Скидки до 55% и 3 курса в подарок 0 дней 09 :23 :01 Выбрать курс
Кино
#статьи

Мокьюментари о редакции медиа: стоит ли смотреть сериал «Газета»

Спорный спин-офф «Офиса» с юмором и любимыми клише.

Кадр: фильм «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

4 сентября на стриминговом сервисе Peacock состоялась премьера сериала о жизни редакции городской газеты, которая переживает не лучшие времена. События шоу разворачиваются во вселенной сериала «Офис», который выходил с 2005 по 2013 год. Кинокритик Тимур Алиев подсмотрел за работой редакции Toledo Truth Teller, чтобы написать рецензию на сериал про газету на фоне торжества алгоритмов, кликов, лайков и репостов.

В этой статье мы рассказываем:


Что происходит в сериале

Зрители знакомятся с редакцией газеты Toledo Truth Teller (TTT). Некогда влиятельное издание, в котором работали сотни журналистов, теперь влачит жалкое существование — долги копятся, люди уходят, а аудитория печатного медиа катастрофически падает. Немногочисленная редакция занимает небольшой угол офисного здания. Сотрудники газеты публикуют лишь перепечатки федеральных новостей и результаты спортивных матчей.

Редакцию Toledo Truth Teller берут под прицел документалисты, которые ранее снимали сотрудников бумажной компании Dunder Mifflin для сериала «Офис». Теперь команда операторов фиксирует жизнь работников TTT для создания документального кино. Dunder Mifflin уже несколько лет как поглотила компания Enervate — производитель туалетной бумаги. Она же является и владельцем редакции TTT.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

Enervate назначает новым главным редактором TTT Неда Сэмпсона (Донал Глисон) — журналиста по образованию, но работавшего лишь продавцом туалетной бумаги.С первых же дней Сэмпсон отличается на новом месте стремлением заниматься «настоящей журналистикой». Из-за этого он вступает в конфликт с управляющим редактором, Эсмеральдой Гранд (Сабрина Импаччаторе): она ратует за стабильность и подчинение медиа алгоритмам поисковых и социальных сетей. Поэтому Эсмеральда активно саботирует любые изменения Неда в работе коллектива.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

Постепенно зрители знакомятся и с другими сотрудниками редакции. Среди них — наборщица Мейр (Челси Фрай), менеджер по продаже рекламы Дитрих (Мелвин Грегг), бухгалтер и репортёр Аделола (Гбемисола Икумело). Выделяется знакомый фанатам «Офиса» Оскар Мартинес — актёр Оскар Нуньес вернулся к роли бухгалтера Dunder Mifflin, который сменил род деятельности и в редакции «Газеты» ведёт раздел культуры и досуга.

Каждый из десяти эпизодов построен примерно по одной схеме. Происходит некое событие — матч школьной команды, малозначимый спор в менеджменте газеты, конфликт в мэрии, расследование кибермошенничества. Члены редакции начинают раздувать случившееся с драматизмом уровня федерального скандала. Камеры документалистов в это время фиксируют происходящее: получается набор скетчей с наигранными паузами и проблесками энтузиазма.

Время от времени герои сериала, сидя на стуле, говорят напрямую в камеру, общаясь с документалистами. Мейр, например, жалуется на жёсткие дедлайны, которые ставит начальство. Дитрих сокрушается по поводу падения стоимости рекламы в печатных СМИ. Оскар обсуждает стандарты профессиональной этики, периодически вспоминая нюансы их отношений с Майклом Скоттом.

Магистральный сюжет заключается в том, что Сэмпсон пытается спасти Toledo Truth Teller от полного закрытия, перепридумывая темы и форматы, публикуемые в газете. Некоторые эпизоды топчутся на месте, не двигая основную историю.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

Можно сказать, что в этом отчасти заключается художественный метод. Неловкости и фейлы, оговорки и опечатки, громкие падения и редкие эпизоды реабилитации героев в отражении зеркала — из этого складывается цеховая повседневность редакции TTT.

Кто в ответе за спин-офф

Шоураннеры «Газеты» — Грег Дэниелс и Майкл Коман. Дэниелс отвечал за адаптацию британского «Офиса» в Америке. Коман известен зрителю по шоу «Нэйтан спешит на выручку», ставшему в некотором роде фундаментом сериала «Репетиция» с Нэйтаном Филдером.

«Газета» увидела свет по нынешним временам довольно быстро. Как правило, продакшен зарубежных сериалов в последнее время занимает по полтора-два года. В случае с «Газетой» справились быстрее: первый анонс состоялся в январе 2024 года, а летом уже начались съёмки. За несколько дней до премьеры первого сезона сериал продлили на второй. Продление нового сериала до его релиза — большая редкость. Вероятно, повлияло наличие у Дэниелса идей для продолжения и уверенность боссов NBCUniversal в шоураннере.

Создатели решили следовать формату «Офиса»: «Газета» — тоже классический мокьюментари. Операторы фиксируют будни героев с элементами прямого вторжения, будь то прямые интервью или съёмки персонажей тайком. Документальная достоверность сочетается с комедией. На главную роль позвали Донала Глисона, звезду «Бойфренда из будущего» и «Звёздных войн». Актёр известен в первую очередь по ролям в драматических проектах (сериалы «Пациент», «Беги»). В «Газете» он раскрывает свой комедийный потенциал, как и Сабрина Импаччаторе, которая стала популярной после роли в драме «Белый лотос» (там она играет Валентину — чуткого менеджера, способного легко справиться со всеми капризами постояльцев во втором сезоне).

Что в «Газете» получилось

Всякий раз, когда киноиндустрия пытается реанимировать классику — золотую или, как в случае с «Офисом», новообретённую (сериал завершился в 2013 году, сравнительно недавно), — становится тревожно. Один из сравнительно недавних зарубежных примеров — ремейк «Охотников за привидениями» 2016 года, который и критики, и зрители встретили одинаково прохладно.

В случае с «Газетой» происходит нечто похожее, но с поправкой на авторов. Всё-таки к спин-оффу приложили руку отцы-основатели — это делает проект более легитимным в глазах фан-базы. Формат мокьюментари работает так же изящно, как и в «Офисе»: камеры документалистов не следуют за героями по пятам 24/7, периодически выпуская их за «границу кадра».

Сразу обращаешь внимание на операторскую работу, которая мастерски воссоздаёт атмосферу угасающей провинциальной прессы. В пустынных коридорах некогда величественной редакции теперь гуляет ветер, а старые кабинеты с обшарпанными стенами завалены старыми номерами газеты.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

В лучшие моменты «Газета» ловит те самые «невидимые» моменты, когда персонажи думают, что их никто не снимает. Это и неловкие паузы в ответах на вопросы, и кратковременные позы мыслителя в ожидании горячего кофе, и задержавшийся на коллеге взгляд, преисполненный положительной или отрицательной эмоцией.

Донал Глисон притягивает внимание с первых минут сериала. Его Нед Сэмпсон — звезда и сердце «Газеты». Человек, который, по его словам, «предпочёл бы оставаться Кларком Кентом, а не Суперменом, поскольку это в разы благороднее». Ждать от него гипертрофированной карикатурности, свойственной Майклу Скотту в первых сезонах «Офиса», не стоит: этот главред другой формации. Нед — идеалист, отстаивающий принципы независимой журналистики. С его приходом в редакции появляются ежедневные утренние брифинги, раздел «Расследования» вместо перепечаток федеральных новостей и строгий учёт читательского отклика. По вечерам в TTT начинают проводиться разборы полётов, где не только обсуждают ошибки журналистов, но и разгоняют темы для новых сюжетов.

Впечатляет и актёрский диапазон Сабрины Импаччаторе, воплощающей образ циничного и крайне эмоционального ветерана редакции. Первую половину сезона её Эсмеральда конфликтует с Недом, который, по её мнению, занял место, которое предназначалось ей.

Химия, которая рождается из этого противостояния, составляет львиную долю гэгов сезона. Столкновение позиций персонажей позволяет по-новому взглянуть на подходы к современной журналистике.

В одном из ключевых расследований сезона Эсмеральда саботирует сбор свидетельских показаний. Она отдаёт в редакцию недостоверные данные о муниципальных контрактах, чтобы скрыть связи газеты с городскими чиновниками. Нед в ответ настаивает на проверке каждого документа и лично встречается с информаторами, требуя от Эсмеральды прозрачности и следования журналистским стандартам.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

В 2025 году, когда новости выглядят как результат работы бесчеловечных алгоритмов, довольно необычно наблюдать за процессом их появления «с поля». «Газета» уделяет немало внимания механике репортёрской работы, которая в эпоху соцсетей, где каждый сам себе журналист, давно похоронена. Благодаря формату мокьюментари всё выглядит естественно: работники TTT нервно запинаются, роняют блокноты и карандаши, пытаясь зафиксировать прямую речь спикеров.

Что в «Газете» выглядит слабо

Несмотря на попытку сделать нечто самобытное, сравнений с «Офисом» не избежать. Как ни крути, спин-оффы воспринимаются как не слишком обязательное дополнение к уже сформированной истории. А здесь ещё и та, которую многие любят пересматривать. Потому, например, появление Оскара Мартинеса выглядит как красная тряпка для быка. Будь это камео — окей, но в каждой серии напоминать, что вы плоть от плоти «Офиса»…

Стилистика, схожие амплуа, развития отношений, даже монтажный ритм — в «Газете» всё более или менее построено так же, как в оригинальном шоу. Разве что темп повествования заметно ускорен. Если «Офис» не очень торопился трансформировать отношения героев (романтическая линия Джима и Пэм, профессиональные отношения Дуайта и Майкла), то спин-офф, наоборот, подгоняет отношения героев искусственно. Романтический флёр между Недом и Мейр приводит к прозаическому сближению — почти как это было у Джима и Пэм в «Офисе».

Не очень эффектно смотрится актёрский ансамбль. Центральный дуэт Донала Глисона и Сабрины Импаччаторе большую часть сериала выглядит убедительно, чего не скажешь об остальных работниках TTT. Трудно утверждать, что каждый из них обретает объём или раскрывает черты своего характера: в основном они остаются недоразвитыми архетипами, персонажами функционального ряда. На фоне второго плана «Офиса», где каждый обладал уникальными чертами, фирменными фразами и запоминающимися причудами, это особенно заметно.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

Проблематично выглядят и попытки выстроить комедию на высмеивании кризиса в журналистике. В том же «Офисе» такое работало, ведь серьёзный вайб, царивший в фирме по продаже бумаги и канцтоваров, — чистый фарс сам по себе. Здесь же речь о независимой журналистике, которая критически важна для демократического общества.

Кризис медиа — серьёзная социальная проблема, требующая поддержки, а не иронии. Особенно болезненно смотреть на попытки «Газеты» высмеять провинциальных журналистов, которые работают в условиях гораздо более жёстких ограничений, нежели федеральные СМИ-конгломерации. Это не смешно, а трагично, потому предполагает скорее сочувствие, а не развлечение за счёт чужих профессиональных трудностей.

Сказать, что «Газета» — сериал, на который не стоит тратить время, нельзя. Это добротное шоу — в меру смешное, местами обаятельное. Но сложно не замечать тень «Офиса», на территории которой существует новое шоу Грега Дэниелса и Майкла Комана. Зрителей точно будет преследовать дежавю — главная ловушка сиквелов, приквелов и спин-оффов.

Если закрыть на это глаза, «Газета» — увлекательная история о людях, сохраняющих профессиональное достоинство в непростых условиях. Проект придётся по вкусу поклонникам мокьюментари и фанатам сериалов о закулисье медиа в духе «Службы новостей». Но, несмотря на узнаваемый бренд и именитых создателей, ему вряд ли удастся стать культурным феноменом.



Хотите стать востребованным специалистом с высокой зарплатой?

Переходите в Telegram и откройте доступ к 5 бесплатным курсам по IT, дизайну, маркетингу и другим топовым направлениям. Определите, какая сфера вам ближе, и узнайте, как в неё попасть.

Пройти курс



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Хотите попасть в IT? ➞
Переходите в Telegram и пройдите 4 бесплатных курса по топовым направлениям IT. Определите, какая сфера вам ближе, и сделайте первый шаг к новой профессии.
Пройти курс→
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована