«Я не верил, что монтажом действительно можно зарабатывать»
О монтаже Илья узнал от друга и сразу загорелся: удалённая работа, ещё и творческая! Освоил навык с нуля и теперь монтирует для Skillbox и GeekBrains.
Иллюстрация: Wolfgang Hasselmann / Luca Micheli / Unsplash / Annie для Skillbox Media
Илья Бирюков
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
С нуля освоил профессию, за три месяца отбил стоимость курса и техники и теперь монтирует уроки для Skillbox и GeekBrains.
Илья рассказал:
- чем именно его привлекает монтаж;
- какой урок в курсе был самым интересным;
- что нужно, чтобы стать помощником в студенческом чате;
- какую технику купить, чтобы не вылетал Premiere Pro;
- какие инструменты необходимы каждому монтажёру.
«Я всегда мечтал работать удалённо»: как Илья оказался в монтаже
— Ты работаешь монтажёром уже три года. Доволен выбором профессии?
— Ещё как! Я долго не мог найти себя, а сейчас наконец занимаюсь делом по душе и получаю удовольствие от процесса. Кроме того, вижу пространство для роста: монтаж различных видео (клипов, коротких роликов, кино) различается, поэтому всегда можно совершенствоваться в чём-то новом 🙂
— Расскажи, как всё начиналось. Ведь раньше ты работал менеджером по продажам, если я не ошибаюсь.
— Всё верно. По образованию я менеджер широкого профиля и какое-то время действительно работал в продажах: участвовал в тендерах, встречался с клиентами. Правда, задачи меня не сильно увлекали, потому что втайне я мечтал никуда не ходить и зарабатывать удалённо.
За жизнь перепробовал много профессий. И в государственной библиотеке трудился, и заказы развозил как курьер, и на кассе в магазине туристических товаров стоял.
— А как оказался в сфере монтажа?
— Всё благодаря другу: он монтировал видеокурсы для Skillbox. Я увидел, как сильно ему нравится работа и сам процесс, и тоже загорелся идеей попробовать себя в профессии. Вот и купил курс. Размышлял так: во-первых, если всё получится, смогу работать на удалёнке, как всегда и мечтал. Во-вторых, в любом случае получу новые знания и изнутри узнаю, как создаётся красивый визуал.
«Теперь вопросы задают мне»: об обучении и профдеформации
— Поделись: тяжело было совмещать учёбу и работу?
— А так совпало, что прямо перед покупкой курса меня сократили. Так что времени на изучение новой профессии и мотивации преуспеть у меня было предостаточно 🙂
Права на лень и прокрастинацию не было: я понимал, что покупаю курс не ради хобби, а ради своего будущего в новом деле.
— Что в обучении понравилось больше всего?
— Понятная структура и доходчивое объяснение сложных тем. Особенно запомнил урок по Premiere Pro, популярной программе для монтажа: преподаватель «на пальцах» рассказал и показал, за что отвечает каждая кнопочка в интерфейсе.
Меня покорил профессионализм такого подхода: настолько подробной и «разжёванной» инструкции я не находил даже на YouTube! Забавно, что в конце урока лектор произнёс: «Ну всё, заканчиваю вас мучить. Наверняка не все досмотрят это видео до конца». А я, наоборот, прослушал всё на одном дыхании…
— А были темы, которые давались тебе с трудом?
— Я долго разбирался в том, как развести звук по разным аудиоканалам, чтобы не было перегруза. Пересматривал соответствующий урок снова и снова но в итоге ничего, справился 🙂
— Я знаю, что у каждого курса есть студенческий чат в Telegram. Ты был активен в своём?
— Да, мы с однокурсниками показывали друг другу проекты, обменивались мнениями, делились советами, много общались. Я ощутил, как это круто — быть частью комьюнити, находиться рядом с такими же заинтересованными людьми, как и ты. Запускается обоюдный процесс развития: вы вдохновляете и выручаете друг друга.
В студенческом чате можно задать любой вопрос — отвечают настолько быстро и чётко, что иногда не требуется даже Google.
Забегая вперёд, поделюсь радостью: недавно я стал официальным помощником чата! Меня назначили благодаря моей активности и помощи другим. Теперь уже я отвечаю начинающим и не только студентам, делюсь советами по монтажу.
— Круто! Расскажи, а твоё восприятие видео- и аудиоматериалов как-то изменилось после курса?
— Конечно! Освоив профессию, я обрёл и профдеформацию: после учёбы и работы в сфере разучился смотреть видео как обычный человек. Постоянно подмечаю всевозможные детали: монтаж, звук, картинку, второй и третий планы. Мне моментально режет глаз и слух, если что-то не так. Даже когда уроки курса пересматриваю, иногда ловлю себя на мысли: «А я бы смонтировал урок по-другому» 🙂
«В начале пути я был готов работать бесплатно. Но лучше так не делайте!»: о первых заказах
— Каким был твой первый коммерческий заказ?
— Я получил его через друзей. Ко мне обратилось Движение юных инспекторов РФ (ЮИД). Им требовалось сделать ролик — небольшую нарезку для репортажа на ТВ. В видео дети по всей стране изучали правила дорожного движения и выполняли тематические задания: катались на велосипеде, объезжали конусы, отвечали на вопросы.
— Что ты почувствовал, когда получил предложение?
— Обрадовался безумно! Я не верил, что монтажом действительно можно зарабатывать. Впервые получил доказательство — деньги за ролик. Правда, сумма была небольшая… Конечно, не такую я себе представлял, когда думал о репортаже для телевидения. И всё же не расстроился, ведь наконец попробовал себя в деле!
Я был готов работать и бесплатно, лишь бы набраться опыта. Правда, сейчас я против такого подхода и считаю, что даже новичкам нельзя работать безвозмездно. Поэтому искренне всех прошу: не демпингуйте — берите оплату.
— Сейчас ты монтируешь обучающие уроки для Skillbox и GeekBrains. Как удалось найти эту работу?
— Помог всё тот же друг, который работал в онлайн-университете монтажёром. Он порекомендовал меня своему руководителю, я сделал тестовое. Среди работ других соискателей моя понравилась заказчикам больше всего — и вот уже три года я монтирую уроки Skillbox, иногда подкасты, а также проекты GeekBrains 🙂
— Как тебе ставят задачу? Дают чёткое ТЗ, которому нужно следовать, или позволяют делать по-своему?
— В монтаже уроков особо не разгуляешься: всё должно быть чётко и лаконично. Поэтому я уже выработал шаблон и стараюсь его придерживаться. Дать волю творчеству позволяют другие креативные проекты — например, монтаж видео с офлайн-мероприятий Skillbox. Там я экспериментирую с музыкой, пробую разные планы, склейки, переходы, эффекты, внедряю подсъёмы.
— Сколько же уроков ты просмотрел за три года! Уже, наверное, освоил все профессии, представленные на платформе…
— Все мои знакомые так шутят! 🙂 На самом деле нет: когда монтирую, совсем не обращаю внимания на содержание — концентрируюсь только на самом видео. Слежу за звуковой волной на таймлайне: уже только по её виду, без прослушивания, могу сказать, нужна склейка или нет. Благодаря этому навыку монтирую с очень высокой скоростью.
Что нужно знать монтажёру: лайфхаки, техника и полезные ресурсы
— Насколько монтаж важен для зрителя? Ведь вряд ли обычный человек заметит неправильные склейки или неидеальную цветокоррекцию.
— Подсознательно зритель обязательно отличит качественную работу от некачественной. Думаю, с каждым бывало: вам неинтересно смотреть видео, урок или фильм, а сказать, почему именно, вы не можете. Так вот, скорее всего, причина как раз в монтаже.
Хороший монтажёр даже скучный и монотонный материал может превратить в увлекательное путешествие.
— Кажется, что монтаж может раздражать: нужно отсматривать много одинаковых дублей, постоянно сидеть на одном месте, да ещё и программа периодически вылетает. Как сохраняешь стрессоустойчивость?
— О, у меня как раз есть несколько лайфхаков!
- Делайте перерывы. Иногда это сложно: хочется подольше посидеть за работой, побыстрее закончить. И всё же давайте голове отдыхать — отрывайтесь от дела, выходите на улицу, занимайтесь спортом. Меня, например, спасают турник и гантели — хоть какая-то физнагрузка.
- Не экономьте на кресле и рабочем столе. Вам должно быть удобно: большую часть времени монтажёр проводит в сидячем положении. Мой совет: купите увлажнитель воздуха — глазам станет легче. Особенно этот лайфхак выручит в зимний период, когда в наших широтах сильно топят и воздух становится сухим и горячим.
- Держите рабочий стол на компьютере в чистоте. Поможет чёткая система папок для хранения материала и — обязательно — автосохранение. Также, если вы монтируете однотипные ролики, советую создать шаблон проекта — это сильно ускорит работу.
- Меняйте место работы. Я люблю ездить на дачу и монтировать на природе. Причём освежить голову и восприятие может что угодно — даже если вы просто переставите свой стол с компьютером в другой угол квартиры.
— Для монтажа нужна мощная техника. Тебе пришлось специально покупать её?
— Да, но не сразу. За год до курса я приобрёл новый компьютер, ещё не зная, что буду учиться монтировать. Естественно, он оказался недостаточно сильным, так что во время учёбы я постоянно ходил делать домашние задания к другу. У него же выполнял и первые коммерческие проекты.
Уже позже на заработок от заказов купил первый мощный ноутбук. Хорошая новость в том, что стоимость курса и техники я полностью отбил за два-три месяца работы!
— Какое оборудование для монтажа посоветуешь?
— Для меня самый удобный вариант — мощный ноутбук и большой монитор к нему. Если подробнее: процессор Core i7 11-го поколения, видеокарта RTX 3060 со 140 TGP, оперативная память 16 ГБ, быстрый SSD и монитор 32 дюйма.
Понятие «избыточная мощность» к технике для монтажа неприменимо, поэтому чем мощнее устройство, тем лучше 🙂
— А почему ноутбук, а не компьютер?
— В устройстве я ценю мобильность — возможность взять его с собой. С ПК так не получится, хоть он и мощнее. Но я нашёл способ выжать из ноутбука максимум: можно использовать прокси-файлы при монтаже вместо оригинальных, и тогда нагрузка на систему снизится, скорость увеличится.
— Я много слышала про Premiere Pro. Как считаешь, действительно ли это лучшая программа для монтажа?
— Для меня — да. Большое преимущество Premiere Pro в том, что она идеально работает в связке с другими программами. Проект легко передавать друг другу — это отличный вариант для продакшена, где над видео трудится сразу несколько специалистов. А те, кто ругается на глючность Premiere Pro, как правило, просто не разбираются в программе или работают на слабом железе.
Ещё на пятки Premiere Pro активно наступает Da Vinci. Программа так же качественна и многофункциональна, но больше подходит тем, кто работает над проектом от начала и до конца один.
— А какие ещё программы или инструменты могут понадобиться монтажёру?
— Стоки с музыкой, звуками и видео — например, такие как Envato Elements, Mixkit, Artlist, Pinterest. Сайт, где можно брать шрифты, — Fontstorage. А для вдохновения — Behance и Vimeo.
Читайте также:
— Ты уже наработал приличный опыт в монтаже. Как хочешь развиваться дальше?
— Монтажёры часто переходят в моушн-дизайн. Думаю, и я не стану исключением. Сейчас активно изучаю Adobe After Effects, особенно мне нравится шейповая анимация (анимация геометрических фигур). Когда пойму, что свободно ориентируюсь в программе, начну пробовать более сложные вещи в Blender. А там посмотрим.