Код
#статьи

История авторского права: от «Илиады» до GNU и Linux

За что авторы благодарны английской королеве и почему свободное ПО и Open Source — не одно и то же.

Wikimedia / Detmold / tatlin / Pixabay / Sora Shimazaki / Pexels / Polina Vari для Skillbox Media

Чуть больше 50 лет назад появилось первое коммерческое ПО — и подкинуло юристам проблем. Программы легко копировались, поэтому их можно было не покупать, а попросить оригинал у друга или скинуться офисом на дискету с новеньким софтом. Компании-разработчики сетовали на недополученную прибыль, поэтому всячески закручивали гайки. В ответ на это прогрессивные программисты и инженеры придумали Free Software и Open Source.

Мы начинаем серию статей о свободных лицензиях и авторском праве на ПО. Разберём основные законы, судебные кейсы и познакомимся с главными героями мира FOSS.

Когда у авторов не было прав

Право интеллектуальной собственности сформировалось примерно в начале XVIII века — недавно по меркам истории. А до этого ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме, ни даже в Европе эпохи Возрождения об авторских правах и речи не шло.

Мы не знаем, что Гомер и Сенека думали на этот счёт, но литературу без зазрения совести переписывали вручную и распространяли, не спрашивая разрешения авторов и не выплачивая гонорары. И, по мнению учёных, никто особо не расстраивался.

«Для римлян установление монополии переписывания и запрещение подобного же действия всем прочим должно было казаться столь же странным, как нам представлялось запрещение учреждать новую однородную торговлю рядом с торговым заведением, успевшим в данной местности составить круг клиентов».

Г. Ф. Шершеневич,
юрист, цивилист

В Средние века авторское право вовсе не было нужно. Тогда даже особы королевских кровей и дворяне толком не умели читать и писать. Светскую литературу не издавали, а то, что осталось от античности, не одобряла или, как сказали бы сейчас, блокировала Церковь. Книги писали в монастырях на латыни — в основном религиозно-философские трактаты. А так как латынь знали только монахи, то и спрос на книги был невелик. Да и стоили они дорого.

В эпоху Возрождения Церковь ослабила хватку и спрос на античную литературу вырос. А потом Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатный станок и продавать копии книг стало выгодно. Сразу нашлись предприниматели средней руки, которые без особых вложений наживались на чужих произведениях.

Тот самый станок. Фото: Wikimedia Commons

Именно тогда появились привилегии на издание сочинений — первую выдали в Венеции в 1469 году. Их получали не только профессиональные книгопечатники, но и друзья монарха или князя — вполне прогрессивно. Заручившись таким козырем, делец мог в течение нескольких лет свободно издавать и продавать известную книгу и не бояться конкуренции.

Деньги от продажи книг загребали печатники, авторам же платили мизерное вознаграждение, на которое едва можно было прожить. Привилегии защищали интересы издателей и помогали государственной цензуре, поскольку выдавались только на «благонадёжные» сочинения. Позже документ стали выдавать авторам, но об исключительных правах речи не шло.

В Англии книжным бизнесом рулила лондонская гильдия книгопечатников. Авторы продавали произведения только её представителям за единоразовую плату, а сами не имели права их печатать и вступать в гильдии.

Как монополисты проиграли творцам

Всё изменилось в Новое время, когда Спиноза, Монтескье и другие мыслители разработали теорию естественного права. В ней говорилось о том, что каждый человек рождается с набором неотъемлемых прав — например, на жильё, свободное мнение и труд. Прогрессивная Европа подхватила концепцию, и на её основе написали немало законов.

В 1709 году в Англии вступил в силу Статут королевы Анны, который ударил по монополии английских книгоиздателей. Теперь авторы на 14 лет получали право печатать свои работы. По истечении этого срока они могли продлить свои права ещё на 14 лет. Потом уже произведение переходило в общественное достояние: им мог пользоваться кто угодно и как угодно — правда, с некоторыми ограничениями. Например, нельзя было приписывать авторство себе или менять название чужой книги.

Та самая Анна. Изображение: Виллем Виссинг и Ян ван дер Ваарт / Национальная галерея Шотландии

Бывшие монополисты вели долгие судебные процессы за право на вечный копирайт. Прикрывались интересами авторов: мол, у нас лучше получается продавать, а авторы пусть себе пишут. Издатели даже пытались изменить закон через прикормленных парламентариев, но ничего не вышло.

Бернская конвенция и современное авторское право

Современное авторское право оформилось к концу XIX века, когда Бельгия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария приняли Бернскую конвенцию. В ней определяются минимальные требования по охране авторских прав, каждая из стран — участников конвенции должна эти требования выполнять, естественно, с учётом особенностей своего национального права. К 2020 году конвенцию приняли 179 стран.

Бернская конвенция стала стандартным протоколом — как TCP/IP для передачи данных по сети. До неё странам приходилось договариваться один на один, то есть разрабатывать, согласовывать и заключать отдельный договор с каждой страной-партнёром. В общем та ещё задачка.

Россия присоединилась к конвенции только в 1994 году — после постановления Правительства, но с оговорками: например, на произведения, которые уже признаны общественным достоянием на территории России, положения конвенции не распространяются. Хотя после вступления России в ВТО и эту часть постановления пришлось отменить.

Сегодня закон защищает авторские права на произведения литературы, искусства и науки. Только автор или те, кому он передал права, распоряжаются результатами творчества. Это значит, что копировать, распространять или продавать произведение без их согласия запрещено. В целом авторское право в странах конвенции похоже, но есть национальные особенности. Например, в большинстве стран англосаксонской системы право на произведение нужно регистрировать как на собственность, а в странах романо-германской — нет.

Почему традиционное авторское право нельзя применить к софту

Первые компьютерные программы появились в конце 1940-х — тогда цена на софт закладывалась в общую стоимость ЭВМ. В 1957 году был создан Fortran, программировать на котором оказалось проще и быстрее, чем на машинном языке и ассемблере. Программы на Fortran запускались на любом компьютере, независимо от архитектуры центрального процессора. Тогда же начали продавать устройства для записи магнитных кассет, и копирование данных сильно подешевело.

До 1960-х компьютеры и программы стоили десятки и сотни тысяч долларов, поэтому их покупали только крупные НИИ или большие компании. Но в 1964 году IBM выпустила недорогие System/360, а компания Applied Data Research — первое коммерческое ПО. Разработка софта превратилась в бизнес, а в компаниях задумались над его юридической охраной: ведь пользователи просто обменивались копиями, им не надо было покупать оригинальные версии (привет переливающейся наклейке от Microsoft).

Базовая модель такого малыша стоила всего 40 тысяч долларов, а топовая — до 240 тысяч.
Фото: Wikimedia Commons

В 1964 году Бюро по авторским правам Библиотеки Конгресса США выпустило циркуляр №61 «Авторско-правовая регистрация компьютерного программного обеспечения». С этого момента в США компьютерные программы регистрировали как объекты авторского права. В 1976 году приняли Закон об авторском праве, а в 1980 году внесли поправки для защиты программ.

В начале 1970-х юристы, политики и учёные спорили о юридическом статусе программ. Его пытались причесать под традиционное авторское или патентное право, предлагали смешанную авторско-патентную охрану и режимы секретов производства (ноу-хау).

Специалисты критиковали традиционный подход: в ПО важна техническая идея, а авторское право защищало только внешнюю форму. Идею можно сохранить, а форму при этом изменить так, что никакие законы не помогут.

Режим ноу-хау работал только на стадии разработки программы. С патентом тоже были проблемы. Юристы не могли определить, как составлять описание и формулу изобретения, насколько можно раскрывать в описании суть разработки, как проверить её новизну. Ведь программы нельзя отнести к устройствам, способам или назвать «техническими решениями» в привычном для патентного права смысле.

Всемирная организация интеллектуальной собственности и Положения

В 1967 году учёные, юристы и бизнесмены создали Всемирную организацию интеллектуальной собственности. А в 1971-м собрались, чтобы определить статус компьютерных программ.

Мнения тогда разделились. Представитель Великобритании считал, что достаточно прописать обязанности и права сторон в договоре между разработчиком и пользователем, а код охранять как коммерческую тайну. Представитель США настаивал на разработке совершенно нового режима защиты, отличного от авторского права. А эксперт из СССР предложил режим охраны полезных моделей со сроком 5–10 лет — защищать права дольше не было смысла. К единому мнению так и не пришли, но договорились работать дальше и встретиться снова.

В 1978 году организация опубликовала Типовые положения об охране программного обеспечения вычислительных машин и предложила государствам принять их в формате международного договора. Типовые положения предусматривали для охраны ПО режим особой защиты — смесь авторского и патентного права. Однако национальные законодатели их не поддержали и решили разработать свои системы на основе авторского права.

В СССР не было понятия «патент», а программы называли объектами новой техники. К ним применяли нормы авторского и изобретательского права (аналог патента). Позже к этому пришли и американцы.

Современное авторское право и софт

В девяностые компании, которые продавали софт, росли гигантскими темпами. В США, Европе и России приняли новые законы и заключили международные договоры:

После развала СССР в России полностью перепрошили систему права. Теперь законы ориентировались на рынок, международные и европейские стандарты. В общем, в тот момент наши законодатели много чего подглядели у Запада.

В 1992–1993 годах Госдума приняла законы «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах». В них говорится, что ПО отличается от «традиционных объектов авторского права» — книг, музыкальных произведений, полотен и других.

«В отличие, например, от литературных произведений, целью компьютерной программы является не сообщение определённой информации другим людям, а инструктирование компьютера для достижения им определённого результата. В отрыве от компьютера такая программа не имеет ценности. Более того, ценность компьютерной программы заключается далеко не в исходном тексте, а в её „поведении“, то есть в том результате, к которому приводит реализация инструкций, заложенных в ней. Программист, выбирая формулировки исходного кода, руководствуется не эмоциональными или эстетическими, а сугубо утилитарными соображениями. Таким образом, вопрос заключается не в том, насколько красивее звучит та или иная команда, а в том, насколько эффективно она выполняет свою функцию. Если поведение компьютерной программы бесполезно для пользователя, он никогда не купит её, каким бы оригинальным и творческим ни был исходный текст».

А. И. Савельев,
«Лицензирование программного обеспечения в России: законодательство и практика»

В 2006 году в главу «Авторское право» Гражданского кодекса РФ включили нормы о правовой охране «программ для ЭВМ» (так в российском праве называют ПО). При этом софт прямо исключили из объектов патентного права.

По международным стандартам автор пользуется исключительными правами на свои произведения. Эти права делят на личные и имущественные. Имущественные права автор может продавать другим людям или компаниям.

Согласно Бернской конвенции, они действуют всю жизнь, а потом ещё 50 лет после смерти автора (переходят к наследникам). Только после этого произведение переходит в общественное достояние. В России этот срок увеличили до 70 лет.

Личные права передавать нельзя, и они действуют бессрочно. К ним относятся право авторства, право автора на имя, на неприкосновенность произведения и другие.

С ростом продаж ПО компании осознали выгоду, которую дают программы с закрытым кодом. Они стали подписывать с разработчиками соглашения о конфиденциальности — так реальные авторы программ лишились права публиковать или распространять исходный код по своему усмотрению. Имущественные права на использование и модификацию тоже оставались за компаниями. Однако не всем понравилась такая система — некоторые разработчики считали, что это ограничивало свободу творчества и тормозило развитие всей индустрии.

Что такое свободные лицензии и как они появились

Если коротко, то свободные лицензии — это соглашения с целым набором условий, одно из которых — открытый исходный код. В отличие от проприетарных лицензий, они разрешают пользователю модифицировать код и даже использовать его в своих проектах.

Прогрессивные умы ещё в 1970-х задавали морально-философские вопросы: «А нужно ли вообще защищать ПО с помощью авторского права? Не ограничивает ли эта „охрана“ свободу пользователя и всего общества?» Противников «регуляторства» и «проприетарщины» становилось всё больше — так и появились свободные лицензии.

Автор первой свободной лицензии — программист и основатель Фонда свободного программного обеспечения (Free Software Foundation, FSF) Ричард Столлман.

Ещё в молодости, работая в лаборатории MIT, он столкнулся с проблемами проприетарного подхода: Xerox подарила им лазерный принтер с дефектом. Ричард попросил исходники драйвера у коллег из соседнего университета, чтобы самостоятельно исправить баг, но ему отказали из-за соглашения о конфиденциальности.

Если бы Столлман не придумал GNU, он бы создал новую религию. Фото: Wikimedia Commons

В 1984-м Столлман ушёл из лаборатории и посвятил всё время проекту GNU (рекурсивная аббревиатура от GNU is Not UNIX), который должен был стать свободным аналогом проприетарной системы UNIX.

В 1991-м Линус Торвальдс выложил в открытый доступ первую версию новой операционки, которая в 1992-м стала ядром Linux. Туда вошли утилиты из проекта GNU (например, компилятор gcc и текстовый редактор GNU Emacs), поэтому Столлман настаивает на названии GNU/Linux. Новая система легла в основу целого семейства дистрибутивов, таких как Debian, Fedora, Ubuntu и так далее.

Немногим ранее, в 1988 году, Столлман создал первую версию GPL (General Public Licence) — одной из самых распространённых свободных лицензий. Она даёт пользователям четыре свободы:

  • запускать программы в любых целях;
  • изучать код программ и адаптировать для своих проектов;
  • распространять копии программ;
  • улучшать программы и распространять улучшенные версии на пользу обществу.

В обмен на эти свободы пользователь обязуется распространять производные программы на тех же условиях, с открытым кодом. GPL и подобные ей лицензии называют вирусными, потому что они «заражают» код — все изменения и модификации программ, лицензированных под GPL, тоже должны выпускаться под этой лицензией. Такой принцип наследования прав называют копилефтом (copyleft) — в противоположность копирайту.

Международные акты по правам человека называют свободу получать и распространять информацию и идеи одной из основных неотъемлемых свобод человека. Такая свобода часто противопоставляется авторскому праву. Однако исключительное право автора не абсолютно, ведь всегда есть случаи свободного использования произведений. Именно в таком ключе Столлман развивает идею свободного информационного обмена в отношении ПО — но только не через свободное использование (это может делать только законодатель), а через договор (GPL).

В англосаксонской правовой системе договор важнее закона (при условии, что он не приносит никому вреда). Когда автор принимает условия GPL, он фактически отказывается от прав на программу, в которой использовал исходники свободного ПО. Тем не менее он остаётся её автором и даже может защищаться с помощью традиционных инструментов авторского права, если кто-то нарушит лицензию на его произведение.

Иногда движение за свободное ПО ругают: мол, эти ребята не признают авторское право. Но это не так. Просто GPL отрицает авторскую монополию на произведение. Вы можете называться автором, но не можете контролировать использование своего ПО.

Большая цель FSF — открытый обмен знаниями и свобода созидания. Проекты GPL объединяют независимых разработчиков из разных стран, с разным опытом и знаниями. Например, Линус Торвальдс сразу же выложил Linux в открытый доступ и призвал пользователей предлагать доработки.

«Почти с самого начала над Linux работало огромное число добровольцев, которые координировали свои усилия только через интернет. Качество поддерживалось не твёрдыми стандартами или автократией, а простой до наивности стратегией „еженедельного релиза“ на основе обратной связи от пользователей. Эволюция Linux напоминала ускоренный дарвиновский отбор из „мутаций“, представленных разработчиками. Ко всеобщему изумлению, такая стратегия хорошо работала».

Эрик Реймонд,
из эссе «Краткая история хакерства»

Open Source Initiative — другой взгляд на открытый код

В 1998 году Эрик Реймонд и Брюс Перенс создали Open Source Initiative (OSI) — менее радикальную и более прагматичную альтернативу Free Software. Идея движения в том, что программы с открытым исходным кодом более эффективны и бизнесу выгодно поддерживать такие проекты.

Реймонда и Перенса вдохновила история Netscape Navigator. В то время Netscape столкнулась с жёсткой конкуренцией со стороны Microsoft. Чтобы решить проблему, компания открыла исходники своего браузера и призвала интернет-сообщество участвовать в его разработке. Так появился любимый многими Firefox.

В OSI разработали условия, которым должна соответствовать лицензия на ПО. Лицензии, прошедшие проверку, получают сертификат и право называться open source license. К ним относятся Apache 2.0, LGPL 3 и Affero GPL 3. Чтобы не запутаться в понятиях, Open Source зарегистрировали как товарный знак. В отличие от GPL, лицензии OSI не обязывают автора производных программ распространять код на условиях первоначальной лицензии.

Крупные компании, такие как IBM, Oracle, HP и Google, увидели в Open Source перспективную бизнес-модель и поддержали инициативу. Несмотря на разницу в идеологии, FSF и OSI сотрудничают. Хотя недавно в сообществе наметился раскол из-за неоднозначной репутации Столлмана.

Итак, небольшое саммари по истории авторского права и свободных лицензий:

  • первый закон об авторском праве приняли в Англии в XVIII веке;
  • в конце XIX века несколько стран подписали Бернскую конвенцию, которая легла в основу международного авторского права;
  • 1980–1990-х государства приняли ряд поправок о компьютерных программах в авторское право;
  • в 1988 году Ричард Столлман опубликовал текст свободной лицензии GPL и тогда же основал Free Software Foundation;
  • в 1992 году благодаря совместным усилиям Линуса Торвальдса и хакеров-добровольцев появилась первая версия GNU/Linux;
  • в 1998 году Эрик Реймонд и Брюс Перенс создали Open Source Initiative — менее радикальную альтернативу Free Software Foundation.

Изучать исходный код программ можно на GitHub, но для этого желательно освоить языки программирования. Проще всего это сделать на курсах в Skillbox.


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована