«Главный скилл — это уважение»: Евгений Антонов о самых важных soft skills в IT
Собираем джентльменский набор гибких навыков, владеть которыми зачастую полезнее, чем уметь писать хороший код.
 
 
 
					Евгений Антонов
Старший технический менеджер проектов Yandex Infrastructure, IT-консультант. Более 15 лет в IT‑индустрии. Ведущий подкаста «Кода кода» и автор телеграм-канала «Тимлид Очевидность».
Часто говорят: для успешной карьеры в IT важны не технические знания, а так называемые софт-скиллы — то есть навыки самоорганизации, делового общения и работы в команде. Существует даже мнение, что «софты» освоить сложнее, чем языки, базы данных и фреймворки.
Чтобы выяснить, так это или нет, мы обратились к Евгению Антонову — старшему техническому менеджеру проектов Yandex Infrastructure и опытному IT-консультанту. Поговорили о силе и важности мягких навыков, о том, как их проверяют работодатели, а заодно собрали стартер-пак главных софт-скиллов для разработчика.
Евгений рассказал:
- что такое софт-скиллы и какие они бывают;
- какой софт-скилл для программиста самый важный;
- почему софт-скиллы имеют значение в IT;
- как их проверяют работодатели;
- как эффективно готовиться к публичным выступлениям;
- какие курсы, книги и лекции помогают развить софт-скиллы
Что такое soft skills
Soft skills — это ёмкое и комплексное название группы навыков, связанных с людьми: конкретной личностью, взаимодействием между двумя личностями и работой с группой личностей. В IT софты противопоставляются хард-скиллам — то есть владению языками, технологиями и инструментами.
Личность
Личная эффективность — тайм-менеджмент, дисциплинированность, навыки самоорганизации, умение расставлять приоритеты и выполнять обещания.
Рефлексия — способность разобраться в своих потребностях. Иначе говоря, умение задать себе вопросы: «А точно ли оно мне нужно? И если да, то почему?» Эдакое личное целеполагание.
Гибкость — умение адаптироваться под постоянно изменяющуюся реальность. Способность и желание учиться новому. Для IT это было важно всегда, ведь новые технологии, инструменты и релизы появляются постоянно — важно успевать подстраиваться.
Критическое мышление — если ты айтишник, твоя работа состоит из ежедневного потока задач. Если всегда на всё соглашаться и не задавать вопросов, порой на работе возникают не очень хорошие ситуации.
Проактивность — любой работодатель мечтает об инициативных сотрудниках. И если для новичков это, возможно, необязательное условие, то для тимлидов и прочих руководителей и менеджеров — обязательное.
Переключение контекста — сейчас даже у рядовых разработчиков миллионы чатов, созвонов, конференций. Важно уметь переключать внимание, при этом не тратя много времени на восстановление контекста.
Взаимодействие двух личностей
Эмоциональный интеллект — умение понимать эмоции собеседника, а также мотивы, которые лежат в основе его поведения.
Работа с мотивацией — умение понимать, что драйвит людей, а что, наоборот, демотивирует их, злит, делает грустными и неработоспособными.
Работа с токсичностью — во-первых, это умение отличать людей, которые тебе по каким-либо личным причинам не нравятся, от тех, кто оказывает деструктивное влияние на команду. Сейчас стало модно клеймить людей токсичными направо и налево, причём незаслуженно. Просто тебе кто-то не нравится, и ты говоришь: «Фи, да ты токсичный».
А во-вторых, это умение токсичность погасить.
						
					
Важный маркер — конструктивность критики. Если человек постоянно жалуется, критикует, агрессирует, но при этом ничего конкретного не предлагает и не делает — либо предлагает, что называется, загребать жар чужими руками, — его можно считать токсичным.
Умение слушать и слышать — бывает так, что во время переговоров люди игнорируют твои аргументы и продолжают продавливать свою позицию. Очень важно быть терпимым и уважительным к чужой точке зрения.
Умение говорить «нет». Иногда встречаются задачи, которые не имеют особого смысла: например, коллега, или руководитель захотел заработать «ачивку» в резюме и внедрить какую-то функцию, не проведя должных продуктовых исследований или идя вразрез с контекстом проекта. В таких случаях не стоит бояться отказать, предложить сначала обсудить, правда ли стоит тратить время, силы и деньги компании. Но важно делать это аргументированно, объясняя свою позицию.
Работа с обратной связью — умение отмечать позитивные и негативные моменты в работе коллег. При этом, давая негативный фидбэк, следует помнить, что вы критикуете не человека в целом, а лишь конкретную часть его работы. Ещё важно научиться самому правильно реагировать на критику — не обижаться и не принимать замечания близко к сердцу.
Работа с группами
Следующий набор навыков — для старших разработчиков, тимлидов и управленцев в IT. Джунам почитать о них тоже будет полезно.
Управление конфликтами — умение анализировать интересы и эмоции сторон конфликта, способность находить компромиссы. Умение не раздувать и гасить уже раздутые конфликты. Например, иногда полезно «рассадить» людей по разным задачам, чтобы они успокоились и привыкли друг к другу, а потом снова сошлись на общем кусочке проекта и жили дружно.
Делегирование — умение безболезненно передавать часть своих задач подопечным так, чтобы и люди научились, и дела были сделаны, и никого не перегрузить. Поначалу будет страшно и сложно, но без этого не будет развития ни команды, ни руководителя.
Навыки публичных выступлений — пригодятся и разработчикам, и тимлидам. Первым — чтобы уметь понятно формулировать и излагать свои мысли на дейли, планёрках и других встречах. А вторым — во множестве разных рабочих аспектов. Встречи с командой, заказчиками, коллегами из смежных команд, руководством — всё это требует умения чётко, понятно и убедительно доносить свои мысли, когда на тебя смотрит множество глаз.
Фасилитация собраний — навыки организации и проведения встреч. Сейчас в IT все «провисают» на бесконечных созвонах. Чтобы не расходовать впустую недешёвое рабочее время программистов, важно уметь правильно готовить и продуктивно проводить собрания, да ещё и делать постобработку их результатов.
Если хотите лучше разбираться в фасилитации, советую подписаться на телеграм-канал «Нестыдная фасилитация» и периодически его почитывать — там много разных методик, которые помогают грамотно проводить встречи. Ещё можете посмотреть мой доклад о фасилитации на форуме TechTalks во Владимире.
 
					Читайте также:
Meta skill: уважение
На мой взгляд, главный секрет успеха при коммуникации — это способность уважать время, труд, границы и интересы других людей. Этот навык нужен и при работе с отдельной личностью, и при работе в команде.
Например:
✅ Если ты тимлид, ты уделяешь время подготовке к собраниям: продумываешь и рассылаешь команде агенду — примерный план встречи и список обсуждаемых задач. Люди понимают, чего от них хотят, и приходят подготовленными. В результате на собрании меньше времени людей тратится впустую. Ты уважаешь и их время, и своё.
✅ Если ты продакт-менеджер, ты проводишь исследования перед тем, как внедрить новую фичу, и аргументированно доказываешь, что она действительно нужна. Люди понимают, на что они потратят несколько дней или месяцев труда. Ты уважаешь и их труд, и собственный.
✅ Если ты разработчик и понимаешь, что не успеваешь в дедлайн, то предупреждаешь руководителя, менеджера или заказчика заранее, а не в день дедлайна. В результате у всех будет возможность скорректировать сроки или объём работы. Это уважительный подход ко времени и планам заказчика и своей команды.
Обратные примеры:
❌ На всё соглашаются. Люди, которые всегда готовы брать новые задачи, даже если у них и так много работы. И если совсем зелёному джуну это можно простить, то для тимлидов и менеджеров это плохо: из желания казаться хорошими ребятами и девчатами они набирают кучу проектов, и вся команда потом работает по вечерам и выходным, устаёт и выгорает.
❌ Боятся увольнять. Бывает так, что человеку плохо в компании, и он начинает всячески саботировать работу: лениться, срывать сроки, токсичить, ругаться с коллегами. В таких случаях тимлид не должен бояться расставаться с сотрудником, иначе будут страдать и проект, и команда.
Почему мягкие навыки важны для IT
Строго говоря, софт-скиллы востребованы не только в IT, но и в любой сфере, где люди создают что-то в команде: от судостроения до контент-маркетинга.
Вы наверняка встречали людей, про которых можно сказать: «классный, душевный, чуткий». Всё у них по полочкам, всё по справедливости, всё по уму. Работать с такими людьми — одно удовольствие, поэтому они и ценятся везде.
Однако в IT софт-скиллы имеют особое значение, так как ручной труд почти полностью исключён и большинство того, что производится, — это продукты труда интеллектуального. Тут не работает простой принцип «копать от забора до обеда». Чтобы создать качественный продукт, важно уметь хорошо, комфортно и эффективно работать с людьми.
Сейчас в IT почти все работают в группах. Тысячи инженеров делают свои маленькие кусочки огромного продукта, поэтому важна высокая согласованность действий. Прошли времена гениев-одиночек в гаражах. Токсичность и рассинхрон могут легко развалить команды или снизить их эффективность так, что компании будут терять миллионы из-за плохих софт-скиллов. Безусловно, в первую очередь ценятся такие навыки у руководителей.
Джунам развивать мягкие навыки тоже необходимо, чтобы и работа была продуктивной, и движение по карьерной лестнице шло быстрее. Правда, стоит сделать оговорку насчёт карьерного роста — очень многое зависит от компании. Где‑то только харды могут унести вас высоко вверх, а где-то невозможно будет продвинуться без софт-скиллов, договороспособности, умения найти общий язык со многими коллегами.
 
					Читайте также:
При этом совсем не обязательно быть гиперактивным светским львом. В IT много людей, которые просто хорошо делают свою работу — но стесняются, например, ходить на митапы, активничать на встречах, общаться со смежниками. А есть те, кого хлебом не корми — дай с людьми пообщаться. Задача руководителя в том, чтобы подбирать людям задачи, в работе с которыми они смогут проявить себя лучшим образом, — и тогда всем будет счастье.
Как компании оценивают софт-скиллы на собеседовании
Так как софты — вещь довольно субъективная, не существует метрик, которые позволили бы оценить их в конкретных цифрах. Обычно руководитель на уровне ощущений понимает, сможет ли он сработаться с человеком или нет.
Тем не менее есть несколько методик, которые компании будут использовать на собеседовании, чтобы проверить вас. Давайте их разберём.
Разговор об опыте. Стандартные вопросы о рабочих ситуациях, с которыми сталкивался кандидат. Например: случались ли у вас фейлы или конфликты с руководителем? А с коллегами? Как вы с ними справлялись? Что из этого вынесли? Как договаривались со смежниками и заказчиками? И всё в таком духе.
Гипотетические ситуации. Ещё во время интервью вас могут попросить решить приближенную к реальности проблему, чтобы посмотреть, как вы рассуждаете, что предлагаете и как быстро сможете сориентироваться.
Допустим, вы управляете коллективом разработчиков. Один программист в вашей команде постоянно заворачивает другого на код-ревью и не даёт коммитить — то есть загружать готовый код в проект. Что будете делать?
Тестовый день или обед с командой. Не самая распространённая практика, но кое-где встречается. Смысл в том, что кандидата на время запускают пообщаться, пообедать или даже денёк поработать с командой, чтобы оценить, как человек сходится с людьми, как себя ведёт, как вписывается в коллектив. Своеобразный culture fit.
Психологические тесты. Некоторые эйчары используют тесты-опросники для определения психотипа и оценки личности кандидата. Одна из часто упоминающихся классификаций — DISC. Некоторые курсы и книги для управленцев её активно продвигают.
Возможно, в опросниках и есть смысл, но я слабо в это верю.
						
					
В одной из компаний, где я работал, мне на интервью привели кандидата, который по всем психологическим тестам идеально подходил на вакансию. Но на вполне типовые уточняющие вопросы он реагировал не очень адекватно: начал багроветь, повышать голос, размахивать руками и ругать наши проекты.
О подготовке к публичным выступлениям
Умение выступать на публике — важный софт-скилл для программиста, и вот почему.
Если вы разработчик, вам постоянно нужно будет ходить на стендапы, дейли, планёрки, архитектурные секции, комитеты и другие собрания. Неплохо было бы просто уметь готовиться к таким «выступлениям», уметь складно излагать мысли.
Если вы тимлид, на вас ложится ещё и имиджевая функция. Скорее всего, деврелы будут просить вас выступать на конференциях, митапах и других отраслевых мероприятиях. Важно уметь привлекать внимание людей к своему докладу, продукту и обсуждаемой теме.
Если вы нацелены именно на выступления на конференциях, то главный совет, который я могу дать, — просто начните. Я понимаю, что это «просто» для многих будет весьма непросто. Тем не менее: чем раньше вы начнёте это практиковать, тем лучше.
Чаще всего советуют сначала сходить на локальный митап в компании, потом на региональный, а потом замахнуться и на конференции покрупнее — например, HighLoad или TeamLead Conf. Но бывают и обратные ситуации. Я, например, начал именно с TeamLead Conf, но подаваться туда совсем не хотел.
Меня уговорил один известный в IT деятель, Виталий Шароватов. Он сказал: «У тебя нормальные темы, иди выступи». Я отвечаю: «Да я стесняюсь и боюсь, это же самая большая конференция для тимлидов». А Виталий настаивал: «Подайся, подайся». Думаю: «Я подамся, лишь бы ты перестал настаивать :)». И я подался. И мне написали: «Вы приняты».
Перед конференцией я репетировал свой доклад около 20 раз. К счастью, у меня есть замечательная жена, на которой можно «тестировать» все выступления. Это помогает примерно представить работу с аудиторией и скорректировать объём доклада. Фишка в том, что, когда рассказываешь кому-то, скорость речи повышается — и то, что ты сам с собой растянул на 45 минут, можно вполне стройно изложить за 35.
Подготовка была довольно нервной: за день до выступления у меня пропал аппетит, испортился сон, все мысли были заняты конференцией. Но в итоге всё прошло неплохо: кто-то даже не поверил, что я выступаю впервые. Следующие выступления давались уже легче. Это как прыжок с парашютом: после первого-второго раза уже понимаешь, что тебя ждёт, и мандражируешь меньше.
Чтобы успокоиться перед самим выступлением, многим помогает дыхательная гимнастика. Дыхание животом насытит кровь кислородом и поможет расслабиться.
 
					Читайте также:
Я много общался с разными спикерами, и они говорят, что первые пять минут — самые нервные: колотится сердце, ускоряется речь, может сбиться дыхание. После того как перешагнёшь этот рубеж, становится спокойнее: входишь в режим рассказчика и общаешься с аудиторией, как с собеседником.
Если чувствуете сильное волнение, можно прямо сказать об этом аудитории — как Ларри Кинг во время своего первого радиоэфира. Но с этим не стоит перебарщивать. Помню, на одной из конференций спикер 15 минут не мог начать говорить. Он просто твердил: «Я волнуюсь, у меня паническая атака, я не могу начать». Все ему хлопали, пытались успокоить, но было тяжело.
На первых выступлениях будет большой соблазн быстро оттарабанить заученный текст и поскорее скрыться. Постарайтесь не поддаваться ему, ведь ваша задача — не просто информировать людей, но и увлечь их, убедить в важности проблемы, предложить конкретное решение. Где-то уместно вкрутить шутку, где-то — рассказать историю из жизни, а где-то — вовлечь аудиторию в диалог.
И напоследок: существует теория о том, что, чтобы зрители запомнили какую-то мысль, нужно повторить её минимум три раза. Поэтому я стараюсь в начале доклада обозначить основные мысли, по ходу доклада их разъяснять, а в конце подвести итоги, это всё суммировав и повторив.
Где учиться софт-скиллам: книги, курсы и лекции
Перед тем как огласить список, сделаю небольшую оговорку: невозможно улучшить софт-скиллы, просто что-то читая и слушая. Все техники и методики, которые вы почерпнёте из книг и подкастов, необходимо применять в работе.
О том, как эффективно совмещать теорию с практикой, есть замечательный курс на Coursera — он называется Learning How to Learn («Научитесь учиться»). Ещё рекомендую видео Максима Дорофеева про три столпа обучения. Можно посмотреть и мой доклад о том, как читать книги с пользой для ума и дела.
Книги об эффективной коммуникации
- Александр Орлов, «Джедайские техники конструктивного общения». Как понимать людей и доносить до них свою точку зрения. Коротко, по делу, с примерами, очень толково ?
- Максим Ильяхов, «Новые правила деловой переписки». Как в переписке быть уважительным, приятным и эффективным. Смело рекомендовал бы её и разработчикам, и менеджерам, и вообще всем.
- Марк Гоулстон, «Как разговаривать с мудаками». О том, что не все проблемные отношения и коммуникацию можно разрешить с помощью рациональных доводов, и о том, что делать в таких случаях.
Книги о личной эффективности
- Даниэль Канеман, «Думай медленно… Решай быстро». Для тех, кто хочет понимать, как работает наш мыслительный процесс, как мы принимаем решения и какие когнитивные искажения подстерегают нас за углом.
- Максим Дорофеев, «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Толковая книга по самоорганизации, личной эффективности, организации задач.
- Максим Дорофеев, «Путь джедая». Хорошо продолжает «Джедайские техники», несёт много полезных идей. Подойдёт для людей всех уровней самоорганизации — от бестолковых разгильдяев до перфекционистов и контрол-фриков.
- Стивен Кови, «7 навыков высокоэффективных людей». Не сказать, что книга открывает какие-то прорывные идеи, в корне меняющие парадигму мышления, но, возможно, я слишком поздно до неё добрался. Рекомендую всем, кто находится в начале карьеры.
Книги об управлении
- Никколо Макиавелли, «Государь». Порекомендовал бы менеджерам в компаниях, где много подковёрной борьбы, но вы почему-то хотите там остаться и даже расти. Труд незаурядного политика поможет вам во внутрикорпоративной возне. Читать и применять следует осознанно, не бездумно.
- Том ДеМарко, «Deadline. Роман об управлении проектами». Лёгкое и интересное чтиво в художественном формате об управлении IT-проектами.
- Том ДеМарко, Тимоти Листер, «Вальсируя с медведями». О том, как предсказывать риски и управлять ими. Порекомендовал бы менеджерам средних и крупных проектов.
- Дж. Ханк Рейнвотер, «Как пасти котов». О руководстве IT-проектами для начинающих или будущих управленцев. Людям с опытом, наверное, покажется немного тривиальной.
- Фредерик Брукс, «Мифический человеко-месяц». Обязательно к прочтению управленцам (руководителям, менеджерам) и околоуправленцам (ведущим, тимлидам). Расскажет о техниках управления проектами, а ещё о том, почему девять женщин за один месяц не смогут родить ребёнка.
Этот список — краткая версия моего треда о книгах в Twitter. Загляните, если хотите запастись полезной литературой о разработке и софт-скиллах в IT.
Курсы и конференции
- Конференция TeamLead Conf. Если не можете посетить сами, посмотрите записи докладов — обычно их выкладывают с задержкой в полгода. Очень много материалов по менеджменту, продуктивности и софт-скиллам.
- Курсы переговоров от Ильи Синельникова. Стоят довольно дорого, поэтому для начала послушайте его выступление в «Подлодке», чтобы решить, нужно ли это вам.
- PSYvIT — курсы по софт-скиллам и психологической грамотности для тех, кто работает в IT.
- Конференции Podlodka Teamlead Crew и Podlodka Soft Skills Crew. Записи можно посмотреть здесь.
- Курсы школы Stratoplan по управлению командами и проектами.
Подкасты
Я тот ещё подкастолог, поэтому вот вам несколько айтишных подкастов, куда часто приходят менеджеры и делятся секретами управления IT-проектами. Слушайте и применяйте на практике.
- «Кода кода»
- Soft Skills Engineering
- Make Sense
- «Потом доделаю»
- Podlodka Podcast
- «Люди и код»
- «Серебряная чпуля»
Видео
Несколько лекций о фасилитации собраний и подготовке к публичным выступлениям от матёрых спикеров отраслевых конференций.
- Анастасия Абрашитова, «Зачем тимлиду актёрское мастерство?»
- Виталий Шароватов, «Речь про речь»
- Анастастия Абрашитова, «Расскажи об этом!»
- Роман Назаров, «Навыки публичных выступлений»
- Евгений Антонов о фасилитации собраний
Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
					 
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    