«Хотел разобраться в кинотехнике, а нашёл себя в профессии»: история оператора Кирилла
В юности Кирилл играл в рок-группе, а потом искал себя в IT. В итоге стал оператором и теперь мечтает открыть свой видеопродакшен и получить «Оскар».
Иллюстрация: Colowgee / Stable Diffusion / acifavcev / Freepik / Colowgee для Skillbox Media
Кирилл Прозоровский
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Снял фильм «Первый выигрыш» в «Видеомастерской» Skillbox и открыл свою студию, где снимает видеоклипы, рекламу, курсы и многое другое.
Кирилл рассказал:
- каким было его прошлое рок-музыканта;
- почему вместо программирования он выбрал операторское искусство;
- какова роль оператора в съёмочном процессе и согласен ли он с ней;
- какой фейл произошёл на съёмках в его студии;
- что хочет сказать этому миру своими проектами.
Рок-группа, концерты и подростковая романтика
В юности моя жизнь была полна драйва: я занимался рок-музыкой и был гитаристом в группе. Поначалу мы выступали в переходах. Собирали там по 30–50 человек и играли рок до тех пор, пока нас не разгоняла полиция. В этом, определённо, была своя, подростковая романтика.
Потом стали давать небольшие концерты. Помню, как-то нас пригласили выступить с песенными номерами от имени юношеского творческого объединения.
Самое забавное, что на то мероприятие пришли генералы, надеясь услышать от нас патриотические песни… а мы сыграли им панк-рок. Люди в форме, мягко говоря, не оценили наше творчество. Зато оваций от других зрителей мы получили сполна.
Позже мы с группой выступали и на более крупных площадках и мероприятиях. Например, как-то играли на Дне города на Поклонной горе в Москве. Помню, там собрались сотни, а то и тысячи людей. Ещё выступали в клубах. Более того: нас даже приглашали в другие города, и мы ездили в гастрольные туры.
Всё бы круто продолжалось и дальше, если бы мы с ребятами не увлеклись алкоголем и запрещёнными веществами, подражая многим рок-звёздам. Со временем моё увлечение переросло в зависимость, друзья начали отворачиваться, а группа распалась. И я понял: в жизни пора что-то менять.
Как несостоявшаяся карьера в IT привела меня к операторскому делу
Я остепенился, создал семью и начал искать стабильный заработок. В процессе сменил много работ: был даже монтажником электролиний. А потом потихоньку начал знакомиться с IT, сперва — на позиции сисадмина и старшего технического администратора. Позже захотел стать «полноценным» программистом и приобрёл один онлайн-курс.
Не могу сказать, что разработка действительно меня привлекала. Скорее я шёл учиться, думая о хорошем заработке в будущем. Вот только в айтишника так и не вырос. Дошёл до финала курса и вот-вот должен был получить диплом. Но по техническим причинам не смог подключиться к последнему экзамену, а согласно правилам той онлайн-школы, сдавать его повторно было нельзя. И я решил: раз не сложилось с IT, поищу что-то ещё.
Пока учился, параллельно продавал технику для кино и телевидения. Этот бизнес мы вместе со знакомым организовали незадолго до того и в один момент он «попёр». Клиенты часто и много спрашивали меня про характеристики кинокамер, резкость, динамический диапазон. А я вообще в этом не шарил 🙂 Чтобы хоть как-то разобраться, решил взять курс по операторскому мастерству.
О первых съёмках и работе над фильмом «Первый выигрыш»
Камеры у меня не было. Для выполнения домашек на курсе, партнёр по бизнесу отдал ненужную ему Canon 7D Mark II — и понеслось. Я начал активно фотографировать и снимать видео, учился выставлять свет и кадр, следуя советам преподавателей. Кайфовал от того, что всё получается. Во время обучения даже несколько раз получал небольшие заказы на фото- и видеосъёмку мероприятий, и так постепенно на практике набивал руку.
Потом я узнал про «Видеомастерскую» — проект Skillbox, где сценаристы, режиссёры, операторы и продюсеры вместе работают над одной идеей. Захотел поучаствовать. В качестве тестового задания нужно было снять видеоролик, и я решил сделать музыкальный клип для своей жены.
Я долго выбирал локацию, потратил кучу денег на реквизит, нашёл инструментальную группу. Для заявки требовалось снять всего 15 секунд, но я решил, что моя глобальная подготовка достойна большего хронометража. В итоге отснял и смонтировал видео на три минуты. Своим первым клипом горжусь до сих пор, а ведь снял его на Samsung A12 стоимостью десять тысяч рублей 🙂
С этим тестовым мне удалось попасть в «Видеомастерскую», но тогда я не сработался с командой. Через какое-то время решил попробовать ещё раз, выполнил другое тестовое и… прошёл вновь. Во второй раз мне повезло с командой больше: вместе мы сняли короткометражный фильм «Первый выигрыш».
Во время съёмок я многое узнал о постановочном художественном кино, препродакшене (подготовке к съёмкам). Особенно запомнились разговоры с наставником Олегом Аршавиным: он рассказал мне многие тонкости создания раскадровок.
Короткометражку мы с ребятами снимали пять суток, с 12 дня до 11 вечера. Жутко уставали, но усилия того стоили: на мой взгляд, у нас получился классный фильм. Пока что есть только трейлер, но будем надеяться, что скоро выйдет и полная версия.
Что я осознал во время съёмок фильма
Однако сами съёмки не всегда шли так, как того бы хотелось. Например, я не всегда сходился во взглядах с режиссёром. Он менял некоторые кадры и фокусы уже на площадке, а мне такое было не по душе. В итоге не все мысли и идеи, которые мы обсуждали на препродакшене, воплотились в жизнь.
Я осознал, что в киноискусстве последнее слово всё-таки не за оператором, а за режиссёром. Всё, что остаётся мне, — лишь давать советы. Объяснять и показывать, как лучше снять, чтобы точнее воплотить его задумку.
Я бы мог пойти в режиссёры, чтобы самому управлять съёмками. Но эта профессия не только про воплощение идей и донесение смыслов: в ней также много организаторской работы, взаимодействия с актёрами, чего я не люблю. Вместо этого я нашёл что-то среднее между режиссёром и оператором — и теперь стремлюсь стать оператором-постановщиком.
Впервые в роли оператора-постановщика я уже попробовал себя на съёмках этюда «Чернота». Я скооперировался с его сценаристкой и режиссёром в одном лице, тоже студенткой Skillbox, и мы вместе поработали. Ездили на локации, обсуждали мои идеи и выставленные кадры. Было легко и круто. Результат, на мой взгляд, тоже вышел отличным.
Найти свою команду и общий вайб — очень важно. От этого напрямую зависит успех будущей работы.
Как у меня появилась своя студия и что я там снимаю
После того как мы отсняли «Первый выигрыш», я где-то месяц сидел дома без дела. А потом мне позвонил партнёр, и попросил заехать в одну из студий по рабочим вопросам. Там я был впервые. Приехал, осмотрелся и подумал: «Эх, вот бы и мне такое место! Тут столько техники, места — да я бы тут и день и ночь снимал».
Поделился этой мыслью с партнёром, а он внезапно предложил забрать эту студию себе. Моей радости не было предела 🙂 В этой студии я уже что только не снял: и репортажи, и документалки, и видеоклипы. Набрался интересного опыта, но и набил шишек.
Когда снимал здесь в первый раз, это был курс для парикмахеров — вышло неудачно. Перед стартом я не обсудил все тонкости с клиентом. Не понял, что он хочет видеть в итоге, и сделал всё по-своему. Работа не соответствовала ожиданиям заказчика, и я вернул деньги за продакшен.
С тех пор всегда обсуждаю абсолютно все детали с заказчиком перед работой и составляю документ, в котором прописываю основные договорённости по раскадровкам, техзаданиям и брифам.
Прямо сейчас я работаю над двумя социальными роликами: для телевидения и медицинского учреждения. Стараюсь находить интересные проекты и берусь работать за любой гонорар. А между тем подумываю набрать команду сценаристов, монтажёров и режиссёров.
Хочу создать целый продакшен, чтобы воплощать свои творческие задумки. И чтобы другие люди могли приходить на студию, брать технику и снимать свои фильмы. Хочу, чтобы этот мир увидел больше интересных и классных проектов.
О чём мечтает оператор-постановщик
Я рад, что нашёл такое дело, в котором могу проявлять себя, экспериментировать, не отвлекаясь на проблемы внешнего мира. Теперь моя жизнь приобрела новый смысл. А ещё классное чувство — ходить в кинотеатр на свои фильмы и осознавать, что видел их первее всех. И даже первее режиссёра, который во время съёмок смотрит на свой маленький экранчик, где всё происходит с запозданием в несколько миллисекунд.
Однажды моя знакомая режиссёр сказала: «Кино — как наркотик. Стоит один раз побывать на площадке, и ты останешься здесь навсегда». Полностью с ней согласен.
С тех пор как я с камерой в руках пришёл на киноплощадку, меня постоянно посещают мысли о своём большом проекте. Чувствую, что, когда у меня получится точно их сформулировать и показать этому миру через объектив, мой полный метр выйдет и получит «Оскар».
Хочу отобразить в своём проекте, что нет ничего постоянного, нет «хорошо» и «плохо». В реальности — есть действие и результат. Есть ответственность, совесть, которая подсказывает каждому и мне, что такое это «хорошо» и что такое «плохо». И что моя жизнь — это путь к счастью, и он не всегда верный. Я могу ошибаться, а потом учиться на ошибках. И в этом мне помогает вселенная.