Кино
#статьи

«На продюсерах в кино вся ответственность, включая уголовную. Лучше моей работы нет!»

Соня рассказала, как она стала кинопродюсером, как разобралась в Таганроге с костюмами и дымом, как правильно спать и почему фильмы ей ближе сериалов.

Иллюстрация: pui_bunny / Shutterstock / Евгений Рыбкин / Skillbox Media

Соня Руденко

Россия, Москва


Пройденные курсы


Справка:

Соня Руденко стала продюсером совершенно случайно: в 2021 году попала на площадку короткого метра «База. Эхо. Приём» в качестве ассистента по актёрам. Следующим этапом стала работа помощником режиссёра Светланы Самошиной на полном метре «Край надломленной луны» (режиссёр — Светлана Самошина, сценарий Наталии Мещаниновой), и уже потом Соню было не оторвать от кино. Придя в Skillbox, она уже начала работать как профессиональный продюсер, первой её работой стал короткий метр «Как хочешь». Сегодня Соня работает на производстве сразу двух документальных фильмов под рабочими названиями «Мой друг дрэг» и «Последние единороги».

Соня рассказывает:

В свою очередь, сценарист Ксения Яковлева и режиссёр-постановщик Ксения Пузыренко говорят о том, как они вместе с Соней снимали кино и какие эпизоды им запомнились больше всего.


Кино — это не развлечение, а очень серьёзный труд

— Что сподвигло тебя пойти учиться в Skillbox на продюсера?

— Я с детства любила заниматься танцами, КВН и прочими творческими вещами, поэтому очень долго пыталась склонить маму к тому, чтобы она отдала меня на актёрский или режиссёрский факультет, но она мне говорила, что это не профессия. В результате я пошла учиться на филолога в РГПУ им. А. И. Герцена. Так я осталась в Петербурге одна в 17 лет и случайно оказалась в компании киношников. Как говорится, если ты их не ищешь, они тебя сами найдут, вычислят. (Смеётся.)

Они тоже были студентами, у них были знакомства, кто-то уже в кино работал, и так потихонечку мне начали приходить какие-то сценарии, задумки, фильмы, короткометражки, пока я не попала к своему другу-режиссёру, который выиграл грант программы «Старт». Побывав на площадке, я начала понимать, что кино — это очень серьёзная работа, требующая огромного количества сил.

Я очаровалась процессом создания кино и подумала: «Что я умею лучше всего, что я могу дать этому процессу? Сценарист? Я не настолько хочу писать. Режиссура? Я в меньшей степени режиссёр, потому что у каждого постановщика свои методы работы». В конце концов я задумалась о продюсировании, начала читать книги вроде «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии», «Выходит продюсер» и всего такого и поняла: «О, так это то, чем я могу заниматься!» Я очень люблю общаться с людьми, договариваться, умею добиваться своего, ну и, естественно, у меня есть желание координировать людей внутри команды.

Как составлять смету, как расписывать КПП — этому можно, конечно, научиться по книжкам, но по-настоящему это познаётся только на практике.

На съёмочной площадке «Как хочешь»
Фото: личный архив Софьи Руденко

Вот пример таких практических историй. Когда мы снимали в Таганроге мой первый продюсерский проект «Как хочешь», нам были нужны костюмы. По сценарию там задействованы пять писателей-классиков, и их нужно было как-то одеть, стилизовать, чтобы все поняли, что это они. А денег-то у нас нет! Я подумала: «Так, а не написать ли мне в один из ростовских магазинов, который торгует мужскими костюмами?..» Я им говорю: «У нас короткометражный студенческий проект, снимается в Таганроге, мы вас в титрах обозначим, отметим в соцсетях». И они такие: «Да не вопрос». В итоге мы подписали с ними договор, и получилось, что костюмы где-то на 150 тысяч рублей нам передали бесплатно.

— Где ты нашла сценарий для своего проекта «Как хочешь», чем он тебя заинтересовал?

— В Skillbox есть «Видеомастерская», проект для лучших участников курсов направления «Кино и музыка». Там потрясающие сценаристы собрались. В «Видеомастерской» я стала искать темы, которые были бы мне интересны как продюсеру и как зрителю, и нашла историю с Таганрогом.

Этот сценарий зацепил меня: я сама училась на филологическом факультете в Питере, и эта история очень сильно во мне откликнулась. Ведь когда ты постоянно читаешь классиков — они рано или поздно становятся твоими друзьями.

Рассказывает автор сценария «Как хочешь» Ксения Яковлева:

Ксения Яковлева
Фото: личный архив Ксении Яковлевой

«С Соней я познакомилась на первом потоке „Видеомастерской“ Skillbox. После первого занятия нам выслали анкету, где предложили указать, с кем бы нам хотелось работать, — и я сразу отметила Соню, мне понравилась её манера общения, и я сразу заметила, что у нас есть общие интересы, общее видение. Но нас распределили в разные команды, и в моей команде сначала не было продюсера. Но Соне понравилась наша идея, и она присоединилась к моей команде уже на этапе производства фильма».

— Ты продюсировала фильм целиком в Таганроге или удалось хотя бы частично сделать это удалённо, из Москвы?

— Есть такой лайфхак: если тебе что-то от кого-то нужно, то обязательно иди к этому человеку на встречу лично. Если ты собираешься с ним переписываться на расстоянии, то надо быть готовым к тому, что ему не составит никаких трудностей отказать тебе в письме. Когда же ты приходишь и рассказываешь, глядя глаза в глаза: «Слушайте, у нас такие ребята! Такая история! Мы так хотим снять такое кино!» — то тот, кто всё это выслушал, уже не может отказать. Так что я полетела в Таганрог и не пожалела.

Таганрог — не Москва и не Санкт-Петербург. Например, я приходила в кафе и говорила хозяину заведения: «Вы знаете, нам надо кормить съёмочную группу из 16 человек». Он мне: «Слушай, я никогда в жизни таких заказов не делал. Но давай попробуем». И мы покупали там практически за себестоимость сэндвичи с курицей, но парень был так рад участвовать в процессе!

Люди в провинциальных городах хотят тебе помогать, а вот если бы мы пришли в московский ресторан, то нам выставили бы счёт, грубо говоря, на 100 тысяч за смену.

— На чём можно сэкономить, как на еде в Таганроге, а на чём — точно нет?

— В принципе, когда ты работаешь в кино, особенно если ты начинаешь, то ты всегда должен соблюдать такие пункты договора, как питание и проживание. Нужно знать, что, когда ты вывозишь группу в экспедицию, людям нужно предоставлять или гостиницу, или квартиру. Нужно быть готовым к тому, что ты будешь экономить в первую очередь на себе: жить у друзей, питаться как попало, тебе никто не будет платить суточные. Нужно выйти из собственной зоны комфорта, иначе у тебя ничего не получится.

Рассказывает режиссёр-постановщик «Как хочешь» Ксения Пузыренко:

Ксения Пузыренко
Фото: личный архив Ксении Пузыренко

«Изначально мы с Соней были очень разные люди, настолько, что я даже побаивалась. Но когда мы поняли, как нам друг с другом работать, поняли друг про друга какие-то вещи, всем всё стало комфортно.

C ней хорошо работать, она очень профессиональный человек. Когда она «зашла» в фильм, то сразу объяснила свою позицию: или мы снимаем кино, или очередную студенческую работу. От этого будет зависеть, насколько мы будем заморачиваться с тем, что мы делаем. Так она задала очень высокую планку. Получился полноценный продакшен с группой из 16 человек, с определёнными договорённостями. Она знала, как устроен кинопроцесс, как работает съёмочная площадка, как должно складываться взаимодействие между всеми. У нас вряд ли бы всё получилось, если бы не чётко выстроенная Соней организация».

Знала ли я, что окажусь в Таганроге? Нет, даже не думала! Это как в космос полететь. Нужно просто ставить перед собой цели и добиваться их любыми путями.

— Был ли момент во время съёмки «Как хочешь», когда всё было на грани краха (как это часто бывает в кино), но ты разрулила ситуацию?

— Однажды мы снимали сцену в Южном федеральном университете. Это государственное образовательное учреждение, и, как правило, для продюсера это значит бесконечное количество бумаг. Бюрократия в чистом виде. Но нам повезло, что режиссёр Ксюша Пузыренко училась там, и через неё мы вышли на человека, который разрешил нам съёмки внутри здания. Однако он не сразу понял, что нас будет 16 человек, что у нас будут свет, кабели, рации и прочее сопутствующее кинооборудование. Я пошла к нему ещё раз, и мы с ним согласовали все документы, для того чтобы мы на полных правах смогли зайти в университет. Но на этом проблемы не закончились.

Такие истории проверяют продюсера на прочность. Представь: воскресенье, восемь утра, впереди очень тяжёлая смена… И нам говорят: «Вы не можете сегодня снимать, использовать дым-машину запрещено». Я звоню главному охраннику, который, разумеется, находится дома, у него выходной, он никуда не собирается, его не интересует, что ты снимаешь кино, ему наплевать, что у тебя строгий график. И я говорю ему: «Вы знаете, мы обещали ректору вашего университета, что снимем красиво ваш ЮФУ, у нас с ним договорённости, а без дыма университет не будет выглядеть так прекрасно». В ответ охранник сказал, что наберёт нам через 10 минут. Перезвонил он через две минуты и сказал, что охранники откроют нам необходимые двери.

Это я к тому, что, во-первых, площадка — то место, где может случиться всё что угодно, во-вторых, насколько важно для продюсера такое качество, как стрессоустойчивость.

На съёмочной площадке «Как хочешь»
Фото: личный архив Софьи Руденко

Рассказывает режиссёр-постановщик «Как хочешь» Ксения Пузыренко:

Ксения Пузыренко
Фото: личный архив Ксении Пузыренко

«Было два знаковых момента, которые я запомнила очень хорошо. Первый — это когда перед началом съёмок Соня собрала всю группу и досконально рассказала, как выстроен съёмочный процесс по времени. Просто из всех училась в Skillbox только я, другие принимали участие в создании кино впервые. Но все поняли свою зону ответственности. Например, Соня сказала, что никто не должен лезть в чужую работу. Потом она попросила каждого высказаться о том, что нам точно нужно знать о нём, на тот случай, если что-то пойдёт не так. Например, художник сказал, что может показаться, что он ничего не делает, а просто бродит по площадке, но на самом деле он думает в этот момент, как лучше сделать свою работу.

Второй момент — это история, которую вам Соня уже, наверное, рассказала, с пожарной сигнализацией и дым-машиной. Вот это был очень важный случай. Я думала до этого, что я умею разговаривать с людьми, но эта история показала, что мне есть ещё у кого и чему поучиться».

Тест на прочность для продюсера

Я так понял, что ты стала продюсером, ещё не имея образования и должной квалификации? :)

— Да-да. До того как я пошла учиться в Skillbox, я уже делала что-то похожее на продюсерскую работу. Я сознательно решила, что до учёбы надо знать «матчасть». (Смеётся.) Но ещё мне нужна была сухая точная информация, конкретика, как на бумаге. Так я оказалась в Skillbox. Плюсом было то, что там я была среди первых ребят, которые учились продюсированию, а первооткрывателем всегда быть намного интереснее.

Ксения Пузыренко
Фото: личный архив Ксении Пузыренко

— Что ты сейчас снимаешь в Питере?

— В Петербурге мы решили снять документальную работу про девочку, которая коллекционирует видеокассеты, под названием «Последние единороги». С этой работой у нас снова случились все неприятности, которые могли случиться. Во-первых, пришлось искать замену герою, который слетел из-за своих личных проблем. Плюс во время подготовки была отличная погода, но, как только начались съёмки, она резко испортилась.

Могли возникнуть сложности и с локацией, но мы их счастливо обошли. Коллекционировать можно всё что угодно, но у нас-то история связана с видеокассетами. Только представьте себе: у девочки дома около 500 видеокассет! Это огромнейший стеллаж высотой почти до потолка. И нам безумно повезло в Питере с видеосалоном, потому что им владели киношники, и они прекрасно понимали, что мы делаем, как устроен весь процесс. Они говорили: «Вам нужно такое-то время? Пожалуйста, приходите. Вы хотите здесь снять героиню? Давайте! Хотите попкорна? Хотите чаёк?» Кстати, они устраивают показы с живым синхронным переводом. То есть приходят люди и смотрят фильм, который тут же на месте переводит профессиональный актёр. И всё это бесплатно или за донаты!

Одна из важных функций кинопродюсера — продвижение. Расскажи, как ты продвигаешь своё кино?

— В данный момент мы готовим «Как хочешь» к фестивалям: собираем документы, просматриваем подходящие фестивали. Хотели провести закрытый показ в Таганроге, начали вести переговоры с местным кинотеатром и бизнесом, но по известным причинам пока что остановились. Нужно хорошенько подумать, как это можно сделать. Что же касается фильма «Последние единороги», нам пришла идея запаковать этот короткометражный фильм в виде кинорекламы. Сейчас мы готовим пакет документов: от high-концепта до сметы, чтобы презентовать крупным компаниям и предложить им делать такой контент. И ещё мы отправили заявку на Beat Film Festival.

— Интересно. Сериалами в перспективе не хочешь заняться?

— Я не сталкивалась ещё с сериальной историей. Структурно это очень сложная тема. Я не сценарист, а чтобы снять по-настоящему интересный сериал, как российский «Вампиры средней полосы», зарубежные «Молодой папа» или культовый «Клан Сопрано», нужно очень хорошо прописывать каждого персонажа, каждый сюжетный поворот.

Можно попробовать заняться веб-сериалом, но прежде всего надо подумать, зачем ты это делаешь. Мне пока комфортно работать либо в коротком, либо в полном метре.

В Петербурге я приобрела очень классный опыт, до этого я почти не знала, как снимается документальное кино. В доке ты можешь придумать что угодно, но всё может измениться. Ты не можешь контролировать процесс, как в игровом кино. И у тебя никогда не будет дубля. (Смеётся.) Но это так… реально!

Рассказывает автор сценария «Как хочешь» Ксения Яковлева:

Ксения Яковлева
Фото: личный архив Ксении Яковлевой

«В тандеме сценариста и продюсера, да и вообще в командной работе, самое важное — баланс, оптимальное соотношение идеи и реализации, творческого и ремесленного. А ещё важно всегда помнить, что у вас общая цель — сделать так, чтобы ваша идея была реализована, фильм был снят и нашёл своего зрителя.

Сценарий в принципе не пишут, его переписывают, не раз, не два и не десять — в нашем случае от первоначальной идеи до финальной было около 15 драфтов. Соня была непосредственно на площадке и понимала, что какие-то сцены и диалоги не работают, не звучат, поэтому с её подачи мы переделали, например, финал истории».

Продюсерами рождаются или становятся?

Есть ли у тебя свои лайфхаки для хорошей учёбы в онлайне?

— Главное правило такое: надо выделять равномерное количество времени на неделе. Сесть и посмотреть весь курс сразу — плохая идея. Нужно, чтобы знания распределились в голове и обработались там же. Второй лайфхак: обязательно всем рассказывать о своём обучении. Если увлекать людей вокруг, то они потом будут сами интересоваться твоей учёбой, и это дарит необходимую мотивацию к её продолжению.

И третье правило: надо активно общаться внутри комьюнити с кураторами и одногруппниками. Задавать им даже самые глупые, на первый взгляд, вопросы, потому что это тоже обеспечивает работу в команде и люди на самом деле делятся частицами своей мотивации.

На съёмочной площадке фильма «Последние единороги»
Фото: личный архив Софьи Руденко

— У тебя возникают какие-то сложности во время прохождения курса?

— У меня нет сложностей, так как меня очень увлекает учёба и съёмочный процесс. Нас очень внимательно слушают кураторы, очень хорошо налажена обратная связь. Мне нравится то, как подбираются кураторы в «Видеомастерскую», и вообще, эта программа стала поразительно действенным способом учиться, потому что большую часть курса я прохожу на практике.

«Видеомастерская» — это ещё и очень классная школа того, как правильно договариваться с людьми. Ты работаешь в команде — а для кино это важная составляющая. Ты работаешь плечом к плечу с понимающими тебя коллегами.

Бытует миф, что на площадке есть одно главное действующее лицо, и это режиссёр, но на деле кино — всегда командная работа, и важно хорошо понимать, кто стоит рядом с тобой и куда вы вместе двигаетесь.

Но уголовная, административная наказуемость — она вся на продюсере. Когда я впервые увидела, как продюсеры работают «в поле», я поняла, что это моё. И если бы мне сейчас предложили любую работу, я бы всё равно выбрала продюсерскую стезю.

Когда я разговариваю с продюсерами, у меня всегда складывается ощущение, что они никогда не отдыхают…

— Бывают случаи, когда ты валишься с ног, и единственное, что меня тогда вдохновляет, — это хороший сон. Чем качественнее у тебя устроен сон, тем лучше ты можешь работать. И ещё меня вдохновляет выйти из дома, чтобы посмотреть на то, насколько сюрреалистичен, как будто нереален мир. Например, ты смотришь на улицу и думаешь: «Ну ведь кто-то же придумал эти многоэтажки, кто-то же придумал этих голубей». Когда ты идёшь с этой мыслью, будто ты здесь в первый раз, становится очень интересно.

Назови пять фильмов, которые советуешь всем посмотреть.

— Как я уже говорила, мне нравится учиться. Кино я представляю себе как пространство для диалога. И каждый диалог — уникальный. Поэтому вот моя подборка из пяти фильмов, с которыми стоит разговаривать и у которых можно поучиться:

  • «Жизнь прекрасна»: чтобы поговорить о самом страшном и научиться видеть прекрасное.
  • «Хорошее время»: чтобы поговорить о том, что нас разрушает, и научиться принимать последствия своих поступков.
  • «Бесподобный мистер Фокс»: чтобы поговорить о своём предназначении и научиться принимать себя таким, какой ты есть.
  • «Рома»: разговор о красоте воспоминаний. Чтобы научиться видеть свет.
  • «Любовное настроение»: чтобы поговорить о любви. И любить.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована