Код
#статьи

Быстрая вёрстка: какие инструменты использовать и каких правил придерживаться

Верстать сайты — здорово, а делать это быстро — ещё круче! Разбираемся, как этому научиться.

 vlada_maestro / shutterstock

Хороший верстальщик не только знает, как правильно собрать по макету страницу на HTML и CSS, но и умеет делать это быстро. Чем выше скорость — тем лучше.

Давайте рассмотрим основные принципы быстрой вёрстки и некоторые рекомендации, которые сделают работу легче и приятнее.

1. Анализируйте макет до начала работы

Как только получили макет — не спешите сразу его верстать. Сначала обдумайте, даже попробуйте представить будущую страницу в виде HTML-разметки, а уже потом пишите код. Это важно: иначе, возможно, придётся переделывать, потому что появятся неправильная вложенность тегов и другие ошибки. А скорость работы от этого замедлится.

Практикуйтесь: с опытом умение заранее представить, как лучше сверстать макет, придёт само. Это серьёзно ускорит вашу работу.

2. Освойте метод слепой печати

Это кажется банальным, но чтобы быстро писать код быстро — нужно уметь быстро печатать, не отвлекаясь от макета и внешнего вида сайта в браузере. В этом помогает слепая печать — когда вы не обращаете внимания на клавиатуру, пальцы сами набирают код, используя мышечную память.

Есть множество сайтов, чтобы обучиться или развить навык слепой печати. Например, ratatype.ru.

3. Выберите и настройте текстовый редактор

Писать HTML-код можно в любом редакторе кода, даже в блокноте. Да, он будет работать, его можно редактировать и улучшать, но работать в блокноте — долго и неэффективно. Сейчас есть огромное количество различных редакторов и IDE, в которых писать код гораздо удобнее.

Для верстальщика устанавливать полноценную и платную IDE не имеет смысла — код, который он пишет, не настолько сложный. Но подобные редакторы кода отличаются от блокнота массой возможностей: есть встроенный проводник, управление форматированием кода, подсветка синтаксиса, плагины, даже работа с Git. Всё это ускоряет и делает более удобной разработку.

Один из самых популярных редакторов у верстальщиков — VS Code. Это бесплатный продукт от Microsoft, который очень часто обновляется, дорабатывается и улучшается. Есть аналоги: Sublime Text 3, Atom, Brackets. Какой из них выбрать — решать вам.

На скриншоте — редактор кода VS Code

4. Плагины в редакторе кода

Плагины, которые уже есть (или можно добавить) в редактор кода, — важная часть работы любого верстальщика. Их множество, но я посоветую только те, что действительно ускорят вашу работу.

  • Emmet — позволяет использовать сокращения кода вместо того, чтобы писать целые конструкции. Например, достаточно ввести буквы bgc и нажать клавишу Tab, после этого код автоматически развернётся в background-color. Кстати, в VS Code этот плагин уже встроен.
Пример работы плагина Emmet
  • eCSStractor — плагин, позволяющий выделить участок HTML-кода, в котором уже есть написанные классы, нажать одну кнопку и вставить в CSS-код готовые селекторы. Только представьте: вам больше не надо писать ни одного селектора в CSS — только нужные свойства.
Пример работы плагина eCSStractor
  • AutoFileName — помогает быстро находить файлы в папке проекта прямо при добавлении пути файла в атрибут src.
Пример работы плагина AutoFileName

Конечно, есть и другие плагины для разных целей, но эта статья о другом.

5. Готовые фрагменты кода

Никто из программистов не любит писать лишний код, и верстальщики не исключение. Рано или поздно вы замечаете, что из проекта в проект повторяется реализация того или иного элемента. Крайне полезно вынести это в готовый фрагмент кода — сниппет.

Сниппеты можно реализовать прямо в редакторе или использовать Github Gist — своеобразное хранилище для кода. А с помощью плагина Gist содержимое готовых сниппетов можно легко доставать оттуда.

Gist подключается к вашему gist.github.com и достаёт нужный код

Использование и переиспользование кода — отличный способ ускорить вёрстку и избежать лишних опечаток.

6. Использование БЭМ

Многих начинающих верстальщиков пугает аббревиатура БЭМ (блок-элемент-модификатор) — сидеть и разбираться в том, где блок, а где элемент, кажется сложным.

На самом деле это не так. Попрактикуйтесь, сделайте несколько макетов по БЭМ, мозг привыкнет и начнёт автоматически выдавать правильные суждения о сущностях HTML-элементов, их именовании и так далее.

Вам больше не потребуется придумывать названия классов (это часто приводит к трате времени) или то, как элементы будут зависеть друг от друга.

Типичный БЭМ код, где <li> и <a> являются явными элементами <nav>, что и указано в классах

В общем, стоит сперва побуксовать, изучив БЭМ, чтобы потом делать быстрее и правильнее. Кстати, знать БЭМ требуют в 90% вакансий.

7. Препроцессоры

Препроцессоры — это надстройка над привычными нам языками (например, CSS), которая добавляет массу новых возможностей.

Известный препроцессор Sass даёт возможность использования специальных импортов файла в файл (что поможет в организации кода), вложенности в селекторах (не придётся писать селектор каждый раз с новой строки), миксинов (по сути, функций, которые позволяют сокращать код и выносить одинаковые реализации), переменных и так далее.

На скриншоте — вложенность селекторов в Scss. Вместо написания card и card__title мы можем писать один в другом, сокращая время работы

Сейчас невозможно представить профессионала в вёрстке, не использующего препроцессоры, — они в несколько раз ускоряют рабочий процесс, позволяют лучше структурировать проект.

8. Сборщики проекта

Сборщики проекта нужны, чтобы сделать то, что разработчику не хочется делать руками — и на что уходит много времени.

Например, Gulp может автоматически собирать все файлы в один, расставлять префиксы для поддержки разных браузеров, создавать SVG-спрайты, и многое другое. Но самое удобное именно для вёрстки здесь и сейчас — возможность автоматически обновлять страницу браузера при сохранении кода.

Если вы используете Gulp, больше не нужно вручную переключаться на браузер и нажимать на кнопку обновления каждый раз после вёрстки какого-либо элемента. Это здорово сокращает затраты времени верстальщика.

Выводы

Здесь перечислены основные методы и инструменты, которые помогут ускорить вашу вёрстку. Все эти инструменты, плагины, редакторы кода — очень здорово. Но главное — ваш профессионализм.

Очень важна практика, постоянное изучение нового (поверьте, в HTML и CSS очень много всего) и самоконтроль. Со временем вы сможете сверстать один и тот же макет не за 2-3 дня, а за 5-6 часов. И это будет свидетельством того, что вы верстаете быстро.

Научиться настраивать редактор, использовать плагины и препроцессоры, а также автоматически собирать проекты можно на нашем курсе.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована