Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Кино
#статьи

Мокьюментари о редакции медиа: стоит ли смотреть сериал «Газета»

Спорный спин-офф «Офиса» с юмором и любимыми клише.

Кадр: фильм «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

4 сентября на стриминговом сервисе Peacock состоялась премьера сериала о жизни редакции городской газеты, которая переживает не лучшие времена. События шоу разворачиваются во вселенной культового сериала «Офис», который выходил с 2005 по 2013 год. Кинокритик Тимур Алиев подсмотрел за работой редакции Toledo Truth Teller и рассказывает:

  • как связаны «Газета» и «Офис»;
  • почему Донала Глисона взяли на главную роль;
  • как «Газета» говорит о современной журналистике во времена алгоритмов, кликов, лайков и репостов;
  • почему юмор здесь не всегда уместен.

Что происходит в сериале

Toledo Truth Teller — некогда влиятельное издание, в котором работали сотни журналистов, — теперь влачит жалкое существование — долги копятся, люди уходят, а аудитория печатного медиа катастрофически падает. Немногочисленная редакция занимает небольшой угол офисного здания, публикуя лишь перепечатки федеральных новостей и результаты спортивных матчей.

Но в один прекрасный день редакцию Toledo Truth Teller берут под прицел документалисты, — те же, что снимали сотрудников бумажной компании Dunder Mifflin для сериала «Офис». Как так вышло? Всё просто: владелец редакции ТТТ — компания Enervate, производитель туалетной бумаги. А саму Enervate несколько лет назад поглотила та самая Dunder Mifflin.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

Enervate назначает новым главным редактором TTT Неда Сэмпсона (Донал Глисон) — он журналист по образованию, но работал до сих пор лишь продавцом туалетной бумаги. С первых же дней Сэмпсон обозначает, что намерен заниматься «настоящей журналистикой». И это, конечно, не по нраву выпускающему редактору, Эсмеральде Гранд (Сабрина Импаччаторе): она ратует за подчинение медиа алгоритмам поисковых и социальных сетей. Поэтому Эсмеральда активно саботирует любые изменения, который Нед пытается внедрить в работу коллектива.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

Среди других сотрудников редакции — наборщица Мейр (Челси Фрай), менеджер по продаже рекламы Дитрих (Мелвин Грегг), бухгалтер и репортёр Аделола (Гбемисола Икумело). А ещё — приятный сюрприз — актёр Оскар Нуньес вернулся к роли бухгалтера Dunder Mifflin. Знакомый фанатам «Офиса» Оскар Мартинес сменил род деятельности и теперь ведёт раздел культуры и досуга в редакции «Газеты».

Каждый из десяти эпизодов построен примерно по одной и той же схеме. Происходит некое событие — матч школьной команды, малозначимый спор в менеджменте газеты, конфликт в мэрии. Члены редакции начинают раздувать случившееся с драматизмом уровня федерального скандала. Камеры документалистов в это время фиксируют происходящее: получается набор скетчей с наигранными паузами и проблесками энтузиазма.

Время от времени герои сериала дают документалистам небольшие интервью в формате «говорящей головы». Мейр, например, жалуется на жёсткие дедлайны, которые ставит начальство. Дитрих сокрушается по поводу падения стоимости рекламы в печатных СМИ. Оскар обсуждает стандарты профессиональной этики, периодически вспоминая нюансы их отношений с Майклом Скоттом.

Магистральный сюжет заключается в том, что Сэмпсон пытается спасти Toledo Truth Teller от полного закрытия, перепридумывая темы и форматы. Некоторые эпизоды топчутся на месте, не двигая основную историю, но можно сказать, что в этом отчасти и заключается художественный метод создателей сериала. Неловкости и фейлы, оговорки и опечатки, громкие падения и редкие эпизоды реабилитации героев в отражении зеркала — из этого складывается цеховая повседневность редакции TTT.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

Кто в ответе за спин-офф

Шоураннеры «Газеты» — Грег Дэниелс и Майкл Коман. Дэниелс отвечал за адаптацию британского «Офиса» в Америке. Коман известен зрителю по шоу «Нэйтан спешит на выручку», ставшему в некотором роде фундаментом сериала «Репетиция» с Нэйтаном Филдером.

«Газета» увидела свет по нынешним временам довольно быстро. Как правило, продакшен зарубежных сериалов в последнее время занимает по полтора-два года. В случае с «Газетой» справились быстрее: первый анонс состоялся в январе 2024 года, а летом уже начались съёмки. За несколько дней до премьеры первого сезона сериал продлили на второй, хотя продление нового сериала до его релиза — большая редкость. Вероятно, сыграло роль наличие у Дэниелса идей для продолжения и уверенность боссов NBCUniversal в шоураннере.

Создатели решили следовать формату «Офиса»: «Газета» — тоже классический мокьюментари. Операторы фиксируют будни героев с элементами прямого вторжения, будь то интервью или съёмки персонажей тайком. Документальная достоверность сочетается с комедией. На главную роль позвали Донала Глисона, звезду «Бойфренда из будущего» и «Звёздных войн». Актёр известен в первую очередь по ролям в драматических проектах (сериалы «Пациент», «Беги»). В «Газете» он отлично раскрывает свой комедийный потенциал, как и Сабрина Импаччаторе, которая стала популярной после роли в драме «Белый лотос» (там она играет Валентину — чуткого менеджера, способного легко справиться со всеми капризами постояльцев во втором сезоне).

Что создателям «Газеты» удалось

Всякий раз, когда киноиндустрия пытается реанимировать классику — золотую или, как в случае с «Офисом», новообретённую (сериал завершился в 2013 году, сравнительно недавно), — становится тревожно. Один из сравнительно недавних зарубежных примеров — ремейк «Охотников за привидениями» 2016 года, который и критики, и зрители встретили одинаково прохладно.

В случае с «Газетой» происходит нечто похожее, но с поправкой на авторов. Всё-таки к спин-оффу приложили руку отцы-основатели — это делает проект более легитимным в глазах фан-базы. Формат мокьюментари работает здесь так же изящно, как и в «Офисе»: камеры документалистов не следуют за героями по пятам 24/7, периодически выпуская их «за границу кадра».

Отдельной похвалы заслуживает работа оператора, который мастерски передаёт атмосферу угасающей провинциальной прессы. В пустынных коридорах некогда величественной редакции теперь гуляет ветер, а старые кабинеты с обшарпанными стенами завалены старыми номерами газеты.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

В лучшие моменты «Газета» ловит те самые «невидимые» мгновения, когда персонажи думают, что их никто не снимает. Это и неловкие паузы в ответах на вопросы, и кратковременные позы мыслителя в ожидании горячего кофе, и задержавшийся на коллеге взгляд, преисполненный обожанием или гневом.

Донал Глисон притягивает внимание с первых минут сериала. Его Нед Сэмпсон — звезда и сердце «Газеты». Человек, который, по его словам, «предпочёл бы оставаться Кларком Кентом, а не Суперменом, поскольку это в разы благороднее». Ждать от него гипертрофированной карикатурности, свойственной Майклу Скотту в первых сезонах «Офиса», не стоит: этот главред другой формации. Нед — идеалист, отстаивающий принципы независимой журналистики. С его приходом в редакции появляются ежедневные утренние брифинги, раздел «Расследования» вместо перепечаток федеральных новостей и строгий учёт читательского отклика. По вечерам в TTT начинают проводиться разборы полётов, где не только обсуждают ошибки журналистов, но и разгоняют темы для новых сюжетов.

Впечатляет и актёрский диапазон Сабрины Импаччаторе, воплощающей образ циничного и крайне эмоционального ветерана редакции. Химия, которая рождается из её противостояния с Недом, составляет львиную долю гэгов сезона. А столкновение позиций персонажей позволяет по-новому взглянуть на подходы к современной журналистике.

В одном из ключевых расследований сезона Эсмеральда саботирует сбор свидетельских показаний. Она отдаёт в редакцию недостоверные данные о муниципальных контрактах, чтобы скрыть связи газеты с городскими чиновниками. Нед в ответ настаивает на проверке каждого документа и лично встречается с информаторами, требуя от Эсмеральды прозрачности и следования журналистским стандартам.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

В 2025 году, когда новости выглядят как результат работы бесчеловечных алгоритмов, довольно необычно наблюдать за процессом их появления «с поля». «Газета» уделяет немало внимания механике репортёрской работы, которая в эпоху соцсетей, где каждый сам себе журналист, давно похоронена. Благодаря формату мокьюментари всё выглядит особенно естественно: новообращённые корреспонденты TTT нервно запинаются, роняют блокноты и карандаши, пытаясь зафиксировать прямую речь спикеров.

Что в «Газете» не удалось

Несмотря на попытку сделать нечто самобытное, сравнений с «Офисом» не избежать. Как ни крути, спин-оффы воспринимаются как не слишком обязательное дополнение к уже сформированной истории. А здесь речь об истории, которую многие любят всем сердцем и пересматривают как минимум раз в пару лет. Поэтому, например, появление Оскара Мартинеса выглядит как красная тряпка для быка. Будь это камео — окей, но в каждой серии напоминать, что вы плоть от плоти «Офиса»…

Стилистика, схожие амплуа, развития отношений, даже монтажный ритм — в «Газете» всё устроено так же, как в оригинальном шоу. Разве что темп повествования заметно ускорен. Если «Офис» не слишком торопился трансформировать отношения героев (романтическая линия Джима и Пэм, профессиональные отношения Дуайта и Майкла), то спин-офф, наоборот, подгоняет отношения героев искусственно. Романтический флёр между Недом и Мейр приводит к прозаическому сближению — почти как у Джима и Пэм в «Офисе», но гораздо быстрее.

Что касается актёрского ансамбля, центральный дуэт Донала Глисона и Сабрины Импаччаторе большую часть сериала выглядит убедительно, а вот об остальных работниках TTT этого не скажешь. Трудно утверждать, что каждый из них обретает объём или раскрывает черты своего характера: в основном они остаются недоразвитыми архетипами, персонажами функционального ряда. На фоне второго плана «Офиса», где каждый обладал уникальными чертами, фирменными фразами и запоминающимися причудами, это особенно заметно.

Кадр: сериал «Газета» / 3 Arts Entertainment / Reveille Productions / Universal TV

Проблематично выглядят и попытки выстроить комедию на высмеивании кризиса в журналистике. В том же «Офисе» такое работало, ведь серьёзный вайб, царивший в фирме по продаже бумаги и канцтоваров, сам по себе уже был эталонным фарсом. Здесь же речь о независимой журналистике, которая чрезвычайно важна для демократического общества.

Кризис медиа — серьёзная социальная проблема, требующая поддержки, а не иронии. Особенно болезненно смотреть на попытки «Газеты» высмеять провинциальных журналистов, которые работают в условиях гораздо более жёстких ограничений, чем федеральные СМИ-конгломерации. Это не смешно, а трагично, потому предполагает скорее сочувствие, а не развлечение за счёт чужих профессиональных трудностей.

В целом получилось добротное шоу, в меру смешное, местами обаятельное. Но сложно не замечать тень «Офиса», на территории которой существует новое шоу Грега Дэниелса и Майкла Комана. Зрителей точно будет преследовать дежавю — главная ловушка сиквелов, приквелов и спин-оффов.

Если закрыть на это глаза, «Газета» — увлекательная история о людях, сохраняющих профессиональное достоинство в непростых условиях. Проект придётся по вкусу поклонникам мокьюментари и фанатам сериалов о закулисье медиа в духе «Службы новостей». Но, несмотря на узнаваемый бренд и именитых создателей, ему вряд ли удастся стать культурным феноменом.



Хотите стать востребованным специалистом с высокой зарплатой?

Откройте доступ к 5 бесплатным курсам по IT, дизайну, маркетингу и другим топовым направлениям. Определите, какая сфера вам ближе, и узнайте, как в неё попасть.

Пройти курс



Хотели бы работать на удалёнке, но не знаете, с чего начать?

Попробуйте себя в IT, дизайне или маркетинге. На практике узнайте, как устроена работа по топовым digital-профессиям 2025 года.

Пройти курс
Хотите попасть в IT? ➞
Пройдите 4 бесплатных курса по топовым направлениям IT. Определите, какая сфера вам ближе, и сделайте первый шаг к новой профессии.
Пройти курс→
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована