Кино
#статьи

Какой актёр Николас Кейдж

И как смотреть его фильмы.

Кадр: фильм «Герой наших снов» / A24 / Square Peg

Николасу Кейджу — 60. Отмечаем юбилей одного из величайших актёров всех времён (да-да, мы так считаем) и разбираем фильмы с его участием. Те, которые нравятся нам, а также те, которые нравятся самому Кейджу.

Из этой статьи вы узнаете:


Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как к Кейджу пришёл первый успех

Николас Ким Коппола начинал карьеру в фильмах своего легендарного дяди Фрэнсиса Форда Копполы. Чтобы дистанцироваться от именитой династии и доказать, что он сам по себе чего-то стоит, Николас взял псевдоним — об этом он часто рассказывает в интервью.

Правда, ещё до дядюшки актёр успел сняться в эпизодической роли в комедии «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай» (1982). А в 1983 году Кейдж получил свою первую главную роль. Это была картина Марты Кулидж «Девушка из долины» — современная ромком-версия Ромео и Джульетты. Там Кейдж играет эксцентричного панка Рэнди, влюблённого в гламурную и немного легкомысленную девушку Джули, друзьям которой фриковатый парень совсем не нравится. Фильм сразу получил положительные отклики, а сегодня это уже нетленная классика.

Следующие годы Кейдж снимался у Копполы. «Бойцовая рыбка», «Клуб „Коттон“» и «Пегги Сью вышла замуж» — роли в дядиных фильмах позволили зрителям, критикам и другим режиссёрам узнать, кто же такой Николас Кейдж. Алан Паркер пригласил его в свою «Птаху» (1984), и хотя у Кейджа по сути роль второго плана, он погрузился в неё с головой и потрохами: сильно похудел и вырвал два передних зуба без наркоза. Так он старался стать ближе к своему персонажу — травмированному войной сержанту.

В 1987 году выстреливает «Власть луны» — мелодрама Нормана Джуисона, выигравшая «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля и три премии «Оскар». Николас же получил свою первую номинацию на «Золотой глобус» за роль чудаковатого пекаря Ронни.

Как Николас Кейдж искал себя

Успех позволил Кейджу почувствовать уверенность в себе. В конце восьмидесятых он находит себя в ряде картин, которые многие обходят стороной и считают спадом в его карьере. В 1988 году выходит «Поцелуй вампира», запомнившийся карикатурными сценами и подаривший нам интернет-мемы.

Это, конечно, никакой не провал. Николас Кейдж сознательно пробует новый метод работы — не по Станиславскому, а сюрреалистичный, нарочито выпадающий из повествования. Именно на такой игре сегодня ловит хайп Антон Лапенко. Ну а тогда образ Питера Ло, который постепенно сходит с ума, был чем-то неожиданным для киноиндустрии. Видимо, именно это и зацепило Дэвида Линча, который позвал Кейджа на главную роль в драму «Дикие сердцем». Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах, но, как и «Поцелуй вампира», не понравился зрителям.

В начале 1990-х некоторые работы Кейджа и вовсе не попали в широкий прокат — так, например, было с фильмом «Зандали». В 1995 году выходит «Покидая Лас-Вегас» — психологическая драма, подарившая Кейджу «Оскар» за главную мужскую роль.

Актёр опять полностью погружается в своего героя. На сей раз он — хронический алкоголик, у которого случается пронзительная любовь с проституткой. Глубине их экранных чувств и переживаний позавидовал бы сам Достоевский.

Как Николас Кейдж стал звездой блокбастеров

И вот 1996-й, а затем и 1997-й. Теперь оскароносный Николас Кейдж — главная звезда экшен-новинок. Сначала он снимается в «Скале» Майкла Бэя, и его экранный дуэт с Шоном Коннери приходится по сердцу и критикам, и широкому зрителю.

Затем выходят «Без лица» и «Воздушная тюрьма», за ними следуют ещё несколько коммерчески успешных фильмов.

На рубеже веков Кейдж ненадолго возвращается к экспериментам. Так, в 2002 году свет увидела «Адаптация» Спайка Джонса — сложная история о творческом кризисе, в которой Кейдж играет сразу двух братьев-сценаристов. За роли братьев Кауфман он был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». Но всё равно большинство финансово успешных фильмов Кейджа — приключенческие боевики.

Как Николас Кейдж стал фриком

«Мы теряем его!» — хочется воскликнуть, наблюдая череду вылизанных персонажей, сыгранных героем нашего материала в последующие 15 лет. Франшиза «Сокровище нации», ремейк «Плетёного человека», чисто зрелищные аттракционы «Знамение» и «Ученик чародея» — Кейдж брался исключительно за роли, к которым невозможно прикладывать его дар гротеска и абсурдизма. А ведь именно за них мы так любим его ранние работы.

Выделяется из этого мракобесия только «Призрачный гонщик» — супергеройский фильм о бессмертном байкере, который вынужден служить тёмным силам. Возможно, это амплуа — единственное, что удержало интерес зрителя к актёру в тот период. Ведь образ горящего скелета на мотоцикле вполне вписывался в привычную и любимую эксцентрику.

Кадр: фильм «Призрачный гонщик» / Columbia Pictures / Marvel Entertainment

Полтора десятилетия проходных картин в сочетании со зрительской ностальгией по старому доброму кино прошлого века создали Николасу Кейджу имидж фрика. Поколение зумеров знает его больше по вирусным видео, чем по ролям. Всё это привело нас к точке, в которой мы и находимся сейчас, — ренессансу актёра. Кейдж наконец устал быть мемом. Мы были уверены, что это произойдёт, но, дорогой Николас, положа руку на сердце — ожидание сильно затянулось.

Возвращение Николаса Кейджа

То, что Кейдж вернулся, первыми заметили любители хорроров. В его ранней фильмографии мы уже встречали картины в этом жанре, хоть и немного. А в 2017-м вышли «Безумные родители» — комедийный фильм ужасов Брайана Тейлора, получивший положительные оценки критиков. В следующем году выстреливает кинокартина «Мэнди», сценаристом и режиссёром которой стал Панос Косматос. Наконец на экране тот самый Кейдж — безумный, пугающий, абсурдный; он вызывает крышесносный восторг своей искренностью. От психоделического хаоса на экране просто не оторваться.

Кадр: фильм «Мэнди» / SpectreVision / Umedia

В этом же ключе сняты «Цвет из иных миров», «Узники страны призраков» и «Ренфилд». Эти фильмы шокируют и затягивают — в первую очередь, благодаря актёрской работе Кейджа. Но в наше время эпичными хоррорами никого не удивишь — и Кейдж понимает это как никто иной. Он обращается к сложным комплексным ролям — в картинах «Свинья», «Невыносимая тяжесть огромного таланта» и «Схватка с дьяволом».

Чем в следующий раз удивит нас гений хаоса, узнаем уже в ближайшем будущем. Мы готовы ко всему. Кроме заявлений о прекращении карьеры.

Посмотреть и полюбить Кейджа

Из богатой фильмографии актёра сложно выделить показательные или лучшие работы. Было бы проще выбрать провальные или те, что получили низкие оценки, — таким был, например, «Плетёный человек», который возглавил список худших фильмов всех времён по версии Times. Но мы не ищем лёгких путей и всё-таки расскажем, какие фильмы Кейджа — must see. Для нашей подборки мы отобрали картины по трём критериям:

  • они важны для самого Николаса Кейджа;
  • они получили положительные оценки экспертов;
  • они позволяют понять многое, если не всё, о том, какое место в киноиндустрии Кейдж занимает сегодня.

Выбор Кейджа


Сам Николас Кейдж выделяет в своей фильмографии серьёзные работы, которые раскрывают его талант драматического актёра.

Покидая Лас-Вегас

Дата выхода: 15 сентября 1995 года

Жанр: драма

Режиссёр: Майк Фиггис

Фильм, который подарил Николасу Кейджу «Оскар», BAFTA и «Золотой глобус». Актёр играет голливудского сценариста-алкоголика, который стремится свести счёты с жизнью. Только зрителю решать, о чём эта история — о страстной, но безнадёжной любви или же о трагедии одиночества.

Воскрешая мертвецов

Дата выхода: 22 октября 1999 года

Жанр: драма, триллер

Режиссёр: Мартин Скорсезе

Герой Кейджа — депрессивный парамедик, который называет себя «уборщиком скорби». Его болезненная связь с загробным миром причиняет страдания всем, но в особенности — самому бедняге, который не может позволить себе покинуть пост и день за днём мечется по городу в машине скорой помощи.

Свинья

Дата выхода: 16 июля 2021 года

Жанр: драма

Режиссёр: Майкл Сарноски

Тяжёлый фильм об ужасах капиталистической системы, которые раскрываются через историю известного шеф-повара. Он уходит отшельничать в леса, а компанию ему составляет свинья. Однажды верная подруга исчезает: её похищают конкуренты из прошлой жизни героя, и теперь ему придётся с ними разобраться. Кейдж исполнил главную роль, а ещё стал продюсером картины.

Святая троица блокбастеров


Так обычно называют три фильма Николаса Кейджа, которые наиболее точно характеризуют его как актёра массового кино. В этой троице — только боевики.

Скала

Дата выхода: 3 июня 1996 года

Жанр: боевик, приключения

Режиссёр: Майкл Бэй

Звёздный состав, включающий Шона Коннери, Николаса Кейджа и Эда Харриса, относительно банальный сценарий (в написании которого поучаствовал сам Тарантино), натурные съёмки в Алькатрасе — этот фильм никого не оставляет равнодушным. А дуэт Коннери и Кейджа был отмечен премией MTV Movie Awards.

Без лица

Дата выхода: 19 июня 1997 года

Жанр: боевик, триллер, фантастика

Режиссёр: Джон Ву

Сам Кейдж видит этот фильм не только как яркий боевик, но и как независимую картину, которая направила его фильмографию в сторону артхауса. Огненный актёрский тандем Николаса Кейджа и Джона Траволты, которым, помимо собственных персонажей, приходится играть друг друга, превращает захватывающий экшен ещё и в энциклопедию актёрской игры.

Воздушная тюрьма

Дата выхода: 2 июня 1997 года

Жанр: боевик, триллер, криминал

Режиссёр: Саймон Уэст

Фильм получил огромное число смешанных отзывов, а также «Золотую малину» в специальной категории «Безрассудное отношение к человеческой жизни и общественной собственности». Кейдж идеально вписывается в подобную фабулу: здесь он играет отставного рейнджера, который угоняет самолёт, полный опасных преступников.

Новый Николас Кейдж

Сегодня Кейдж всё чаще снимается в привлекательных фестивальных и независимых картинах. Мы скрестили пальцы и надеемся, что кризис третьесортных работ позади, а от стыдных и странных (таким было, например, камео во «Флэше», отдающее дань несостоявшемуся фильму Тима Бёртона о Супермене) останутся лишь интернет-мемы и эпизоды.

Как же сегодня режиссёры распоряжаются талантом Кейджа?

Невыносимая тяжесть огромного таланта

Дата выхода: 12 марта 2022 года

Жанр: боевик, комедия, криминал

Режиссёр: Том Гормикэн

Создатели этого апогея абсурда предлагают посмотреть на Николаса Кейджа, который играет… Николаса Кейджа. Не претендуя на точность и автобиографичность, сюжет рассказывает историю кризиса актёра, вынуждающего героя ввязаться в не самый престижный проект — стать гостем на дне рождения богатенького фаната. Фанат оказывается главой наркокартеля (да ещё и в исполнении Педро Паскаля). И особенно увлекательно при просмотре вычислять все отсылки на прошлые роли Кейджа, которых здесь немало.

Ренфилд

Дата выхода: 30 марта 2023 года

Жанр: комедия, ужасы, боевик, криминал

Режиссёр: Крис МакКей

Комедийный хоррор по мотивам «Дракулы». Главное произведение Брэма Стокера при ближайшем рассмотрении оказывается трагедией созависимых отношений, из которых будто и нет выхода. Кейдж в роли Дракулы прекрасно вписывается в образ деспотичного хозяина. А иногда он до безумия похож на Дракулу Белы Лугоши из фильма 1931 года, прямым сиквелом которого и стал «Ренфилд».

Герой наших снов

Дата выхода: 9 сентября 2023 года

Жанр: драма, комедия, фантастика

Режиссёр: Кристоффер Боргли

Сюрреалистическая сатира от студии А24 рассказывает историю профессора биологии, который вмиг становится мировой знаменитостью: он приходит к людям во снах. Прежде герой тонул в рутине, а теперь оказывается резко выдернутым из неё. То он погружается в чужие сны и становится проводником для подсознания, то играет в новые для него медийные игры. А24, как всегда, достигает успеха в своей «странности», а Николас Кейдж просто создан для таких проектов.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована