Кино Музыка
#статьи

Скриптонит выпустил альбом Yeahh, Pt. 2. Это его самая экспериментальная работа

Почти все треки — в разных жанрах.

Кадр: Skryptonite / YouTube

Скриптонит, он же Адиль Жалелов, выпустил новый альбом Yeahh, Pt. 2 — прямое продолжение его прошлогодней работы Yeahh, Pt. 1. В ней Скриптонит нащупал новый вектор творчества — искать свежее звучание буквально в каждом треке, пробовать незнакомые жанры и изменять привычные. В Yeahh, Pt. 2 эти качества умножились на два, ведь многие из 13 треков отличаются друг от друга так, будто их написали разные артисты. Но это касается лишь музыки, а вот в лирике чувствуется рука автора.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Слушать альбом

Адиль хочет пройти музыку до конца

Ещё в 2015 году Скриптонит сказал в интервью изданию «Собака.ру»:

«Битмейкерам — всем тем, кто пишет музыку и ищет семплы, — необходимо перелопатить очень много материала. Я сам проштудировал всё: от джаза 1920-х до этники, рока, блюза, соула — и во всём более или менее разбираюсь. Такое погружение — это та же самая школа, так же, как мы идем в библиотеку, читаем энциклопедии и черпаем знания. Поэтому захотелось мне сделать что-то латинское, я написал „Танцуй сама“ на базе своих знаний».

Рэперы любят понтоваться, это едва ли не основа всего жанра. И в 2015 году слова «во всём более или менее разбираюсь» могли вызвать усмешку. Да, альбом «Дом с нормальными явлениями» был очень разнообразным, но, в конце концов, у Адиля был на тот момент всего один альбом. Это заявление ещё предстояло аргументировать.

Из 2024 года уже очевидно — аргументы есть. Мы писали подробный разбор всего, что Скриптонит выпустил в 2023 году, — а там целых семь альбомов с самым разным звучанием: хип-хоп, инди-поп, трип-хоп, R&B, экспериментальная электроника. Так что, видимо, слова «Я думаю о музыке 24 часа в сутки» тоже правда, ведь Скриптонит не останавливается.

Если не считать сборника Romantic Collection, то последним альбомом Адиля в прошлом году был Yeahh, Pt. 1. И эта запись обозначила начало нового этапа в карьере рэпера.

Незадолго до Yeahh, Pt. 1 Адиль выпустил альбом «Потеплело» своего проекта Gruppa Skryptonite, который с 2019 года ничего не писал в студии, но иногда делал каверы на известные песни. Gruppa Skryptonite — это ни разу не хип-хоп. Вот и в «Потеплело» были очень светлые поп-песни, сыгранные на живых инструментах с минимальным вмешательством компьютера.

Читайте также:

Рэп и 12 его поджанров

Скриптонит специально разделил своё творчество на хип-хоп и поп — у него как бы две личности, которые почти не пересекаются. Выпущенный в том же 2023-м альбом «7» — это жёсткий хип-хоп с восточными семплами и электроникой, и никакой поп-музыки там нет.

А вот Yeahh, Pt. 1 показал другой подход — теперь Скриптониту уже плевать на названия, жанровые условности или любые ярлыки, которые можно повесить на его творчество. Под своим оригинальным ником он записывает гитарный инди-поп или меланхоличные баллады, которые соседствуют с обычным хип-хопом. Скриптонит и Gruppa Skryptonite слились воедино, и теперь перед нами артист, который меняет жанры в каждом треке.

Yeahh, Pt. 2 продолжил линию первой части — Адиль даже обложку не поменял. Зато нашёл много новых звучаний.

Не так как ты хочешь

Семь из 13 треков на Yeahh, Pt. 2 — с приглашёнными исполнителями. Эти треки ещё больше подчёркивают, какой Адиль пластичный музыкант: под его влиянием другие артисты делают то, что они никогда бы не стали записывать, или же он подстраивается сам, но при этом всё равно вносит что-то новое.

Пример первой стратегии — стартовая песня «Не так как ты хочешь», куда заглянул 104 — рэпер из Казахстана, с которым Скриптонит играл ещё в группе Jillzay. От такого дуэта ждёшь трушного рэпа и жёстких бэнгеров, которые можно включить и в клубе, и в машине, как, например, «Цепи», «3 × 3», «Мультибрендовый». Но Адиль делает нечто совершенно противоположное.

Адиль уже приучил слушателей к поп-песням, но обычно они напоминают современный R&B с инди-нотками живых инструментов. «Не так как ты хочешь» — это совсем другое, это трип куда-то в поп-музыку восьмидесятых: винтажные барабаны, малозаметные колыхания синтезатора на фоне и самая заметная примета времени — гламурная пузырчатая бас-гитара. Даже 104 под такую музыку поёт (а не читает), чего ранее за ним не было замечено, а вот Адиль чувствует себя вполне привычно.

Бэйб

Далее «Бэйб» — фит с рэпером Kali и инди-певцом Zoloto. У Адиля и Золота весьма близкий взгляд на поп-музыку, и если поп-песни Скриптонита и похожи на чьи-то, так это на треки Золота. Они даже независимо друг от друга скаверили «Ты не верь слезам» Шуры — их версии (Скриптонит, Zoloto), звучали по-разному, но атмосфера в них была схожей. Кажется, что мы получили поп-песни мечты.

«Бэйб» — это классический хип-хоп-бит с трещотками и гитарные семплы. Но место для поп-великолепия всё равно нашлось — в припеве Золота. Этот фрагмент будто из другой песни, он неожиданно прерывает бит и начинает уносить слушателя куда-то высоко благодаря размашистым синтезаторам и красивому голосу Золота.

TripleX’n

С тех пор как Адиль запел, он стал чаще приглашать R&B-исполнителей. Dose, Tayoka, Andro, Armich — с ними Скриптонит записал инди-R&B с сочетанием битов и живых инструментов.

Трек TripleX’n, записанный с нигерийцем из Москвы Gee Baller, вышел неожиданным и логичным одновременно. Скриптонит с ним уже работал ранее, но их совместный альбом был чисто рэперским, а тут новый для Скрипа стиль — афросвинг. Получилось сочетание хип-хопа и африканских танцевальных ритмов, чья сбивчивость далека от тех ровных битов, которые обычно есть в альбомах Адиля.

Алле

Одна из самых многогранных песен с альбома — «Алле» — совместка с волгоградским дрилл-дуэтом TSB & OPT. Вообще-то Адиль раньше был очень далёк от такой музыки — читал про жизнь обычных людей и их проблемы, тогда как TSB & OPT в своих песнях заглядывают в тёмные и криминальные закоулки. К тому же их рэп гипермаскулинный, читают они очень грубыми и низкими голосами.

От них возникает впечатление некой киношности, будто всё рассказанное — яркая фантазия, что подкрепляют строки вроде «Со мною мои валькирии, мы отправляемся в Асгард» — ну чисто комикс Фрэнка Миллера. А Адиль всегда говорил, что плохо относится к рэперам, которые строят миры, где они самые крутые. Почему же Скрип решил с ними объединиться? Да ещё и не в первый раз — в альбоме TSB & OPT была песня Do It с казахским рэпером.

Вспомним снова идею, которую мы озвучивали, разбирая записи Скриптонита за 2023 год. Адиль — фанат Tricky, одного из создателей трип-хопа, с которым у Скриптонита даже есть трек. Песни англичанина отличает необычное расщепление субъекта действия: мужские реплики могут петь девушки, а женские — сам Трики. Он берёт Black Steel in the Hour of Chaos, классику жёсткого хип-хопа от Public Enemy, и даёт её перепеть Мартине Топли-Бёрд, девушке с ангельским голосом, тем самым превращая политическое послание Public Enemy в декадансный мрак.

Примерно тем же занимается Скриптонит в новых альбомах. Он больше не делит своё творчество на поп, выпущенный под ником Gruppa Skryptonite, и хип-хоп. Исследует он не только новые музыкальные территории, но и уголки собственной личности, где есть место как брутальному, так и романтичному, как мужскому, так и женскому. Ещё в 2015 году, когда Скриптонита спросили в интервью, о чём он пишет песни, он начал ответ так: «Я рассказываю о женщинах — люблю копаться в их психологии».

Так что появление такого гиперболизированно агрессивного дуэта, как TSB & OPT по соседству с «Не так как ты хочешь» и «Я люблю тебя» — это логическое продолжение самокопания автора, который решил дойти до обоих краёв эмоционального спектра. И разнообразие фитов позволяет искать вдохновение, чтобы более естественно давать выход самым разным эмоциям.

Отказали

Поговорим о сольных песнях, ведь там также много экспериментов.

«Отказали» — одна из самых медленных песен Скриптонита. Ударные появляются редко, но они и не важны, ведь есть гудящий бас и синтезаторные подложки. Электронная смесь трип-хопа и даунтемпо неожиданно дополняется гитарным соло, тонущим в слоях эффектов.

Б**

«Б**» — полутораминутная психоделическая интерлюдия с повторяющимся перебором струнных и искажённым пением Скриптонита, в котором невозможно разобрать ни слова, а заканчивается всё как в авангардной пьесе — абстрактными шумами с повышающейся громкостью.

«Нерелевантно», «Я не верю» и «Заново»

Далее идут треки «Нерелевантно», «Я не верю» и «Заново», которые показывают, как Скриптонит любит украшать стандартный компьютерный хип-хоп при помощи живых инструментов, будь то гитара или фортепиано. И если в «Нерелевантно» и «Я не верю» можно услышать классический для Адиля околотрэп, то в «Заново» он впервые пробует джерси-клаб — танцевальный жанр на границе хип-хопа и хауса. Скриптонит сохраняет характерный для джерси неровный паттерн ударных, но меняет под себя мелодические особенности. Обычно джерси-клаб грузят короткими лупами синтезатора, а Скриптонит в несколько слоёв накладывает гитары.

Титры

Трудно понять, что происходит в этом сольном треке: здесь смешаны разные шумы, семплы, и кроме барабанов сложно распознать отдельные инструменты. При этом трек не превращается в вялую кашицу, а имеет специфический грув и весьма качает.

Я люблю тебя

Раннее творчество Скриптонита было сильно привязано к Павлодару — рэпер описывал жизнь обычных пацанов и девчонок из тех районов, где жил сам. Но в наши дни тексты Скриптонита стали более универсальными. Намекая на то, что ему не важно, где жить, Скриптонит говорил:

«Переезжая из города в город, я не чувствую между ними разницы. Я сам по себе не очень общительный и общественный».

При этом изменились только темы, а вот узнаваемая интонация на месте — прямая, честная, иногда она может показаться грубой, но всегда идёт от души. Лексически Скриптонит себе тоже не изменяет: прочитайте тексты, не включая сами песни, и по набору слов вы легко узнаете автора.

Этим жаргоном Адиль не боится всё чаще и чаще писать романтичные песни. Конечно, такие и раньше у него были — «Космос», «Это любовь», но никогда ранее они не звучали так легко и раскрепощённо. В «Это любовь» до признаний нужно продраться через описания «барыг и ментов», а «Космос» — упражнение в том, какие изощрённые метафоры Адиль сможет придумать для девушки.

Песня «Я люблю тебя» такая же простая, как и её название. Захотел признаться в любви и сказал об этом, не напрягаясь. Когда в припеве Скриптонит и Dose поют «Мне этого нельзя говорить вслух», то кажется, что эта фраза обращена не только к любимой, но и ко всем рэперам, которым проще рассказать десяток потрясающих историй про свои деньги, чем раскрыть свой внутренний мир.

Такие же прямые и честные слова об отношениях рассыпаны по всему альбому: «Ты была чистой, как первые мурашки от губ» («Отказали»), «Всё же нам пробовать смысла больше нет, / Не судьба, нам пора» («Заново»), «Ты заполнила всю эту пустоту, бэйб, / Я давно уже большой, но я с тобой расту, бэйб» («Бэйб»).

При этом Адиль не забывает и о том, что всегда было с ним: «Район пахнет как барбекю, / На районе как в раю» («Осенняя пора»).


Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована