Кино
#статьи

«Тогда. Сейчас. Потом»: как усыпить зрителя, не выходя из комнаты

Рассказываем, каким получился новый фильм авторов «Форреста Гампа».

Кадр: фильм «Тогда. Сейчас. Потом» / Miramax Films

12 декабря 2024 года в российских кинотеатрах должна была состояться премьера фильма «Тогда. Сейчас. Потом». Это новая работа Роберта Земекиса — режиссёра «Форреста Гампа», «Изгоя» и трилогии «Назад в будущее». Однако выход ленты перенесли на неопределённый срок по не зависящим от прокатчика обстоятельствам. Посмотреть фильм можно только в интернете: в цифровом формате картина вышла 26 ноября.

За полтора месяца в мировом прокате фильм собрал чуть больше 13,5 миллиона долларов при бюджете в 50 миллионов. Критики тоже не в восторге: от них на сайте Rotten Tomatoes всего 37% положительных рецензий. Разбираемся, так ли всё плохо на самом деле и действительно ли мы наблюдаем творческий упадок некогда выдающегося режиссёра.

Из статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём фильм «Тогда. Сейчас. Потом»

Ещё во время заглавных титров мы понимаем: в ближайшие полтора часа мы будем следить за одним и тем же домом в пространстве и времени. А если точнее — за углом комнаты: зритель оказывается буквально прикован к одной точке на протяжении всего повествования. Именно этот угол, а не персонаж Тома Хэнкса или Робин Райт, стал главным героем нового фильма Роберта Земекиса.

Комната — гостиная в одном из домов в тихом пригороде Нью-Джерси. Сам дом построен на рубеже XIX и XX веков в колониальном стиле, о чём любят напоминать герои фильма, в особенности риелторы. В США «колониальный» дом — это некий знак качества, по аналогии с советскими «сталинками».

Фильм не ограничен событиями столетней давности. Он постоянно переносит зрителя в разные эпохи — в том числе во времена, когда на месте дома стоял глухой лес, в котором жили коренные североамериканцы. Мы даже попадаем в конец мелового периода — аккурат к массовому вымиранию динозавров. Это всего лишь третья минута фильма, а уже здесь начинают закрадываться неловкие мысли: где-то мы всё это уже видели.

На ум сразу приходит сцена из «Адаптации» Спайка Джонса, где герой Николаса Кейджа вопрошает: «Зачем я здесь? Как я сюда попал?» — и зрителя тут же переносят на четыре миллиарда и сорок (по возрасту главного героя) лет назад, когда поверхность Земли была покрыта раскалённой лавой.

Но вернёмся к «Тогда. Сейчас. Потом». За полтора часа мы познакомимся с обитателями этого дома из разных эпох: страстно увлечённым авиацией Джоном и его робкой женой Полин, богемной парочкой из сороковых Лео и Стеллой, а также нашими современниками, семьёй Харрис. Но главные герои фильма — семья Янг. Сразу после окончания Второй мировой войны Эл Янг и его жена Роуз купили этот особняк, который станет их домом на долгие годы.

У Янгов рождается трое детей: Ричард, Элизабет и Джимми. Однажды старший сын Ричард приводит домой свою девушку Маргарет, чтобы познакомить её с родителями. Совсем скоро уже сам 18-летний Ричард неожиданно станет отцом. Молодые люди женятся — из-за плохой погоды свадебная церемония проходит в той же самой гостиной. Сразу после этого Маргарет переезжает к Янгам.

Кадр: фильм «Тогда. Сейчас. Потом» / Miramax Films

Здесь и начинаются основные события фильма. Герои радуются жизни, мечтают, ссорятся, переживают утраты — и всё это в одном помещении. Проблема лишь в том, что все повороты сюжета видно за версту, а диалоги в ленте интересны не более, чем чужие кухонные разговоры.

На каком произведении основана картина

В основу сценария лёг графический роман Ричарда Макгуайра «Здесь», выпущенный в 2014 году. Он, в свою очередь, основан на одноимённом шестистраничном комиксе 1989 года.

Из литературного первоисточника лента позаимствовала многое — и основные сюжетные ходы, и визуальный стиль. Во время переходов между временными линиями экран оказывается разделён на несколько маленьких окошек. В каждом из них — важная для повествования деталь интерьера или элемент окружения. Так, в одной сцене мы следим за жизнерадостной обитательницей дома, которая убирает гостиную винтажным пылесосом, а уже в следующем кадре на этом месте появляется навороченный робот-пылесос.

Изображение: Ричард Макгуайр. Здесь. Corpus, 2015

То, что в книжном варианте можно внимательно изучить без спешки, не всегда считывается в киноформате, да и выглядит порой неуместно. Эксперименты с формой похвальны, но на деле оказываются лишь занятным аттракционом, который призван связать разрозненные фрагменты повествования.

Кстати, в оригинале фильм называется так же, как и графический роман, — «Здесь» (англ. Here). Русскоязычное название «Тогда. Сейчас. Потом» кажется отчаянной попыткой российских прокатчиков придать фильму глубину, которой в нём никогда и не было.

Как эффект зловещей долины портит впечатление от фильма

Нельзя пройти мимо того, что связано с актёрской игрой и кастингом. На бумаге всё идеально: маститый режиссёр Роберт Земекис вновь объединился с не менее маститым сценаристом Эриком Ротом, с которым они вместе работали над «Форрестом Гампом». К слову, обоим фильм принёс по золотой статуэтке. На главные роли позвали звёзд из того же оскароносного фильма — Тома Хэнкса и Робин Райт. На второстепенных ролях Пол Беттани и Келли Райлли. К сожалению, столкновения с жестокой реальностью этот креативный ансамбль не выдержал.

За что мы любим камерные фильмы, действие которых происходит в одном помещении? Они наполнены интересными диалогами и отличаются выдающейся игрой: выразительной мимикой, тончайшими колебаниями голоса; актёры могут одной левой бровью показать сразу несколько противоречивых эмоций (привет, Колин Фаррелл!). Но что же делают создатели «Тогда. Сейчас. Потом»? Они стреляют себе в ногу и лишают картину единственной возможности увлечь зрителя.

Для омоложения главных героев использован генеративный ИИ, разработанный американской компанией Metaphysic, — проще говоря, дипфейк. Особенность технологии Metaphysic Live в том, что она позволяет омолаживать лица актёров в реальном времени, а не на постпродакшене. Технология может стать хорошим подспорьем для киноделов: больше не придётся нанимать актёров для «молодых» версий персонажей. Вместо этого достаточно «надеть» омолаживающую маску на уже нанятого актёра.

Вот только сама технология безнадёжно сыра и пока непригодна для использования в большом кино. Предыдущие попытки омоложения возрастных актёров раз за разом проваливались — достаточно вспомнить «Ирландца» Мартина Скорсезе или последнего «Индиану Джонса». Искусственно помолодевшие Роберт Де Ниро и Харрисон Форд не рождали положительных эмоций — напротив, появлялся эффект «зловещей долины». Однако кинодеятели всё равно продолжают испытывать зрителей на восприимчивость к этому феномену.

Герои Тома Хэнкса и Робин Райт регулярно смотрят куда-то не туда, их лица съезжают, а брови ползут вверх при резких движениях. Всё это вырывает зрителя из повествования и не даёт по-настоящему сопереживать героям. Бесспорно талантливые актёры словно и сами осознают технические ограничения — оттого в их арсенале не осталось других приёмов, кроме неловких многозначительных улыбок и резких криков.

Кадр: фильм «Тогда. Сейчас. Потом» / Miramax Films

Многие критики ругают фильм за приторность и попытку растрогать зрителя наиболее примитивными способами: через внезапную кончину одного из героев или напускную романтику. Однако мало кто обращает внимание на слона в комнате — точнее, в гостиной. Уровень используемых в ленте технических средств не соответствует задумке. Постоянные глитчи, чрезмерная глянцевость картинки и низкое качество визуальных эффектов мешают погрузиться в мир фильма. Вместо желаемой камерности на экране мы видим лишь бутафорию, и это напрочь убивает желание следить за историей Янгов и их семейным гнёздышком.

Стоит ли смотреть «Тогда. Сейчас. Потом»

Несмотря на всё вышесказанное, картина не так безнадёжна и даже способна растрогать ближе к финалу. Её главная мысль заслуживает внимания: создатели фильма размышляют о неумолимости времени и о том, что никогда не поздно следовать за своей мечтой. Лента также показывает, как важна для любого человека точка опоры в виде семьи и дома. Такие темы универсальны и понятны практически каждому зрителю.

Кадр: фильм «Тогда. Сейчас. Потом» / Miramax Films

Вот только те же мысли гораздо искуснее представлены в десятке, если не сотне других картин. Про привязанность к дому, пронесённую через столетия, убедительнее и лаконичнее рассказывает «История призрака». О семейных узах достаточно терпеливому зрителю будет интереснее узнавать из «Древа жизни» Терренса Малика. Ну а если хочется посмотреть кино про любовь, мечту и искренность, то лучше в который раз включить «Форреста Гампа» — благо на экране будут ждать те же лица, молодые и ещё не затронутые дипфейками.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована