«Моя первая короткометражка собрала больше миллиона просмотров»: путь режиссёра Григория
В рамках «Видеомастерских» Григорий снял три работы: короткометражку, клип и эпизод сериала. А теперь разрабатывает проект в духе славянского фэнтези.
Иллюстрация: freepik / Freepik / Chris Murray / Jose P Ortiz / Susan Wilkinson / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Григорий Павленко
Россия, Краснодар
Пройденные курсы
Достижения
Его первая короткометражка собрала на YouTube более 1,2 миллиона просмотров, а снятый эпизод для сериала попал на крупный кинофестиваль.
Григорий рассказал:
- как пришёл в режиссуру и поучаствовал в трёх потоках «Видеомастерской»;
- какими качествами должен обладать хороший режиссёр;
- как проходили съёмки эпизода для сериала, который уже вышел на крупных стриминговых платформах;
- как в процессе съёмок любой киноспециалист знакомится сам с собой;
- почему кино лучше смотреть в наушниках.
«Я хотел научиться работать в команде»: о приходе в режиссуру, учёбе и участии в «Видеомастерской»
— Григорий, по основной профессии ты системный аналитик и работаешь в IT. Как же получилось, что однажды ты решил попробовать себя в сфере кино?
— После института я пошёл в армию на год и служил в штабе. Свободного времени там было много, и поэтому я начал размышлять: «Чем мне действительно нравится заниматься в жизни? Как я могу оставить след в этом мире?»
Я всегда любил смотреть фильмы, играть в компьютерные игры с интересным сюжетом и слушать разнообразную музыку — и вот в армии пазл из этих элементов стал складываться, начали рождаться истории. Я вдруг понял, что мог бы снимать кино и передавать свои задумки визуально.
Когда служба закончилась, стал изучать тему глубже: смотрел ролики на YouTube, читал книги о кино. А в 2017 году наконец сделал первую «пробу пера» и снял клип на песню одноклассника.
— Ого! Что-то лирическое?
— Нет, андерграундный рэп, жёсткий такой 🙂
Я придумал сюжет, написал сценарий, сделал раскадровки, и мы с одноклассником отправились снимать клип в заброшенный дом. Как сейчас помню: после съёмок я возвращался домой по полю, у меня ужасно болела голова, но при этом я чувствовал неописуемое удовольствие. Я так кайфанул от процесса! И понял, что хочу продолжать.
Первое время всё делал сам: ходил с камерой, снимал, придумывал сюжеты, брал одного-двух актёров. Но потом осознал, что надо учиться: во-первых, чтобы добрать недостающих знаний, во-вторых, чтобы пробиться в мир кино.
Институт мне не подходил: четырёхлетнее обучение казалось слишком долгим, к тому же очные пары просто невозможно совмещать с работой, а мне надо было обеспечивать семью. Поэтому выбрал онлайн-формат и курс для режиссёров в Skillbox.
— Что для тебя оказалось самым полезным в обучении?
— На самом деле со всей теорией я был уже более-менее знаком по книгам и ютуб-роликам. Поэтому я бы скорее выделил два практических инструмента: телеграм-чат, где можно общаться с единомышленниками, следить за анонсами проектов и искать людей в команду, и творческий практикум «Видеомастерская» — формат, где за несколько месяцев в команде с другими студентами кинопрофессий мы создавали полноценный кинопродукт.
— Пожалуйста, расскажи о «Видеомастерской» подробнее: как ты о ней узнал и почему решил участвовать?
— Узнал из того же телеграм-чата: как-то сразу заинтересовался и записался на первый поток — тогда этот формат только запускали. Моей целью было научиться работать в команде.
Раньше я был одиночкой. Этаким императором: ходил, снимал, что мне вздумается и как мне надо. Но, когда понял, что большое кино — это искусство управления людьми и работы в команде, осознал, что должен научиться этому мастерству. За ним и отправился на практикум.
— Из каких киноспециалистов состояла твоя команда?
— Зависело от проекта. Вообще, я участвовал аж в трёх потоках «Видеомастерской». Первый был посвящён короткому метру: на нём я снял фильм «Хочу, чтобы». Эта работа стала настоящим хитом на моём ютуб-канале: собрала больше миллиона просмотров и принесла почти три тысячи подписчиков.
По сюжету мужчина на грани развода мечтает об идеальной красавице-жене. Он выигрывает в автомате устройство, которое может поменять партнёра и, чтобы спасти брак, вносит изменения в личность супруги. Но каждая трансформация имеет побочный эффект и превращает жизнь в сущий кошмар.
На этом проекте наша команда состояла из режиссёра (это был я), сценариста, оператора, продюсера и режиссёра монтажа. Вот только оператор был не художественный, а свадебный. К сожалению, из-за этого в итоговой картинке мне не хватило стиля, и поэтому на следующие два потока я уже искал операторов с опытом художественной съёмки.
— Как проходили сами съёмки?
— Снимали в разных локациях Краснодара: сначала прямо у меня в квартире, для этого я даже выселил на время всех своих 🙂 Потом в парке: там пришлось договариваться с администрацией, но они удивительно быстро и легко пошли навстречу. Наконец, отправились в тир, где тоже снимали два часа бесплатно.
В сумме за три дня съёмок мы с командой потратили всего 70 000 рублей.
После показа короткометражка получила хорошие отзывы от экспертов (мне даже сказали: «Можешь смело идти и снимать российские сериалы»), но два аспекта всё же отметили как очень слабые — звук и картинку. Мягко подчеркнули, что работе не хватило «киношности», художественного стиля. Над этим я и стал работать.
— А чему был посвящён второй поток «Видеомастерской», в которой ты участвовал?
— Там мы снимали музыкальные клипы. Мой был на песню рок-группы Fuzz Dogs и посвящён тому, как живётся в «русском гетто». Сюжет придумал сам. Команда, кроме оператора, осталась прежней.
Локацией для съёмок стал ветхий коммунальный дом моей тёти: его уже со дня на день собирались сносить, и мы в последний момент успели всё там отснять. В этот раз проблем со звуком уже не было, но художественной картинки добиться так и не удалось. Я понял, что этот оператор тоже не подходит.
«В начале пути ты должен делать бесплатно, для себя»: о процессе киносъёмки и профессии режиссёра
— Как правило, многие люди плохо представляют пошаговый процесс создания фильма. Поделись: какие этапы проходит режиссёр и команда после того, как сценарий готов?
— Первое, что делает режиссёр дальше, — пишет экспликацию и делает раскадровки. Это важные документы, особенно раскадровки — в них ты должен разбить сцену на кадры и детально описать и визуализировать каждый. Более того: продумать соответствующие звук и свет и оставить об этом пометки.
Параллельно должен идти поиск локаций. На них лучше выезжать сразу с оператором, чтобы выставить свет и проверить всё заранее. Дальше поиск актёров, кастинги и читки сценария. А потом сами съёмки.
— Ты всегда чувствовал себя уверенно на съёмочной площадке?
— На самих съёмках — да, но за день-два до них мне бывало дико страшно. Хотелось всё отменить, несмотря на то, что уже всё было готово: деньги заплачены, люди собрались.
— Как тебе удалось справиться со страхом?
— Страх уходил, как только начиналась работа. Думаю, тут срабатывало осознание, что в кино всё держится на режиссёре. Команда должна видеть, что ты уверен, что у тебя всё под контролем.
Фильм — это множество отдельных задач-ниточек: актёры, оператор, звук, грим, костюмы. Всё это должно двигаться в одном направлении, и всё это соединяет режиссёр.
— Какими ещё качествами нужно обладать режиссёру?
— На мой взгляд, хорошему режиссёру важно не идти на поводу у каждого отдельного члена команды и тем самым не подрывать свой авторитет. При этом не быть диктатором, отвергающим все идеи киногруппы. В общем, стремиться к балансу.
Если ты тиран, никто не захочет с тобой работать. Но если ты соглашаешься на все идеи подряд, то твой фильм превратится в лоскутное одеяло.
Второй важный момент: режиссёр должен знать свой материал лучше всех на проекте, даже лучше самих актёров. Если ты знаешь своих персонажей, понимаешь их мотивацию, то сможешь верно направить актёра и проследить, чтобы он точно передал необходимый характер и образ.
— Немного философский вопрос: а почему тебе вообще нравится быть режиссёром?
— Знаешь, во время съёмочного процесса я чувствую себя живым. В этом есть своё преодоление, свой катарсис. Ты проходишь через огромные сложности, муки выбора, принятие решений — и всё это приносит удовольствие. Такой вот парадокс: ты страдаешь, но при этом кайфуешь.
Ещё важно понимать, что в начале пути тебе как режиссёру никто не предложит бюджеты. Создавать придётся бесплатно, для себя. Я старался думать так: «Да, сейчас я не получу материальной выгоды, зато получу эмоциональную».
«Я просматривал кадры и видел стиль»: о создании эпизода для сериала «Впервые»
— Расскажи, как тебе удалось перейти от короткометражек и клипов к сериалу?
— Эпизод для сериала мы разрабатывали как раз на третьей «Видеомастерской». В рамках этого потока кураторы сформулировали нам тематическую рамку так: «Герои делают что-то впервые в жизни», а в качестве формата предложили киноальманах из короткометражек.
В итоге сериал так и назвали: «Впервые». В нём шесть серий: каждая рассказывает о первом жизненном опыте человека: первой любви, первой годовщине, первом выигрыше. В основном это комедийные сюжеты, но мы с командой сделали триллер.
К этому проекту я подошёл уже гораздо серьёзнее, да и бюджет здесь был больше. Я понимал, что хочу добиться высокого качества. Мы придумали отличную сценарную задумку, но, к сожалению, её отклонили кураторы мастерской. После этого часть команды вышла из проекта и пришлось начинать всё заново — с новыми людьми и новым сценарием.
В итоге нам утвердили идею о первой годовщине. По сюжету серии «Запомни этот вечер» муж хочет отметить первую годовщину свадьбы без происшествий, но жена находит его ежедневники, в которых он записывал каждый её шаг. И теперь, чтобы оправдаться, он вынужден рассказать ей правду о её болезни — амнезии. Это будет стоить ему жизни.
— Чем этот проект отличался от первых съёмок?
— В этот раз я задался целью подобрать хорошую команду и снять стильно, художественно, эмоционально. Нашёл в Сочи оператора, за которым потом подтянулся звукорежиссёр. Подобрал гримёра и костюмера. Позвал опытного актёра. Правда, он сначала не хотел ехать, думал, что я как режиссёр совсем молодой и неопытный, но потом прочёл сценарий, проникся задумкой и в итоге согласился поучаствовать в проекте за небольшую оплату. А на женскую роль мы взяли девушку-продюсера — она как раз параллельно училась на актрису.
Снимали четыре дня на одной локации — в шикарном загородном доме. Оператор и звукорежиссёр привезли много техники.
Съёмки напоминали настоящую киноплощадку: рации, куча оборудования, постоянный звук хлопушки, всё по-взрослому.
Мне было важно сделать качественный фильм, потому что я вложил в работу все свои сбережения. Спонсоров у нас не было. И я оказался доволен промежуточным результатом: когда просматривал кадры, то видел стиль, «киношность» — всё то, к чему я так стремился и чего так не хватало в прошлых проектах.
— Сериал «Впервые» уже вышел?
— Да, причём сразу на всех крупных стриминговых платформах: «Кинопоиске», Okko, Ivi, Kion, «Кино1ТВ». На премьерные показы я ездил в Москву, где люди подходили ко мне и делились своими положительными отзывами. Было приятно.
— А удалось ли отправить работу на какой-то фестиваль?
— Да, с проектом «Запомни этот вечер» я участвовал в Северо-Кавказском молодёжном кинофестивале «Кинокавказ — 2024», где наша работа попала в шорт-лист номинации «Короткометражный игровой фильм».
Поехал на фестиваль с семьёй как участник. Было интересно и полезно получить такой опыт: я послушал лекции, пообщался с единомышленниками и даже познакомился с Юрием Быковым — известным режиссёром, у которого, кстати, тоже нет высшего режиссёрского образования.
Юрий дал мне важный совет: «Если любишь кино, забей на всё и просто делай. Тут всё зависит от твоих работ».
Также на кинофестивале я узнал, как правильно представить проект продюсеру, чтобы получить финансирование. Теперь активно пытаюсь применить эти знания, чтобы привлечь средства для нового проекта.
— Если резюмировать, как бы ты сформулировал: в чём главная польза от участия в «Видеомастерских»?
— Это необычная мысль, но мне кажется, что работа над реальным проектом позволяет оценить собственные морально-волевые качества. Насколько ты готов включиться в работу, идти на компромисс, не бросить начатое и довести всё до результата.
Потому что на этапе сценария всем весело, все радуются своим задумкам и наслаждаются процессом. А я сижу и думаю: «Это вы ещё до съёмок не дошли», потому что именно на съёмках начинаются реальные проблемы. Кто-то не готов морально, кто-то — финансово, кто-то не умеет слышать других. Проходя через все эти трудности, мы закаляемся.
«На фильме нужно концентрироваться»: о любимых режиссёрах и карьерных планах
— Сейчас кино стало своего рода «фастфудом» — многие смотрят его, просто чтобы заполнить своё время. Какой совет ты бы дал: как правильно смотреть фильмы, чтобы глубже их понимать?
— Надевать наушники и концентрироваться только на том, что происходит на экране. Или ходить в кинотеатры. Дома нас постоянно что-то отвлекает: то нужно сходить за закусками, то сделать чай, то открыть на секунду телефон.
Вообще, я сам очень много смотрю кино и из-за развившейся профдеформации автоматически задаюсь вопросом, как всё это снято. А ещё ориентируюсь на свои эмоции. Для меня хороший фильм — тот, из-за которого приходится сдерживать слёзы.
Хорошее кино обязательно заденет что-то внутри вас, и тогда оно понравится.
— У тебя есть любимые режиссёры?
— Да, их много. Кристофера Нолана, например, люблю за его интеллектуальный подход: после его фильмов всегда есть о чём задуматься. Дэвид Финчер впечатляет своими триллерами. Стивен Спилберг и Майкл Бэй — задумками спецэффектов.
И скажу честно: артхаус — это не моё. Я скорее люблю блокбастеры, триллеры. Мне нравится переживать сильные эмоции.
— Какие планы по развитию в кино ты строишь?
— Сейчас мы с командой готовим новый проект и ищем финансирование. Идея для фильма основана на рассказах моего знакомого, в духе славянского фэнтези. Только это будет не детская сказка, а скорее «секс, наркотики и рок-н-ролл». Главного героя я вообще придумал очень неоднозначного, былинного.
Мы с командой уже написали синопсис к первой серии, скоро распишем все остальные. В планах — снять пилот за свои деньги, показать его нескольким продюсерам, получить их одобрение и уйти в работу с головой. А потом выйти на рынок с этим сериалом.
Спешить не хочется. Я бы мог уже сейчас бросить свою айтишную работу и перейти в киноиндустрию — моих текущих навыков точно для этого хватит, но… я не хочу быть вторым режиссёром на съёмках простенького сериала — это совсем не соответствует моим амбициям. У меня есть большая цель — стать главным режиссёром, и я не хочу торопить события.