Чип думает на микроволнах, Windows 95 — 30 лет, а ИИ создаёт 3D-миры
IT-дайджест: главные новости августа 2025 года.


Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Заканчиваем сезон отпусков и подводим итоги последнего месяца лета. В этом выпуске — нейрочип на микроволновых технологиях, опасный ИИ-вымогатель, фотореалистичные 3D-миры от Google, 30-летие Windows 95 и новости о британце, который потерял биткоины на свалке.
Содержание
- Учёные показали нейрочип, который может стать сердцем Web 3.0
- Google показала ИИ, который строит 3D-миры по описанию
- Верится с трудом: Windows 95 уже 30 лет
- ESET обнаружила PromptLock — прототип вируса-вымогателя на базе ИИ
- Задержан создатель Rapper Bot — одного из мощнейших ботнетов в истории
- Помните британца, который выкинул на свалку диск с биткоинами? Так вот, копать ему запретили, и будет только фильм
- Полезные сайты, которые стоит посетить
- Интересное на Reddit
Учёные показали нейрочип, который может стать сердцем Web 3.0
Инженеры из Корнелла создали «микроволновой мозг» — аналоговый нейрочип, который одновременно обрабатывает данные и передаёт их по беспроводной связи. К примеру, он может распознать объект на изображении и после этого сразу отправить результат другим устройствам — без Wi‑Fi-модулей и дополнительной электроники.
Пока это прототип, но, если технология выйдет за пределы лаборатории, это может изменить рынок процессоров в ближайшие 5–10 лет. С таким чипом смартфоны и умные часы смогут работать в 2-3 раза дольше без подзарядки, устройства интернета вещей станут компактнее, а беспилотные автомобили смогут в реальном времени анализировать окружающую среду и принимать решения с минимальной задержкой.
Мы же хотим подчеркнуть, что такие нейрочипы могут стать ключевым элементом архитектуры Web 3.0. Ведь сегодня децентрализованным системам не хватает энергоэффективных решений для локальной обработки больших потоков данных. А вот «микроволновой мозг» способен с этим справиться: он может выполнять верификацию транзакций, исполнять смарт-контракты и заниматься токенизацией активов прямо на устройстве, не обращаясь к облачным дата-центрам.
Google показала ИИ, который строит 3D-миры по описанию
Подразделение Google DeepMind представило Genie 3 — модель, которая генерирует детализированные интерактивные трёхмерные среды по текстовому описанию. Её отличительная особенность в том, что пользователь может свободно перемещаться внутри созданного мира в реальном времени при разрешении 720p и частоте 24 кадра в секунду.
Разработчики обещают, что с помощью Genie 3 вы сможете быстро создавать полноценные прототипы игровых локаций по текстовому описанию. То есть достаточно ввести «средневековый замок на краю обрыва» — и модель сгенерирует детализированную 3D-сцену. И это не всё — далее вы можете всё рассмотреть и на ходу вносить изменения.
Например, если вам не хватает моста через пропасть или факелов на стенах, нужно просто дописать это в запрос. Если в программировании есть вайб-кодинг, то здесь мы наблюдаем появление вайб-геймдизайна.
Пока доступ к Genie 3 ограничен, и получить его можно через закрытую исследовательскую программу. Мы будем следить за новостями и обязательно всё протестируем, как только появится первый релиз.

Скриншот: Google DeepMind / Skillbox Media
Верится с трудом: Windows 95 уже 30 лет
24 августа 2025 года легендарной Windows 95 исполнилось 30 лет. Именно в этой операционной системе впервые появились кнопка «Пуск», панель задач и культовые иконки — «Корзина» для удаления файлов и «Мой компьютер» для доступа к дискам и устройствам.
Windows 95 объединила в себе 32-битные технологии, многозадачность и интуитивный интерфейс, который сильно отличался от прежних ОС. Самое главное: пользователям больше не нужно было изучать командную строку, поскольку они могли перетаскивать файлы мышкой и устанавливать программы через «Мастер установки». Например, для установки новой игры достаточно было вставить CD-диск и следовать пошаговым инструкциям, а не вводить сложные команды, в отличие от MS-DOS.
В честь 30-летнего юбилея предлагаем вам запустить эмулятор Windows 95 прямо в браузере и немного поностальгировать по этому шедевру. Ведь кто знает, если бы Microsoft не стремилась завоевать рынок и создать систему с таким удобным интерфейсом, возможно, мы бы до сих пор вводили все команды в чёрной консоли и считали это нормой.

ESET обнаружила PromptLock — прототип вируса-вымогателя на базе ИИ
Исследователи из компании ESET сообщили о программе PromptLock — первом известном вирусе-вымогателе, который активно использует искусственный интеллект для организации своих атак. В отличие от традиционных вирусов, PromptLock не содержит заранее прописанного вредоносного кода — вместо этого в нём встроены специальные промпты для взаимодействия с локальной нейросетью на заражённом устройстве.
PromptLock подключается к установленному на устройстве ИИ, который самостоятельно генерирует вредоносные скрипты на языке Lua. Эти скрипты сканируют систему, находят ценные файлы и шифруют их.
Пока это не полноценный вирус, а лишь прототип: в нём используются довольно простые алгоритмы шифрования, и массовых атак пока не зафиксировано. Однако эксперты опасаются, что будущие версии подобных угроз смогут обходить антивирусы, адаптироваться к защитным механизмам и маскироваться под легитимное ПО. Остаётся надеяться, что вскоре можно будет скачать надёжный ИИ-антивирус.

Читайте также:
Задержан создатель Rapper Bot — одного из мощнейших ботнетов в истории
Американские власти арестовали 22-летнего Итана Фольца из Орегона, которого обвиняют в создании и управлении ботнетом Rapper Bot. Эта сеть работала по модели DDoS-for-hire — то есть любой желающий мог заплатить за массовые атаки на сайты и сервисы. Сейчас вся инфраструктура ботнета демонтирована, а Фольцу грозит десять лет тюрьмы.
Rapper Bot действовал с 2021 года и преимущественно атаковал домашние роутеры, DVR и прочие IoT-устройства с недостаточной защитой и устаревшими прошивками. Например, бюджетные модели TP-Link и Netgear без актуальных обновлений становились простой мишенью для вредоносного ПО. Благодаря множеству таких уязвимых устройств ботнет сформировал армию примерно из 65–95 тысяч машин.
В 2025 году Rapper Bot провёл более 370 тысяч атак против 18 тысяч целей в 80 странах мира. Мощность отдельных атак достигала 3–6 Тбит/с, что примерно в 60 раз превышает типичную DDoS-атаку (50–100 Гбит/с). Такая сила позволяла выводить из строя инфраструктуру даже крупных компаний с хорошей защитой. Например, в феврале 2025 года ботнет на четыре часа парализовал работу нескольких европейских банков.
Помните британца, который выкинул на свалку диск с биткоинами? Так вот, копать ему запретили, и будет только фильм
В 2009 году Джеймс Хауэллс намайнил около 8 тысяч биткоинов и хранил их на жёстком диске своего ноутбука. Однако в 2013 году он случайно выбросил диск вместе со старым оборудованием во время уборки, и тот оказался на муниципальной свалке в Ньюпорте под тоннами мусора.
С тех пор Хауэллс неоднократно пытался вернуть доступ к своим монетам: он обращался в муниципалитет Ньюпорта, предлагал профинансировать раскопки и поделиться значительной частью найденных средств с городом. Он даже планировал анализировать снимки свалки с помощью ИИ и привлекать роботов для точечных раскопок. Однако каждый раз он получал отказ, и в 2025 году суд окончательно постановил, что жёсткий диск стал собственностью свалки.
Казалось бы, история закончилась, но Джеймс сделал заявление:
«Власти могут владеть жёстким диском, но не цифровыми активами на нём. 8 тысяч биткоинов по закону принадлежат мне. Кто угодно может в любой момент проверить баланс кошелька».
Сейчас Хауэллс рассматривает идею токенизации своих биткоинов. Это значит, что он планирует выпустить новые цифровые монеты, которые будут представлять доли в его утерянных криптоактивах. Например, он может создать 1000 токенов, каждый из которых будет равен 0,1% от суммы в 8000 BTC. Владельцы этих монет смогут претендовать на свою долю, если Джеймсу чудом удастся найти и восстановить жёсткий диск.
Неизвестно, купит ли кто-то токены Хауэллса, но есть и приятная новость: компания Lebul выкупила права и снимет фильм о невезучем криптомагнате. Ну хоть так он отобьёт часть своих отходов расходов.

Фото:richcarey / iStock
Полезные сайты, которые стоит посетить
DB Quacks — браузерная игра, где SQL-запросы объясняет уточка. Первая глава погружает в контекст, а дальше идут квесты с задачками и интерактивными диалогами. Например, вместо сухого объяснения SELECT * FROM users WHERE age > 18 вы получаете задание «Помочь уточке найти всех взрослых утят» и пишете запрос сами. Такой формат помогает запоминать команды гораздо проще, чем при чтении учебника.

CodinGame — это платформа-тренажёр, которая поддерживает Python, JavaScript, Java и другие языки программирования. Задания подаются в формате мини-игр и челленджей: нужно решать головоломки, кодить ботов для сражений, также вы участвуете в соревнованиях и попадаете в рейтинги.
Например, вместо стандартной задачи «Отсортируйте массив по возрастанию» вам могут предложить запрограммировать маршрут робота в лабиринте или написать алгоритм для сборщиков ресурсов, которые доставляют припасы союзникам в обход вражеских патрулей.

Exercism — интерактивная площадка со множеством упражнений по всем основным языкам программирования. Например, в треке по Python вы можете начать с нуля со строки Hello, World! и постепенно перейти к более продвинутым заданиям. Каждое упражнение покрыто тестами, и в случае чего вы можете обратиться за помощью к участникам в Discord или изучить справочные материалы, которые идут ко всем заданиям.
Интересное на Reddit
В сабреддите r/it развернулась дискуссия о том, почему всё больше людей сознательно сокращают время в Сети. Среди основных причин пользователи называют усталость от бесконечных переписок и уведомлений, растущие проблемы с цифровой приватностью и безопасностью, а также ностальгию по «простому» интернету.
Для многих офлайн-режим становится своего рода «новым люксом»: в современном мире не каждый может позволить себе не быть доступным 24/7. Айтишники, фрилансеры, работники службы поддержки и даже врачи часто обязаны быть на связи в нерабочее время, что превращает полный «цифровой детокс» в практически невозможную привилегию.

Читайте также:
В сабе r/PromptEngineering пользователь поделился результатами трёхнедельного исследования. Он проанализировал ответы ChatGPT и обнаружил, что их качество заметно улучшается, если явно просить модель «сначала рассуждать шаг за шагом, а только потом давать ответ».
Например, вместо «Напишите функцию для сортировки массива» лучше сформулировать так: «Напишите функцию для сортировки массива чисел, рассуждая шаг за шагом: объясните выбор алгоритма и его временную сложность, а в конце предоставьте готовый код». Автор называет это structural prompting («структурное промптирование»): модель последовательно «понимает вопрос», «анализирует детали», «выстраивает логику», «собирает всё воедино» и формулирует вывод.
То есть с ChatGPT стоит общаться как с подающим надежды студентом: сначала он пересказывает задание своими словами, разбирает детали, выстраивает цепочку рассуждений — и только после этого даёт ответ. По идее такой подход должен работать везде: от написания кода и текста до решения сложных математических примеров. Нужно будет попробовать.
Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!