Ресёрч: как сценарист исследует тему и собирает материал для кино
И почему без этого не написать хороший сценарий.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Сценаристам часто приходится иметь дело с незнакомыми темами. Не каждый разбирается в работе врачей, криминалистической экспертизе и космических путешествиях. Но если предстоит писать об этом, придётся погрузиться в детали. Иначе рассказать достоверную и увлекательную историю не выйдет.
Из нашей статьи вы узнаете:
- что такое сценарный ресёрч (исследование);
- зачем он нужен и как помогает сценаристу;
- какие есть виды ресёрча;
- где искать информацию для истории;
- как проводить ресёрч и не потонуть в обилии данных.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что такое сценарный ресёрч
Термин «речёрч» (англ. research — исследование) — прочно закрепился в российской киноиндустрии. Так сценаристы называют процесс сбора и изучения информации, которая нужна для создания сценария. Это один из этапов работы над историей, когда автор погружается в контекст и выясняет детали.
Сценарист может изучать исторические источники, общаться с экспертами в определённой области, читать книги и смотреть фильмы в качестве референса, посещать связанные с историей места и разговаривать с участниками событий. Всё это помогает выстроить достоверный мир, почерпнуть интересные детали и придумать сюжетные ходы.
Например, Роман Кантор при работе над сценарием «Мастера и Маргариты» (2023) прочитал почти все книги Булгакова, а также исследования его творчества. Так он узнал о знакомстве писателя с итальянцем Курцио Малапарте, который, скорее всего, был прототипом Воланда: в 1920-х Малапарте приезжал в Россию и написал книгу «Бал в Москве». Ещё авторы фильма консультировались с сотрудниками Музея Булгакова. А для создания фэнтезийной Москвы изучали генплан города тридцатых годов и общались с экспертом по архитектуре.
Сценаристы сериала «Звоните ДиКаприо» о ВИЧ-положительном актёре рассылали письма с вопросами в Минздрав и другие организации. Когда в официальной консультации отказали, авторы общались с врачами «СПИД-Центра» и выясняли, как бы те действовали, если бы к ним пришёл известный актёр.
Зачем сценаристу ресёрч
Вряд ли хотя бы один сценарий фильма или сериала обходится без этапа ресёрча. Если только это не личная история, для которой не нужно искать информацию. Многие сценаристы считают, что ресёрч — это основа качественного сценария. Без знания деталей не получится создать достоверный мир и реалистичных персонажей.
А ещё исследование освобождает фантазию. Когда ты знаешь, о чём пишешь, изученная информация становится кубиками конструктора, которые можно комбинировать, собирая ситуации для кино. Например, Роман Кантор рассказал, что постоянно изучает новое: это помогает придумывать идеи. Даже спустя годы они могут неожиданно переплетаться между собой и становиться основной для новых проектов.
— В сценаристы я пришла из журналистов — с глубоко укоренившейся привычкой чуть что проводить ресёрч. Читать материалы, изучать документы, трогать руками, расспрашивать специалистов, интервьюировать участников и т. п. В общем, проверять, бывает или не бывает что-то в реальной жизни, а не выдумывать это из головы, сидя за ноутбуком.
Долгое время я думала, что это, скорее, мой недостаток. Пока другие садились за ноутбук и фигачили расширенный синопсис 24-серийной криминальной комедии из жизни космических мусорщиков, я отправлялась исследовать мусороперерабатывающие станции и международные космические программы, записывала и расшифровывала интервью с мусорщиками, искала выходы на космонавтов и т. д. В итоге, когда я только ещё писала короткий синопсис, другие уже сдавали второй драфт посерийника.
Справедливости ради надо сказать, что потом меня часто просили подокторить [в значении «сделать редактуру и внести примечания и правки». — Ред.] уже написанные и готовые к съёмкам 24-серийные сценарии криминальных комедий из жизни космических мусорщиков, потому что, конечно, съёмки уже послезавтра, и всё готово, вот только в сценарии «что-то почему-то не складывается» и «как-то всё это неправдоподобно».
Так что теперь я думаю, что привычка всё исследовать — это моё преимущество. Истории оживают не от сюжетных наворотов, а благодаря точным деталям, которые трудно придумать, но очень легко взять из жизни — достаточно просто понаблюдать за ней.
Качественно сделанный ресёрч погружает тебя в историю и позволяет обжиться там не хуже любого её героя. Разобравшись в тонкостях мира, про который предлагается написать, ты этот мир присваиваешь, и он становится частью твоей жизни вместе со всеми населяющими его персонажами.
Читайте также:
Какие виды ресёрча бывают
Нет единой методологии ресёрча, каждый автор делает это по-своему. Например, сценарист «Социальной сети» (2010) и «Суда над чикагской семёркой» (2020) Аарон Соркин выделяет два вида исследования.
Общий ресёрч. Нужен, когда есть лишь замысел, тема или направление, а конкретной истории пока нет. Например, вы хотите написать сериал про ставки на спорт, но сюжет не складывается. Вы пока не знаете, как устроен этот рынок: что законно, а что нет, как работает подпольный тотализатор, как букмекеры определяют коэффициенты, кто регулирует эту деятельность и что грозит спортсмену, который решил поставить на себя самого.
Общее исследование — часто основной этап подготовки сценариста к работе. Именно его обычно имеют в виду, когда говорят «ресёрч». В этом случае сценарист занимается ненаправленным поиском информации: впитывает всё, что удаётся найти. Автор ещё не знает, что пригодится, а что нет. Поэтому приходится пропускать через себя огромный пласт информации, часть которой наверняка окажется ненужной. Зато этот вид ресёрча может подкинуть интересные и небанальные сюжетные ходы. Случайно услышанная байка или неизвестный большинству людей факт может стать отправной точкой для выстраивания истории.
Если начать работу над историей без ресёрча, велика вероятность создать неправдоподобный мир. Герои станут действовать, исходя из ложных предпосылок, а сюжетные ходы будут далеки от жизни. И если вы начнёте исследование позже, будет соблазн подогнать результаты под уже придуманную историю. Чтобы такого не случилось, ресёрч нужно делать в самом начале работы над историей.
Нацеленный ресёрч. В этом случае сценарист знает, что именно он ищет. Например, вы пишете про боксёра, который решил сдать бой, чтобы заработать на ставке. Вам пригодится информация о том, как работают ставки на бокс, а также о реальных подобных случаях и их последствиях для спортсменов. Это конкретные вопросы, которые могут возникнуть, если есть понятная тема, но для достоверности не хватает деталей. Не бойтесь просить экспертов рассказать об их работе: иногда фраза «я пишу сценарий» делает своё дело.
Ещё могут помочь путешествия по местам, о которых предстоит писать. Например, один из главных российских сценаристов авторского кино Александр Родионов для работы над «Сказкой про темноту» (2009) съездил со своим соавтором во Владивосток, чтобы напитаться впечатлениями. А вдохновение для написания скрипта «Свободного плавания» (2006) черпали в городке на Волге в Ярославской области.
Пожалуй, больше всего исследовательской работы ждёт сценаристов в исторических проектах. Так, соавторы сериала «Оптимисты» (2017) много читали про политику, моду и автомобили 1960-х. Сценаристка Елена Ванина считает, что автор не может отдать такие вещи на откуп художникам и декораторам: «Если не будешь чувствовать и знать, о чём пишешь, эта неточность будет распространяться. Реальная фактура нужна, даже когда пишешь фантастику, ведь у этого мира всё равно есть базис, который ты формулируешь и пересобираешь».
Стоит сказать, что, в отличие от игрового кино, ресёрч может стать частью документального фильма. Например, процесс сбора информации можно снять и включить в кино. Разговоры с экспертами и участниками событий, как правило, попадают в документальный фильм. А живая реакция автора на слова героев тоже может украсить картину.
— История [в значении «повествование». — Ред.] — это некий законченный рассказ, кусочек опыта, который содержит формальные признаки. Например, трёхактную структуру. Нужно учиться видеть эти истории: воспринимать окружающую реальность и фильтровать всю входящую информацию с точки зрения того, являются ли вещи, которые вы видите и читаете, историями или основой для истории. Работа сценариста заключается в том, чтобы постоянно искать какие-то элементы, с помощью которых потом достраивается полноценный замысел.
Например, один из самых востребованных жанров на рынке — криминальная драма. Можно читать криминальные новости. Или читать людей, которые следят за этими новостями и делятся какими-то случаями. Новостная подборка может служить источником историй. Главное — следить за тем, есть ли в этой истории инициирующее событие, герой или жанр.
Где искать информацию для сценария
По мнению Алексея Караулова, сценарист не должен быть экспертом в том, что он исследует, — иначе данных будет слишком много, но писать это никак не поможет. Зато пригодится навык искать и обрабатывать информацию.
Вот что может стать источником для исследования.
Медиа. В новостях можно найти сюжеты, смешные случаи или детали, которые могут послужить отправной точкой для конструирования истории. Реальные сюжеты не обязательно копировать, но они могут запустить фантазию.
Профессиональные сообщества. Можно изучать телеграм-каналы, форумы и группы в соцсетях на предмет каких-то элементов истории: начала, поворотного пункта, кульминации или концовки. Ещё в таких сообществах можно найти эксперта, который подскажет необходимые детали — например, опишет процедуру возбуждения уголовного дела. Также вы можете проверить свои идеи и сюжетные ходы на реалистичность, узнав мнение профессионала.
Например, сценарист сериала «Физрук» Константин Майер, чтобы погрузиться в мир криминала, изучал форумы, где общались мошенники. Это помогло понять логику таких людей, узнать их словарь и найти примеры историй. На основе этого получилось сконструировать ситуации для сценария.
Энциклопедии и книги. В них можно найти примеры, устные пересказы событий или закономерности, которые можно обыграть в сценарии.
Другие люди и сам автор. Это самый важный, но сложный в работе источник. При исследовании конкретной темы помогут разговоры с участниками и очевидцами событий, а также с экспертами. Но и в житейском общении можно увидеть сюжет — в историях друзей и знакомых или в случайно услышанной байке. Для этого стоит настроить тот самый фильтр на поиск элементов сюжета, жанра или героя.
Так, в сценарном подкасте «Поэпизодный клан» приводят пример норвежского сериала, который снимали для аудитории 19-летних зрителей. Чтобы погрузиться в тему, авторы задавали людям этого возраста вопросы. Но от экзистенциальных тем — вроде «Чего ты хочешь в жизни?» — те закрывались. Поэтому сценаристы спрашивали простые вещи: «Что ты делала вчера?», «Куда пойдёшь завтра?», «Во что оденешься?» и так далее.
Наконец, историю можно разглядеть в собственном прошлом, своих поступках и переживаниях. Так, соавтор мелодрамы «Ещё один год» (2013) и хитовой драмы «Верность» (2019) Любовь Мульменко признавалась, что для этих историй многое взяла из своих отношений.
Алексей Караулов
— Опыт взаимодействия с другими людьми, постоянной рефлексии, какого-то самокопания и анализа своего прошлого — это тоже часть работы и поле для поиска. Быть сценаристом иногда немножко болезненно. Зато такие истории будут максимально правдоподобны.
Как проводить ресёрч
Исследование не только помогает набрать фактов для сценария, но и освобождает фантазию. Когда ты знаешь, о чём пишешь, не нужно выдумывать что-то уникальное.
Определите границы. Чтобы ресёрч не стал поводом для прокрастинации, сформулируйте, что конкретно хотите исследовать. Для общего ресёрча желательно знать тему, о которой вы хотите писать, — например, первое путешествие человека в космос или убийство. Для нацеленного — записать вопросы, на которые нужно найти ответ. Двигаясь к цели, вы поймёте, насколько стоит детализировать свои знания. Без рамок можно потерять время на бесцельный сёрфинг.
Разработайте систему. Конечно, можно смотреть всё подряд. Но полезно иметь список статей, видео и других материалов, которые собираетесь изучить. В него можно добавлять новые источники по мере поступления. Так, Константин Майер советует вначале выписать всё, что ты знаешь по выбранной теме, — это поможет определить слепые пятна, которые нужно исследовать.
Выделите время на погружение. Многие сценаристы советуют дать себе срок, в течение которого вы будете заниматься темой. Можно делать заметки по ходу дела, но даже без них в сознании будут созревать мысли о сюжете и персонажах. Это время, когда не нужно себя подгонять и требовать многого. Но всё же стоит ограничить период ресёрча — например, дать себе один-два месяца. А потом начать работу.
Если сведений из интернета не хватает, ищите другие источники. Библиотеки и архивы могут хранить документы, которых больше нигде нет: книги, дневники, стенограммы и хроники.
Общайтесь с людьми. Чтение и видео — отличный способ что-то узнать. Но никто не подскажет так много деталей, как люди, погружённые в тему. Тем более если вы изучаете иностранные источники, а писать будете о российской действительности. Полиция в России работает иначе, чем в США. То же касается многих других сфер. Так что лучше всего пообщаться с экспертами. Ищите их в телеграм-каналах и в соцсетях. На крайний случай попробуйте познакомиться на рабочем месте.
Не стремитесь к абсолютной достоверности. Важно впитывать новую информацию, даже если она разрушает первоначальный замысел. В то же время, кино — это всегда условность. Полицейские в реальной жизни не могут официально допросить человека без заполнения протокола, ведь к делу нужно приобщить документ. В фильмах мы видим такое крайне редко.
Конечно, вам нужна некая степень достоверности в устройстве мира и поведении персонажей. Но на первом месте должна быть сама история. Если факты мешают драматургии, возможно, их следует опустить или подогнать под сценарий. Скажем, в культовом сериале HBO «Чернобыль» есть персонаж учёной Ульяны Хомюк. В реальности такой женщины не существовало: это собирательный образ советских учёных. Но важно, что создатели решились на такой ход лишь после тщательного исследования материала.
Читайте также:
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс