«Твоя апрельская ложь»: аниме о музыке, соперничестве и любви
История о том, как музыка помогает исцелиться от душевных ран.
Кадр: мультипликационный сериал «Твоя апрельская ложь» / A-1 Pictures / Aniplex
Известность японской анимации так велика, что самые известные тайтлы даже попадают в Книгу рекордов Гиннесса: «Магическая битва», например, стала самым популярным аниме в истории. А стриминговые платформы вроде Netflix и Hulu всё чаще инвестируют в создание собственных проектов. Каждый может найти сериал по душе: битвы в подземельях («Подземелье вкусностей»), комедии («Необъятный океан»), магия и чудовища («Поднятие уровня в одиночку»), любовные драмы («Госпожа Кагуя: В любви как на войне»), рок-н-ролл («Нана»), хорроры («Спираль»).
Ещё один популярный жанр аниме — «повседневность». В нём авторы рассказывают о жизни без напряжённого экшена, фантастических миров и волшебных существ. События в таких тайтлах заставляют зрителей радоваться или грустить без помощи магии или постапокалиптических приключений. Герои в этих историях — совершенно обычные люди, которые проживают свои будни.
Но иногда кажется, что на фоне популярных приключенческих «Атаки титанов» и «Магической битвы» аниме о повседневности отходят на второй план. Их меньше обсуждают, их смотрят только самые преданные отаку. Но на самом деле среди тайтлов, рассказывающих о будничных проблемах, есть и те, что способны затронуть струны души даже самого искушённого зрителя. В случае с аниме «Твоя апрельская ложь» это не просто фигура речи. Здесь музыка становится не просто ключевой темой, а способом общения между персонажами. Вокруг неё вращаются все события и мысли героев — школьников, которые учатся следовать за мечтой, справляться с потерями, любить и дружить.
Из статьи вы узнаете:
- что происходит за кулисами музыкальных конкурсов;
- почему аниме понравится поклонникам дорам;
- как звучит Бетховен в мире японской мультипликации;
- как с помощью музыки аниме рассказывает о взрослении.
Твоя апрельская ложь
Рейтинг IMDb: 8,5
Жанр: драма, повседневность
Режиссёр: Кёхэй Исигуро
Студия: A-1 Pictures
Дата выхода: 1 сентября 2014 года
Количество серий: 22
Длительность серии: 22 минуты
О чём это аниме
Арима Косэй — талантливый пианист. В детстве он был звездой всех музыкальных конкурсов, играл блестяще и виртуозно, ему пророчили большое будущее. Но после смерти матери он больше не слышит музыку, которую играет: только искажённые звуки, доносящиеся словно откуда-то издалека. Хоть Арима и пытается вычеркнуть музыку из своей жизни, она продолжает преследовать его. Косэй часто приходит в школьный музыкальный класс, но так и не решается начать играть. А дома он заставляет рояль вещами, чтобы инструмент не бросался в глаза.
Друзья Косэя — Савабэ Цубаки и Ватари Рёта — всячески поддерживают парня и пытаются помочь ему вернуться на сцену. Но спустя три года Арима по-прежнему наотрез отказывается играть, а его жизнь с каждым днём становится всё более серой и унылой. Но однажды тёплым апрельским днём Цубаки знакомит Косэя с эксцентричной скрипачкой Миядзоно Каори. Она, в отличие от Аримы, относится к музыке совершенно хулигански: пренебрегает тем, что написано в нотах, играя по велению сердца.
Музыканты начинают общаться, и Арима рассказывает девушке, почему больше не хочет играть. Впервые Косэй сорвался в 11 лет — на музыкальном конкурсе после смерти своей матери Саки, пианистки, которая сама обучала его игре на фортепиано.
После того как Косэй неправильно сыграл несколько нот во время выступления, мать разозлилась и избила мальчика. В приступе гнева он пожелал ей смерти — и вскоре Саки действительно умерла.
Они так и не успели помириться, а сожаление об этом поступке стало преследовать Ариму. И хотя своими жёсткими методами обучения Саки нанесла Косэю серьёзную психологическую травму, он всё равно скучает по ней и считает, что дисциплина сделала из него профессионала.
После того как Арима рассказывает свою печальную историю, Каори просит его стать её аккомпаниатором на предстоящем музыкальном конкурсе. Косэй долго отнекивается, но в конце всё же вынужден уступить ошеломительному напору девушки.
Вместе они исполняют Интродукцию и рондо каприччиозо Сен-Санса, но всё идёт не по плану и Косэй сбивается с ритма. Он снова перестаёт слышать свою игру прямо посреди выступления и начинает действовать в стиле Каори — импровизировать. Жюри не понимает такого подхода, а самого Косэя захлёстывает чувство вины. Ему кажется, что он подвёл Миядзоно. Но для Каори победа в таких конкурсах — не главное. Она вкладывает душу в каждое исполнение и радуется тому, что может быть услышанной. А публика отвечает ей симпатией и громкими аплодисментами. Помимо этого, Каори ещё и искренне хочет помочь Косэю снова услышать свою музыку.
Как связаны между собой персонажи тайтла
Поскольку других талантов, кроме музыкального, Косэй в себе не находит, из звезды сцены он превращается в обычного школьника, который просто ходит на занятия вместе с друзьями. Его жизнь становится однообразной и скучной. К счастью, рядом с Косэем есть друзья, которые помогают ему выбраться из рутины.
Близкие друзья Косэя
Савабэ Цубаки
Цубаки — соседка и подруга детства Косэя. Она звезда школьного клуба по софтболу, но заметно отстаёт в учёбе. С виду Цубаки бойкая девушка, но на самом деле очень ранима. Ей больно смотреть, как страдает друг, потому она раз за разом пытается втянуть его в приключения. Но когда Косэй всё же возвращается к музыке и сближается с Каори, Цубаки сильно переживает, ведь тайно влюблена в него.
Ватари Рёта
Рёта — капитан школьной футбольной команды, красавчик, популярный среди девушек. С пианистом Косэем и спортсменкой Цубаки Рёта дружит с самого детства, потому воспринимает их как часть семьи. И хотя Рёта делает вид, что заинтересован в отношениях с Каори, на самом деле он отлично понимает, что она больше расположена к Косэю.
Миядзоно Каори
Изначально Каори попала в их компанию, потому что просила Цубаки познакомить её с Ватари. Сама Каори привлекает людей не только красотой и талантом, но и своенравным характером. Она целеустремлённая и порой даже кажется дерзкой, но на самом очень добрая и весёлая. В тайтле часто показывают, как легко и радостно Миядзоно общается с детьми. Они дарят ей цветы после выступлений, становятся свидетелями безрассудных поступков (вроде прыжка в речушку с моста) и искренне восторгаются игрой скрипачки на улице. Кажется, так авторы аниме намекают: Миядзоно и сама во многом ребёнок. Главный контраст тайтла — то, как по-разному видят мир Косэй и Каори. Он зажатый, нервный, всего боится, скован правилами. А она по-детски непосредственная, живая, лёгкая, восторгается миром вокруг, готова шалить и нарушать правила.
На самом деле история Косэя и Каори начинается задолго до основных событий тайтла. В детстве Каори довелось оказаться на музыкальном конкурсе, где выступал Косэй, — и его игра так поразила малышку, что она немедленно потребовала от родителей купить ей скрипку.
Хотя Арима прекратил выступать три года назад, он по-прежнему известен. Узнав, что Косэй ушёл из музыки, Каори придумывает план, как помочь своему кумиру вернуться на сцену. Это очень напоминает сюжет дорамы «Для тебя во всём цвету» с Чхве Минхо из кей-поп-группы SHINee и Солли. Там главная героиня Ку Джехи начала заниматься спортом из-за того, что в детстве восхищалась прыгуном в высоту Кан Тхэджуном. После поражения в одном из соревнований он перестал тренироваться, и теперь девушка намерена убедить кумира вернуться. Переодевшись парнем, она переводится в спортивную школу-интернат, где учится Тхэжун, чтобы помочь спортсмену снова «взлететь». Каори из «Твоей апрельской лжи», конечно, далеко до такого безрассудства, но мотивация девушек очень похожа.
Музыка Косэя повлияла не только на жизнь Каори. Его игра была так хороша, что другие маленькие музыканты завидовали, восхищались, ревновали и мечтали стать хоть немного похожими на Ариму. И спустя три года, когда Косэй решает снова участвовать в конкурсе (хоть и считает, что играет из рук вон плохо), новость вызывает у них самые разные эмоции — от едкой зависти до радости из-за шанса показать Косэю, чему они научились за это время. В детстве Арима даже не замечал этих ребят, уделяя своё внимание исключительно подготовке к конкурсам. Но все эти годы они упорно трудились, чтобы догнать и перегнать Ариму.
Пианисты
Аидза Такэси
В детстве Такэси был непослушным и непоседливым, поэтому мама пыталась подыскать занятие, которое пришлось бы ему по душе. Так на пробном уроке по фортепиано и обнаружился его талант. На своём первом конкурсе он проиграл Косэю и Игаве Эми. Такэси настолько впечатлился игрой Аримы, что назначил его главным конкурентом в своей жизни. Он очень хотел превзойти Косэя, потому даже после исчезновения соперника со всех конкурсов всё равно продолжал в них участвовать. Из желания показать Ариме, чего он достиг, Такэси даже отказывается от возможности выступать в Европе.
Игава Эми
Решила стать пианисткой после того, как побывала на выступлении Косэя. Она довольно эмоциональная девушка, в игре больше руководствуется чувствами, чем холодным рассудком, поэтому на конкурсах выступает нерегулярно и редко занимает призовые места. После ухода Аримы со сцены играет всё хуже, потому очень злится, когда он возвращается. Эту бурю эмоций она демонстрирует в своём выступлении и благодаря этому побеждает Такэси.
Аидза Наги
Младшая сестра Такэси. Очень завидовала брату и мечтала тоже научиться играть на фортепиано. В итоге под предлогом выведывания информации о сопернике становится ученицей Косэя.
Поначалу девушка считает Ариму врагом, хотя прилежно у него учится и хорошо проявляет себя на конкурсах. Однажды даже выступает с Косэем дуэтом, после чего меняет своё отношение к нему.
Какую роль в аниме играет музыка
Создатели «Твоей апрельской лжи» часто рассуждают о том, какой всё же должна быть музыка: точной и выверенной или эмоциональной и спонтанной? Может ли музыкант стать профессионалом, если не страдал на пути к мастерству, не сбивал пальцы, занимаясь по пять часов в день? В этом плане история Косэя не нова. Достаточно вспомнить биографию виртуоза Никколо Паганини, которого за плохую игру наказывал отец. Или фильм «Одержимость» о барабанщике Эндрю и жестоком маэстро Терренсе.
Обилие классической музыки придаёт тайтлу неповторимый шарм. Она становится неотъемлемой частью всех важных событий аниме. Косэй влюбляется в Каори, когда она исполняет Крейцерову сонату Бетховена — отрывисто, в своей особенной свободолюбивой манере. А первое, что Косэй играет на сцене после трёхлетнего перерыва, — Баллада №1 Шопена. Из-за сдвига акцентов в ритме этой музыки слышится своеобразная пульсация, и это передаёт беспокойство и ощущение неустойчивости Косэя.
Герои вкладывают душу в свои выступления, заставляя классику звучать по-новому в зависимости от настроения. Ритм фоновой музыки раскрывает внутренние монологи, добавляя им эмоциональной глубины. Визуальный стиль часто аккомпанирует музыке: оттенки становятся более мягкими во время выступлений, словно остальной мир перестаёт существовать для музыкантов. Кадр наполняется цветом и светом, всё это плывёт и течёт в зависимости от темпа. Смена цветов и образов на экране подчёркивает то, что происходит в музыке.
Помимо Бетховена и Шопена, в тайтле исполняют произведения Рахманинова, Сен-Санса, Чайковского и Моцарта. И каждая композиция подобрана неслучайно. Благодаря музыке персонажи не только раскрывают свои переживания зрителю, но и общаются между собой.
Для одного из выступлений с Косэем Каори выбирает чувственный и нервный вальс Фрица Крейслера «Муки любви», наполненный томлением и грустью. Скрипка в нём будто плачет, тоскуя о чём-то. Выбор неоднозначный, ведь у Крейслера таких вальсов два: «Муки любви» и «Радость любви». И выбор очевидный, если знать, в чём главный секрет Каори, в чём заключалась та самая «апрельская ложь» (но мы не будем спойлерить).
Во время совместных выступлений Каори и Косэй часто импровизируют, начиная подстраиваться друг под друга. Так они рассказывают о своих чувствах и устанавливают прочную эмоциональную связь. А зрителям — как по ту сторону экрана, так и в самом аниме — остаётся только наблюдать за проникновенной игрой музыкантов. Ей художники уделили особое внимание: все движения пальцев и рук во время выступлений героев переданы до мельчайших деталей.
С помощью музыки в тайтле освещают и тему соперничества. Когда Игава Эми обнаруживает, что будет играть на одном конкурсе с Косэем, она выбирает для выступления Этюд Шопена, опус 25, №11, чтобы показать Ариме, как профессионально выросла за это время. В её музыке слышится смятение во время битвы, передаваемые воинственными интонациями. Этюд подчёркивает сильные стороны музыкального исполнения Эми: виртуозную технику и умение филигранно передать эмоции. По-другому этот этюд называют «Зимний ветер», поэтому выступление Игавы на экране символично заканчивается вихрем осенних листьев.
Девушка не просто играет, а рассказывает с помощью фортепиано о своих переживаниях. Начиная с размеренного вступления, звучание, как и эмоции Эми, ближе к середине нарастает. Она набирает темп и, даже несмотря на стремительные движения рук, не теряет грациозности. Игава хочет показать, что она уже не та маленькая девочка, которую с лёгкостью можно обойти на конкурсе.
Чувство соперничества больше не отравляет девушку, а мотивирует стараться ещё усерднее, чтобы показать себя сопернику. Теперь она не позволяет злости брать верх над ней. Этюд прекрасно передаёт настроение Эми: её выступление яркое, дерзкое, но при этом выверенное.
Какие важные темы поднимает «Твоя апрельская ложь»
Помимо темы музыки, в тайтле рассуждают о том, что родителей можно любить вопреки всем их недостаткам. Например, маму главного героя Аримы Косэя создатели не пытаются выставить абсолютным злом. У её жестоких методов преподавания была причина, о которой зрители узнают позже. Отчасти такая мораль — отголоски азиатских традиций, где старших принято почитать.
Через истории Косэя, Каори, Цубаки и Рёты создатели говорят и о первой влюблённости: как трудно бывает справиться с эмоциями и перестать обманывать самого себя. И пусть все они проживают кучу непростых ситуаций, ребята не предают друг друга. Сила их дружбы в том, что они делят не только печаль, но и радостные моменты. Ребята не завидуют чужому успеху, а искренне радуются и поддерживают друг друга.
Создатели раскрывают эти темы не только через сюжетные повороты. Зрителям часто озвучивают мысли героев, а нюансы переживаний передают хорошо прописанные диалоги. Благодаря этому персонажи получаются объёмными, со своими проблемами, комплексами и переживаниями.
«Твоя апрельская ложь» — как хорошая песня, к которой хочется возвращаться. Это трогательный тайтл, который оставляет после себя надежду на лучшее будущее. Создатели показывают зрителям, как человек может исцелиться даже от самых глубоких душевных ран благодаря делу всей жизни. И как музыка действительно способна говорить громче слов.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс