Что такое рефакторинг кода и зачем он нужен
Программу можно написать тысячей разных способов, и она будет работать. Но код придётся почистить.
vlada_maestro / shutterstock
Рефакторинг — это переработка исходного кода программы, чтобы он стал более простым и понятным.
Рефакторинг не меняет поведение программы, не исправляет ошибки и не добавляет новую функциональность. Он делает код более понятным и удобочитаемым.
Например, вот фрагмент на Python, создающий список из строки:
При рефакторинге его можно упростить, применив конструктор списков:
Результат работы программы не изменился, но код стал проще, компактнее и понятнее.
Последовательность таких небольших изменений может сильно улучшить качество проекта.
Зачем нужен рефакторинг
Стройный, хорошо структурированный код легко читается и быстро дорабатывается. Но редко удаётся сразу сделать его таким. Разработчики спешат, в процессе могут меняться требования к задаче, тестировщики находят баги, которые нужно быстро исправить, или возникают срочные доработки, и их приходится делать второпях.
В результате даже изначально хорошо структурированный исходник становится беспорядочным и непонятным. Программисты знают, как легко завязнуть в этом хаосе. Причём неважно, чужой это код или собственный.
Чтобы решить все эти проблемы, делается рефакторинг программы. В новом проекте он нужен, чтобы:
- сохранить архитектуру проекта, не допустить потери структурированности;
- упростить будущую жизнь разработчиков, сделать код понятным и прозрачным для всех членов команды;
- ускорить разработку и поиск ошибок.
Но любое приложение со временем устаревает: язык программирования совершенствуется, появляются новые функции, библиотеки, операторы, делающие код проще и понятнее. То, что год назад требовало пятидесяти строк, сегодня может решаться всего одной.
Поэтому даже идеальная когда-то программа со временем требует нового рефакторинга, обновляющего устаревшие участки кода.
Программный код предназначен не только для компьютера, но и для человека, который будет его дорабатывать. Плохо, если ему придётся неделю разбираться в исходниках, чтобы изменить в программе несколько строк. И не исключено, что этим человеком окажетесь вы сами.
Чем рефакторинг отличается от оптимизации
Рефакторинг — не оптимизация, хотя и может быть с нею связан. Часто его проводят одновременно с оптимизацией, поэтому понятия кажутся синонимами. Но у этих процессов разные цели.
Цель оптимизации — улучшение производительности программы, а рефакторинга — улучшение понятности кода. После оптимизации исходный код может стать сложнее для понимания.
После рефакторинга программа может начать работать быстрее, но главное — её код становится проще и понятнее.
Когда нужно срочно улучшать код
Признаки, показывающие, что назрела необходимость в рефакторинге:
- Программа работает, но даже небольшие доработки сильно затягиваются из-за того, что каждый раз приходится долго разбираться в коде.
- Разработчик постоянно не может точно сказать, сколько времени ему нужно на выполнение задачи, потому что “там надо вначале разбираться”.
- Одинаковые изменения приходится вносить в разные места текста программы.
Такой код нужно срочно рефакторить, иначе он будет тормозить реализацию проекта и затруднять внесение правок.
Вообще рефакторинг нужно проводить постоянно. Делайте его каждый раз, после того как поменяли программу и убедились, что всё работает. Например, если добавили или изменили какую-то функцию, метод, класс или объявили новую переменную.
Как делают рефакторинг
Рефакторинг — это маленькие последовательные улучшения кода. Чистить можно всё, но в первую очередь найдите эти проблемы:
- Мёртвый код. Переменная, параметр, метод или класс больше не используются: требования к программе изменились, но код не почистили. Мёртвый код может встретиться и в сложной условной конструкции, где какая-то ветка никогда не исполняется из-за ошибки или изменения требований. Такие элементы или участки текста нужно удалить.
- Дублирование. Один и тот же код выполняет одно и то же действие в нескольких местах программы. Вынесите эту часть в отдельную функцию.
- Имена переменных, функций или классов не передают их назначение. Имена должны сообщать, почему элемент кода существует, что он делает и как используется. Если видите, что намерения программиста непонятны без комментария, — рефакторьте.
Примеры корректных имен: totalScore — переменная, означающая итоговый счёт в игре, maxWeight — максимальный вес. Для функций и методов лучше использовать глаголы, например: saveScore () — сохранить счет, setSize () — задать размер, getSpeed () — получить скорость. - Слишком длинные функции и методы. Оптимальный размер этих элементов — 2-3 десятка строк. Если получается больше, разделите функцию на несколько маленьких и добавьте одну общую. Пусть маленькие выполняют по одной операции, а общая функция их вызывает.
- Слишком длинные классы. То же самое. Оптимальная длина класса — 20–30 строк. Разбейте длинный класс на несколько маленьких и включите их объекты в один общий класс.
- Слишком длинный список параметров функции или метода. Они только запутывают, а не помогают. Если все эти параметры действительно нужны, вынесите их в отдельную структуру или класс с понятным именем, а в функцию передайте ссылку на него.
- Много комментариев. Плохой код часто прикрывается обильными комментариями. Если почувствовали желание пояснить какой-то участок кода, попробуйте сначала его переписать, чтобы и так стал понятным. Бесполезные комментарии загромождают программу, а устаревшие и неактуальные вводят в заблуждение.
После каждой правки посмотрите на соседние участки кода: возможно, их тоже стоит поправить и сделать понятнее. И на те участки кода, которые давно не редактировались, — они уже могли стать некорректными.
После каждого изменения программу надо тестировать, поэтому перед началом рефакторинга подготовьте комплект тестов: модульных, функциональных или интеграционных. Изменения при рефакторинге вносятся небольшие, так что ошибки обычно легко найти и исправить.
Код чистят и на этапе тестирования, когда всё уже готово и проверяется работоспособность программы. Тут разработчик выполняет требования тестировщиков и одновременно проводит рефакторинг.
Как правило, руководители проектов понимают важность рефакторинга и делают его элементом разработки. Особое место он занимает в экстремальном программировании, когда программисты попеременно то пишут код и разрабатывают тесты, то проводят рефакторинг написанного.
Не страдайте перфекционизмом! Если вы поправили какой-то кусочек кода, не надо перетряхивать всю программу, разыскивая, что ещё можно улучшить. Стремление к совершенству вечно, но лучше обойтись без фанатизма.
В чём опасности рефакторинга
Мы всё-таки меняем рабочий код. Тут можно не только всё упростить, но и сильно напортачить. Небрежный рефакторинг может отбросить выполнение проекта на дни и недели.
Опасно делать рефакторинг не постоянно, а от случая к случаю. Соблазн сильно улучшить код становится невыносимым. Вы всё глубже закапываетесь в программу и копаете себе яму, в которой легко увязнуть.
Рефакторьте постоянно и по чуть-чуть.
Иногда бывают злоупотребления: рефакторинг может стать способом саботажа, отговоркой, с помощью которой откладываются важные релизы и внедрение новых фич.
Но всё равно нельзя пренебрегать усовершенствованием кода, потому что это лучший способ ускорить работу в будущем.
Хотите создавать эффективные приложения с минимальным количеством ошибок, чистым и понятным кодом? На наших курсах учат не только языкам программирования, но и процессу разработки: проектированию, рефакторингу, тестированию и дебагу.