Золотые львы: 15 недавних победителей Венецианского кинофестиваля
Четырёхчасовой филиппинский фильм, мрачный «Джокер» и шедевр Сокурова.


Фото: Ernesto Ruscio / Getty Images
27 августа 2025 года стартовал 82-й Венецианский кинофестиваль. На масштабном смотре покажут новые фильмы Йоргоса Лантимоса, Гильермо дель Торо, Джима Джармуша и Оливье Ассайаса, а раздавать награды будет жюри под предводительством режиссёра Александра Пэйна.
Кинокритик Егор Шеремет пересмотрел 15 последних картин — лауреатов «Золотого льва» чтобы разобраться, какие фильмы навсегда останутся в истории, а какие получили главный приз Венеции исключительно за «красивые глаза».
Список составлен от худших фильмов к лучшим. Среди победителей нашлось место:
- кинокомиксу в стиле фильмов Мартина Скорсезе;
- чёрно-белой драме о буднях обычной мексиканской семьи;
- жуткому корейскому фильму о коллекторе-садисте;
- смелой драме о сложном выборе одной девушки;
- шедевру современного российского кинематографа.
2019-й: «Джокер»
Рейтинг IMDb: 8,3
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0
Дата выхода: 31 августа 2019 года
Страны: США, Канада, Австралия
Режиссёр: Тодд Филлипс
В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой

Решение жюри 76-го Венецианского кинофестиваля вручить «Золотого льва» «Джокеру» Тодда Филлипса — фарс столетия. Кинокомикс режиссёра «Мальчишника в Вегасе» ощущается как дешёвый закос под «Таксиста» Мартина Скорсезе: Филлипс украл у культового фильма и сеттинг бандитского Нью-Йорка, и образ главного героя — психопата.
Ядовитая цветокоррекция, сомнительная мораль и надоедливо «уникальный» перформанс Хоакина Феникса превратили «Джокера» в ярмарку голливудского тщеславия — подобное кино стоит награждать на «Оскаре», а не на престижном авторском кинофестивале.
Какой фильм должен был победить: «Мартин Иден» Пьетро Марчелло — смелое переосмысление классической книги Джека Лондона.

Читайте также:
2010-й: «Где-то»
Рейтинг IMDb: 6,3
Рейтинг «Кинопоиска»: 5,9
Дата выхода: 3 сентября 2010 года
Страны: США, Великобритания, Италия, Япония, Франция
Режиссёр: София Коппола
В ролях: Стивен Дорфф, Эль Фаннинг, Мишель Монахэн, Крис Понтиус

Режиссёр София Коппола решила закрепить двойной успех своих фильмов «Трудности перевода» и «Мария-Антуанетта» камерной драмеди «Где-то» с актёрами Стивеном Дорффом и Эль Фаннинг в главных ролях. Получилось, казалось бы, на пять с плюсом — фильм получил главный приз Венецианского кинофестиваля.
Но спустя пятнадцать лет после премьеры «Где-то» выбор жюри под предводительством Квентина Тарантино кажется странным. Безликое инди-кино о мерзком актёре и его милой дочке не просто не выделяется на фоне схожих фильмов начала 2010-х, а проигрывает им во всём. Если бы не «Золотой лев», о ленте Копполы не вспоминали бы даже её поклонники.
Какой фильм должен был победить: «Овсянки» Алексея Федорченко — луч софита, направленный на малоизученный народ мери.
2022-й: «Вся красота и кровопролитие»
Рейтинг IMDb: 7,5
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1
Дата выхода: 3 сентября 2022 года
Страны: США
Режиссёр: Лора Пойтрас
В ролях: Нэн Голдин, Меган Каплер, Марина Берио

Фотограф Нэн Голдин, ставшая лицом антиопиодного активизма, заслуживала своего фильма. Из истории долгой борьбы художницы с влиятельной фармацевтической компанией Purdue Pharma можно было спокойно сделать драматическое кино. Но режиссёр Лора Пойтрас выбрала другой подход — сняла документальный фильм, и он стал триумфатором 79-го Венецианского кинофестиваля.
К несчастью, фильму Пойтрас не хватило оригинальности: режиссёр использовала архивные фотографии из жизни Голдин и съёмки современных протестов, но сложносочинённое произведение упорно не создавало единого образа. Удивительная карьера Голдин оказалась выброшена на обочину политических амбиций Пойтрас. Документалка «Вся красота и кровопролитие» получила «Золотого льва» по идейным соображениям — Пойтрас даже не попыталась совершить революцию в документальном кино.
Какой фильм должен был победить: «Тар» Тодда Филда — сногсшибательный перформанс Кейт Бланшетт и важный комментарий об опасностях психологического насилия.
2024-й: «Комната по соседству»
Рейтинг IMDb: 6,8
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,0
Дата выхода: 2 сентября 2024 года
Страны: Испания, США, Франция
Режиссёр: Педро Альмодовар
В ролях: Джулианна Мур, Тильда Суинтон, Джон Туртурро, Алессандро Нивола

Первый «Золотой лев» попал в копилку испанца Педро Альмодовара случайно — на победу эстетской мелодрамы «Комната по соседству» с Джулианной Мур и Тильдой Суинтон не ставили даже самые преданные адепты стиля режиссёра. Но история о новом витке дружбы двух давних подруг настолько впечатлила жюри во главе с актрисой Изабель Юппер, что картине вручили главный приз фестиваля.
Трудно отделаться от мысли, что «Комната по соседству» получила «Золотого льва» исключительно благодаря заслугам самого Альмодовара. Новая работа мастера стильных мыльных опер ничем не отличается от его последних фильмов — да, картина стала его дебютом в англоязычном кинематографе, но выигрышная формула предыдущих работ Альмодовара осталась прежней.
Какой фильм должен был победить: «Бруталист» Брэйди Корбета — тонкое размышление о природе памяти и важности истории.
2015-й: «Издалека»
Рейтинг IMDb: 6,5
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,0
Дата выхода: 10 сентября 2015 года
Страны: Венесуэла, Мексика
Режиссёр: Лоренсо Вигас
В ролях: Альфредо Кастро, Луис Сильва, Херико Монтилья

«Издалека» венесуэльца Лоренсо Вигаса — самый скромный обладатель «Золотого льва». Трогательная драма о странной дружбе обеспеченного бизнесмена и трудного подростка провела весь смотр в тени более громких премьер: «Девушек из Дании», «Франкофонии» и «Собачьего сердца», — никто и подумать не мог, что жюри во главе с режиссёром Альфонсо Куароном выдаст главный приз этой трагедии в пастельных тонах.
Конечно, жюри стоит похвалить за смелое решение, но «Издалека», к сожалению, это не помогло: фильм практически никто не помнит, а в России его даже не выпустили в широкий прокат. Полнометражный дебют Вигаса — это хорошее, пусть и намеренно невзрачное кино.
Какой фильм должен был победить: «Аномализа» Чарли Кауфмана и Дьюка Джонсона — за прорывную кукольную анимацию.
2009-й: «Ливан»
Рейтинг IMDb: 6,9
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,5
Дата выхода: 8 сентября 2009 года
Страны: Израиль, Франция, Германия, Великобритания
Режиссёр: Самуэль Маоз
В ролях: Йоав Донат, Итай Тиран, Ошри Коэн

Военная драма израильского режиссёра Самуэля Маоза — неуютное и очень провокационное кино. Мы видим историю Первой ливанской войны глазами молодых солдат, «замурованных» внутри бронированного танка. Режиссёр запускает зрителей в клаустрофобное пространство бронированной машины, показывая зверства войны исключительно через грязную линзу перископа.
В 2025 году «Ливан» производит двойственное впечатление. С одной стороны, изобретательный сеттинг превращает картину в редкий пример по-настоящему авторского триллера. А с другой — чрезмерно патриотический подтекст фильма кажется напыщенным.
Какой фильм должен был победить: «Мой сын, мой сын, что ты наделал» Вернера Херцога, упорно не желающего соответствовать законам современного кинематографа.
2018-й: «Рома»
Рейтинг IMDb: 7,6
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,2
Дата выхода: 30 августа 2018 года
Страны: Мексика, США
Режиссёр: Альфонсо Куарон
В ролях: Ялица Апарисио, Марина де Тавира, Диего Кортина Отри

Триумф Альфонса Куарона и его чёрно-белой семейной саги предсказывали ещё до начала фестиваля. Дело в том, что председателем жюри назначили соотечественника режиссёра — мексиканца Гильермо дель Торо. Конечно, говорить о предвзятости автора «Лабиринта фавна» не стоит: история обычной семьи была снята настолько стильно, что перед её очарованием не устояли бы и представители других национальностей.
Талантливо снятое кино от Netflix слишком настойчиво давило на чувства зрителей — было трудно отделаться от мысли, что Куарон пытался выдавить у смотрящего слезу. К тому же в 2018 году за «Золотого льва» боролись множество смелых фильмов, на фоне которых «Рома» выглядел уж слишком безопасным выбором.
Какой фильм должен был победить: «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка — честный взгляд на сложный исторический период.
2023-й: «Бедные-несчастные»
Рейтинг IMDb: 7,8
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,6
Дата выхода: 1 сентября 2023 года
Страны: Ирландия, Великобритания, США, Венгрия
Режиссёр: Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало

В 2011 году греческий режиссёр Йоргос Лантимос привёз на Венецианский кинофестиваль фильм «Альпы». Картина получила только приз за лучший сценарий, заслуженно проиграв великому «Фаусту» Александра Сокурова. Спустя 12 лет Лантимос вернулся в Венецию. И увёз с собой «Золотого льва».
«Бедные-несчастные» — странное кино. Главные роли в сюрреалистической фантазии Лантимоса играют именитые актёры (Эмма Стоун, Уиллем Дефо), но почти порнографическая история о взрослении маленькой девочки больше напоминает удачный фестивальный эксперимент, а не типичную голливудскую драму.
Какой фильм должен был победить: «Бедные-несчастные» или «Зло не существует» Рюсукэ Хамагути — за радикальный экоактивизм.
2021-й: «Событие»
Рейтинг IMDb: 7,4
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,8
Дата выхода: 11 сентября 2020 года
Страны: Франция
Режиссёр: Одри Диван
В ролях: Анамария Вартоломеи, Кейси Моттет Кляйн, Сандрин Боннер

Второй полнометражный фильм Одри Диван взял венецианский конкурс штурмом. История студентки, решившей пойти против французских законов о запрете абортов, прекрасно работала и как политическая агитация, и как художественный фильм. Диван сняла удивительно эстетичное кино, уделив особое внимание композиции кадра и тёплой, почти пастельной цветокоррекции.
Кино, которое открыто защищает базовые права человека, априори не может быть плохим. В основном конкурсе 78-го Венецианского кинофестиваля были фильмы посильнее, но решение председателя жюри Пон Джунхо не хочется критиковать — Диван получила своего первого «Золотого льва» вполне заслуженно.
Какой фильм должен был победить: «Событие» или «Дыра» Микеланджело Фраммартино — за великолепную работу оператора Ренато Берта.
2020-й: «Земля кочевников»
Рейтинг IMDb: 7,3
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,2
Дата выхода: 5 сентября 2021 года
Страны: США, Германия
Режиссёр: Хлоя Чжао
В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Дэвид Стрэтэйрн, Гэй ДеФорест

Режиссёр Хлоя Чжао приехала в Венецию аутсайдером, а уехала триумфатором. Инди-фильм о жизни современных кочевников поразил жюри реализмом, гуманистическим посылом и тонкой игрой Фрэнсис Макдорманд. Хотя некоторые сцены «Земли кочевников» сняты по всем лекалам современного Голливуда, авторский взгляд Чжао просвечивал даже сквозь знакомые сценарные уловки.
Победа на фестивале раскрутила маховик интереса к фильму — на «Оскаре» 2021 года картина Чжао взяла три статуэтки: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» и «Лучшая актриса первого плана» (Макдорманд).
Какой фильм должен был победить: «Земля кочевников» — до обидного редкий пример универсального гуманизма.
2012-й: «Пьета»
Рейтинг IMDb: 7,1
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,3
Дата выхода: 4 сентября 2012 года
Страны: Южная Корея
Режиссёр: Ким Кидук
В ролях: Чо Минсу, Ли Джонджин, У Гихон

Бескомпромиссная «Пьета» — самый провокационный обладатель «Золотого льва». Корейский режиссёр Ким Кидук сделал героем своего фильма настоящего морального урода — коллектора Ли Гандо, который унижает женщин-должников с улыбкой на лице. Страшный фильм об издевательствах над кореянками спровоцировал настоящий скандал — критикам не понравилось обилие извращённых порнографических сцен.
Но председатель жюри Майкл Манн увидел в работе Ким Кидука смелый кинематографический эксперимент: «Пьета» получила не только главный приз, но и «Малого золотого льва». Спустя 13 лет решение американского режиссёра остаётся справедливым — сложное кино заслуживает наград. Даже если досмотреть его до конца смогут лишь единицы.
Какой фильм должен был победить: «Пьета» — страшный фильм о страшном человеке.
2016-й: «Женщина, которая ушла»
Рейтинг IMDb: 7,1
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,8
Дата выхода: 9 сентября 2016 года
Страны: Филиппины
Режиссёр: Лав Диас
В ролях: Чаро Сантос-Консио, Джон Ллойд Крус, Майкл де Меса

Режиссёр Лав Диас шокировал фестивальную публику с начала 2000-х — в своих чёрно-белых фильмах режиссёр смело вскрывал проблемы современных Филиппин. И делал это с размахом: фильм «Женщина, которая ушла» длится аж 226 минут. Трагичная история о женщине, которая провела тридцать лет в тюрьме из-за ошибки, вгоняет зрителя в подобие транса. Длинные кадры и неторопливое развитие сюжета погружают в суровые реалии жизни при полицейском беспределе.
Британскому режиссёру Сэму Мендесу, который возглавлял жюри в том году, впору ставить памятник — он не поддался голливудскому обаянию «Ла-Ла Ленда» и вручил «Золотого льва» фильму Диаса. Заслуженный приз превратил филиппинского режиссёра в звезду авторского кино — тем более что в этом же году Диас получил на Берлинале премию Альфреда Бауэра за восьмичасовую «Колыбельную о скорбной тайне».
Какой фильм должен был победить: «Женщина, которая ушла» — длинный, но захватывающий срез филиппинской жизни.
2013-й: «Священная римская кольцевая»
Рейтинг IMDb: 6,3
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,0
Дата выхода: 5 сентября 2013 года
Страны: Италия
Режиссёр: Джанфранко Рози

На 70-м Венецианском кинофестивале случилось невозможное — впервые в истории «Золотого льва» выиграл документальный фильм. «Священная римская кольцевая» режиссёра Джанфранко Рози — это меланхоличный портрет жителей древнего города, обитающих вокруг шумной кольцевой автомагистрали.
Ироничные сценки из быта обычных людей показывают жизнь современной Италии точнее, чем тысячи сводок новостей. Режиссёр смиренно наблюдает за работой рыбаков, врачей, за жизнью зажиточных итальянцев: перед его камерой равны все. Документальная лента Рози — возможно, лучший итальянский фильм этого века. Неудивительно, что председатель жюри Бернардо Бертолуччи отдал приз в руки соотечественника.
Какой фильм должен был победить: «Священная римская кольцевая» — оригинальный взгляд на судьбы современных европейцев.
2014-й: «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
Рейтинг IMDb: 6,9
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,4
Дата выхода: 2 сентября 2014 года
Страны: Швеция, Германия, Норвегия, Франция, Дания
Режиссёр: Рой Андерссон
В ролях: Нилс Вестблом, Хольгер Андерссон, Пер Бергквист

Фабула фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» предельно проста: парочка шведских торговцев бродит по странному городу, постоянно попадая в забавные передряги. Режиссёр Рой Андерссон выстроил фильм из небольших скетчей, которые не двигают сюжет, а лишь создают сюрреалистичную атмосферу.
Фильм с длинным названием оказался той самой «белой вороной» венецианского конкурса, о которой было невозможно не говорить: уникальный стиль Андерссона покорил и критиков, и жюри. Даже 11 лет спустя инновационный «Голубь» продолжает терзать умы поклонников необычного кинематографа: загадочный фильм упорно сопротивляется любому анализу.
Какой фильм должен был победить: «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» — сюрреалистичная фреска с приличной дозой чёрного юмора.
2011-й: «Фауст»
Рейтинг IMDb: 6,5
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,7
Дата выхода: 8 сентября 2011 года
Страны: Россия, Германия, США, Франция, Япония, Великобритания, Италия
Режиссёр: Александр Сокуров
В ролях: Йоханнес Цайлер, Антон Адасинский, Ханна Шигулла

«Фауст» Александра Сокурова — фильм-притча, фильм-видение, фильм-шедевр. Смелая интерпретация поэмы Иоганна Вольфганга фон Гёте стала главным подвигом русского кинематографиста. Председатель жюри Даррен Аронофски настолько расчувствовался от увиденного, что назвал «Фауста» фильмом, который навсегда изменил его жизнь.
Вообще, победа Сокурова на 68-м кинофестивале в Венеции ощущается как маленькое чудо. Основной конкурс был переполнен сильными картинами: за «Золотого льва» боролись «Стыд», «Шпион, выйди вон!», «Опасный метод» и «Альпы». Славно, что статуэтка всё же уехала в Россию.
Какой фильм должен был победить: «Фауст» — экранизация, ломающая законы литературы и кинематографа.