Кино и музыка
#истории

«У меня нет права на ошибку: через 30 минут моя работа улетает в эфир»

Михаила всегда тянуло к творчеству. Однажды он прислушался к себе, бросил работу аудитора и стал изучать искусство монтажа. Теперь он на телевидении.

Фото: из личного архива Михаила Лебедева

Михаил Лебедев

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения

Устроился работать режиссёром монтажа на главный московский телеканал.


ссылки


Михаил рассказал:


«Кино и видео я расценивал как обычные „хотелки“»

— Михаил, кем ты работал до того, как стал режиссёром монтажа?

— Я работал ассистентом аудитора в крупной компании Deloitte. Проверял отчёты о прибыли и убытках, считал дебиторскую задолженность, проводил инвентаризацию, находил излишки или недостачи — короче… работал с цифрами и таблицами в Excel.

Учился я на факультете корпоративных финансов, и ассистентом аудитора решил стать, так как это было лучшим стартом для карьеры

Думаю, после университета редко кто правильно выбирает свою будущую профессию.

— Ты сразу решил, что это не твоё, или тебе сперва нравилось?

— Слушай, в принципе, нравилось. И профильные предметы в универе, и работа изначально приносили удовольствие. Правда, через год запал начал пропадать, а я решил, что не задержусь на этом месте надолго: меня всегда тянуло к творческой профессии. Например, в кино или в видеоиндустрию.

— А как проявлялась твоя тяга к творчеству?

— Я с самого детства люблю фотографировать. Родители однажды купили фотоаппарат, я с ним поигрался, и меня затянуло. Уже в более осознанном возрасте я начал интересоваться кино. Смотрел всё подряд, причём не просто ради интересного сюжета: можно сказать, я наблюдал за тем, как устроена картинка и как меняются кадры.

Фото: личный архив Михаила Лебедева

Причём я никогда не относился к фотографии как к потенциальному источнику заработка — это было просто моё хобби. А по поводу кино или видео — я расценивал мысли об этом как обычные «хотелки».

— Как обычные «хотелки» переросли во что-то серьёзное?

— Однажды я понял, что всё-таки пора мне прислушаться к себе, начать развиваться в видеоиндустрии и поменять свою работу. Изначально я искал курсы по операторскому мастерству и наткнулся на Skillbox. Но решил начать с курса по монтажу. Связался с консультантом, мы обо всём поговорили, и я стал учиться на режиссёра монтажа.

Монтажёр — это профессия, которую можно сразу попробовать на практике. Она не будет лишней в видеоиндустрии, эти навыки точно пригодятся.

Обучение — это путеводитель, а не панацея

— Как проходило твоё обучение?

— Я думал, что, раз у меня крутая насмотренность, я умею фотографировать и просмотрел много фильмов, то без проблем справлюсь с обучением. Мои мысли быстро поменялись, так как отсутствовало знание основ: склеек, плавных переходов, цветокоррекции. Я не понимал, как работают те или иные приложения, — без этого никак. Уже на первых порах мне многое объяснили, что очень круто. Теперь я понимаю основные процессы и могу судить о качестве того или иного контента.

Но одного обучения недостаточно. Надо быть замотивированным и самому много всего изучать. Я вот люблю смотреть англоязычные ролики, посвящённые монтажу, на YouTube.

— Каким был твой первый реальный проект?

— Сначала возникла проблема: «Как вообще искать заказы?» Я решил пойти сразу несколькими путями. Зарегистрировался на profi.ru, занимался благотворительным трудом, откликался абсолютно на все вакансии на HeadHunter, просил работодателей давать мне тестовые задания. Мне удалось набрать заказы достаточно быстро. Я сделал ролик для компании, устанавливающей кабельные муфты, и реально выполнял все тестовые задания, несмотря на то, что на работу потом не брали, — хотелось накопить опыт любыми доступными путями.

— А что за благотворительный труд?

— Я зарегистрировался в ProCharity — это платформа интеллектуального волонтёрства Ивана Урганта, где есть много запросов по разным направлениям, в том числе и по монтажу.

В период «благотворительности» я смонтировал несколько работ. Одна из них — тизер к фильму «Машина Джейн Мэнсфилд».

— Ты учился, брал заказы и при этом ещё был занят на основной работе. Как всё успевал?

— Случалось так, что я отпрашивался с работы за свой счёт и бежал делать заказы. В любое свободное время садился и продолжал учиться, и так по кругу. Знаешь, как студент, который днём учится, а ночью работает. Единственное, я понимал что с основной работой нужно как-то заканчивать.

— Решил уволиться?

— Уволили меня :) Видимо, руководству стало заметно, что глаза у меня больше не горят и интерес к работе пропал. На самом деле я готовился к тому, что меня попросят уйти ещё раньше, чем это произошло.

Я уехал в отпуск, немного всё обдумал и вернулся полный решимости осваивать новое дело дальше.

Фото: личный архив Михаила Лебедева

«Работать режиссёром монтажа — не финальная цель для меня»

— Я знаю, что потом ты стал работать на телевидении. Как у тебя так быстро получилось устроиться?

— Я вернулся из отпуска, побывал на съёмочной площадке и там познакомился с одним оператором. На следующий день мне пришла рассылка с вакансией режиссёра монтажа на телеканале «Москва 24», где как раз и работал мой новый знакомый. Я оставил свой отклик и написал о том, что там работает «мой хороший друг». Чудом эта формулировка сработала, и работодатель со мной связался. А друг замолвил за меня словечко — в итоге меня взяли. Вот как-то так всё стремительно и неожиданно произошло.

— Вот это тебе повезло!

Знаешь, сейчас сложно заинтересовать работодателя, не имея опыта. Именно поэтому и приходится всячески выкручиваться. Я получал массу отказов, пока писал типовые отклики, и понимал, что раз у меня маленькое портфолио, то мне нужно зацепиться за что-то другое и надеяться на чудо.

— Как проходит твой рабочий день на ТВ?

— В принципе, ничего необычного — сижу и монтирую новости. Обрабатываю исходники, ровняю звук, кидаю «говорящие головы» в окна, накладываю титры и так далее. Важно следить, чтобы не было лишнего интершума и резких переходов между кадрами, а закадровый голос совпадал с картинкой.

У меня нет права на ошибку: буквально через 30 минут после монтажа работа улетает в эфир.

Поначалу мне было довольно сложно, так как пришлось работать в программе Final Cut Pro 7, обновления которой не выходили, кажется, аж с 2011 года. Она практически нигде не используется, но для монтажа новостей эта программа — идеальный инструмент.

Сейчас мой график таков: неделю я работаю на ТВ и неделю отдыхаю, а во время перерывов стараюсь обучаться и находить дополнительные заказы. Телевидение помогает мне погрузиться в профессию видеомонтажёра и закрепить наработанные навыки.

Рабочая зона Михаила на телевидении. Фото: личный архив Михаила Лебедева

— Ты собираешься и дальше работать на ТВ?

— На телевидении, я считаю, вообще никому не стоит задерживаться: там некуда расти. Многим моим коллегам около 45 лет, и они всю жизнь работают на телеке. Мне такое не подходит. Тем более зарплата с опытом не растёт.

Представь, пришёл какой-то чувак без опыта, как я, и получает столько же, сколько и матёрые работники.

Я не вижу смысла так долго сидеть на одном месте. Конечно, мне нравится коллектив, но не нравится, что существует много рамок и ограничений. Здесь опасно остаться надолго, так как можно застрять.

Хочется идти туда, где большие бюджеты и интересные задачи. Для этого, думаю, надо стремиться в рекламу, ну, или в музыкальные клипы.

— Профессия монтажёра вообще достаточно творческая для тебя?

— Сперва она кажется сбалансированной в плане творчества, но потом ты углубляешься в большое количество разных программ, фишек, техник и понимаешь, что на творчество остаётся максимум 30%. Но я всё равно рад, что у меня есть пространство для творчества, так как даже малая доля креатива дополняет работу и делает её интересной.

Плюс я понимаю, что работать режиссёром монтажа — это не финальная цель. Я хочу стать оператором. Впереди ещё много всего классного и интересного.

— Круто, удачи!

Блиц: о вдохновении, фильмах и своём блоге

— Что тебя вдохновляет? Или, может, кто?

— Меня вдохновляют музыка, живопись, фотография и кино. Из людей — фотографы Дмитрий Марков и Бенуа Палле. У первого мне нравятся социальные фотографии и то, как он подходит к процессу. У второго — сама картинка и скрупулёзная работа над композицией.

— Любимые фильмы?

— «Иди и смотри» — просто невероятно мощное кино, и я даже не знаю, с чем его можно сравнить. Финальная сцена пробирает до мозга костей. Второй фильм, который назову, — «Париж, Техас» — впечатляет меня крутым визуалом. А из документального кино мне зашёл «808» — там невероятная графика и крутейший саунд-дизайн.

— Чем занимаешься в свободное время?

— Я веду YouTube-канал, где мы рассказываем про альтернативную музыку. Для него я снимаю, монтирую и пишу сценарии. Однажды мы с другом были на концерте одной группы, где познакомились с её вокалистом и обменялись контактами. Сначала хотели снять для этой группы клип, но потом поняли, что не осилим, и решили вести блог о малоизвестной альтернативной музыке. Вокалиста группы взяли в качестве ведущего, соорудили в квартире небольшую студию и делаем контент.

Место, где Михаил с ребятами создают контент для YouTube-канала. Фото: личный архив Михаила Лебедева

Научитесь: Профессия Режиссёр монтажа Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована