21 самая необычная джаз-песня
Эта подборка понравится и панкам, и рейверам, и рэперам.
Фото: Brian Feinzimer / Getty Images
Если у вас вдруг есть стереотип о джазе как о скучной музыке, которая всегда звучит одинаково, то мы хотим его разрушить. В этой подборке мы вспомним исполнителей из необычных направлений джаза, а также приверженцев других жанров, которые много из джаза заимствовали.
Читайте также:
Concierto de Aranjuez: Adagio — Miles Davis
Жанр: третье течение
Год: 1960
Майлз Дэвис — один из главных людей в истории джаза, который за свою долгую карьеру перепробовал много жанров. Пожалуй, самой необычной его работой стал альбом Sketches of Spain. В нём Дэвис экспериментирует с жанром Third stream — совмещением джаза и академической музыки.
Ради идеально выверенных оркестровых партий Дэвис почти отказался от импровизаций. В альбоме использованы вариации испанских композиторов, фламенко и народные песни.
Machine Gun — Peter Brotzmann
Жанр: фри-джаз
Год: 1968
Экспериментаторов особо привлекал фри-джаз — жанр, который отказался от традиционной ритмики и тональной организации в пользу импровизации.
Немец Петер Брёцман выкрутил звук инструментов до максимума: три тяжёлых и резких саксофона, ударные, которые долбят как в хард-роке, стены шума и общее ощущение индустриального апокалипсиса.
Facelift — Soft Machine
Жанр: кентерберийская сцена
Год: 1970
Среди групп прогрессивного рока выделилась так называемая кентерберийская сцена, возникшая в британском городе Кентербери. Лидерами этого поджанра стала Soft Machine.
Рок и джаз в их творчестве совмещаются в одинаковых пропорциях: строгая организация прогрессивного рока не мешает джазовой импровизации. Хотя Soft Machine начинала с простых и коротких песен, со временем группа пришла к эпичным 20-минутным монстрам, которые дают по полной проявить талант инструменталистов.
Journey In Satchidananda — Alice Coltrane
Жанр: спиритуал-джаз
Год: 1971
Исполнители спиритуал-джаза добавляли элементы традиционной музыки Африки и Азии. Элис Колтрейн, помимо саксофона и фортепиано, использовала колокольчики, арфу и индийский струнный инструмент, который называется танпура.
Песня Journey In Satchidananda медитативна, а её основу составляет трёхнотный перебор на танпуре, вокруг которого развиваются саксофоны и бас. Песня посвящена Свами Сатчидананде — буддистскому учителю для Колтрейн и кумиру многих хиппи, особенно после его выступления на Вудстоке.
The Revolution Will Not Be Televised — Gil Scott-Heron
Жанр: джазовая поэзия
Год: 1971
Джаз, как и другие афроамериканские жанры, попал в ДНК хип-хопа — не зря рэперы так часто семплируют его. Среди агентов влияния особо выделяется поэт Гил Скотт-Херон. В песне The Revolution Will Not Be Televised он декларирует свои стихи на бодрый джаз-фанковый ритм — это один из классических примеров проторэпа.
Лабиринт — Георгий Гаранян и ансамбль «Мелодия»
Жанр: джаз-фьюжн
Год: 1974
«Мелодия» играла достаточно традиционную для середины семидесятых смесь джаза и рока: длинные песни, продолжительные соло и богатый инструментарий. Что отличает ансамбль Гараняна, так это необыкновенно брутальные гитары, которые дадут фору многим металлистам тех лет. В начале песни звучит быстрый и тяжёлый запил, достойный треков Deep Purple.
Ronde — Univers Zero
Жанр: цойль
Год: 1977
Цойль — это своеобразный ответ кентерберийской сцене из Франции и Бельгии, только более странный и фантасмагорический. Группы больше акцентировались на ритме, нежели на соло, а к року добавляли самый авангардный джаз и элементы классической музыки. Для цойля характерен маршевый ритм, непривычное звучание инструментов и готическая атмосфера.
The Contortions — James Chance & The Contortions
Жанр: панк-джаз
Год: 1978
Джеймс Ченс — представитель авангардного панка из Нью-Йорка, группы которого играли атональные риффы на очень шумных гитарах, наплевав на традиционную песенную структуру. The Contortions на фоне ноу-вейверов выделились ещё сильнее, добавив в общий коктейль грубый саксофон.
Papa's got a brand new pigbag — Pigbag
Жанр: дэнс-панк / панк-джаз / фанк-рок
Год: 1981
Ещё больше экспериментировали группы пост-панка. Если звук Contortions можно определить как просто ноу-вейв + саксофон, то у Pigbag панк, джаз и фанк смешаны в настолько причудливых пропорциях, что песню сложно отнести к определённому жанру.
О чём можно сказать уверенно, так это о том, что у британцев получилась одна из самых необычных и весёлых песен для танцев за все восьмидесятые. Ну и семпл в хите нулевых от Алекса Гаудино это только подчёркивает.
What Goes Around — Shadowfax
Жанры: нью-эйдж / джаз
Год: 1986
Со спиритуал-джазом плотно связано движение нью-эйджа, которое нашло воплощение и в музыке: спокойные композиции для медитации с лёгким налётом экзотической музыки. Shadowfax применили такой подход к джазу, не забыв про целую россыпь инструментов, особенно перкуссионных (гонг, маримба, ксилофон, мбира) и духовых (флейта, окарина). Музыка Shadowfax поддерживает тренд на лёгкий и лаунжевый джаз, который тогда был популярен.
Reanimator — Naked City
Жанр: джазкор
Год: 1990
Очень авангардная группа саксофониста Джона Зорна смешивала всё и вся, зачастую в пределах одной песни. Больше всего их прославило сочетание джаза и грайндкора — крайне экстремального панк-метала. Для грайндкора характерны очень быстрые и короткие песни, атональные риффы, адовый перегруз гитар и примитивные мелодии.
Зорн в эту густую смесь добавил быстрый и нервный саксофон, звучащий не менее агрессивно, чем гитары. Но делать только так ему было скучно. Например, песня Reanimator начинается с джазкора, а потом переходит в спокойный саундтрек для лаунж-бара.
Mellow My Man — The Roots
Жанр: джаз-рэп
Год: 1994
Многие рэперы читают под джазовые биты, но обычно для этого хватает битмейкера, который соберёт интересные отрывки из старых песен и положит их на ударные. The Roots пошла дальше — это одна из немногих групп, играющая на инструментах и сочиняющая оригинальную музыку.
И в студии, и на концертах группа использует живые инструменты: ударные, бас, клавишные, саксофон, трубу, тубу. Сейчас в их составе 12 человек, из которых не играет только один — главный солист Black Thought.
F Jam — Adam F
Жанр: джазстеп
Год: 1996
Джазстеп — это подвид драм-н-бейса. Многие диджеи пытались сделать его «интеллигентную» версию, которую можно было бы слушать не только на рейве, но и дома. Adam F выпустил одну из первых композиций в жанре, в которой было ощутимое влияние джаза. Здесь есть живые бас, труба, саксофон и бонго.
Yérélélé — Momo Wandel Soumah
Жанр: афроджаз
Год: 1999
Всё богатство африканского джаза не покроешь и в целой подборке, но хочется представить хоть что-то. Гвинейский джазмен Сума многое берёт из народной музыки: переборы струнных, ксилофон, который не только задаёт ритм, но и солирует вместе с саксофоном. Музыкант сам же и поёт, отдавая дань памяти песенным традициям Гвинеи.
The Unnamable — Musica Cthulhiana
Жанр: дарк-джаз
Год: 2003
Дарк-джаз — пожалуй, одно из главных направлений в андерграунде. Загадочные готы, любители кладбищеской эстетики, мистики, ищущие трансцендентного опыта, — дарк-джаз для них. Это мрачная и очень медленная музыка, в которой не осталось места для технических изысков старого джаза. Только гипнотический ритм и траур, а также атмосфера ужаса из произведений Говарда Лавкрафта.
Triesta — Boris Kovac & La Campanella
Жанр: джипси-джаз
Год: 2005
В джаз пришли и романсы балканских цыган. Как и положено душевным песням, они невозможны без классической гитары и аккордеона. Нежность и танцевальность, одиночество и коллективность, при этом никаких ударных, зато есть элегичный саксофон Бориса Ковача.
Catgroove — Parov Stelar
Жанр: электро-свинг
Год: 2013
Наверное, это главный диджей в электро-свинге — жанре, который из-за сочетания ретро и модерна был популярен у хипстеров на стыке 2000-х и 2010-х. Parov Stelar берёт танцевальные стили середины прошлого века и превращает их в модный и стильный хаус, идеально вписывающийся в современные танцполы.
Конечно, в этой музыке много семплов. Например, в треке Catgroove использованы отрывки сразу из трёх хитов 1930-х — Эллы Фицджеральд, Бенни Гудмена и Сиднея Беше.
Never Catch Me — Flying Lotus
Жанры: джаз-рэп / футворк
Год: 2014
Продюсер Flying Lotus (Стивен Эллисон) — дальний родственник Элис Колтрейн. С учётом этого ещё интереснее посмотреть, как далеко Стивен смог увести джаз от корней. FlyLo смешивает джазовые фортепиано и бас, хип-хоповый ритм и агрессивные брейки со слегка «резиновым» звуком, характерным для танцевального жанра футворк.
Will You Sing — Kamasi Washington
Жанр: симфонический джаз
Год: 2017
Из современных джазменов критики едва ли не больше всего почитают Камаси Вашингтона. К тому очень располагает его стиль с длинными композициями, эпичными партиями и огромным количеством сессионных музыкантов — там целый оркестр. При этом Вашингтон пишет не приторно пафосную, а очень личную и духовную музыку.
Heavyweight Sinner — Loure
Жанр: фьюче-джаз
Год: 2020
В творчестве Loure элементы прошлого и будущего смешались так плотно, что не всегда можно отличить, где настоящие инструменты, а где синтезированные. Впрочем, их уже не отделить друг от друга — джаз будущего будет именно таким, элегантным и компьютерным, но при этом живым, а не механистичным и повторяющимся.
Technicolour — The Comet Is Coming
Жанр: космический джаз
Год: 2022
Один из многочисленных проектов лондонского новатора Шабаки Хатчингса. Все его группы объединены мощными и энергичными партиями саксофона, однако Шабака постоянно находит тем необычное обрамление. В песнях The Comet Is Coming джазовая классика обволакивается густым слоем синтезаторов, которые создают атмосферу одинокого полёта через космос на сверхсветовой скорости. Технологичность, загадочность, инаковость — всё воедино.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс