Кино
#статьи

Почему новый сезон сериала «Пацаны» так возмутил зрителей

Кто виноват: шоураннер, повестка или потеря медиаграмотности?

Кадр: сериал «Пацаны» / Sony Pictures Television / Amazon Studios

Четвёртый сезон популярного сериала «Пацаны» вышел 13 июня 2024 года и собрал противоречивые оценки. Критики были в восторге, но аудитория разнесла его в пух и прах: зрительский рейтинг на сайте рецензий Rotten Tomatoes опустился до 54%. Это падение более чем на 20 процентных пунктов в сравнении с предыдущими сезонами, когда рейтинг снижался на 7–9 процентных пунктов.

Зрители уверены, что создатели сериала поддались «повестке» и стал слишком много говорить о политике. Но так ли это на самом деле? Разберёмся в статье.

Из материала вы узнаете:

О чём сериал «Пацаны»

Ещё десять лет назад супергероика в кино выглядела как жанр, обречённый повторять себя. В нём добро побеждало зло, старые герои возвращались в торжественных камбэках, а любимый персонаж после смерти мог чудесным образом спастись и объявиться в сиквеле.

Чтобы жанр работал в таком виде, в нём сохраняли элемент кэмпа. Для этого и нужны глупые кэтч-фразы и цветастые трико: так зрителю проще приостановить неверие, получить удовольствие от истории. Сразу понимаешь: «Супергероика не воспринимает себя всерьёз, вот и мне не надо».

Но зрители постепенно устали от бутафории. Появился запрос на более реалистичные фильмы — что-то между нуаром «Тёмного рыцаря», цинизмом «Карателя» и самоиронией «Дэдпула». И когда в 2019 году платформа Prime Video выпустила первый сезон «Пацанов», сериал стал её самым популярным проектом. Владелец платформы, компания Amazon, продлил его на второй сезон уже через две недели после релиза.

Кадр: сериал «Пацаны» / Sony Pictures Television / Amazon Studios

«Пацаны» — сатирический сериал о супергероях, снятый по мотивам одноимённого комикса. Он фантазирует о том, как выглядел бы мир с супергероями в эпоху позднего капитализма. Главное зло — корпорация Vought International. Она владеет киностудией, телеканалами, парками аттракционов, ресторанами, но главное — «Семёркой», командой элитных супергероев.

Деньги дают конгломерату чрезмерную власть, и он ей охотно злоупотребляет: внедряет своих марионеток в правительство, а супергероев использует как инфлюенсеров, чтобы продвигать выгодные для себя мнения. Например, участники «Семёрки» снимаются в многомиллионных фильмах, которые преподносят «суперов» как безусловных героев, — так проще стричь деньги с экшен-фигурок и прочего мерча.

Коррупция, убийства, применение биологического оружия — нет такого преступления, которого конгломерат ещё не совершил. Его пытаются разоблачить «Пацаны» — группа самоназванных борцов с «суперами». Хотя они — сторона «добра», их невозможно назвать моральным компасом сериала. Наоборот: «Пацаны» — антигерои, и их методы по жестокости порой ничем не отличаются от методов Vought.

Сериал наполнен чёрным юмором, яркими персонажами, захватывающим сюжетом и ультранасилием, которому в супергероике мало равных. За первые выходные после релиза зрители смотрели четвёртый сезон в течение 744,4 миллиона минут — рекорд для платформы Prime Video. На тот момент вышло четыре эпизода, каждый длиной около часа. Поэтому мы можем предположить: с 13 по 20 июня 2024 года четвёртый сезон «Пацанов» смотрели примерно 3 миллиона человек.

Как «Пацаны» потеряли аудиторию

После выхода четвёртого сезона многие зрители были разочарованы: по их словам, сериал чересчур подался в воукизм (от англ. woke). Это популистский термин, которым в правом политическом дискурсе обозначают прогрессивную позицию против социальной несправедливости и дискриминации. Термин появился в среде афроамериканских активистов, но позже его переняли люди с консервативными взглядами, чтобы обозначать чрезмерный, по их мнению, акцент на прогрессивной политике.

Что называют воукизмом? Осуждение сексизма, расизма или сексуализированного насилия; высказывания в поддержку различных меньшинств; критику патриархальных устоев и других систем угнетения. Например, фильм «Звёздные войны: Последние джедаи» — woke, потому что в трио центральных актёров вошли женщина, чернокожий и гватемалец. Четвёртый сезон «Пацанов» тоже woke, потому что в «Семёрке» появилась новая супергероиня — афроамериканка Сэйдж, самый умный человек на Земле.

Кадр: сериал «Пацаны» / Sony Pictures Television / Amazon Studios

В отзывах зрители жалуются, что «Пацаны» чрезмерно сосредоточены на политических темах. Действительно: четвёртый сезон исследует то, как национализм, религия и манипуляции в СМИ могут проложить путь к фашизму. Но сериал так делал и раньше, и эта сатира никогда не была тонкой.

«Жаловаться, что „Пацаны“ политизированы, — это всё равно что жаловаться на овощи в салате. В политике вся суть!»

Комментатор на YouTube

Например, во втором сезоне лидер «Семёрки» Хоумлендер объединился с новой участницей группы — нацисткой Штормфронт. Она стала весьма популярна в народе — и прокомментировала это так: «Людям нравится то, что я говорю. Они в это верят! Просто они не любят слово „нацист“, вот и всё».

В третьем сезоне Хоумлендер, используя суперспособность стрелять лазерами из глаз, убил человека во время протестов на Пятой авеню, самой фешенебельной улице Нью-Йорка. Шоураннеры подтвердили: это была отсылка к цитате бывшего президента США Дональда Трампа: «Да хоть я стой и в людей стреляй посреди Пятой авеню — всё равно не потеряю голоса избирателей».

Другая претензия к сериалу «Пацаны» — он содержит сатиру только на людей с правыми взглядами. Но и это неправда: шоу критикует показную добродетель со стороны прогрессивных медиагигантов, таких как Disney и Marvel. Они часто делают вид, будто поддерживают меньшинства, но эта поддержка ограничивается сменой аватарки в соцсетях во время месяца гордости. Всё остальное время корпорации избегают затрагивать темы социальной несправедливости, чтобы не отпугнуть широкую аудиторию.

Правильнее будет сказать, что сатира «Пацанов» порицает любую жажду власти безотносительно к политическому спектру. Задача сериала — не выставить какую-либо сторону нелепой, а показать, как авторитарные меньшинства захватывают инфопространство, чтобы продавать фашизм.

Кадр: сериал «Пацаны» / Sony Pictures Television / Amazon Studios

«„Пацаны“ — сериал про людей, которых можно назвать фанатами политиков, демагогов или движений. Но тогда, на мой взгляд, проблема не в последователях. Проблема в лидерах, которые бесстыже манипулируют людьми, чтобы укрепить свою власть. Они готовы разорвать страну на части ради выгоды парочки хрупких эго, пары корпораций, пары миллиардеров».

Шоураннер Эрик Крипке в интервью The Hollywood Reporter

Шоураннер «Пацанов» Эрик Крипке и сам удивился жалобам на «повестку». По его словам, сериал всегда был политизирован и опирался на реальные события в общественной жизни США. Например, работа над сценарием началась вскоре после штурма Капитолия. 6 января 2021 года сторонники Дональда Трампа, не согласные с его проигрышем на демократических выборах, попытались захватить здание, где заседает Конгресс. Событие оставило отпечаток на сознании американцев, поскольку показало, к чему может привести радикализация населения.

Выходит, «Пацаны» всё те же. Но зрители приняли новый сезон негативно и разбомбили его отрицательными отзывами. Разберёмся, что к этому привело на самом деле.

Почему у аудитории изменилось восприятие сериала

Возможно, реакция на четвёртый сезон связана с привычкой окружать себя приятной информацией. Это когнитивное искажение называется ошибкой подтверждения — так обозначают склонность замечать только те факты, которые соответствуют нашим текущим убеждениям.

В 1979 году учёные Стэнфордского университета провели эксперимент: попросили студентов дать оценку смертной казни. Для этого им дали два противоречивых исследования. Одно доказывало, что такая мера снижает преступность, а другое — что она не оказывает влияния вовсе.

На самом деле учёные Стэнфорда сфабриковали оба исследования — и проследили, чтобы они выглядели одинаково убедительно. Но студенты, которые изначально выступали против смертной казни, назвали доказательства против более весомыми. И наоборот: участники, которые были за, поверили другому исследованию.

Когда человек сталкивается с информацией, которая подтверждает его убеждения, в его мозге выделяется дофамин. Это гормон удовольствия, который заставляет нас бесконечно скроллить ленты соцсетей. Мы всегда находимся в погоне за дофамином, — так уж устроена наша нейробиология, — поэтому по возможности выбираем окружать себя чем-то приятным.

Кстати, этим пользуются многие соцсети: алгоритмы изучают, какие темы нравятся пользователю, и подсовывают такой же контент. Человек начинает читать только тех инфлюенсеров и смотреть только те медиа, что соответствуют его взглядам. Но так формируются эхо-камеры — пузыри, где группы единомышленников замыкаются в своих убеждениях и начинают слепо верить в них.

Вернёмся к «Пацанам». Третий сезон вышел летом 2022 года, а четвёртый — летом 2024-го. За эти два года общество изменилось: чтобы подогреть граждан перед президентской гонкой, пропагандисты регулярно накачивали их фейками о «культурной войне» и «вымирании христианских ценностей». Эхо-камеры в соцсетях убедили людей, что мир теперь разделён на «чужих» и «своих». И когда появились первые серии нового сезона, многие включили «Пацанов» в надежде увидеть отражение этой искажённой реальности.

Но люди, которые смотрели сериал в 2024 году, отличаются от себя же из 2022-го. Во-первых, за это время американское общество стало разобщённее. Во-вторых, поскольку четвёртый сезон вышел впритык к выборному сезону, он застал пик политической ангажированности. Уровень невротизации населения достиг максимума. Поэтому новые серии «Пацанов» горячо возмутили зрителей: вместо отражения своих взглядов они увидели самих себя. Ведь четвёртый сезон ярче обычного нарисовал портреты тех, кого высмеивает сериал.

Кадр: сериал «Пацаны» / Sony Pictures Television / Amazon Studios

«Некоторые наши зрители думают, что Хоумлендер — герой. Что на это сказать? Сериал можно описать разными словами, но „тонкий“ не одно из них. Если такой урок вы из него извлекли, то я умываю руки».

Шоураннер Эрик Крипке для The Hollywood Reporter

В англоязычном интернете стало часто появляться выражение «смерть медиаграмотности» (англ. death of media literacy). Пользователи замечают, что из-за алгоритмов и эхо-камер многие разучились воспринимать истории, которые не соответствуют их ценностям. Но если аудитория продолжит требовать, чтобы искусство обслуживало их убеждения, то окончательно разучится получать от него удовольствие. Все-таки весь современный кинематограф, как и другие виды искусств, стоят на том, что персонажи, события и сюжет нужны для рассказа истории, а не для того, чтобы подтвердить правоту чьих-либо взглядов.

К тому же не стоит недооценивать рост праворадикальных настроений в Америке — особенно в разгар президентской гонки. Граждане с такими взглядами активно ищут сторонников: если больше людей проголосует за «правого» кандидата, то следующие 4–8 лет политические интересы этой группы будут лучше представлены во власти. Из-за этого в США появилось много людей, которые неиронично симпатизируют фашизму — и персонажам из «Пацанов», разделяющим фашистские идеи. Они изображены остроумными, харизматичными негодяями, — неудивительно, что часть аудитории за них болела. Но сериал поступает с такими персонажами безжалостно: высмеивает, как Хоумлендера, или обрекает на провал, как Штормфронт. Это, в свою очередь, расстраивает зрителей: они воспринимали этих героев как репрезентацию собственных убеждений. И только в четвёртом сезоне поняли: «Пацаны» никогда не были на их стороне.

Чем действительно плох четвёртый сезон

Несмотря на то что жалобы зрителей и ревью-бомбинг сконцентрировались на повестке, среди претензий попадаются весомые аргументы. С воукизмом они не связаны, больше затрагивают качество проработки сценария — в особенности линий второго плана.

Прошлое Кимико и Французика. Для многих зрителей они любимые персонажи в сериале. Казалось бы, аудитория должна обрадоваться эпизодам, которые раскрывают их бэкграунд. Однако в сезоне им уделили так мало экранного времени, что сценарий не дал зрителю проникнуться историями героев. Их линиям не хватило влияния на сюжет: если бы «Пацаны» несколько серий выстраивали план разгромной победы, а заключение Французика всё испортило, это поразило бы зрителя больше. Но драмы прошлого происходили вдали от основных событий. Создаётся впечатление, что Кимико и Французик просто должны были под конец сезона перейти из точки А в точку Б, но создатели сериала не успели выстроить достаточно подробный путь.

Кадр: сериал «Пацаны» / Sony Pictures Television / Amazon Studios

Темп повествования. Первые серии были затянуты: многие жаловались, что в них не произошло ничего важного. Сюжет часто стоял на месте. Впрочем, так выглядит фирменный почерк Крипке. Это не первый сезон, который соответствует схеме «слабое начало — сильный конец». И финал не разочаровал: на фоне медленного разгона он стал захватывающей феерией и вернул зрителю прежних «Пацанов».

Стёб над сексуализированным насилием. Индустрия сериалов и кино существенно шагнула вперёд в том, как она изображает насилие над женщинами. Но насилие над мужчинами по-прежнему подобно анекдоту. Мол, мужчину невозможно изнасиловать, потому что он всегда готов к сексу, а если не готов — значит, дефективен и заслуживает осмеяния.

Увы, сериал «Пацаны» поглумился над Хьюи. В этом сезоне он многое пережил: смерть близкого человека, два инцидента сексуализированного насилия. Причём оба поданы юмористически: в этих сценах Хьюи — смешной дурачок, который попал в непростую ситуацию, не больше. Даже сам Крипке считает сцену уморительной, хотя в левой оптике создателей это не должно быть допустимо. В конце концов, они осудили сексуализированное насилие над Старлайт и позаботились о том, чтобы наказать абьюзера. Но на Хьюи стрелочка почему-то сломалась: похоже, Крипке просто не видит проблемы в изнасиловании, если жертва — мужчина.

Наконец, последний «грех» четвёртого сезона — фландеризация. Так называют явление, когда по мере развития тайтла персонажи превращаются в пародии на самих себя. Их самые яркие черты становятся гиперболизированы, а многогранность и глубина исчезают. Яркий пример — капитан Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря»: с каждым новым фильмом он всё больше превращался в персонажа — комик релиф. Воробей из сиквелов совсем не похож на себя из первой части.

Персонажи «Пацанов» тоже больше шаблоны, чем живые люди. Исчез нюанс, и герои стали резиновыми, искусственными. Какую серию ни включи — Бучер лжёт, Марвин думает о семье, Старлайт косплеит мем Triggered, а Хьюи нелепо фейлит. Единственным «живым» героем, как ни смешно, остаётся Хоумлендер. Поэтому наблюдать за ним гораздо интереснее, чем за всеми протагонистами.

В итоге герои, которых мы полюбили, превратились в бездушные инструменты для продвижения сюжета. В четвёртом сезоне практически неважно, что они думают и чувствуют; главное одно: что они делают. Впрочем, судя по жалобам, на затянутое начало, зрителям недодали и экшена. Сериал словно пытался жонглировать и динамичным действием, и арками развития, но в процессе растерял все мячи.

И хотя 54% — несправедливо заниженный зрительский рейтинг, 92% от критиков — тоже явная лесть. Истина, как обычно, где-то посередине. В 2025 году обещают финальный сезон — его релиз окончательно расставит точки в споре о том, какой он, сериал «Пацаны»: выдающийся или просто хороший.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована