Кино
#подборки

21 главный хит в истории диско

🕺 Рассказываем о жанре, который смог прорваться даже через железный занавес.

Фото: Harry Langdon / Getty Images

В семидесятые диско захватило мир. Сначала оно было популярно только в афроамериканской среде, но потом взошло на вершины хит-парадов США и Европы. Ему даже удалось прорваться через железный занавес — многие диско-композиции до сих пор ассоциируются у слушателей из пост-СССР с тем временем.

В этой подборке мы охватим золотое десятилетие и на примере главных песен расскажем, какое звучание характерно для диско и как эволюционировал этот жанр.

The Love I Lost — Harold Melvin & The Blue Notes

Год: 1973

Барабанщик Эрл Янг сделал эту песню одной из ключевых в истории диско. На вид это обычная соул-баллада: воздушные струнные, группа из пяти вокалистов с солистом. Однако Янг придумал ритм four-on-the-flour, при котором большой барабан звучит на каждый счёт при размере 4/4.

Новинка сделала песню неожиданно ритмичной. Позже этот паттерн ударных стал основой диско, а в восьмидесятых перекочевал и в электронную музыку.

TSOP (The Sound of Philadelphia) — MFSB & The Three Degrees

Год: 1974

Диско во многом выросло из соула — лирического жанра с чувственным вокалом, мягкими струнными и духовыми инструментами. Только в диско всё звучало куда динамичнее, что отлично иллюстрирует TSOP (The Sound of Philadelphia) — почти инструментальная композиция и тема из Soul Train, главного музыкального шоу чёрной Америки.

Даже почти полное отсутствие слов не помешало песне занять первое место в национальном хит-параде и стать одной из первых диско-песен, достигших такого успеха. Мягкость валторн из соула в TSOP (The Sound of Philadelphia) соседствует с танцевальной энергетикой, свойственной диско.

Kung Fu Fightning — Carl Douglas 

Год: 1974

Во многом именно после Kung Fu Fightning диско захватило поп-музыку. Песня стала первым номером в чартах и США, и Британии, а также самым продаваемым синглом года. Итоговый показатель — 11 миллионов пластинок и статус одной из самых кассовых песен достриминговой эпохи.

You’re The First, The Last, My Everything — Barry White

Год: 1974

Ещё один пример того, как соул перешёл в диско. Благодаря родству этих жанров диско стало не только танцевальной музыкой — в нём встречались богатые аранжировки и глубокие чувства. Барри Уайт, один из самых роскошных голосов США, записал романтическую песню, под которую можно как умиляться, так и танцевать что есть сил.

Эту песню можно рассматривать как ключ к пониманию культуры фанатов диско. Через эту музыку афроамериканцы получали свой голос, а женщины пели о раскрепощении — и это устраивало всех слушателей.

На танцполах примирялись люди разных рас и гендеров, ну а как это не сделать под такую музыку, полную чистых чувств?

Love to Love You Baby — Donna Summer

Год: 1975

Диско стало отцом всей рейв-музыки — хаус в начале восьмидесятых появился как жанр электронных ремиксов на диско-песни. Для хауса и всей клубной электроники характерен приём, когда одна песня существует в двух вариантах: радиоверсия минуты на три и лонгмикс минут на десять. Но эту фишку придумали ещё в семидесятые.

Песни в стиле диско легко растягиваются на любую длину — их можно сделать простыми хитами в формате «припев — куплет», а можно добавить множество переходов, в которых раскроются все инструменты.

Родителями такого подхода стали Донна Саммер и её продюсер Джорджо Мородер — сингловая версия Love to Love You, Baby длилась 3 минуты 20 секунд, а альбомная растянулась аж на 17 минут.

That’s the Way (I Like It) — KC & The Sunshine Band

Год: 1975

Рядом с диско всегда шёл фанк — ещё один афроамериканский танцевальный жанр. В отличие от диско, его ритм куда менее ровный: все инструменты в фанке стремятся к постоянному синкопированию (смещение акцента с сильной доли на слабую, из-за чего ритм кажется неровным).

Тем не менее жанры постоянно переплетались, и музыка KC & The Sunshine Band — типичный пример. Вокал в форме переклички между вокалистами и духовые взяты из соул-диско, а из фанка пришёл менее ровный ритм и линия бас-гитары, сыгранная с помощью техники «слэп», благодаря которой инструмент звучит очень выпукло и заметно.

Daddy Cool — Boney M.

Год: 1976

Диско не было только американским жанром — более того, в России лучше знают европейские группы, преодолевшие железный занавес. Многие из них также несли расовое разнообразие — например, в Boney M. были выходцы из Ямайки, Монтсеррата и Арубы. В их звучании соединялись тренды США, Европы и Карибского бассейна.

Dancing Queen — ABBA

Год: 1976

ABBA была не только самой популярной группой евродиско — её наследие в виде огромного числа хитов до сих пор влияет на поп-музыку. При этом песни вроде Dancing Queen отлично иллюстрируют, чем различалось диско по разные стороны Атлантики.

У многих европейских групп диско плотно слилось с традиционной поп-музыкой, где важнее был не ритм, а красивые мелодии. Поэтому стиль ABBA намного мягче и вокалоцентричнее, чем у групп из США.

Stayin’ Alive — Bee Gees

Год: 1977

Популярность жанра поднял фильм «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой в главной роли. Это история 19-летнего парня, который днём работает в магазине, а по ночам разрывает танцполы. Фильм отразил культуру диско и состоял сплошь из хитовых песен, а Stayin’ Alive стала вишенкой на торте.

История Bee Gees необычна тем, что группа появилась ещё в конце пятидесятых с совершенно другой музыкой. В семидесятых она растеряла популярность, а затем внезапно запрыгнула на волну диско и стала одной из главных звёзд жанра.

I Feel Love — Donna Summer

Год: 1977

Эта песня перевернула не только диско, но и всю популярную музыку. Это первый диско-трек, музыку для которого продюсер Джорджо Мородер записал с помощью только электронных инструментов.

До I Feel Love электроника была уделом авангардистов, создававших длинные и сложные композиции. Мородер и Саммер показали, что новые инструменты прекрасно сочетаются и с чем-то простым, тем самым открыв новую эру поп-музыки. Скоро её захватят синтезаторы и драм-машины.

Supernature — Cerrone

Год: 1977

Ещё один каноничный пример длинной диско-песни, только теперь она ещё ближе к жанру, который назовут хаусом. Продюсер Cerrone большую части песни сыграл на электронных инструментах. Так что, хотя в Supernature есть классические мелодии, соло и переходы между частями, песня звучит куда футуристичнее традиционного звука.

Yes Sir, I Can Boogie — Baccara

Год: 1977

Удивительно, но самым продаваемым синглом в истории жара стала песня не из США и даже не из Германии и Франции, главных центров евродиско. Испанский дуэт Baccara собрал более 16 миллионов платиновых дисков песней с вполне традиционным для Америки инструменталом — ровный ритм, мощный бас, оркестровые акценты.

В диско иногда встречается рассинхрон голоса и музыки: хотя инструментал ускоряется, вокалист (а чаще — вокалистка или вокалистки) поёт медленно и томно, соблазняя слушателя. В случае с Baccara такая манера ещё и подчёркивает их выговор, явно выдающий людей, для которых английский не родной язык, отчего песня только становится притягательнее.

I Will Survive — Gloria Gaynor

Год: 1978

Современные поп-исполнители тоже часто включают элементы диско в свои песни, но одна черта навсегда осталась в прошлом — характерный вокал. Певиц в диско даже называли дивами по аналогии с оперой.

Пожалуй, самая эпичная песня в диско-пантеоне — I Will Survive в исполнении Глории Гейнор. Её голос сделал эту композицию гимном тех, кто борется за свои права и за свою жизнь. Во время записи Глория передвигалась на костылях из-за травмы спины, так что посыл она действительно чувствовала.

Y.M.C.A. — Village People

Год: 1978

Стопроцентный хит всех времён. Village People создала идеальную поп-форму диско: без длительных инструментальных секций, вместо которых есть запоминающийся текст и простой припев, который хочется кричать хором. Поэтому Y.M.C.A. используют все кому не лень: рекламщики, спортсмены, Дональд Трамп на предвыборных митингах. Радостное настроение песни хорошо вписывается в любой массовый движ.

Got to Give It Up — Marvin Gaye

Год: 1978

От диско во второй половине семидесятых было не сбежать. Песни в этом жанре стали записывать даже артисты, ранее не замеченные в увлечении настолько ритмичной музыкой. Марвин Гэй к тому моменту уже был живым классиком соула, но не побоялся вместо спокойных баллад попробовать себя в танцевальной музыке.

Le Freak — Chic

Год: 1978

Chic, как и KC & The Sunshine Band, лавировала на границе между диско и фанком, заходя во второй всё больше. В её песнях, помимо слэп-баса, есть ещё и характерная гитара, играющая искромётный рифф (гитарист Найл Роджерс впоследствии стал очень влиятельным продюсером). И ещё Le Freak зацепила микротренд диско конца семидесятых — использование отдельных фраз на французском.

I Wanna Rock You — Giorgio Moroder

Год: 1979

Продюсер Донны Саммер записывал и сольные альбомы. Они не были столь успешны коммерчески, зато имели огромное значение в плане развития музыки, ведь Джорджо экспериментировал с новыми методами записи.

В этой песне есть не только синтезаторные мелодии вместо привычных гитар, но и вокал, пропущенный через вокодер — устройство для создания «робоголоса». Наработки Мородера очень повлияли на хаус и техно, появившиеся в восьмидесятые.

D.I.S.C.O. — Ottawan

Год: 1979

В песне Ottawan есть всё, за что диско так не любили рокеры: весёлая музыка, которая умеет только развлекать, а также «глупые» тексты, упивающиеся собственной «бессмысленностью». Ну и, конечно, постоянное упоминание ключевых слов: что-то про танцы, руки вверх, двигай ногами и почаще упоминай диско. Плюсом идёт одна из самых зажигательных гитарных партий в евродиско.

Rapper’s Delight — The Sugarhill Gang

Год: 1979

Это первая песня, представившая хип-хоп широкой аудитории. Но в те годы хип-хоп во многом пересекался с диско: Rapper’s Delight записана без семплеров и драм-машин, с настоящими басистом и барабанщиком. Её полная версия в духе диско-лонгмиксов длится 14 минут.

В основе трека лежит хит Chic «Good Times» — The Sugarhill Gang позаимствовали из него большую часть инструментала, а партия баса в восьмидесятых прочно вошла в список самых популярных семплов в хип-хопе.

Upside Down — Diana Ross

Год: 1980

В 1979-м популярность диско в США резко пошла на спад. Рокеры критиковали жанр за гедонизм и бессмысленные тексты. Диджей Стив Даль провёл «Ночь уничтожения диско» — акцию в перерыве бейсбольного матча в Чикаго, во время которой сжигал на поле пластинки с диско. Эта провокация ещё больше ускорила вылет жанра из чартов.

Upside Down — один из последних хитов диско в его классическом виде. Никаких синтезаторов, никакого искажённого электровокала, только живые инструменты и соблазнительный женский голос.

Rapture — Blondie

Год: 1981

Ещё один пример того, как сильно диско влияло на музыкальный ландшафт. Blondie начинала как панк-группа, но потом стала экспериментировать с танцевальными жанрами. В этой песне есть элементы нью-вейва, диско и речитатива — по сути, Blondie выпустила одну из первых песен «белого» хип-хопа.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована