«Теперь знаю, как думают режиссёры»: зачем опытный оператор учится на онлайн-курсах
Максим много лет снимал рекламу и свадьбы в провинциальной Коломне. Теперь он переехал в Москву и сотрудничает с Первым каналом.
Иллюстрация: Ben Griffiths / Morgan Vander / Cinescope Creative / Alvaro-cvg / Unsplash / DmitryVilunos / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
Макс Фомин
Россия, Москва
возраст
33 года
Пройденные курсы
Достижения
Поборол синдром самозванца и нашёл новые профессиональные знакомства. Сейчас работает на Первом канале.
В интервью Максим рассказал:
- почему он не пошёл учиться на оператора после школы;
- как стал профи в свадебной съёмке и почему ушёл из неё;
- почему оператору нужна режиссёрская база знаний;
- кто такой хороший оператор и как им стать.
— Как выглядит история успеха человека, работающего в сфере видео?
— Для меня успех — это заниматься любимым делом в свободном графике, снимать интересные, сложные вещи и зарабатывать приличные деньги. Это то, что сейчас у меня получается. Но я к этому далеко не сразу пришёл. Сначала снимал рекламу для коломенского ТВ, свадьбы и прочее. В моём послужном списке даже есть съёмка кладбища с дрона 🙂
— Ого! Но давай с самого начала. Ты оператор или всё же режиссёр? Как ты о себе говоришь?
— Я всегда говорю, что снимаю видео. Это максимально точно. По факту я оператор-постановщик, но очень широкого профиля: снимаю коммерческое видео, интервью и подкасты, клипы, художественные проекты. У меня есть добротная режиссёрская база и свой авторский стиль.
— А когда ты понял, что тебе интересно было бы заниматься кино?
— Понял моментально, когда ещё в детстве первый раз увидел «Парк Юрского периода». Мне было лет семь, я спиратил этот фильм — записал на VHS-кассету с ОРТ. И потом много раз пересматривал — меня поражало, как можно сделать такие захватывающие кадры. Потом, уже взрослым, я посмотрел фильм о фильме и увидел, какая чёткая системная работа стоит за этим. А в детстве это был чистый восторг.
Потом мне родители подарили первую камеру — кстати, я до сих пор на неё иногда снимаю. А тогда снимал просто всё подряд: родителей (задавал им какие-то вопросы), наш дом, улицу.
Когда появился компьютер, я пробовал делать анимацию в Adobe Flash, какие-то спецэффекты накладывать, но быстро понял, что всё это требует много времени и усидчивости. А мне больше всего нравилось просто снимать.
Про работу на ТВ и в свадебной индустрии
— Если ты всегда хотел заниматься видеосъёмкой, почему не пошёл учиться во ВГИК, например?
— У меня мама — юрист, и после школы семья решила, что лучше сначала получить серьёзную профессию. Поэтому я пошёл учиться в филиал Московского политеха в Коломне. Года два учился, а потом увлёкся КВН и для меня началась новая эра.
Мы сами искали себе финансирование. Так я познакомился с коломенским ТВ — предложил им дать нам денег на выступление в обмен на то, что мы поставим баннеры с их рекламой. И когда мне поднадоело играть в КВН, я просто пришёл в творческий отдел коломенского ТВ и сказал, что буду у них заниматься рекламой. Мы неплохо вместе поработали, сняли много забавных рекламных видео. Но прошло немного времени, мне захотелось роста, и я ушёл с КТВ в свадебную съёмку. Сейчас, по прошествии лет, думаю, что это было ошибкой.
— Почему?
— Свадебная съёмка даёт хороший заработок — опытный оператор берёт от 80 до 150 тысяч рублей за свадьбу, снимая на ручную камеру. А наработать портфолио в маленьком городе совсем несложно. Например, я уже третью свою свадьбу в Коломне снимал за деньги, хотя в Москве мне пришлось бы отснять десяток церемоний только для того, чтобы сделать конкурентоспособное портфолио. Я работал в свадебной съёмке три года: купил себе много хорошей операторской техники, съездил несколько раз в Европу со своей девушкой.
Но это ловушка дьявола — ты получаешь много, работаешь в удобном графике, а профессионального роста практически никакого.
— Поэтому ты ушёл из этой индустрии?
— Да. Почувствовал, что начал тупеть. Какая бы свадьба ни была — по факту это всегда love story. Мне это просто перестало быть интересно. Хочется работать на сложных, интересных проектах, чтобы была задача, был вызов. Поэтому я решил для себя: беру любую фриланс-задачу, кроме свадеб.
— А какие бывают фриланс-проекты в видеосфере?
— Да самые разные. Во-первых, это съёмки мероприятий — разные нишевые митапы, конвенты и другие встречи. Во-вторых — образовательный контент. Сейчас онлайн-образование очень развивается, поэтому обучающие видео снимают все — от хирургов до цветоводов. В третьих — живые концерты. Ну и всё, что связано с креативом — реклама, подкасты, интервью. Совсем недавно я начал работать для Первого канала — снимаю фактуру для одного очень популярного шоу про отношения. Но детали пока раскрывать не буду 🙂
Нужно ли оператору образование и что оно даёт
— Ты больше семи лет работаешь в сфере видео. Почему решил пойти учиться?
— Во-первых, хотелось побороть синдром самозванца. Хотя в видеоиндустрии нет жёстких требований к образованию — мой наставник с последней «Видеомастерской» рассказывает, что 50% людей, занятых в этой сфере, — самоучки. Тем не менее пройденный курс, диплом и портфолио придают уверенности в себе.
Во-вторых, мне хотелось лучше разобраться в теории видеопроизводства, понять некоторые термины. Учась на курсе, я попробовал выполнять разные задачи и понял, что мне по-прежнему больше всего нравится снимать. Но при этом у меня появилось понимание режиссуры, и теперь я знаю, как думают эти специалисты, что для меня важно. Потому что режиссёр — это носитель идеи, и оператору важно найти с ним общий язык, ведь за итоговый результат отвечают оба.
Ну и в-третьих, образование — это всегда эдакий пинок самому себе, который заставляет тебя развиваться: размышлять, рефлексировать и снимать что-то новое для себя.
Например, у нас на курсе было задание снять манифест режиссёра — о самом себе, о принципах своей работы. Пока я его снимал, понял, что самое интересное для меня — снимать сложные вещи за небольшие деньги, искать возможности в окружающей хаотической реальности и творчески перерабатывать её так, чтобы было круто.
— «Видеомастерская» — это практическая часть обучения. Для тебя была важна эта практика?
— Да! Для меня это был самый полезный модуль. На каждой мастерской я встречал минимум двух человек, с которыми потом продолжал работать: знакомился с интересными студентами и с классными преподавателями, с которыми сейчас делаю художественные проекты.
Как быть хорошим оператором
— Работы каких операторов для тебя пример?
— Особенно нравятся творческие дуэты, когда оператор и постановщик работают вместе. Например, Эдгар Райт и его команда (операторы Билл Поуп, Чон Джонхун), или Алехандро Иньярриту — он мастер длинного кадра. Его фильм «Выживший» снят почти целиком на натуре, в естественном освещении — получается настолько реальная картина, будто смотришь на всё своими глазами.
Ещё ужасно нравится Роджер Дикинс, который снял фильм «1917». Этот фильм — просто идеальный пример того, как можно работать статичной камерой, создавая эпичную историю без сложного монтажа.
— Что должен уметь хороший оператор?
— Я бы сказал, что это специалист, который умеет адаптироваться к условиям, в которых проходит съёмка, и использовать их как художественную форму. Очень важно полностью откинуть анализ смыслов и ситуаций в кадре — за это отвечает режиссёр, продюсер, администратор площадки. А ты стоишь за камерой и несёшь ответственность за то, как это будет изображено. Я один и тот же предмет могу снять вообще по-разному, в зависимости от задачи. А правильно понять задачу — это уже определённый навык.
— Можешь привести пример?
— В сценарии пишут то, что по факту должно быть в сцене: «Утренняя Москва, из-за поворота выезжает мотоцикл с коляской. На водителе очки лётчика, пассажир в люльке держит некий предмет. Они проезжают, за ними проезжает такси». Режиссёр отвечает за настроение, он может сказать: «Надо, чтобы всё было холодное и загадочное». И дальше ты, оператор, придумываешь, как сделать, чтобы такой кадр получился.
— И этому можно научиться?
— Да, конечно. Это не какие-то секретные знания, всему можно научиться. Важно много практиковаться в компании хороших, профессиональных людей, и всё получится.