработчиках растёт, а их количество уменьшается и снижается планка найма, то понимаем, что полезно больше говорить о базовых вещах.
У других компаний, как у «Тинькофф», крутой и прокачанный HR-бренд, поэтому все хотят там работать. В результате у них богатый выбор разработчиков даже в кризис. Это значит, что их беспокоят более высокоуровневые проблемы — например, архитектурные. А у нас архитектурный трек тоже есть, мы понимаем эту проблематику и хотим про неё говорить.