«Злая»: яркая экранизация бродвейского мюзикла
Посмотрели первую часть истории о двух ведьмах из страны Оз и рассказываем, почему её не стоит пропускать.
Кадр: фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада» / Marc Platt Productions / Universal Pictures
В мировой прокат вышла музыкальная картина Джона М. Чу «Злая: Сказка о ведьме Запада», адаптация культового бродвейского мюзикла Стивена Шварца и книги Грегори Магвайра «Ведьма. Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз». Это только половина истории — вторая часть выйдет в 2025 году. Но уже сейчас понятно, что дилогия будет бойкой, яркой и мелодичной. Разбираемся, чем так хорош мюзикл с Арианой Гранде и Синтией Эриво.
В этом материале расскажем:
- про сюжет фильма;
- адаптации книги и мюзикла;
- главных героев ленты;
- что хотели сказать авторы.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
О чём этот мюзикл
Давным-давно, ещё до того, как Дороти с Тотошкой занесло в волшебную страну Оз, там мирно сосуществовали обычные люди, маги и говорящие животные. Правил страной мудрый Волшебник Изумрудного города (Джефф Голдблюм). Он мог исполнить любое желание, но попасть к нему на приём было непросто.
Эльфаба (Синтия Эриво), девушка с зелёной кожей и магическими способностями, мечтала о встрече с Волшебником с раннего детства. Из-за своего необычного цвета она терпела насмешки и издевательства со стороны ровесников, поэтому выросла замкнутой и одинокой. К тому же в центре внимания родителей всегда была не она, а Нессароза (Марисса Боде) — её младшая сестра с инвалидностью.
Когда Эльфаба по приказу отца отправилась провожать Нессарозу в университет Шиз, талант зелёной девушки заприметила директриса, мадам Моррибль (Мишель Йео), и настояла на том, чтобы старшую из сестёр приняли без экзаменов. Эльфабе пришлось делить комнату с популярной и избалованной Галиндой (Ариана Гранде). Девушки поначалу не ладили, однако постепенно Галинда (которая ближе к концу фильма стала называть себя просто Глинда) и Эльфаба подружились.
В это время в стране Оз говорящих животных планомерно начинают лишать прав. Эльфаба решает помочь животным и обращается за помощью к Волшебнику, — благо он сам вызвал колдунью, чтобы та помогла ему в одном деле.
Как авторы адаптировали мюзикл
Мюзикл «Злая» основан на одноимённом романе Грегори Магвайра 1995 года. Книга-бестселлер предлагает альтернативный взгляд на историю о Волшебнике страны Оз. Идея возникла после того, как композитор Стивен Шварц прочитал роман и увидел в нём потенциал для сценической адаптации, которую через некоторое время поставил вместе с драматургом Винни Холцманом. «Злая» дебютировала на Бродвее, завоевав признание публики и статус одного из самых успешных мюзиклов в истории. Спектакль также прославил исполнительниц главных ролей, Идину Мензел и Кристин Ченовет, которые даже порадовали поклонников своими камео в фильме Джона М. Чу.
Режиссёр бережно перенёс на большой экран бродвейскую постановку — с поистине кинематографическим размахом. Волшебный мир Оз завораживает красочностью и сказочностью. Наблюдать за декорациями этой страны — сплошное удовольствие. Создатели не поскупились на высококлассную графику, но и о музыке не забыли: оригинальные песни в исполнении Арианы Гранде и Синтии Эриво звучат просто волшебно. Композиторами выступили оскароносный Джон Пауэлл («Как приручить дракона») и сам Стивен Шварц.
Создатели фильма решились на рискованный шаг, разделив историю на две части. Как и мюзикл, фильм начинается с конца — свержения Злой ведьмы. Первая часть, как и в спектакле, завершается композицией Defying Gravity, под которую Эльфаба обретает свободу. Но если на Бродвее зрители, вытерев слёзы, после антракта возвращались к истории, то киноверсия предлагает ждать продолжения истории не меньше года.
Какими получились колдуньи и их окружение
Ариана Гранде прекрасно справилась с ролью Глинды: она отлично поёт, двигается и выразительно вскидывает брови в кадре. Кажется, после этой роли мы будем видеть девушку в кино гораздо чаще: у Гранде большой актёрский потенциал. Глинда в её исполнении — лишённая эмпатии оппортунистка, которая заводит любую дружбу исключительно ради собственной выгоды. Красивый молодой человек нужен, чтобы завидовали все остальные девчонки, а Эльфаба может помочь стать самой популярной фигурой в университете и свести Глинду с Волшебником. Гранде одинаково хорошо удаются как небольшие скетч-сцены, так и полноценные драматические эпизоды.
Ещё одна бесспорная звезда фильма — Синтия Эриво. В интернете сейчас принято ругать актрису, сетовать на мискаст и негодовать по поводу и без — чёрная женщина в зелёном гриме ущемляет чувства слишком многих. Хотя никого почему-то не смущала Зои Салдана в роли Гаморы из «Стражей Галактики».
Вдвойне смешно, что конфликт Эльфабы с однокурсниками уж слишком напоминает конфликт Эриво с аудиторией: всё тот же расизм на ровном месте. Хочется верить, что в жизни актриса справляется с недоброжелателями не хуже, чем её героиня в фильме. Но и без всей этой шумихи понятно, что Синтия Эриво была назначена на роль не случайно — она действительно хорошо поёт, отлично играет на полутонах и органично смотрится рядом с персонажем Арианы Гранде.
Третья блистательная женщина в касте — Мишель Йео: актриса нарасхват после фильма «Всё везде и сразу». У неё не так много экранного времени, однако любое появление Йео в кадре — отдельный праздник. Играет она отлично, но поёт, к сожалению, мало.
Маловато на экране и Джеффа Голдблюма в роли Волшебника. Он здесь, правда, скорее исполняет функцию ложки дёгтя. Казалось бы, внешне Голдблюм идеально подходит на роль могущественного Волшебника Изумрудного города, да вот только поёт он не очень уверенно — сольная партия актёра звучит блекло и даже немного неловко. Джефф появляется только в финальной трети и занимается в основном тем, что зачитывает вслух экспозицию. Фанаты «Злой» знают, что играет он не того доброго Гудвина из оригинальной книжки, а правителя-автократа, который хочет не совсем честным способом унять волнения в стране. Возможно, Голдблюм ещё покажет себя во второй части.
Фраза «возможно, ещё покажет» в принципе отлично описывает этот фильм. Пока что мы увидели только завязку сюжета, а следить за его развитием будем уже в 2025 году. Сегодня ясно одно: это не полноценный (история как с «Дюной» Вильнёва), но многообещающий мюзикл, который может превратиться в один большой внятный сюжет. Может. А может и нет.
В чём главная идея фильма
«Злая», в отличие от, например, неудавшегося «Оз: Великий и ужасный» с Джеймсом Франко, не просто развлекает песнями и танцами, а поднимает острые социальные, политические и этнические вопросы. В основе сюжета — природа инаковости. Мюзикл рассказывает о тех, кто отличается от большинства, кто становится изгоем лишь потому, что родился не таким, как все. Это гимн непонятым, аутсайдерам, вынужденным бороться за право быть собой в мире, который их отвергает.
«Злая» ставит под сомнение саму природу зла, выходя за рамки привычного сказочного канона, где злодеи изначально плохие, а герои — приторно хорошие. «Рождается ли человек злым или зло навязано извне?» — этот вопрос, заданный Глиндой, проходит лейтмотивом через весь мюзикл.
На создание книги Магвайра натолкнула реальная трагедия — убийство двухлетнего Джеймса Балджера десятилетними детьми в 1993 году. Это чудовищное преступление заставило автора задуматься о природе зла, и мюзикл стал своеобразным рассуждением на тему. Несмотря на то что в картине опущены самые мрачные и откровенные сцены книги, её основная идея не теряет актуальности и спустя 30 лет. «Злая» — это не просто красивая сказка, а глубокое размышление о природе человека, о толерантности, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Читайте также:
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс