Кино
#статьи

«Наследники»: страх и ненависть в семье богачей

Разбираем один из главных драматических сериалов современности и однозначного фаворита «Золотого глобуса».

Кадр: фильм «Наследники» / HBO Entertainment / Gary Sanchez Productions

Сатирическая драма «Наследники» закончилась на четвёртом сезоне в 2023 году, но продолжает получать награды. На недавнем «Золотом глобусе» шоу от HBO удостоилось четырёх статуэток, обойдя «Медведя» и «Грызню». Секрет успеха кроется в изобретательной форме сериала, в котором нет ни одного положительного персонажа, но главные герои всё равно умудряются заставить зрителей им сопереживать.

В этой статье мы разберём:


Сюжет

В центре сюжета — семья Рой и их борьба за условный престол, он же огромный медийный конгломерат Waystar Royco. Владеет компанией деспотичный отец семейства Логан Рой (Брайан Кокс), который в своё время в одиночку создал бизнес, а теперь очень болен и медленно движется в сторону могилы. Его дети, предвидя скорую смену в руководстве, начинают борьбу за власть.


Персонажи

Старший сын Коннор (Алан Рак) — ребёнок от первой жены. Его никто не воспринимает всерьёз. Поэтому и сам Коннор не решается откусить самый лакомый кусок наследства и довольствуется мелкими подачками отца.

Но трое детей от второго брака не желают отказываться от возможности занять пост директора. Поначалу главным претендентом на должность становится Кендалл (Джереми Стронг). Но он слишком самоуверен и совершает необдуманные поступки, поэтому теряет свой авторитет. Шив (Сара Снук) — единственная дочь медиамагната. Она прозорливая и уравновешенная, но её амбициозность и стремление к равноправию работают против неё в этой патриархальной системе. Ну и последний отпрыск — Роман (Киран Калкин), шут с импотенцией, эдиповым комплексом и расшатанной психикой. Этот персонаж-трикстер не представляет реальной угрозы для остальных наследников.

В довесок к детям Логана на его империю засматриваются другие члены семьи. Например, Том Вамсгенс (Мэттью Макфэдиен) — муж Шив, получивший должность руководителя ATN и рискующий её потерять из-за сложных отношений с женой. Вдобавок неизвестно откуда появляется внучатый племянник Логана неудачник Грег Хирш (Николас Браун). Грег настолько неуверен в себе, что даже заискивающий перед Роями Том помыкает им.

Конечно же, центральная фигура — Логан. Персонаж, олицетворяющий республиканскую часть США, Трамп в квадрате, ночной кошмар демократии и гроза свободы слова, деспот и тиран в одном флаконе, причём как в компании, так и с собственными детьми.

Кадр: фильм «Наследники» / HBO Entertainment / Gary Sanchez Productions

Как результат — всё его семейство живёт со стокгольмским синдромом. Эти травмированные люди одновременно предатели и оппортунисты. Все они ненавидят автократию и боятся отца, но сами же хотят занять его место. Шив верна демократам только до той поры, пока это не становится преградой на пути к заветному трону. Кендалл при любом удобном случае пытается организовать «дворцовый переворот», но после неудачи возвращается под крыло своего старика. Роман и вовсе лебезит перед отцом неустанно. Всем своим детям Логан отвёл выгодные исключительно для него роли.


Как снято шоу

По сути семейство Рой — одна большая метафора американского общества и мировой тенденции управления страной/компанией/семьёй с позиции грубой силы.

Главный вдохновитель и исполнительный продюсер шоу Джесси Армстронг вместе с коллегами Адамом Маккеем и Уиллом Ферреллом упаковал злободневную драму в обёртку острой сатирической комедии. В этом драмеди юмор не столько смешной, сколько угнетающий. Как бы ни завораживала борьба импонирующих нам калек за статус достойного преемника — в первую очередь за счёт мастерски прописанных диалогов и псевдодокументальной съёмки, — она всё же пугает своим правдоподобием и мелочностью безумно богатых.

В режиссуре хочется отметить изобилие ручной камеры и отсутствие броских, отвлекающих зрителя приёмов. На переднем плане — история. Поэтому все усилия постановщиков, операторов и композитора направлены на то, чтобы не обращать на себя внимания. Минимализм преобладает во всём — начиная от приглушённых тонов изображения и заканчивая дорогим, но неброским окружением. На максималках здесь только блестящая актёрская игра. При просмотре сериала возникает ощущение, что смотришь хронику, реальные съёмки реальных людей — это позволяет погрузиться в повествование и смотреть одну серию за другой, не следя за временем.


Психология

Интереснее режиссёрской работы в «Наследниках», пожалуй, только проработка внутренних метаморфоз семьи Рой.

Все персонажи — антигерои. Все поголовно заслуживают наказания за свои деяния. Но, как ни старайся, всё равно не получается не сопереживать при просмотре этим убийцам, махинаторам, ворам и эксплуататорам. Они олицетворяют наши самые потаённые страхи, комплексы и грехи, возведённые в абсолют. Смотреть на них — всё равно что подловить себя в момент, когда слабость взяла верх и поступить правильно не хватило духу. Нет-нет да пожалеешь себя или найдёшь оправдание. Ну как такого ненавидеть? Человек всё-таки слаб. Так же и здесь.

Вдобавок мы привыкли ошибочно предполагать, что после очередного подлого поступка персонаж наконец поймёт свои ошибки и попытается встать на путь исправления. В этом случае работает уже наше собственное эмоциональное подключение к людям на экране. Мы сопереживаем не их плохому поступку, а возможному искуплению, которое последует за ним.

Кадр: фильм «Наследники» / HBO Entertainment / Gary Sanchez Productions

И в такой ложной парадигме зритель существует на протяжении всего сериала, пока не получает в конце концов не типичный катарсис по завершении истории, а просто-напросто справедливый финал для тех, кто другого и не заслуживал.


Идея

«Наследники» — честный разговор со зрителем о том, что не все люди способны меняться и не всегда. Кто-то — из-за собственных заблуждений и ошибок, а кто-то — из-за воспитания и властных родителей, заранее утверждающих сценарий нашей жизни. Мы программируемы и подвержены манипуляциям.

Вот и герои сериала застряли в порочном круге лжи и психологического насилия — иной мир им неведом. Они подпитывают друг друга, даже когда Логана рядом нет. Кендалл навечно обречён быть в тени отца: он всего лишь его неумелая реплика. Шив внушила себе принципы, которые на самом деле ничего для неё не значат. Роман заперт в теле подростка, которого никто не воспринимает всерьёз. Ну а Логан так и не познал искреннюю преданность и любовь семьи, в чём сам виноват: сам научил их быть аморальными фриками, которые лишь прикидываются интеллигентами.

Тот редкий сериал, когда за ширмой красивой картинки и харизматичных персонажей скрывается глубокий смысл. Интерпретировать этот смысл можно по-разному. Главное, пожалуй, то, что для подавляющего большинства он будет поучительным антипримером — настолько тяжела и неприятна история семьи Рой. Говорят, дьявол кроется в деталях. Однако здесь всё наоборот: детали кроются в дьяволах.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована