Шоураннер: чем он занимается, сколько зарабатывает и как им стать
Именно эти люди создают наши любимые сериалы.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
В российской киноиндустрии всё чаще звучит термин «шоураннер», хотя нам по-прежнему привычнее называть руководителей в кино продюсерами. Разбираемся, как появилась профессия шоураннера и почему даже участники кинопроизводства не всегда понимают, чем он отличается от креативного или исполнительного продюсера.
Из нашей статьи вы узнаете:
Кто такой шоураннер
Шоураннер — это человек, который руководит всеми аспектами производства сериала: от разработки идеи и написания сценария до выбора режиссёра и управления бюджетом. С одной стороны, шоураннер — это художник, который определяет концепцию и стилистику проекта, с другой — менеджер, который организует съёмочный процесс и отвечает за результат. Обычно шоураннер подчиняется только генеральному продюсеру. Термин «snowrunner» появился на американском телевидении в начале девяностых. Он переводится как «управляющий шоу».
В России понятие только приживается, хотя некоторые кинематографисты выполняли задачи шоураннера задолго до того, как слово вошло в наш лексикон. Например, Валерий Тодоровский указан в титрах сериала «Оттепель» (2013) как автор идеи, сценарист, режиссёр-постановщик и продюсер. Илья Куликов отмечен как автор сценария, режиссёр и сопродюсер «Полицейского с Рублёвки» (2016–2019). Зато Константин Майер записан в «Настя, соберись!» (2021) уже как шоураннер.
В российской киноиндустрии нет такой чёткой профессиональной иерархии, как в США. Поэтому пока сохраняется путаница в понятиях. В одних проектах руководителя называют шоураннером, в других теми же задачами занимается исполнительный или креативный продюсер. Вот что об этом сказал создатель сериала «Король и Шут» Дмитрий Нелидов: «Надеюсь, когда-нибудь все участники индустрии соберутся вместе и объяснят друг другу, что значат эти термины и какие конкретные обязанности заложены в каждом из них».
Как появилась профессия шоураннера
Условно можно выделить два подхода к производству кино:
- Продюсерский подход господствовал в Голливуде времён золотой эпохи, когда всем заправляли большие студии. Главным человеком был продюсер. Его видение воплощал на экране нанятый режиссёр, который не имел права сильно отклоняться от заданных рамок.
- Авторский подход возник в Европе 1950-х благодаря французскому режиссёру Франсуа Трюффо. Ключевой фигурой в создании фильма стал режиссёр, а продюсеру отводилась роль менеджера, который добывает деньги и организует съёмки.
Когда в 1967 году в Голливуде отменили Кодекс Хейса, сценаристы и режиссёры получили больше творческой свободы. То же произошло на телевидении. Сценаристы хитовых шоу вроде «Звёздный путь: Оригинальный сериал» (1966–1969), «Мэри Тайлер Мур» (1970–1977) и «Блюза Хилл-стрит» (1981–1987) подключались к производству и становились исполнительными продюсерами, решая творческие и финансовые вопросы. Первым полноценным шоураннером часто называют автора сериала «Клан Сопрано» (1999–2007) Дэвида Чейза. Он придумал идею, писал сценарий, подбирал актёров и съёмочную команду, управлял производством.
Термин «шоураннер» впервые использовал журнал Variety в 1992 году. Позднее создатель сериала «Скорая помощь» Джон Уэллс в колонке для The New York Times объяснил смысл профессии: «Шоураннер принимает ключевые решения касательно сценария проекта, его настроения, визуального облика и особенностей режиссуры». С тех пор понятие стало закрепляться в массовой культуре. А в 2000-х главными звёздами Голливуда наряду с актёрами стали шоураннеры культовых проектов вроде «Клана Сопрано», «Прослушки», «Игры престолов» и «Во все тяжкие».
То же самое сейчас происходит в отечественной сериальной индустрии. Стриминги стали выпускать много оригинального контента. А российские шоураннеры теперь на слуху как минимум внутри комьюнити кино. Среди них, например, Валерий Федорович и Евгений Никишов — одни из самых известных медиаменеджеров российского рынка, делавшие контент для ТВ-3 и студии 1-2-3 Production «Газпром-медиа». Или Александра Ремизова, которая работала в Bazelevs Тимура Бекмамбетова и продюсерской компании «Среда» Александра Цекало, а сейчас руководит проектами «Кинопоиска».
Чем занимается шоураннер
Продюсер Александр Акопов назвал шоураннера «подросшим автором сценария, который умеет делать всё остальное». Вот чем обычно занимается шоураннер:
- Разрабатывает идею, концепт истории, основных персонажей, главные сюжетные повороты.
- Пишет сценарий или руководит авторской комнатой. Как правило, шоураннер работает над сценарием широкими мазками: придумывает ключевые аспекты истории, а детали прорабатывают нанятые сценаристы.
- Выбирает съёмочную группу и проводит кастинг актёров. Шоураннер приглашает подходящих людей (включая режиссёра), которые смогут воплотить его видение проекта.
- Организует съёмки и управляет ресурсами проекта: руководит процессом производства, в частности планирует расписание, контролирует бюджет и сроки.
- Взаимодействует с продюсерами, режиссёрами и другими членами команды. Чтобы проект состоялся, автор сериала объединяет разные отделы кинопроизводства и поддерживает взаимодействие участников команды.
- Решает проблемы, возникающие в ходе производства. Остановка съёмок ведёт к издержкам, поэтому шоураннер выступает как кризис-менеджер: устраняет препятствия и разрешает конфликты.
- Руководит постпродакшеном. Контролирует итоговый продукт: монтаж, звук, спецэффекты, привлекает нужных для этого специалистов. Он и сам может брать на себя функции режиссёра монтажа.
- Продвигает шоу: вместе с пиарщиками и маркетологами разрабатывает стратегию продвижения сериала.
- Контролирует качество и поддерживает концепцию проекта. Если в сериале много сезонов, шоураннер удерживает и развивает историю, чтобы сохранять зрительский интерес.
Конечно, шоураннер занимается этими задачами на верхнем уровне: он руководит, а рутинную часть работы делают соответствующие специалисты — кастинг-директор, линейный продюсер, художник-постановщик, режиссёр монтажа, пиарщик и так далее.
Сколько зарабатывают шоураннеры
О гонорарах шоураннеров можно судить лишь по публикациям в медиа. Заработок зависит от опыта, репутации и успешности выпущенных проектов. В нескольких источниках встречаются такие зарплаты голливудских сериальных боссов:
- Начинающий шоураннер: 30 тысяч долларов за серию.
- Признанный шоураннер: от 100 до 300 тысяч долларов за серию. Столько получали Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайс за эпизод «Игры престолов».
- Звёздные шоураннеры зарабатывают десятки миллионов долларов в год. Часто они подписывают со стримингами эксклюзивные соглашения. Например, СМИ писали о контрактах Netflix с Шондой Раймс («Анатомия страсти», «Бриджертоны») на 150 миллионов долларов, с Райаном Мёрфи («Американская история ужасов») — на 300 миллионов долларов. А NBC Universal купила права на показ сериалов Дика Вульфа («Закон и порядок» и спин-оффы) за 300 миллионов долларов.
В России, по данным «Кинопоиска», исполнительные и креативные продюсеры сериалов зарабатывают от 200 тысяч до 500 тысяч рублей в месяц.
Самые известные шоураннеры
Дэвид Саймон
Сериалы:
«Прослушка», «Поколение убийц», «Двойка», «Заговор против Америки»
Главное детище бывшего журналиста криминальной хроники — культовая «Прослушка». Сюжет простой: группа полицейских пытается собрать улики на банду наркодилеров. Рейтинги тоже не зашкаливали, тогда лидировал «Клан Сопрано». Зато сериал впервые нарушил сразу несколько канонов индустрии. Например, вместо привычной в то время задачи развлекать зрителя говорил о серьёзных вещах. А структурой напоминал сложный роман со множеством сюжетных линий и персонажей. Наконец, вместо глянца и героев-красавцев предлагал предельно реалистичную картинку. Так «Прослушка» изменила телевидение и заложила фундамент для будущих хитов.
Винс Гиллиган
Сериалы:
«Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу»
Когда-то Гиллиган был сценаристом «Секретных материалов». Потом он создал «Во все тяжкие» — одну из самых выдающихся сериальных драм. Её герой Уолтер Уайт постепенно превращается из забитого школьного учителя в жестокого главу наркокартеля. Именно фокус на превращении героя в антигероя сделал сериал таким увлекательным. Образцовый приквел «Лучше звоните Солу» лишь укрепил славу шоураннера.
Райан Мёрфи
Сериалы:
«Американская история ужасов», «Американская история преступлений», «Вражда»
Один из главных поставщиков американского телеконтента нередко переосмысляет тренды поп-культуры. Он прославился благодаря шоу «Части тела» о пластических хирургах. Затем воскресил мюзикл в сериале «Хор». А следом препарировал и пересобрал жанр хоррора в «Американской истории ужасов» и экранизировал главные криминальные мифы США в «Американской истории преступлений».
Шонда Раймс
Сериалы:
«Анатомия страсти», «Скандал», «Как избежать наказания за убийство»
До внушительного контракта с Netflix Шонда Раймс почти три десятка лет работала на одном из главных американских телеканалов ABC. Там она сделала мыльную оперу про врачей «Анатомия страсти», политический триллер «Скандал» и перекроивший формат юридического процедурала «Как избежать наказание за убийство». Перейдя на стриминг, Раймс запустила сериал «Бриджертоны» — семейную сагу о светской жизни в Лондоне начала XIX века — и «Изобретая Анну» — экранизацию похождений реальной мошенницы Анны Сорокиной, которая под видом наследницы богатой немецкой семьи проникла в высшее общество Нью-Йорка.
Деймон Линделоф
Сериалы:
«Остаться в живых», «Оставленные», «Хранители»
Никто не обрушивал на зрителя столько загадок, сколько этот шоураннер. «Остаться в живых» о застрявших на таинственном острове пассажирах упавшего рейса стал главным сериальным хитом начала 2000-х. Шесть лет создатели накручивали клиффхэнгеры, но так и не смогли распутать собственный клубок. Ненависть фанатов за слитую концовку сравнима разве что с реакцией на финал «Игры престолов». Реабилитировался Линделоф богоискательским сериалом «Оставленные». В нём половина жителей Земли однажды просто исчезла, а уцелевшие ищут утешения в многочисленных сектах. Тут авторы ничего зрителю не обещали, поэтому концовка фанатов не разочаровала. Наоборот, сериал заслужил славу одного из лучших проектов HBO.
Другие топовые американские шоураннеры
- Мэттью Вайнер. Придумал «Безумцев», получивших несколько премий «Эмми» за лучший драматический сериал.
- Лина Данэм. Создала «Девочек» — «Секс в большом городе» для миллениалов.
- Ной Хоули. Не посрамил имя братьев Коэн, выпустив сериал «Фарго», вдохновлённый одноимённым фильмом, и спродюсировал «Легион», абсурдистский экшен про супергероев в психушке.
- Чарли Брукер. Создал «Чёрное зеркало» — главную антиутопию, препарирующую людские страхи перед технологиями.
- Эми Шерман-Палладино. Выдала несколько остроумных сериалов с женщинами в центре внимания: «Девочки Гилмор», «Балерины», «Удивительная миссис Мейзел».
- Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайс. Соорудили монументальную «Игру престолов», не имея опыта кинопроизводства.
- Ник Пиццолатто. Переизобрёл и вывел на новую высоту жанр полицейского расследования в «Настоящем детективе».
Российские шоураннеры
- Валерий Федорович и Евгений Никишов. Сделали «Полицейского с Рублёвки», «Перевал Дятлова» и «Обычную женщину». А ещё продали «Эпидемию» на Netflix и начали снимать для стриминга «Анну К» по мотивам романа Льва Толстого. К сожалению, международному успеху помешали события 2022 года.
- Александра Ремизова. Поучаствовала в создании «Нулевого пациента», «Триггера», «Топей», «Троцкого» и второго сезона «Метода».
- Дмитрий Нелидов. Работал над сериалами «Последний министр», «Пищеблок», «Проект „Анна Николаевна“», «Беспринципные», «Я не шучу».
- Константин Майер. Автор комедийных хитов «Физрук», «Толя-робот», «Настя, соберись!» и драмеди «Солдаут».
- Борис Хлебников и Александр Плотников. Запустили «Выживших», «Пингвины моей мамы» и «Обычную женщину»
- Ирина Сосновая. Шоураннер «Содержанок», «Кошек» и «Жить жизнь».
Читайте также:
Где учиться на шоураннера в России
Вузы и курсы с опытными преподавателями из индустрии, дипломами о высшем образовании или переподготовке.
Институт кино Высшей школы экономики. На программе «Кинопроизводство» учат всему, что делает шоураннер. Студенты проходят практику на реальных проектах, где участвуют во всех этапах кинопроизводства и дистрибуции. Бакалавриат — четыре года, магистратура — ещё два года.
Всероссийский государственный университет кинематографии (ВГИК). В вузе есть продюсерский факультет с программами специалитета «Продюсер кино и телевидения» и «Продюсер дистрибьюции». Очное обучение длится пять лет. Кроме того, можно поймать набор на курс «Режиссура и продюсерство кино и телевидения» и за два года получить диплом о профессиональной переподготовке.
Высшая школа кино и телевидения «Останкино». Курсы переподготовки по специальности «Продюсер кино и телевидения» длятся 15 месяцев. В программе много пунктов: от драматургии и режиссуры до бухучёта и делового общения. Срок обучения — 15 месяцев.
Высшая школа режиссёров и сценаристов Санкт-Петербурга. На двухгодичной программе профессиональной переподготовки «Профессия шоураннер и драматургия сериала» можно учиться по вечерам. Три семестра посвящены творческим скиллам — драматургии и режиссуре, в четвёртом учат организации кинопроизводства. Есть совместная практика со студентами параллельных специальностей.
Школа кино и телевидения «Индустрия». В школе Фёдора Бондарчука есть онлайн-курс «Продюсер кино». Программа включает сценарное мастерство, маркетинг и продюсирование. Обучение длится 1,5 года.
Московская школа кино. Единственная киношкола, где есть программа обучения именно на шоураннера. Учёба длится год и подходит тем, у кого уже есть опыт работы в кино. Новички могут поступить на программу «Продюсирование», где есть две специализации: «Линейный продюсер» и «Продюсер полного цикла».
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс