Человек vs нейросети: главные судебные кейсы XXI века
Кому принадлежат авторские права на то, что создано искусственным интеллектом?
Иллюстрация: Kepler34 / Shutterstock / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
Возможно, вы уже пробовали сгенерировать статью или программный код с помощью ИИ. А может быть, даже задумывались над тем, чтобы воспользоваться услугами нейросети при написании диплома или курсовой. Не скроем: наша редакция тоже хотела бы переложить часть работы на плечи роботов.
Правда, у нас за подобной мыслью всегда следовала другая: а законно ли это? Не прилетит ли вслед за публикацией иск за нарушение авторских прав от владельцев нейросетей? И вообще: кому, собственно, принадлежит авторство в подобных случаях?
Мы решили разобраться в этом вопросе, изучить уже существующие судебные споры — и обнаружили массу интересного. Но сначала — немного юридической базы.
Что такое авторские права и кому они обычно принадлежат?
Как ни странно, даже в этом вопросе не всё однозначно.
Прежде всего, нужно различать два разных юридических понятия: имущественные авторские права (copyright) и право авторства (authorship).
Первые закреплены за создателями произведений, которыми, в зависимости от законодательства разных стран, могут быть и люди (авторы, соавторы), и организации (юридические лица). Особенно это касается так называемых служебных произведений — ПО, созданного вами по заданию руководства, статей, написанных по заказу СМИ, и так далее.
Российский закон по умолчанию закрепляет копирайт за работодателем; чтобы оставить его за собой, нужно заключать специальный договор. Чуть сложнее выглядит ситуация, когда вы формально не являетесь работником, а делаете что-то по договору ГПХ или как самозанятый. В этом случае имущественные авторские права принадлежат как бы вам — но в то же время сам по себе договор заказа служит основанием для автоматической их передачи от вас к заказчику.
В других странах — свои юридические тонкости. Скажем, в Китае, Великобритании и США копирайт на произведение признаётся за организациями (юридическими лицами), которые вносят наиболее значительный вклад (организационный, имущественный) в его создание. При этом само произведение приравнено к обычной вещи, которая принадлежит собственнику. Закон Великобритании об авторском праве так и начинается: «Авторское право — это право собственности».
Читайте также:
В отличие от копирайта, право авторства, как правило, принадлежит физическим лицам: автору или нескольким соавторам. Так, Патентный закон США гласит, что изобретателем может быть только человек (individual) или группа людей (individuals).
Аналогичную трактовку дают также Директива 2009/24/ЕС о правовой охране компьютерных программ и Директива 96/9/ЕС о правовой охране баз данных. В обеих однозначно указывается: автор или соавторы — это физические лица.
Да и российский Гражданский кодекс (часть 4) чётко определяет: автор произведения — это человек, творческим трудом которого оно создано.
А вот закон Китая допускает авторство как человека, так и организации (юридического лица). Нечто подобное было и в советском авторском праве. Это касалось, например, фотографий и фильмов.
Бывают и вовсе забавные случаи. Например, в американском законе об авторском праве долгое время не указывалось напрямую, что автор обязательно должен быть человеком. Никто не обращал на это внимания, но в конце концов ружьё выстрелило.
В 2011 году британец Дэвид Слейтер фотографировал целебесских хохлатых макак в джунглях Индонезии. Во время съёмки он ненадолго отошёл от камеры, установленной на штативе. В этот момент одна из макак подбежала к аппарату и нажала на кнопку дистанционного спуска, в результате чего вышло несколько снимков. Большинство из них никуда не годились, но были и вполне качественные и даже по-своему оригинальные. Без всякой задней мысли Слейтер продал их нескольким изданиям — и тут в дело внезапно вмешалась некоммерческая организация PETA, подавшая на него в суд.
Предмет спора был, на первый взгляд, смехотворным: кого считать автором фотографий? Слейтера — или всё-таки макаку, которая непосредственно нажимала на кнопку и таким образом, строго говоря, делала селфи?
Потребовалось восемь лет судебных разбирательств и даже вмешательство Бюро США по авторскому праву, чтобы внести ясность в этот вопрос и уточнить законодательство.
«Бюро США по авторскому праву зарегистрирует оригинальное авторское произведение при условии, что это произведение создано человеком».
Как закон определяет ИИ?
В российском законодательстве понятие ИИ впервые появилось в Указе Президента 2019 года, а потом в Федеральном законе №123-ФЗ 2020 года.
«Искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека».
Ст. 2 п. 1 Федерального закона №123-ФЗ
В США в 2021 году вступил в силу Закон о национальной инициативе в области искусственного интеллекта, дающий своё определение.
«Термин „искусственный интеллект“ означает машинную систему, которая может по заданному человеком набору целей делать предсказания, давать рекомендации и принимать решения, влияющие на физическую или виртуальную среду».
Гл. 3 п. 3 Закона о национальной инициативе в области ИИ
В марте 2023 года Европарламент согласовал практически идентичную американской трактовку ИИ.
«Система ИИ — это машинная система, которая предназначена для работы на различных уровнях автономности и которая может для явных или неявных целей генерировать выходные данные, такие как прогнозы, рекомендации или решения, влияющие на физическую или виртуальную среду».
Итак, сам ИИ и нейросети под их управлением с точки зрения права — это комплекс или система технологических решений. Поэтому он охраняется с помощью инструментов права интеллектуальной собственности (авторское право, патентное право, секреты производства).
ПО на основе ИИ подчиняется тем же правилам, что и любое другое ПО, оно может быть проприетарным или свободным.
Объекты, созданные нейросетями: кто же их автор?
Чем же можно считать ИИ — полезным инструментом, средством для решения конкретных задач или чем-то большим?
Это зависит от того, насколько человек влияет на конечный результат. Например, если нейросеть выполняет задачи, связанные с созданием кода, то его можно сравнить с инструментом, только очень продвинутым.
Если же он непосредственно пишет код, то сложно ответить на вопрос, за кем закрепить авторские права на такой результат, — ведь всё сделано без творческого участия человека.
Отличие ИИ от живого исполнителя (работника по трудовому договору, по договору заказа и так далее) в том, что это объект, а не субъект права. Самый сложный вопрос для юристов — нужно ли менять этот статус?
Другая дилемма — можно ли считать результаты, полученные ИИ без участия человека, объектом интеллектуальной собственности? Если да, то права необходимо за кем-то закреплять. Юристы рассматривают такие варианты:
- за программистом (разработчиком ПО);
- за пользователем программы на основе ИИ;
- за собственником оборудования, используемого для запуска и функционирования программы;
- за самим ИИ.
Кроме того, полученные ИИ результаты могут быть признаны и общественным достоянием (public domain). Для авторов и обычных пользователей нейросетей такой вариант предпочтителен: сгенерированные объекты можно будет использовать свободно. А вот крупный бизнес вряд ли согласится: ведь объекты, создаваемые ИИ, с каждым днём совершенствуются, а значит, имеют немалый коммерческий потенциал.
Вместо того чтобы нанимать дизайнеров, программистов и журналистов, можно приобрести права на ПО, которое будет делать их работу. Но для этого нужно, чтобы продукты, созданные ИИ, охранялись правом.
В Резолюции Европарламента № 2020/2015 о правах интеллектуальной собственности для разработки технологий искусственного интеллекта уже различают два вида произведений: созданные человеком при помощи ИИ и созданные ИИ автономно. Правда, вторые пока не охраняются авторским правом.
В резолюции отдельно подчёркнуто, что не нужно наделять ИИ правосубъектностью: это может негативно сказаться на стимулировании человеческого творчества.
Кроме того, новые технологии в работе нейросетей могут ущемлять права авторов, чьи оригинальные работы ИИ использует для обучения и создания новых объектов. В 2020 году ряд экспертов подготовили для Европейской комиссии доклад «Тренды и разработки в области ИИ. Вызовы для права интеллектуальной собственности». В нём названы четыре критерия для охраны произведения, созданного с помощью технологий ИИ, авторским правом ЕС:
- произведение относится к литературной, научной или художественной сфере;
- человек приложил свои интеллектуальные усилия;
- произведение демонстрирует творческий выбор автора;
- этот выбор выражен в конечном результате.
Доклад выделяет три стадии творческого процесса:
- концепция;
- исполнение;
- редактирование.
Если ИИ используется только при исполнении, то на двух оставшихся этапах роль человека остаётся основной. Автор-человек создаёт общую концепцию, замысел произведения на первом этапе, направляет последующую работу, делает «творческий, свободный выбор», реализованный в конечном результате, и редактирует полученный результат.
Чтобы говорить об авторстве человека и охране произведений, созданных с помощью нейросетей, сперва следует определить вклад человека, его «творческий, свободный выбор». При этом нужно учитывать:
- степень человеческого вмешательства;
- уровень автономности систем ИИ;
- происхождение данных, которые использует ИИ, и их защищённость авторским правом.
Гипотетический пример. Программист пишет код с помощью нейросети ChatGPT. С позиции действующего права он может считаться автором только той части, которую создаёт своим творческим трудом. Код, созданный ChatGPT, авторским правом не охраняется.
Как быть, если разработчик умалчивает о том, что код или часть кода написана ИИ? Поскольку пока неясно, как распределяются права между пользователями технологий и их владельцами, авторами по умолчанию могут считаться пользователи — ведь ChatGPT создан именно для них.
Другое дело, если в программе есть части чужого кода под определёнными лицензиями. Тогда можно ждать претензий от авторов или владельцев лицензий.
А как на практике?
Пока суды мира в основном принимают решения в пользу людей. Самый яркий тому пример — кипучая, но малоуспешная деятельность доктора Стивена Талера по признанию патентных прав за своим детищем, искусственным интеллектом DABUS.
В 2019 году DABUS самостоятельно сгенерировал два изобретения: усовершенствованный контейнер для хранения продуктов питания и аварийную сигнальную лампу. Вдохновлённый его успехами, Талер составил патентные заявки с указанием непосредственного авторства нейросети и начал методично рассылать их по всей планете.
К удивлению энтузиаста, подавляющее большинство патентных бюро отнеслись к его идее скептически. Заявки отклонили в Канаде, Китае, Германии, Индии, Израиле, Японии, Великобритании, США и Австралии, а единственной страной, где патенты всё-таки удалось оформить, стала ЮАР.
Но Талер не сдавался. В июле 2021 года он добился пересмотра решения в австралийском суде. Поначалу Фортуна ему улыбнулась: судья Джонатан Бич создал первый в мире судебный прецедент, признав, что юридически ИИ может считаться таким же изобретателем, как и живой человек.
Однако 14 апреля 2022 года Федеральный суд Австралии в полном составе отклонил это решение. Суд обратил внимание на то, что, исходя из Патентного закона Австралии 1990 года, его языка, структуры, истории, а также намерения законодателя, «действительным изобретателем» может быть только правоспособное лицо.
Суд рассмотрел слово «изобретатель» в значении лица (лиц), создающего (-их) или разрабатывающего (-их) продукт, и отметил необходимость человеческого вмешательства при создании изобретений, попутно указав на то, что изобретение возникает «в уме физического лица или физических лиц».
Аналогично закончилось и громкое дело «художники против Midjourney». В прошлом году целая группа авторов подала коллективный иск, справедливо указывая на то, что сама по себе нейросеть ничего не создаёт. Она лишь компилирует и модифицирует их произведения, беря их из интернета без всякого согласия авторов.
Бюро США по авторскому праву встало на их сторону. В письме от 21 февраля 2023 года оно сообщило, что аннулирует регистрацию сгенерированных Midjourney изображений.
Впрочем, бывают и обратные примеры. Так, в 2020 году суд Шэньджэня (Китай) рассмотрел дело о статье чат-бота Dreamrighter. Фирма Shanghai Yingxun Technology Company опубликовала её на своём сайте, не спросив разрешения у владельца Dreamrighter — крупнейшего китайского IT-холдинга Tencent.
Судья вынес решение в пользу истца, мотивируя это тем, что статья содержит оригинальные формулировки, имеет разумную структуру и логику изложения, а значит, охраняется авторским правом. Так что сохраняем оптимизм, но без особого фанатизма: не исключено, что когда-нибудь пластмассовый мир таки победит.
Краткие выводы
Вопрос о юридическом статусе работ, сделанных ИИ в соавторстве с человеком, пока остаётся открытым.
В связи с активным развитием нейросетей в ближайшем будущем грядут изменения законодательства об авторском праве как в России, так и в мире. Ждут своего решения следующие аспекты:
- Нужно ли охранять продукты, созданные ИИ, с помощью права интеллектуальной собственности?
- Если да, то какой правовой режим использовать?
- Можно ли признавать авторство на такие продукты за человеком, если он не прилагает творческих усилий к их созданию?
- Можно ли считать ИИ субъектом права и закреплять за ним авторство?
Особая история — как в этой связи будет меняться трудовое законодательство. Впрочем, это тема отдельной статьи.