«Я даже щебетание птиц раскладываю на звуковые составляющие»: история саунд-дизайнера
Евгений — опытный звукорежиссёр. Сейчас он увлёкся саунд-дизайном в играх: с нуля собирает звук удара лазерным мечом, атаки зомби и многого другого.
Фото: личный архив Евгения Осипова
Евгений Осипов (Tamko)
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Ушёл с основной работы, углубился в саунд-дизайн и уже озвучил несколько проектов. Параллельно с программой FMOD осваивает конкурента Wwise, чтобы стать мультифункциональным специалистом.
Евгений рассказал:
- как строил свою музыкальную карьеру и совмещал её с работой в промышленной автоматизации;
- чем звукорежиссёр отличается от саунд-дизайнера;
- как начинающему специалисту развить наслушанность;
- нужно ли представителям всех музыкальных профессий знать нотную грамоту;
- с какими сложностями столкнулся современный рынок видеоигр.
— Евгений, вы работаете со звуком уже 15 лет. Расскажите: как пришли к звукорежиссуре?
— Изначально я писал электронную чилаут-музыку и думал, что буду развиваться в этом направлении как артист. Несколько лет вместе с друзьями-музыкантами даже снимал студию. Мы закупили оборудование, составили график для удобной работы каждого и делали всё что захотим: кто-то, как и я, писал свои треки, а кто-то сводил чужие. Можно сказать, организовали этакую творческую коммуну из 15 человек.
Вскоре я также освоил несколько смежных направлений в музыке и стал заниматься звукорежиссурой песен. Всё-таки, когда долго находишься в определённой среде, волей-неволей знакомишься со всеми её аспектами.
— При этом, параллельно музыкальному развитию, вы целых 10 лет также работали в промышленной автоматизации. Как совмещали две профессии?
— Дело в том, что я получил два образования: одно, так скажем, общекомпьютерное, а второе — как раз по промышленной автоматизации. Вот после института и устроился по специальности, став классическим офисным работником. Звуком же занимался по вечерам и в выходные.
Первое время на любимом деле почти не зарабатывал, наоборот, только вкладывал свои деньги.
Постепенно мне удалось наработать клиентскую базу, и два года назад я наконец ушёл с основной работы. Твёрдо решив изменить свою жизнь, записался на несколько образовательных программ. В Skillbox взял большой курс по профессии продюсера музыкальных проектов, а также курс по саунд-дизайну в играх.
«Придумать звуковой эффект — целая наука»: об открытиях в процессе обучения
— Почему вы решили развиваться именно в саунд-дизайне, а не, например, в звукорежиссуре, где уже имели опыт и знания?
— Загвоздка в том, что звукорежиссёр для хорошего и стабильного заработка должен долгосрочно арендовать студию или иметь свою, чтобы всегда находиться в одном месте и принимать у себя заказчиков.
Я же сейчас постоянно переезжаю из страны в страну. Можно сказать, веду жизнь цифрового кочевника. Поэтому для работы рассматриваю только удалёнку. Саунд-дизайн, на мой взгляд, для неё как раз идеально подходит.
Да, я в любом случае вожу с собой много техники, даже жильё всегда подбираю, ориентируясь на то, будет там тихая комната или нет. Зато всю работу могу выполнить без личного присутствия заказчика.
— А почему решили обучаться саунд-дизайну на платформе, а не изучать его самостоятельно? Ведь ту же звукорежиссуру вы когда-то освоили сами. Да и вроде как между этими двумя направлениями много пересечений…
— На самом деле между саунд-дизайном и звукорежиссурой колоссальная разница — когда я начал обучение на курсе, то окончательно в этом убедился. Конечно, некоторые общетехнические аспекты совпадают: для работы может использоваться одна и та же программа и даже применяться одни и те же инструменты и эффекты, но вот логика работы над звуком — она абсолютно разная.
Звукорежиссёр чаще всего работает с готовыми звуками и материалом, предоставленным композиторами. Пытается «подружить» между собой музыкальные инструменты и заставить их звучать цельно, чтобы они дополняли друг друга, а не «перекрывали».
Саунд-дизайнер же сидит перед чистым листом бумаги. Да, предварительно он получает условное техническое задание, где написано, какое настроение необходимо создать и какие эмоции вызвать, но конкретные звуки и эффекты для достижения этих целей придумывает и записывает сам. И это — целая наука!
— Я знаю, что ещё до старта обучения вы озвучили мультик о маленьких сказочных существах и их борьбе с драконом. Выходит, интуитивно всё же понимали, как выполнять работу саунд-дизайнера?
— Лишь отчасти. В том проекте я ничего не выдумывал, заказчик чётко сформулировал своё желание: «Сделать озвучку в стиле „Тома и Джерри“». Под это ТЗ я и подбирал подходящие звуки из интернет-библиотек.
А вот если бы меня тогда попросили выполнить работу по всем правилам хорошего саунд-дизайна — записать живые звуки на микрофон, к каждому персонажу подобрать аудиообраз… ох, я бы точно двигался исключительно наугад, долго мучился, экспериментировал, и не факт, что справился бы успешно.
Вот сейчас, после всего одного модуля большой профильной программы, у меня в голове наконец сформировалось чёткое понимание пошаговых действий саунд-дизайнера во время работы и в целом ключевых процессов в профессии.
— Давайте поговорим об этом подробнее: какая именно информация о саунд-дизайне стала для вас открытием?
— Оказывается, когда создаёшь звук, недостаточно просто придумать, на что он похож и сымитировать это. Чтобы достигнуть правдоподобности, звук нужно разложить на базовые составляющие. Например, звук выстрела может состоять из низких нот, похожих на удар бас-барабана, скрежета, звона металла и хлопков.
Все эти звуки можно «собрать» прямо у себя дома: сходить на кухню, постучать по нужным предметам и, соединив и обработав звуки в программе, получить тот самый выстрел. А иногда вообще можно придумать что-то, не существующее в природе! Так, на курсе нам объясняли, из каких компонентов состоит звук лазера, космических аппаратов, кряхтение зомби.
Проще говоря, записывать звуки — всё равно что готовить салат «Цезарь». Как у салата свои ингредиенты, без которых он не получится, — помидоры, сухарики, курица, — так и у каждого предмета или действия — свои звуки. Добавишь не тот ингредиент, получится другой салат.
— Интересная аналогия! А какие теоретические знания необходимы, чтобы грамотно разложить звук по частям? Это ведь вообще непросто.
— Да, это о-очень непросто, сам до сих пор вникаю в вопрос. С позиции новичка в саунд-дизайне могу сказать так: важно тщательно изучить синтез звука — понять, как именно и за счёт чего он генерируется и затем обрабатывается.
В ходе обучения именно эта тема «подарила» мне (и, наверное, не только мне) больше всего трудностей. Ведь в практических заданиях мы были должны не только повторить сборку звука за преподавателем, но и придумать что-то своё. Разнообразить составляющие, добавить уникальности.
Если основательно не разобраться в принципах синтезирования звука, придётся туго: вы будете просто нажимать все кнопки подряд, надеясь, что однажды они зазвучат, как вам надо. Конечно, результата можно достичь и интуитивно, на слух перебирая звуки и сочетания, но на это уйдёт гораздо больше времени.
«Звук — „усилитель вкуса“»: о наслушанности, технических аспектах и нотной грамоте
— Как, на ваш взгляд, развить наслушанность? Особенно тем, кто приступает к изучению звука с полного нуля.
— Я думаю, людям без какого-либо бэкграунда в музыке в первую очередь нужно найти на YouTube или любых других платформах тех саунд-дизайнеров, чья работа им по душе, и начать плотно следить за их творчеством. А ещё — полезно смотреть документалки о том, как озвучиваются фильмы. Сразу многие процессы становятся яснее.
Если же некоторые познания о звуке у вас уже есть, можно найти контакты студий озвучек в вашем городе, попробовать устроиться туда ассистентом или стажёром и понаблюдать, как работают профессионалы. Скорее всего, вас многому научат и дадут попрактиковаться самому.
Чем больше опыта — тем сильнее профдеформация. Я иногда замечаю, что раскладываю окружающие меня шумы на составляющие. Автоматически. Вот пролетела мимо птица, чирикнула, а я мысленно уже разложил, из чего состоит её щебетание.
— Такая профдеформация приносит дискомфорт? Ведь мы постоянно слышим звуки и почти никогда не находимся в абсолютной тишине…
— С отдельными звуками у меня такое происходит редко, всё же я только в начале своего практического пути как саунд-дизайнер. А вот если говорить о музыкальных инструментах… Я с подросткового возраста не могу нормально слушать музыку 🙂
Помню, когда впервые занялся своим творчеством, то даже не понимал, как звучит бас-гитара! Вообще не улавливал её в треках. Но стоило мне сходить на пару живых репетиций с друзьями-гитаристами — и всё, с тех пор я не могу её «расслышать». Даже бывает, приду в клуб, и, пока все танцуют и отдыхают, я стою и анализирую, как звучит басовая партия по сравнению с ударной.
Мне эта особенность почти не мешает. Наоборот, есть свои плюсы.
— Какие, например?
— Я могу объективно оценить талант людей, написавших мелодию. Это ведь очень сложно — соединить несколько инструментов так, чтобы они звучали красиво и гармонично, а не создавали хаос, сделать хорошую аранжировку. Особенно если мы говорим про джазовые композиции.
— С наслушанностью разобрались. А если говорить о технических составляющих звука: что нужно знать и изучать новичкам, чтобы чувствовать себя увереннее в профессии?
— Здесь хватит знаний физики уровня средней школы 🙂
Например, любой звукорежиссёр или саунд-дизайнер должен понимать, что высокие частоты распространяются на меньшее расстояние, чем низкие. Соответственно, писклявый звук плохо пробивается сквозь стены, а басы, наоборот, можно услышать аж из соседнего района. Если вникнете в этот вопрос, вам будет легче подрезать высокие частоты или поднимать низкие там, где это нужно.
Или, например, специалист должен знать, что у каждой звуковой волны — своя фаза. Если волны оказываются в противофазе, то они друг друга гасят. Соответственно, если вы поместили на звуковую дорожку два инструмента, но ни один из них не слышно, скорее всего, надо просто перевернуть фазу.
Конечно, я привёл упрощённые примеры, и на самом деле нюансов гораздо больше. Но пугаться не стоит: базовых правил звука — максимум 5–10 штук. Их вполне хватит для уверенного старта.
И ещё: в процессе вам также придётся разобраться в некоторых технических тонкостях: как поставить драйвер звуковой карты, какие есть форматы записи, какая должна быть частота дискретизации.
— А нужно ли саунд-дизайнерам и звукорежиссёрам уметь читать ноты? Или без этого в профессиях можно обойтись?
— Всё индивидуально. В музыкальных профессиях вы так или иначе постоянно будете сталкиваться с нотами, терминами и людьми, говорящими только на этом языке, поэтому кажется, что базу всё же лучше знать.
Хотя, с другой стороны, я знаком со многими специалистами, не владеющими нотной грамотой и при этом вполне успешными. Они просто чувствуют музыку и понимают интуитивно, в той тональности человек поёт или нет. С опытом приходит наслушанность.
Кстати, я отношусь именно к этой категории людей. С детства пел в хоре, слушал сложные многоголосные партии и благодаря этому развил точный слух. И всё же однажды я планирую научиться читать ноты. Тем более в курсе по музыкальному продюсированию как раз есть модуль, посвящённый этой теме.
— Думаю, ваш пример порадует всех начинающих саунд-дизайнеров и звукорежиссёров!
— А некоторые консервативные коллеги, наоборот, закидают меня тапками 🙂
Конечно, я понимаю их позицию и во многом с ней согласен: чем глубже разбираешься в теме, тем легче работать и тем интереснее получается результат. Поэтому, если есть возможность, — дополнительное образование лучше получать.
Например, один из самых талантливых современных музыкантов, Джейкоб Кольер, пишет невероятно сложную музыку. Именно глубокое погружение в музыкальную теорию помогает ему достигать неповторимого результата в мелодии, звучании и эксплуатировать звук как угодно.
Понимание музыкальной теории стирает какие-либо ограничения.
— А если возвращаться к звуку в играх: зачем он вообще там нужен? Ведь можно играть в тишине или со своей музыкой на фоне, скажут вам многие.
— К сожалению, следуя именно такой логике команды разработчиков часто недооценивают саунд-дизайнеров и привлекают их к процессу в последний момент. Да, безусловно, звук не самый важный компонент игры, но всё же очень значимый. Без него игра скуднеет.
Звук усиливает вкус, с ним всё становится намного интереснее, ярче, увлекательнее. Именно звук управляет нашими ощущениями. Вот ты сел играть в игру с одним настроением, а звук в игре в хорошем смысле слова навязал тебе своё. И этому невозможно сопротивляться.
«Стану мультифункциональным специалистом»: о зарубежном рынке и планах на будущее
— Как планируете развиваться дальше?
— Из ближайших планов — окончить курс по саунд-дизайну. Я знаю, что Skillbox также даёт своим студентам возможность бесплатно попрактиковаться в геймдев-студии GameBox, но я пока не тороплюсь участвовать. Хочу ещё немного «подкачать» свои знания. Всё-таки мало просто уметь создавать звуки. Нужно также грамотно имплементировать их в игру с помощью специальной программы — этот навык я как раз оттачиваю.
Кстати, параллельно учёбе в Skillbox я также прохожу онлайн-курс в американском музыкальном колледже Berklee. У нас я изучаю одну программу, FMOD, а в колледже — другую, Wwise. Они активно конкурируют между собой, как iOS и Android, только в мире саунд-дизайна. Освоив их обе, планирую стать востребованным специалистом. Надеюсь, к тому времени ситуация в индустрии игр как раз устаканится.
— Устаканится? А что происходит в сфере игр сейчас?
— Последние несколько месяцев я изучал рынок вакансий за пределами России. И заметил, что прошедший год был очень тяжёлым для игровой индустрии: по всему миру компании уволили несколько тысяч человек.
Это связано с тем, что во время коронавируса все сидели дома и от безделья играли в компьютерные игры, рос спрос на них. А потом пандемия закончилась, люди вышли на работу и интерес упал. Многие компании этого не предвидели и запустили новые проекты — теперь их приходится закрывать.
— Но положительные прогнозы есть, верно?
— К счастью, да. Вакансии всё же имеются: компании, успевшие рассчитать все риски и последствия, продолжают наём. Да и массовые увольнения не характеризуют индустрию в целом. Например, я недавно узнал, что игровая индустрия прибыльнее, чем кинематограф. Она обогнала даже Голливуд! Этот факт меня поразил. А значит, шансы устроиться на крутую должность всё-таки есть.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс