Что нужно знать о втором сезоне «Игры в кальмара»
Игра в джеги-чаги и в «третьего лишнего»: удалось ли уцелеть харизме корейского сериала?
Кадр: «Игра в кальмара» / Netflix
26 декабря на Netflix вышел второй сезон «Игры в кальмара» — сериала о жестоком турнире на выживание, получившего мировую славу после премьеры в 2021 году. Мы уже посмотрели восемь новых эпизодов и рассказываем, каким получилось продолжение корейского шоу про недетские игры.
В статье расскажем:
Что было в первом сезоне
Сразу же после премьеры первого сезона «Игра в кальмара» стала культурным феноменом, так что едва ли кто-то не знает сюжет. И всё же напомним: речь идёт о таинственном турнире, который проводится в секретном месте. Между собой соревнуются 456 человек — в основном бедняки, должники и другие люди с финансовыми проблемами. Все приехали добровольно, но уехать можно, только если большинство участников проголосует за прекращение игры. Сам турнир состоит из череды детских корейских игр, вот только ставки несколько выше, чем обычно: проигравших расстреливают охранники в масках и розовых комбинезонах. Зато победитель турнира получит 45,6 миллиарда вон (на момент создания сериала эта сумма равнялась примерно 38,5 миллиона долларов США, но с тех пор курс воны несколько упал). По мере развития сюжета выясняется, что состязание проводится для развлечения скучающих миллиардеров, которых забавляет наблюдать за своеобразными гладиаторскими играми.
В первом сезоне победил игрок 456: безработный, бывший шофёр Сон Кихун, пытавшийся погасить долги, обеспечить пожилую мать и свою дочь. Однако, пока он играет, мать умирает, а дочь вместе с бывшей женой Кихуна улетает в Америку. Кихун, потерявший на игре ещё и лучшего друга, не может просто наслаждаться собственным богатством. Теперь он одержим одной целью: отомстить своим мучителям и разрушить игру. Об этом и рассказывается во втором сезоне сериала.
Как создавался сериал
Режиссёр и сценарист Хван Донхёк придумал «Игру в кальмара», как ни странно, основываясь на собственном опыте. И даже имена главных героев — Сон Кихун, Чхо Сану, О Ильнам — он позаимствовал у друзей своего детства.
Нет, конечно, создатель шоу не принимал участия в кровавой игре на выживание. Зато проблему безденежья он знает очень хорошо. Как и главный герой, Хван рос с матерью-одиночкой в неблагополучном районе Санмун-дон. Единственной надеждой вырваться из бедности для него, как и для Кихуна, была учёба в Сеульском университете.
Однако в 2008 году 37-летний Хван Донхёк всё ещё жил с матерью и бабушкой, пытался продать свои сценарии и был, мягко говоря, на мели. Всей семье пришлось набрать кредитов, чтобы чтобы свести концы с концами. И всё равно приходилось тяжело. В какой-то момент Хвану даже пришлось продать свой ноутбук за 675 долларов. Он мрачно слонялся по манга-кафе, читая японские комиксы про игры на выживание вроде «Королевской битвы». Невольно Хван сравнивал ситуации из манги с собственной жизнью и спрашивал себя: а сам согласился бы он сам принять участие в таком турнире, чтобы выбраться из долгов? Так постепенно у него в голове сложился сюжет «Игры в кальмара». «Я хотел написать историю, которая была бы басней о современном капиталистическом обществе: изобразить экстремальное состязание, которое будет отображать неумолимую конкуренцию в нашей жизни. Но персонажи в ней должны быть знакомы нам по нашей повседневности», — рассказывал потом режиссёр.
Правда, тогда сценарием не заинтересовались. Продюсеры, как один, заявили, что сюжет слишком гротескный и нереалистичный. Хван отложил сценарий на полку и за следующие десять лет заработал себе имя, да и набил как следует руку. Он снял драму «Суровое испытание» про насилие в школе для слабослышащих, романтическую комедию «Мисс бабуля» о женщине, обрётшей вторую молодость, историческую драму «Крепость» о тяжёлых политических и моральных выборах во время войны с Китаем. Все эти фильмы стали в Корее кассовыми хитами.
Режиссёру повезло: как раз к этому моменту стриминговый сервис Netflix раскрутился по всему миру достаточно, чтобы начать инвестировать в производство за пределами Северной Америки. Гендиректор Netflix Тед Сарандос заявил: «Я был бы счастлив, если б следующие „Очень странные дела“ были произведены не в Штатах». Хван понял, что это подходящий момент, и представил азиатскому подразделению Netflix свой сценарий. В 2019 году было официально заявлено, что по нему будет снят сериал.
Хван печально прокомментировал, почему вернулся к своей прежней идее: «Мир за десять лет изменился так, что теперь эта история покажется людям вполне реалистичной». Согласно статистике, уровень экономического неравенства в Южной Корее медленно растёт; особенно оно усугубилось после пандемии. Южная Корея, конечно, далека от нищеты своего северного соседа. Но неимущие из бедных районов, отчаявшиеся должники, мигранты и прочие герои сериала — персонажи, взятые Хваном из реальной жизни.
Почему «Игра в кальмара» стала такой популярной
Сериал встретили с восторгом — и публика, и критики, и жюри международных конкурсов. Он стал первым южнокорейским телешоу, номинированным на «Золотой глобус». На Rotten Tomatoes его рейтинг составляет 95%, а по статистике Netflix, он стал самым просматриваемым сериалом сервиса по часам просмотра, заняв первое место в 94 странах.
Что же так покорило зрителей? Конечно, помогло и то, что корейская современная культура сейчас на пике моды — так называемая «халлю», или корейская волна, продолжает шагать по планете. А популярность «Игры в кальмара», в свою очередь, поддержала эту волну.
Но «Игра» стала особенной сразу по многим причинам. В первую очередь, конечно, это невероятная мемоёмкость сериала. Розовые комбинезоны охранников, маски с кружочками и треугольничками стали хитами хеллоуинских вечеринок, как только кончились ковидные локдауны. Карамельное печенье дальгона, огромная кукла с вращающейся головой теперь узнаются сразу. Романтичный саундтрек, в который вошли произведения Гайдна, Штрауса, Бетховена и кавер на Fly Me to the Moon Синатры, создал ироничный контрапункт с творящимся под классическую музыку смертоубийством. И вообще, весь антураж фильма — например дворовые игры, которые Хван взял из собственного детства, тайная база, больше похожая на розово-салатную игровую площадку, — тоже добавляет контраста.
А ещё на популярность сериала повлияла характерная восточноазиатская преувеличенная актёрская манера: здесь все эмоции, интонации, жесты — напоказ. Это добавляет какого-то гротеска происходящему. Да и самого по себе юмора тут много, несмотря на мрачность темы.
Все эти элементы не были уникальными: кровавые турниры мы уже видели в «Королевской битве». Потом вышли западные аналоги вроде «Голодных игр», «Дивергента», а заодно родился целый жанр видеоигр, таких как PUBG. Крайнюю жестокость показывают и корейские драмы вроде «Олдбоя». Критику капитализма и неравенства — «Паразиты». А душещипательные сюжеты, нелепый юмор и гипертрофированный стиль актёрской игры знакомы зрителям по телесериалам-дорамам. Но каким-то образом именно это соединение создало смесь, которая заставила весь мир полюбить «Игру в кальмара».
Легко считывалась и простая метафора, заложенная в сюжет. «Игра в кальмара» — это образ капиталистического общества, заставляющего всех нас участвовать в крысиных бегах на выживание. Но чудовищная суть этого состязания прикрыта успокаивающими, отвлекающими покровами: рекламой, массовой культурой, идеологией успеха, внушающими иллюзорный оптимизм. Детские игры на турнире тоже кажутся участникам простыми заданиями, а огромный куш — совсем близким.
Продолжение не было запланировано изначально: Хван Донхёк поначалу сомневался, есть ли в этом нужда, хотя и оставил конец открытым на такой случай. Он мечтал о съёмках несвязанного полнометражного фильма и переживал, что может прослыть звездой только одной лишь «Игры в кальмара». К тому же работа над сериалом далась ему почти ценой нервного срыва. Но после оглушительного успеха первого сезона — и сборов под миллиард долларов — уже в январе 2022 года всё было решено: гендиректор Netflix Сарандос заявил, что «вселенная „Игры в кальмара“ только началась».
Что происходит во втором сезоне
После победы Сон Кихуна на турнире проходит два года. Свой огромный выигрыш он тратит в основном на то, чтоб выследить вербовщика новых участников игры в Сеуле. Для этого он нанимает целую бригаду подручных, которые мониторят все станции сеульского метро. В итоге ему даже удаётся выйти через вербовщика на руководство. Кихун пытается подстроить засаду, но в итоге попадает в неё сам. Поняв, что так ему цели не добиться, Кихун просит вновь взять его в качестве игрока, надеясь поднять восстание изнутри. Это пожелание исполняется: Кихун снова просыпается на территории базы как игрок 456 — вместе с 455 другими участниками. Некоторые игры ему будут знакомы, и он сможет помочь остальным. А некоторые окажутся совершенно новыми. Но главная задача Кихуна — убедить участников всем вместе покинуть игру.
В это же время ещё один герой первого сезона, полицейский Хван Чунхо, также пытается найти место проведения игр, чтобы покончить с ними. Его брат, Хван Инхо — ведущий игры. Но в этом сезоне Инхо он откладывает свою маску, являясь в качестве одного из участников, и втирается в доверие к Кихуну, собираясь сорвать его планы.
В какие игры играют в сериале
Старые игры
Игра, завирусившаяся ещё в первом сезоне, — с куклой в качестве ведущего. Она отчасти похожа на игру «Морская фигура, на месте замри». Пока кукла не смотрит на игроков и проговаривает считалку, они должны продвинуться по полю как можно ближе к кукле. Когда кукла поворачивается, необходимо замереть: не сумевших сохранить неподвижность убивает снайпер. По-английски эта игра называется «красный свет, зелёный свет», «бабушкины шаги» или «статуи».
«Ппопги», или «дальгона». Так называют карамельное печенье в формочке с выдавленной центральной фигурой, популярную в семидесятые и восьмидесятые годы уличную корейскую еду. По правилам, нужно выскоблить дальгону из формочки, не повредив центральную фигуру, за 10 минут. Во втором сезоне Кихун видит в кошмаре, что центральная фигура — суперсложный многоугольник, и в ужасе просыпается.
Новые игры
«Шестиногий пентатлон». Игроки делятся на команды по пять человек. Им сковывают ноги вместе, и в таком виде они должны принять участие в пятиборье. Если хоть одно состязание будет проиграно, нужно начинать всё заново.
«Ттакчи» — это аналог популярной в России в девяностые игры «сотки», или «фишки», или «кэпсы». Нужно так бросить сложенную из бумаги «ттакчи», чтобы ударом перевернуть фигуру соперника. В «Игре в кальмара» с помощью этой игры вербовали участников: если выиграл, получаешь деньги, нет — пощёчину.
«Бисокчиги» напоминает «городки», только здесь кидаются камнями, пытаясь сбить другие камни соперника.
В «гонгги» нужно подбрасывать и ловить пять камешков: сначала один, потом два и так далее. В конце нужно кинуть все пять, подбросив их тыльной стороной ладони, а затем поймать.
В «джеги-чаги» дети традиционно играют на корейский Новый год. По правилам нужно подбрасывать ногой похожий на воланчик для бадминтона джеги, или чеги. Он сделан из бумаги, обёрнутой вокруг монетки: побеждает тот, кто сможет подбросить джеги наибольшее количество раз.
Последней частью пятиборья становится игра в волчок, который нужно обернуть шнуром и потом метнуть так, чтобы волчок закрутился на поверхности.
Другая игра — Mingle, что на русский перевели как «третий лишний». Здесь участники катаются на карусели в центре зала. По периметру — множество дверей. Неожиданно объявляют число, и нужно за краткий срок забежать в комнату тем количеством человек, какое объявили. Не приходится объяснять, что происходит с теми, кто остался снаружи, — или с группой, которая забежала в комнату не в том количестве.
Кроме того, новым правилом вводится обязательное голосование. Теперь после каждого раунда участники обязаны проголосовать, продолжать ли игру, нажав нолик, или остановиться на достигнутом, выбрав крестик. Если большинство за окончание — все игроки уходят, поделив призовую сумму поровну. Ясно, что многие, столкнувшись с реалиями игры, хотят покинуть это ужасное место. Но кто-то всё равно намерен продолжать: в следующем раунде покинут игру вперёд ногами ещё многие, а значит, доля выигрыша для каждого увеличится. А там, может быть, получится дойти и до финала и сорвать весь куш самому… Кихун пытается убедить «ноликов», что с каждым раундом шансы каждого на победу оказываются исчезающе малы, но это не так-то просто. Довольно откровенная сатира на демократию, которая почти не работает в обществе, страдающем от бедности, алчности и одержимом несбыточными иллюзиями.
Стоит ли это смотреть
Проблема с «Игрой в кальмара» для зрителя, как и для большинства её участников, в том, что это игра, в которую можно сыграть только один раз. При всей своей постмодернистской узнаваемости «Кальмар» хорош был именно неожиданным сочетанием своих ингредиентов. В нём сплелись комедия, триллер, сентиментальность дорам и злободневная критика современного общества. И это действительно било наотмашь.
О чём можно было рассказать в продолжении? Сериал расширил свою мифологию: теперь, кроме собственно игры, нам показывают и происходящее во внешнем мире. Этакий криминальный триллер с погонями по городским трущобам, трясущейся ручной камерой и псевдодокументальной картинкой. Но здесь мало что происходит: линия полицейского Хвана Чунхо практически не сдвигается с места.
А то, что творится в пределах самой игры, скорее напоминает ремейк, чем продолжение сюжета. Та же гигантская кукла, те же декорации, те же подчёркнуто ужасающие смерти. Да, большинство игр поменялось, но это оказывается моментом чисто техническим: так же шокировать зрителей сочетанием детского развлечения и жестокости, к сожалению, уже не получится.
Тем более что сюжетные ходы на редкость предсказуемы. Вновь кто-то не успевает победить в последний момент. Снова игроки делятся на оппозицию и желающих продолжать до конца, а ближе к концу сезона вступают в жестокую схватку.
Ясно, что Сон Кихун уцелеет до самого конца, а вот его новому близкому другу явно грозит опасность: это нужно для драмы. Как и в первом сезоне, здесь нам показывают крупным планом ещё нескольких участников, чтобы было кому сочувствовать и кого ненавидеть. Вот самый раздражающий, рэпер Танос с крашеными волосами, и его подпевала. Вот влогер-биткоинщик и беременная девушка, которую он бросил. Вот робкий ботаник с пожилой мамой. Вот сумасшедшая злобная шаманка… Но все они проскальзывают слишком мимолётно, чтобы зрители хоть как-то оказались вовлечены в их участь. Это не совсем люди, а функции сюжета, которые должны вызывать определённые эмоции. Пресловутая сентиментальность здесь становится совсем уж формальной.
Но, пожалуй, главное, что разрушает впечатление, — то, что о неравенстве вещает уже чисто коммерческий продукт. Всегда есть что-то ироничное в том, как массовая культура берётся бичевать капитализм. Но если первый сезон был всё-таки уникальным явлением, плодом творчества и личного опыта автора-одиночки, которому повезло, — то теперь «Игра в кальмара» превращается в циничную корпоративную франшизу, которую, конечно, заездят до упаду, проповедуя свободу, равенство и братство. Уже появилось британское реалити-шоу «Игра в кальмара: Вызов» (к счастью, бескровное), мобильная видеоигра Squid Game: Unleashed, планируется американская адаптация сериала с участием Дэвида Финчера.
Так что ждём третьего сезона, который уже пообещали выпустить в 2025 году, — его снимали параллельно со вторым. Быть может, он подскажет нам рецепт мира и процветания?
Между тем сам режиссёр Хван признался, что сериал ему попросту надоел, — и он с удовольствием уехал бы подальше от Nеtflix на какой-нибудь остров. Конечно, не на остров из «Игры в кальмара», пошутил он.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс