Код
#статьи

Ада Лавлейс, Грейс Хоппер и ещё 12 женщин, которые создали это ваше IT

Они разрабатывали софт, когда языков программирования ещё не существовало, отправляли ракеты на Луну и двигали вперёд всю айтишечку.

Кадр: сериал «Остановись и гори»

Удивительно, но в 2021 году всё ещё находятся те, кто считает разработку мужской профессией. А ведь женщины наравне с мужчинами создавали первый программируемый компьютер, разработали первый компилятор и запустили ракету на Луну. Ах да, и первую программу написала тоже девушка — ещё в XIX веке.

Ада Лавлейс — написала первую программу и первый баг

Портрет Ады Лавлейс. Изображение: Wikimedia Commons

Дочь английского поэта Байрона Ада Лавлейс родилась в 1815 году в Лондоне — за 100 лет до создания первого прототипа настоящего компьютера. Тем не менее именно она написала в 1843 году первую в истории программу — для вычислительной машины Чарльза Бэббиджа.

«Аналитическая машина» стала прообразом современного компьютера, иногда её даже называют «протокомпьютером Бэббиджа». Она механически складывала 31-разрядные числа и вычисляла многочлены вплоть до седьмого порядка. Бэббиджу так и не удалось собрать рабочую версию машины, но после смерти инженера это сделали его ученики. Сейчас действующая копия устройства хранится в музее Нью-Йорка.

Программа Ады Лавлейс подсчитывала числа Бернулли. ​​Девушка самостоятельно продумала операции и нашла способ реализовать переменные в механической машине. Правда, современные разработчики нашли ошибку в её расчётах — когда перевели программу на C и Python. Поэтому Лавлейс можно считать ещё и автором первого бага.

В честь дочери Байрона Министерство обороны США в 1980 году назвало объектно-ориентированный язык программирования Ada.

Грейс Хоппер — придумала термин «баг» и создала первый компилятор

Грейс Хоппер. Фото: Wikimedia Commons

Грейс Хоппер родилась в Нью-Йорке в 1906 году. Ещё в раннем детстве она научилась читать, интересовалась математикой и техническими науками. После школы поступила в Вассарский колледж — первый в США колледж, который давал женщинам полноценное высшее образование. Там Грейс получила степень бакалавра математики и физики. Потом она отучилась в Йельском университете, который окончила в 1930 году со степенью магистра математики.

В 1940 году Грейс решила поступить на военную службу. Она быстро убедила руководство перевести её во флот и получила должность третьего программиста на легендарном Mark I в Бюро артиллерийских вычислительных проектов при Гарвардском университете.

Вскоре она поняла, что рутинные операции в вычислениях можно автоматизировать с помощью подпрограмм. Так, в 1944 году она создала первую в мире подпрограмму для ЭВМ, вычисляющую sin(x), а в 1951 году разработала первый компилятор, который преобразовывал псевдокоды в машинные команды.

Она руководила командой разработчиков системы АТ-3 (система состояла из языка программирования и компилятора). Чтобы создать язык, Грейс выбрала 30 английских слов для обозначения названий операций. Например, add («сложить»), compare («сравнить»), transfer («переслать»). Слова она подбирала так, чтобы каждая из команд содержала уникальную комбинацию из первой и третьей букв. Это позволяло компилятору при генерации машинного кода не учитывать остальные буквы.

Также считается, что Грейс придумала термин debugging. В 1947 году в работе компьютера Mark II произошёл сбой. Грейс и её коллеги стали искать причину и обнаружили мотылька, который застрял в реле и блокировал сигнал. После этого случая Хоппер назвала процесс поиска неполадок «дебаггингом» системы. Термин довольно быстро прижился в среде программистов.

Запись в тетради Грейс с первым официально задокументированным багом. Фото: Naval Surface Warfare Center

Ещё Грейс — контр-адмирал младшего ранга флота США, а в её честь назвали эсминец ВМФ США USS Hopper (DDG-70) и суперкомпьютер Cray XE6 Hopper.

Программистки ENIAC — изобрели… программирование

ENIAC — это первый в истории электронный вычислитель, который можно было запрограммировать для решения разных задач.

Команда программисток ENIAC состояла из шести женщин:

  • Мэрлин Мельцер;
  • Рут Лихтерман;
  • Кэтлин Рита Макналти;
  • Фрэнсис Билас;
  • Бетти Джин Дженнингс;
  • Фрэнсис Элизабет (Бетти) Холбертон.

В 1945 году они совместно писали первые программы для ENIAC — без Git и мощных IDE. В то время считалось, что инженерия — не женское дело. Но шла Вторая мировая война и мужчин не хватало — поэтому программирование легло на женские плечи.

Проект ENIAC был секретным, поэтому инструкций и пошаговых руководств к нему не было. Девушкам пришлось самостоятельно изучать машину, опрашивать инженеров и учиться программировать. При этом они не имели доступа к программному обеспечению ENIAC, потому что оно тоже было засекреченным. Языков программирования тогда тоже не было. Фактически они работали вслепую.

Несмотря на все трудности, команде ENIAC удалось самостоятельно разработать подпрограммы, вложения и другие техники программирования. Некоторые историки IT считают, что именно эти девушки изобрели такую дисциплину, как программирование. Но до 1980-х годов о них ничего не знали, так как вся информация по ENIAC хранилась под грифом «секретно».

Бетти Дженнингс и Бетти Холбертон писали главную программу для ENIAC, руководили расчётом баллистических траекторий и ядерных реакций в Лос-Аламосской национальной лаборатории. Кроме того, они разработали программу, которая отрисовывала траектории ракет.

На YouTube есть отличный документальный фильм о программистках ENIAC.

Сестра Мэри Келлер — популяризировала информатику среди женщин

Сестра Мэри Келлер. Фото: University of Wisconsin-Madison

Мэри Кеннет Келлер вместе с Джоном Кемени и Томасом Курцем создавала ядро DTS BASIC. В 1960-е она была преподавателем и популяризатором новой в то время науки — информатики, а ещё стала первым в истории доктором информатики в США. При этом добрую половину своего времени она уделяла благотворительности и богослужению — Мэри была католической монахиней.

В 19 лет она стала сестрой милосердия Пресвятой Девы Марии. В 30 — бакалавром математических наук, в 40 — магистром математики и физики, а в 45 начала работать в мастерской Национального научного фонда в центре информатики в Дартмутском колледже.

В 1965 году Келлер создала и возглавила факультет информатики в Католическом женском колледже сестёр милосердия Пресвятой Девы Марии. Она руководила факультетом в течение 20 лет и популяризировала информатику среди женщин, поддерживала работающих матерей и даже призывала брать детей с собой на занятия. А ещё Келлер помогла создать Ассоциацию пользователей компьютеров в образовании (ASCUE) и написала четыре книги.

Документальный фильм о Мэри Келлер тоже есть на YouTube.

Радия Перлман — создала протоколы IS-IS и STP

Радия Перлман. Фото: Wikimedia Commons

Радию Перлман называют матерью интернета. Она разработала протокол STP, который устраняет петли в топологии сети Ethernet, если один или более сетевых мостов связаны избыточными соединениями.

Будучи студенткой Массачусетского технологического института, Радия участвовала в программе Undergraduate Research Opportunities Program в лаборатории искусственного интеллекта LOGO Lab. Там она разработала детский язык программирования TORTIS и обучала с его помощью детей младшего школьного возраста.

Радия — автор протокола маршрутизации IS-IS, который используют большинство современных интернет-провайдеров. Также она работала над стандартизацией протокола канального уровня TRILL (Transparent Interconnection of Lots of Links), который позволяет пересылать кадры по уникальным идентификаторам.

С 1 марта 2010 года Перлман руководит программами исследования сетей и безопасности в лабораториях Intel. Она — профессор Гарвардского университета и Университета штата Вашингтон. Ей принадлежат свыше 100 патентов, связанных с шифрованием и маршрутизацией.

Кэтлин Бут — создала первый язык ассемблера

Кэтлин Бут. Фото: Centre for Computing History

Кэтлин Бут вместе с мужем Эндрю создала три компьютера: ARC, SEC и APE. Эндрю их спроектировал, а Кэтлин написала язык ассемблера «Автокод» и запрограммировала машины. При этом исследовательская группа супругов практически не финансировалась — даже несмотря на большие достижения.

Разработанный парой компьютер APE(X)C заработал в мае 1952 года. Принципы его работы легли в основу коммерчески успешной линейки компьютеров HEC, которую выпускала British Tabulating Machine Company. Эта компания известна производством «криптологических бомб» во время Второй мировой войны, а в 1998 году она вошла в состав Fujitsu.

Кэтлин — автор первых учебников по программированию. Она написала книгу о стиле программирования «планирование и кодирование» под названием «Автоматические цифровые калькуляторы». В 1953 году в соавторстве с мужем она выпустила книгу об автоматических цифровых калькуляторах, в которой описывалось устройство компьютера и методы программирования.

В 1958 году Кэтлин читала курс по программированию, что для тех лет было экзотикой — женщины редко преподавали в технических университетах. В 1961-м колледж Биркбек отказал Эндрю Буту в собственной лаборатории и кафедре. Поэтому супруги уволились и переехали в Канаду. Там они 10 лет проработали в Университете Саскачевана, а затем вместе перешли в Университет Лейкхед, где Кэтлин стала профессором, а Эндрю — ректором.

Маргарет Гамильтон — посадила на Луну «Аполлон-11»

Маргарет Гамильтон. Фото: Wikimedia Commons

Маргарет Гамильтон — американская учёная-компьютерщица из NASA. Она возглавляла разработку софта для космической программы Apollo NASA в 1969 году.

Софт, который разрабатывала группа Маргарет, позволял управлять полётом космического корабля «Аполлон-11». Он состоял из нескольких больших частей: для командного модуля Apollo, лунного посадочного модуля Skylab и для исправления ошибок. Считается, что именно ПО для предотвращения ошибок уберегло кампанию по высадке на Луну от краха.

За три минуты до того, как лунный модуль достиг поверхности Луны, сработало несколько сигналов тревоги. Компьютер перезагрузился, а аварийные сигналы сообщали: «Главный компьютер корабля не смог в режиме реального времени выполнить все поставленные задачи и отложил некоторые из них». Алгоритм распознал проблему, отменил задачи с более низким приоритетом и восстановил более важные. Если бы компьютер не смог правильно определить приоритет задач, то, скорее всего, «Аполлон-11» не смог бы сесть на Луну.

Гамильтон опубликовала более 130 статей, трудов и отчётов о шестидесяти проектах и ​​шести крупных программах. Она — один из авторов термина «программная инженерия».

В 1986 году Гамильтон получила премию Ады Лавлейс от Ассоциации женщин в области компьютерных технологий. В 2003 году ей вручили премию NASA за выдающиеся достижения в области космоса и 37 200 долларов — на тот момент самую большую денежную премию в истории NASA. А LEGO выпустила её фигурку в наборе «Женщины из NASA».

Кэтрин Джонсон — предложила использовать компьютеры для расчётов в NASA

Кэтрин Джонсон. Фото: Wikimedia Commons

Кэтрин Джонсон — американский математик-вычислитель, одной из первых предложила использовать цифровые электронные компьютеры в NASA.

Кэтрин училась в колледже для афроамериканцев, где изучала математику и другие естественные науки. Она стала первой девушкой, которая окончила этот колледж. Джонсон прошла все математические курсы, при этом некоторые из них создали специально для неё.

В 1952 году Кэтрин устроилась в авиационную лабораторию NASA — подсчитывала результаты тестов в аэродинамических трубах. На новом месте она столкнулась с сексизмом и расизмом. По её словам, чтобы дойти до туалета, ей приходилось пройти 2000 шагов — так далеко находилась уборная для темнокожих.

Затем она перешла в отдел исследований полётов, где улучшала характеристики самолётов. Она стала первой женщиной, которую допустили на собрание инженеров, исследовавших космический полёт, потому что лучше всех разбиралась в аналитической геометрии.

Джонсон прославилась точностью своих расчётов и проработала в NASA несколько десятилетий. Она рассчитала траектории, стартовые окна и резервные пути возврата для проектов «Меркурий» и «Аполлон-11», а также план полёта на Марс.

Одна из историй, иллюстрирующих профессиональный авторитет Кэтрин, произошла в 1962 году. Тогда NASA готовило первый орбитальный полёт и рассчитывало траектории на компьютере. Астронавт Джон Гленн отказался лететь, пока Джонсон не проверит вычисления вручную. Только когда она их подтвердила, полёт состоялся.

В 1969 году Кэтрин помогла составить компьютерную программу, которая рассчитывала параметры движения для лунного модуля «Аполлон-11». А когда через год возникли проблемы с «Аполлоном-13», именно Джонсон смогла правильно рассчитать траекторию, чтобы корабль смог вернуться на Землю. Для расчётов Кэтрин использовала собственные астрономические таблицы. Считается, что астронавты смогли вернуться на Землю и остались живы именно благодаря ей.

За свою жизнь Джонсон написала более 30 научных работ. В 2015 году она получила Президентскую медаль Свободы и Золотую медаль Конгресса США, а BBC включил её в свой список 100 величайших женщин XX века. В честь Кэтрин даже выпустили коллекционную куклу Barbie.

В 2016 году вышел художественный фильм о работе Кэтрин Джонсон в NASA «Скрытые фигуры».

Карен Спарк — разработала концепцию поисковика

Карен Спарк. Фото: Wikimedia Commons

Карен Спарк в 1960-х годах разработала концепцию поисковой системы и составила формулу, по которой сегодня компьютеры интерпретируют отношения между словами. Формула позволяет определить частоту появления слова в тексте и рассчитать вероятность его нахождения.

В 1964 году Карен опубликовала работу «Синонимия и семантическая классификация». Она легла в основу современных технологий для обработки естественной речи, которая нужна, чтобы сделать взаимодействие с искусственным интеллектом более комфортным. Кроме того, чем лучше ИИ понимает естественную речь, тем быстрее и проще он обучается.

Карен участвовала в создании стандартов для большинства трудов по обработке естественного языка в США и преподавала дисциплину «компьютерная речь» в университете. Она была членом Лондонского королевского общества, президентом Ассоциации вычислительной лингвистики и профессором Кембриджа.


Изучайте IT на практике — бесплатно

Курсы за 2990 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Научитесь: Профессия Python-разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована