Бери и снимай: истории 10 культовых режиссёров-самоучек
Эти всемирно известные творцы никогда не учились в киношколах.
Фото: Nik Wheeler / Corbis / Getty Images
Поразительный факт: далеко не все признанные мастера имеют профильное образование. В этом материале мы расскажем о тех, кто учился снимать фильмы опытным путём, и чему у них стоит поучиться всем, кто хочет связать свою жизнь с кинематографом.
Джеймс Кэмерон
Образование: физическое (неоконченное)
Первый фильм: «Ксеногенезис», 1978
Лучшие фильмы: «Терминатор», «Титаник», «Аватар», «Чужие»
Перебравшись с семьёй в Калифорнию в начале 1960-х, Джеймс Кэмерон поступил на физический факультет Калифорнийского университета.
В 1978 году вместе с двумя школьными друзьями он снял короткометражный фантастический фильм «Ксеногенезис». Короткометражка заинтересовала мастера B-movie Роджера Кормана, который тут же пригласил Кэмерона поработать на его киностудии.
На создание первого фильма Кэмерона вдохновили «Звёздные войны», которые режиссёр посмотрел в 1977 году. Он осознал, что картина Лукаса — это именно та фантастика, о которой он мечтал с момента просмотра «Космической одиссеи» Кубрика.
Работавший водителем грузовика Кэмерон уволился, занял денег на прокат камеры и оборудования и начал творить. И это отлично отражает творческое кредо режиссёра. Он считает, что научиться снимать кино можно лишь тогда, когда у вас в руках есть камера. А дальше нужно пробовать, ошибаться и экспериментировать.
Квентин Тарантино
Образование: нет
Первый фильм: «День рождения моего лучшего друга», 1987 (что бы ни говорил сам Тарантино)
Лучшие фильмы: «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Бесславные ублюдки», «Убить Билла»
С раннего детства Квентин Тарантино был очарован магией кино и не вылезал из кинотеатра. В 15 лет он бросил школу и устроился билетёром в порнокинотеатр, а через несколько лет нашёл работу мечты — продавцом-консультантом в пункте видеопроката.
Именно здесь будущий режиссёр познакомился с малоизвестными картинами и шедеврами мирового кинематографа, а также встретил своего будущего соавтора по «Криминальному чтиву» Роджера Эвери и начал писать свои первые сценарии. Ещё внимательный Тарантино подмечал, какие фильмы нравятся клиентам видеосалона, и использовал этот опыт в своей последующей карьере.
Вскоре они с Эвери сняли любительский фильм «День рождения моего лучшего друга» на чёрно-белую плёнку и с помощью 16-мм камеры. Картина стала дебютом для Тарантино, хотя официально его первым фильмом и считаются «Бешеные псы», вышедшие в 1992 году. Лента не была закончена, так как пожар на импровизированной студии уничтожил последние 30 минут отснятого материала, но сценарий картины в итоге послужил основой для сценария «Настоящей любви» Тони Скотта. Сам Тарантино так отзывался о своём детище:
«Я помню, как после просмотра отснятого материала мне захотелось буквально провалиться под землю от стыда! Всё выглядело совсем не так, как мы себе представляли. В общем, это была для меня настоящая киношкола, после которой я наконец понял, как нужно снимать настоящее кино!»
Дэвид Финчер
Образование: нет
Первый фильм: «Чужой 3», 1992
Лучшие фильмы: «Бойцовский клуб», «Исчезнувшая», «Семь», «Социальная сеть»
Страсть к кинематографу проявилась у Дэвида Финчера очень рано. Уже с восьми лет он начал снимать любительские фильмы на 8-мм кинокамеру. Путь же в большое кино начался с должности разнорабочего на киностудии.
Набравшись опыта, Финчер начал работать монтажёром и продюсером визуальных эффектов в компании Industrial Light & Magic Джорджа Лукаса. Вскоре Финчер окончательно утвердился в желании стать режиссёром и вместе с тремя знакомыми в 1987 году основал компанию Propaganda Films, специализирующуюся на создании рекламных роликов и музыкальных клипов.
Работа с крупными компаниями и знаменитыми артистами принесла Финчеру репутацию трудолюбивого и ответственного творца, поэтому приглашение снять дебютный полнометражный фильм не заставило себя долго ждать.
О том, почему «Чужой 3» не смог повторить успех предшественников, мы рассказывали в материале про вселенную Чужих. Важно, что сам режиссёр не опустил руки, и уже следующая его картина — «Семь», с Брэдом Питтом, Морганом Фриманом и Кевином Спейси в главных ролях — стала одним из самых кассовых фильмов 1995 года.
Стэнли Кубрик
Образование: нет
Первый фильм: «Страх и вожделение», 1953
Лучшие фильмы: «Барри Линдон», «Заводной апельсин», «Цельнометаллическая оболочка», «Сияние»
В школе Кубрик подрабатывал фотографом, поэтому, когда будущий режиссёр не смог поступить в университет из-за низких оценок, его взяли на позицию внештатного фотографа в журнал Look. В это же время он посещал кинопоказы в нью-йоркском Музее современного искусства.
В 1951 году по совету друга Кубрик начал зарабатывать съёмкой короткометражных документальных фильмов, а уже в 1953-м он снял свой дебютный художественный полный метр — «Страх и вожделение». Правда, впоследствии режиссёр старался не упоминать его и называл эту ленту любительской работой.
Что касается образования, то Кубрик считал, что «лучшее образование, которое может получить режиссёр, — это снять фильм».
Питер Джексон
Образование: нет
Первый фильм: «Инопланетное рагу», 1987
Лучшие фильмы: «Властелин колец», «Хоббит», «Кинг-Конг»
С детства Питер Джексон обожал фотографировать, а подаренная одним из родительских друзей любительская кинокамера определила всю его дальнейшую судьбу. Уже в 15 лет юный Джексон вместе с друзьями создал короткометражку «Долина», которую даже показали в одном из детских телешоу. Фильм был снят без звука на простенькую камеру Super 8, поэтому полноценным дебютом его сложно назвать.
А вот следующей своей работой режиссёр уже действительно заявил о себе как о перспективном кинематографисте. В пародийном ужастике «Инопланетное рагу» человек-оркестр Джексон выступил не только режиссёром и автором сценария, но и оператором, монтажёром и исполнителем нескольких ролей, включая одну из главных.
Хотя фильм и снимался за смешные по меркам индустрии деньги, одному из влиятельных знакомых Джексона удалось организовать показ на Каннском кинофестивале в 1987 году. Неплохо для дебюта, согласитесь.
Кристофер Нолан
Образование: филологическое
Первый фильм: «Тарантелла», 1989
Лучшие фильмы: «Тёмный рыцарь», «Начало», «Интерстеллар», «Престиж»
Свои первые любительские фильмы Кристофер Нолан начал снимать в семь лет на отцовскую камеру Super 8. А в 11 он твёрдо решил, что хочет стать режиссёром.
Примечательно, что Нолан, как и Джеймс Кэмерон, отмечает, что наибольшее впечатление в детстве на него произвели «Звёздные войны» Джорджа Лукаса и «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика.
В отличие от большинства героев нашего списка Нолан имеет высшее образование — правда, изучал он не кинематографию, а английскую литературу. В колледже начинающий режиссёр вместе со своей будущей женой возглавил университетский киноклуб, чтобы иметь доступ к съёмочному оборудованию. Во время учёбы Нолан постоянно таскал с собой камеру и снимал короткометражные фильмы, которые и принесли ему первую славу.
Стивен Спилберг
Образование: кинематографическое, но получил его только в 2002 году
Первый фильм: «Пламя страсти», 1964
Лучшие фильмы: «Поймай меня, если сможешь», «Челюсти», «Спасти рядового Райана», «Список Шиндлера»
К получению высшего профильного образования признанный мэтр Стивен Спилберг шёл целых 34 года. Лишь в 2002-м он получил диплом бакалавра искусств в области кино и электронных СМИ в Калифорнийском университете, учёбу в котором бросил в 1968 году, чтобы полностью сосредоточиться на создании собственных фильмов.
Свои первые любительские короткометражки Спилберг начал снимать ещё в детстве, а 23 годам он привлёк внимание одной из крупнейших киностудий — Universal, которая предложила начинающему режиссёру семилетний контракт.
Люк Бессон
Образование: нет
Первый фильм: «Предпоследний», 1981
Лучшие фильмы: «Пятый элемент», «Леон», «Ангел-А», «Никита»
До 16 лет у Бессона не было даже телевизора, поэтому он не может похвастаться насмотренностью, как Тарантино, и доскональным знанием шедевров мирового кинематографа.
А вот упорства французу точно не занимать. Свою карьеру в кино он начал в качестве разнорабочего на съёмочных площадках, а через некоторое время уже самостоятельно режиссировал музыкальные клипы и выступал ассистентом режиссёра в большом кино.
Дебютной работой Бессона стала постапокалиптическая короткометражка «Предпоследний» с тогда ещё малоизвестным Жаном Рено в главной роли. Спустя два года, в 1983-м, на экраны вышла первая полнометражная картина режиссёра, основанная на сюжете «Предпоследнего».
Акира Куросава
Образование: нет
Первый фильм: «Легенда о великом мастере дзюдо», 1943
Лучшие фильмы: «Семь самураев», «Жить», «Расёмон», «Августовская рапсодия»
Главный японский режиссёр XX века ещё в раннем детстве обнаружил у себя талант живописца. Некоторые его работы даже участвовали в выставках, однако поступить в университет Куросава так и не смог. Тогда он устроился ассистентом к известному режиссёру Кадзиро Ямамото и уже через семь лет получил возможность снять свой первый фильм, сценарий к которому написал сам.
В 1950 году режиссёр получил мировое признание после выхода на экраны фильма «Расёмон» по произведениям японского классика Рюноскэ Акутагавы. Картина получила множество наград, в том числе «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Гай Ричи
Образование: нет
Первый фильм: «Трудное дело», 1995
Лучшие фильмы: «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Шерлок Холмс», «Джентльмены»
В школе Гай Ричи посещал режиссёрские курсы, но в колледже он никогда не учился. В самом начале своей карьеры будущий мастер криминальных комедий подрабатывал курьером, попутно занимаясь съёмкой рекламных видео. К 27 годам он успел завоевать репутацию успешного создателя рекламы и музыкальных клипов. Деньги на дебютную короткометражку Ричи нашёл благодаря полезным знакомствам, а первый его хит «Карты, деньги, два ствола» спонсировала жена Стинга, Труди Стайлер.
Все эти примеры доказывают, что профильное образование отнюдь не гарантирует успех в профессии и что не обязательно долгие годы учиться на режиссёрском факультете, если вы не готовы отдавать себя целиком любимому делу. Однако это также не означает, что можно обойтись совсем без теоретических и практических навыков. Благо в наше время существует огромное количество профессиональных курсов и образовательных программ, которые можно спокойно совмещать с основной работой или учёбой.