Абстрактные классы в Java и их отличия от интерфейсов: кратко и без воды
Смотрим на примерах, что такое абстрактный класс, когда лучше использовать интерфейсы и что такое абстрактные методы.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Абстрактный класс — это класс, который содержит методы без реализации. Но зачем он такой нужен? Давайте разбираться.
Представим, что нам нужно описать несколько животных — и у каждого будет свой класс. Мы соберём их характеристики, опишем в полях и методах. У некоторых животных характеристики будут совпадать — например, и у гепарда, и у коня 4 ноги. А у некоторых — не совпадут: кролик ест траву, а тигр — других животных.
Однако, несмотря на несовпадение, мы можем выделить шаблонные характеристики: количество лап, издаваемый звук, приём пищи, передвижение. Эти шаблонные характеристики мы можем собрать в одном месте — абстрактном классе «Животное» и указать компилятору, что наполним их конкретными данными и поведением позже — в классах отдельных животных или групп животных.
Так на практике реализуется абстракция — процесс выделения наиболее важных характеристик объекта и информации об объекте. То есть мы обобщаем основную информацию о свойствах разных предметов или объектов и оставляем только самое важное, а менее важным пренебрегаем.
При этом абстрактным объект класса «Животное» создать нельзя — ведь в природе «просто животного» не существует, есть только волки, лисы, бегемоты и прочие слоны.
Простыми словами о том, что такое абстракция, рассказали в одной из статей большого руководства по объектно-ориентированному программированию. Там вы найдете множество примеров использования абстрактных классов и интерфейсов.
Давайте рассмотрим пример абстрактного класса в Java.
Как вы видите, абстрактный класс очень похож на обычный класс. Чтобы сделать класс абстрактным, нам нужно добавить ключевое слово abstract в описание класса и в методы, которые мы хотим оставить абстрактными, — то есть определить уже в конкретных классах (медведь, лиса, лягушка).
В абстрактном классе мы можем описать некоторые поля, которые будут отражать определённые свойства объекта или добавить обычный метод с реализацией по умолчанию.
Именно так мы и сделали в примере выше: добавили переменные для веса, цвета и количества ног у животного, а также описали два метода: run («бежать») и eat («кушать»). В нашем случае метод run — абстрактный, а у метода eat есть реализация по умолчанию. Это значит, что в классах, которые наследуют от Animal, мы обязаны добавить определение метода run, а переопределять или нет метод eat, зависит от наших задач и желания.
Теперь давайте попробуем создать класс на основе абстрактного класса. Пусть это будет класс, описывающий собаку.
Здесь extends Animal означает, что мы наследуем класс Animal. Как только мы создадим пустой класс Dog, компилятор сразу подсветит его красным и выведет такое сообщение:
Error: (3, 8) java: com.company.Dog is not abstract and does not override abstract method run () in com.company.Animal
Это значит, что мы обязаны переопределить метод run() — что мы и сделали с помощью аннотации @Override.
Теперь давайте создадим объект класса Dog. Как мы видим, после его создания нам доступны все переменные и методы из класса Animal. Попробуем вызвать eat и run.
Вот что мы увидим в консоли:
Animal says nyam-nyam
Dog says gaf-gaf
Итак, давайте выделим важные моменты:
- Мы не можем создавать объекты абстрактных классов — но в этом и нет смысла.
- В абстрактный класс можно добавлять методы с реализацией по умолчанию.
- Если мы наследуемся от абстрактного класса, то мы обязаны переопределить все абстрактные методы родительского класса (кроме тех, которые имеют реализацию по умолчанию) или сделать весь дочерний класс абстрактным.
- Абстрактные методы не имеют тела.
Больше рецептов на Java — в нашей базе знаний.
Отличия абстрактного класса и интерфейса
На собеседованиях часто задают вопрос, чем отличаются абстрактные классы и интерфейсы. Вот их основные отличия:
- Интерфейсы описывают только часть функциональности объекта — определённые признаки. Абстрактный класс же может описывать целую категорию разных объектов, а его характеристики имеют право наследовать только те объекты, которые являются частью этой категории. Например, собаки и волки — часть общей категории «Животные», а интерфейс, описывающий умение бегать, может реализовать и человек, и робот, и собака.
- Интерфейс описывает только поведение (методы), и у него нет полей. Точнее, есть возможность их объявить, но они будут public static final. В то же время абстрактный класс может содержать классические поля, которые будут принадлежать разным объектам.
- Наследник абстрактного класса обязан наследовать все его составляющие, а интерфейс создан только для реализации (имплементирования). Поэтому в Java мы можем наследовать класс только от одного класса, а на реализацию интерфейсов внутри одного класса ограничений нет.
Когда использовать абстрактный класс, а когда — интерфейс
Интерфейсы и абстрактные классы — это разные инструменты, разработанные для разных целей, хотя у них и есть общие черты.
Когда лучше использовать абстрактные классы:
- Вы хотите избежать дублирования кода, реализуя несколько тесно связанных классов из одной семантической категории.
- Классы, которые будут расширять ваш абстрактный класс, имеют много общих свойств и будут реализовывать много похожих методов.
- Наследуемый класс используется в отношении IS-A — то есть класс-наследник только расширяет функциональность абстрактного класса.
- Проект уже частично написан, а вы знаете, что выбранные классы будут часто меняться и дополняться новыми методами и полями. То есть поддерживать абстрактный класс и дополнять его намного проще, чем проектировать интерфейс и добавлять его новые методы во все места в коде, где они должны реализовываться.
Когда лучше использовать интерфейсы:
- Вам нужно описать определённую логику, которую должны поддерживать не связанные между собой объекты.
- Вам нужно привести к одному типу группу объектов и гарантировать схожую функциональность.
- Вам необходимо добавить какой-то маркер, который будет говорить о том, что выбранные классы поддерживают определённую логику.
- Вы хотите использовать множественное наследование типа.
Это лишь базовые и самые распространённые ситуации. Решая конкретные задачи, лучше советоваться с более опытными разработчиками или принимать самостоятельное решение.
Заключение
В этой статье мы с вами познакомились с понятием абстрактного класса, разобрались, для чего используются абстрактные классы, научились реализовывать их и проанализировали, в каких ситуациях лучше использовать интерфейсы, а в каких — абстрактные классы.