Ядерные реакторы, шаманы и мексиканская пустыня: как Александра Альма нашла себя в музыке
Саша училась в Бауманке, была на бэк‑вокале у певицы Мары. А сейчас она сама работает музыкальным продюсером и продвигает собственный проект.


Александра Альма
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
На курсе проработала музыкальный проект Mantra Calendar, который успешно реализовала после завершения учёбы. Сейчас активно продвигает его на всех площадках.
Александра рассказала:
- как жила в дикой пустыне Мексики вместе с женским племенем;
- почему переехала из Москвы в необжитый лес;
- как работает гуслитерапия и при чём здесь целительная частота 432 Гц;
- в чём красота старославянских мантр;
- почему уверенность так важна для музыканта при переговорах.
Если бы меня попросили одним предложением описать музыку, я бы сказала: «Она — мой бальзам, мой учитель и мой способ самовыражения».
«Папа, мне нужно пианино»: первое знакомство с музыкой
Впервые я соприкоснулась с музыкой в пять лет: родители взяли меня в оперу. У нас были крутые места — обособленная ложа на втором этаже. Идеально, чтобы смотреть на основное действие и поющих артистов. Правда, моё внимание певцы совсем не привлекали — я не отрывала взгляда от пианиста.
Виртуозная игра музыканта настолько меня впечатлила, что по возвращении домой я заявила: «Папа, мне нужно пианино». Причём это не было обыкновенным детским «хочу». Уже тогда я ощутила внутри себя несгибаемое намерение, взрослую уверенность, что научусь играть. Похоже, родители тоже это почувствовали — через несколько дней инструмент стоял в нашей квартире.
С тех пор музыка не покидала меня ни на день. Естественно, в юности я училась в музыкальной школе. Правда, не без проблем. Помню, приходила на занятия и начинала импровизировать. Преподавателям это не нравилось: «Ты что?! Нужно по нотам!» Я сопротивлялась. Пробовала ходить на аранжировку.
В итоге окончила джазовое отделение музыкальной школы под руководством известного музыканта и композитора Виктора Павловича Чеха. Мне пророчили консерваторию, но судьба сложилась иначе.

Переломный момент, или При чём здесь ядерные реакторы
В 14 лет в моей жизни произошёл сильный удар — развелись родители. Я оказалась предоставлена сама себе и через год уехала из Пензы в Москву.
Времена были трудные. Родители не помогали финансово — они были уже почти пенсионерами и просто не имели возможности. Справлялась сама. Бывало, три месяца подряд ела только гречневую кашу без соли. Иногда негде было спать: например, перед вступительными экзаменами я ночевала на лавочке в университетском сквере.

В конце концов поступила в МГТУ имени Н. Э. Баумана на кафедру ядерных реакторов, и мне дали общежитие. Да уж, где реакторы и где музыка… но так складывалась жизнь. К тому же мама всё время боялась, что я пойду по музыкальному пути, постоянно твердила: «Ты же знаешь, кто эти певицы на самом деле!»
Но я никогда не оставляла музыку. Сразу после поступления меня взяли в группу при вузе, а на втором курсе я пела по клубам «Дельфинов» с Марой. Втайне мечтала о сольной карьере.
Искала себя. В свободное от учёбы и выступлений время сочиняла джазовые, блюзовые произведения. Мучилась: «Где мой настоящий голос? В чём моя фишка?»
Окончив вуз, ощутила свободу: вот он, мир, передо мной, теперь я могу делать что захочу… и опять выбрала не музыку. Углубилась в психологию — прорабатывала расставание родителей, которое сильно меня травмировало. Этот период научил меня многому: именно тогда я познакомилась с практиками Дао, осознала свои ценности.

«Вокруг ходили койоты, ползали змеи»: как я попала в мексиканскую пустыню
Тогда я начала организовывать свои первые мероприятия. Правда, совсем не музыкальные.
Однажды друг попросил помочь: иностранному целителю-шаману на мероприятии требовался переводчик. Согласилась. А дальше — как в голливудском кино. Увидев меня, шаман сказал: «У тебя особая энергия, я приглашаю тебя в Мексику».
Внутри почему-то не было сомнений — очередной жизненный поворот. Взяла билеты и улетела. Женское племя, в которое меня привёз шаман, приняло дружелюбно. Учили сестринству, делились знаниями.
В Мексике всё вокруг подталкивало к пробуждению и раскрытию внутреннего голоса. Мантры, мелодии, племенные звуки — будто эхом я слышала в них себя. К тому же меня окружала дикая, древняя природа: ходили койоты, росли кактусы, ползали змеи — настоящая пустыня.
«Услышав перебор струн, дети успокоились»: мой путь к гуслям
В Россию я вернулась другим человеком. Подруга, услышав истории о Мексике, воскликнула: «Саша, ты должна вести подобные занятия здесь, в Москве!» Быстро всё организовала: нашла помещение, людей, запустила рекламу. И дело пошло.
Очень скоро мы поехали с моими семинарами в другие регионы, и однажды на занятие пришёл мужчина, которого мне незадолго до этого предсказал шаман. Было сложно не поверить в судьбу: мой будущий супруг выглядел ровно так, как его описывал целитель. Более того, когда мы посмотрели друг другу в глаза, то будто сразу узнали родственные души и выдохнули: «Ну наконец-то ты!»
Отношения закрутились. Наш союз был настолько энергетически сильным, что первым, чего мы захотели, был вовсе не брак, а дети.


Родилась первая дочка, затем вторая. По ночам они плохо спали. Я ничего не могла поделать и всё ломала голову: как же их успокоить? Однажды, от нечего делать, взяла в руки гусли — они давно без надобности пылились в доме.
Услышав перебор струн, дети успокоились. Я была удивлена: продолжила бренчать дальше и экспериментировать. Сама придумала, как настроить инструмент, потом много раз перенастраивала его заново. Ночи были длинными: дети просыпались вновь и вновь, а я всё сидела за гуслями. Даже научилась играть в полной темноте.
Потом где-то прочитала о частоте 432 Гц: по некоторым утверждениям, все древние инструменты — греческие, египетские, славянские — были настроены на неё. Считается, что это частота сильнее других гармонирует с молекулами воды, из которых состоит человек. Перенастроила свои гусли на 432 Гц и ощутила разницу: стали зарождаться колыбельные, мантры, мелодии.

Как жизнь в лесу повлияла на мою музыку
Как только музыка начала рождаться, тут же пришло её название — Naturalesa. Получилась забавная игра слов: если читать английские буквы транслитом, то получается ёмкое словосочетание — «натура леса», а если переводить naturaleza с испанского — это будет «природа».
Моя жизнь невозможна без природы, она — моё второе «Я». Я черпаю из неё вдохновение, успокаиваюсь благодаря ей. Мы с мужем мечтали жить в лесу и начали искать подходящее место.
Участок земли в ста километрах от Москвы купили не так давно. В начале здесь было совсем пусто: ни электричества, ни водоснабжения — лишь дикий лес. Когда приехали в первый раз — спали в палатке. Помню, дети ползали вокруг и ели землю, но это никак не нарушало моего внутреннего умиротворения — я наконец-то была на своём месте.
Потихоньку начали облагораживать свою территорию, строить избу. За несколько лет жизни на природе в нас многое поменялось: ушло навязанное — комплексы, страхи, вернулось ощущение тела. Например, мои дети в ноябре бегают босиком, и им нормально! Раньше я стояла и смотрела на это со стороны, укутанная в куртку, свитер и шапку, теперь — сама раздеваюсь. Купаюсь не только летом, но и осенью. Чувствую себя здоровее.

Первый опыт: как мы записывали дебютный альбом
Когда мне стало нравиться моё звучание, я решила записывать музыку. Наверное, можно было обойтись и своими силами, но я хотела подойти профессионально и сделать это в студии. К тому же мечтала о чистом звуке, а гусли — очень капризный инструмент. Мы долго не могли понять, как отобразить весь спектр низких и высоких частот — с микрофона или линейного входа, а потом также долго искали толковую студию и команду.
Запись альбома обошлась в несколько миллионов, так что, когда он был готов, средств на продвижение уже не осталось. Честно говоря: не было и понимания, как это делать, — не хватало образования. Пустили всё на самотёк. Тем не менее без пиара альбом сразу нашёл своего слушателя на «Яндекс.Музыке», а некоторые рестораны взяли его к себе как фоновую музыку.

Как я придумала гуслитерапию и почему она правда работает
Постепенно игру на гуслях стали ассоциировать с моим именем и нашим брендом — Naturalesa. Меня звали выступать на вечера и мероприятия, активно подписывались в соцсетях. Параллельно в мире набирало популярность направление music therapy. Когда я проанализировала эти тенденции, меня осенило: а ведь моя музыка тоже лечит — пускай будет гуслитерапией.
Название быстро приклеилось. Приходя на выступление, вместо классического «А сегодня у нас с вами вечер фольклорной музыки» я говорила: «Проводим гуслитерапию». Все заинтересовывались.
Гусли и в самом деле целебны для души и тела: после моих концертов зрители всегда благодарят меня — у кого-то проходит физическая боль, кому-то музыка снимает боль душевную.
«Иногда старославянские тексты сами приходят мне в голову»
На мелодию гуслей я часто накладываю старославянские тексты. Я хочу, чтобы о них узнал весь мир.
В своё время я брала консультации у лучших специалистов по славянской культуре и языку. Они доставали мне редкие книги из частных библиотек, я переписывала тексты, перекладывала их на музыку.
Иногда старославянские тексты сами по себе приходят мне в голову. Конечно же, я обязательно сверяюсь со словарями.

«Организация и менеджмент — это моё»
Постепенно стали поступать предложения о сотрудничестве: «А давай в наш лейбл», «А давай в партнёрство», «А давай твою музыку в фильм» — я терялась. Не знала, что отвечать, какие суммы называть. Не хватало общего понимания индустрии и чёткой картинки. Узнала про курс — заинтересовал.
К тому же я поняла, что профессия музыкального менеджера пригодится мне в любом случае. Всю жизнь я любила что-то организовывать и продюсировать. Ещё будучи студенткой Бауманки, вместе с другом успешно устраивала в Москве этнические безалкогольные вечеринки. Каждую неделю — своя тематика: вечер африканской музыки, вечер индийский. В интернете искала артистов, обзванивала их, мне это безумно нравилось.
С годами навык организовывать людей и хорошо зарабатывать на этом никуда не ушёл: не так давно мы подготовили небольшое пространство на Международном дне йоги в Царицыне. У нас было строгое расписание: в 13:00 — стояние на гвоздях, в 14:00 — dance healing и так далее. Я вспомнила, как круто находить к каждому мастеру свой подход и придерживаться тонкого искусства менеджмента.
Так что, когда муж подарил курс, меня было не остановить. Как губка, я впитывала знания. Особенно понравилось, что ролики длились по 10–15 минут, а не по 50, как это бывает обычно. Я получала нужную дозу информации, успевала её осмыслить и переложить на свой опыт.
«Мой диплом высоко оценили»
Для диплома я взяла наш новый проект — альбом из восьми мантр Mantra Calendar. Концепция такая: слушающий идёт по кругу, кологоду, сопереживая событиям природы, её праздникам, и перекладывая их на свою жизнь.
Прослушивание и синхронизация с циклами природы повышает успешность человека, помогает планировать. С весенней мантрой легче строить планы, анализировать, с летней — действовать, с осенней — собирать результат (урожай), с зимней — рефлексировать, пересматривать прошлое, избавляться от ненужного. А потом вновь весна и новый цикл, новый уровень.
Чем меня научил курс
Благодаря курсу у меня произошло много внутренних открытий и осознаний. Например, я разобралась с процентами: раньше мой саунд-продюсер запрашивал 30% от всех продаж! Я не знала, что ему отвечать, — не хватало понимания рынка. На курсе услышала, что максимум — 7%. От определённости стало легче.
Что более важно: я научилась уверенно разговаривать, и дела тут же пошли в гору. Теперь я разбираюсь в узкопрофильных терминах, а когда предлагают взять мою музыку в фильм или сериал, спокойно обсуждаю условия. Раньше собеседник мог легко сбить цену, увидев мои колебания, теперь такого не происходит.
Ещё одним открытием на курсе стал технический райдер и договор. Теперь я сразу говорю: «Оплата в день букинга, остальное — на саундчеке». В прошлом случались моменты, когда ждала денег неделями и в итоге так их и не получала.

Скриншот: предоставлен Александрой Альмой
Про продвижение и подопечных
После обучения изменила тактику продвижения. Сейчас все мои работы, награды и количество скачиваний можно увидеть на сайте. Люди любят цифры, особенно аккуратно оформленные. А раньше каждому приходилось рассказывать, кто я и чем занимаюсь.
Из-за политической ситуации произошло много изменений. YouTube отключил монетизацию, но я всё равно активно веду канал, чтобы новые люди, особенно иностранцы, знакомились с моим творчеством. «Инстаграм»* тоже никуда не ушёл — удачно залетают рилсы, с них приходит много новых подписчиков. Также веду Telegram-канал, и его аудитория растёт благодаря взаимному пиару.
В целом, пока придерживаюсь такого принципа: если так нужно, слушатель меня найдёт. Музыка — учитель и любовь, это она ведёт за собой, а не я.
А ещё сейчас я веду двух музыкантов как наставник и менеджер. Один — диджей, ремиксер, берёт мотивы моих гуслей и делает из них drum’n’bass. Получается совсем другая музыка — танцевальная, молодёжная.
Второй подопечный только ищет себя. Стараюсь помогать и подсказывать. Он владеет английским, испанским, пробует разные стили, в том числе инди-поп. Уверена, скоро он придёт к своему звучанию.
«Мечты — это прекрасно»
Музыка, которую мы создаём, — новаторство. Горжусь нашими успехами: мы уже участвовали в WeekStar на Universal Music, держались на первых строчках портала TopHit, попали в ротации известных американских, французских, нидерландских и других радиостанций.

Мечты нужно формулировать, ведь только тогда они будут сбываться. Я например, хочу качнуть мир своей музыкой, привнести в него больше любви с её помощью. Конечно, не откажусь и от наград, но ко всем «медалькам» отношусь с толикой юмора.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».